Главные вкладки

    Статья "Первые шаги в мир Музыки"
    статья (младшая группа)

    Цуканова Людмила Викторовна

    Статья раскрывает особенности музыкального воспитания детей раннего возраста в ГДОУ.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon pervye_shagi_v_mir_muzyki_statya.doc51.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Первые шаги в мир Музыки.

    Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры и вкуса необходимо прививать, начиная с раннего возраста. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполняемо впоследствии.

          Г. А. Струве справедливо утверждает: «… Чем раньше мы займёмся музыкальным воспитанием детей, тем более ощутимые результаты получим. На роковой вопрос, всех нас очень волнующий: когда именно начинать учить ребёнка музыке… безоговорочно и определённо: чем раньше, тем лучше!»

          Музыка – это первый вид искусства, с которым человек сталкивается в жизни. Воспринимать музыку ребёнок начинает ещё до своего рождения (в период внутриутробного развития). В раннем возрасте начинает закладываться и формироваться интерес к музыке. Основной целью музыкального воспитания в раннем возрасте является развитие элементарной музыкально-художественной деятельности (певческих и танцевальных навыков), а также приобщение детей к музыкальному искусству.

    Приобщение к музыке является одним из самых интересных и радостных занятий в жизни ребёнка. Так как музыкальное искусство связано со многими сферами человеческой деятельности, учиться можно не только музыке, но и через музыку, особенно в раннем возрасте. Наблюдения специалистов и специально-организованные научные исследования показывают, что ребёнок с самого раннего детства должен дозированно слушать музыку. При этом дети быстрее овладевают речью, становятся более подвижными и активными в общении.

    Научно доказано и подтверждено, что развитие музыкальных способностей оказывает непосредственное влияние на общее развитие ребёнка: развивается эмоциональная сфера, воображение, мышление, память. Музыкальные занятия благотворно влияют на психоэмоциональное состояние малыша. Именно в период дошкольного детства возможно сформировать и заложить фундамент для благоприятного развития музыкального вкуса – одного из важнейших аспектов эстетического воспитания.

          На формирование и развитие музыкального вкуса человека влияет музыка, которая окружает его в социуме. Именно от того, какая музыка звучит в повседневной жизни ребёнка в детском саду и дома, зависит дальнейшее становление его музыкального вкуса.

          В последние годы заметно возросла потребность в эффективных методиках воспитания детей раннего возраста. Это связано с пониманием самоценности периода раннего детства для дальнейшего развития и становления личности.

          Известно, какое значение В.М. Бехтерев придавал музыке, считая, что с её помощью «можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребёнка, умерить слишком возбуждённые темпераменты и растормозить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения».

          Первая младшая группа - это первая ступенька в жизни дошкольников. Ни для кого не секрет, что этот период - один из самых сложных не только для ребёнка, но и для его родителей, а также педагогов. Именно на третьем году жизни детей чаще всего приводят в детский сад. Для некоторых малышей период адаптации к жизни в новых условиях происходит напряженно и весьма болезненно. Поэтому одним из самых главных условий для благополучной адаптации ребёнка в ГДОУ является создание атмосферы психологического комфорта. От того, насколько правильно будет организовано музыкальное воспитание детей 2-3лет, насколько малышам будет комфортно на музыкальных занятиях в период адаптации к детскому саду, зависит дальнейшее развитие их музыкальных и творческих способностей, их эмоциональное состояние.

          Вызвать у ребёнка в этот период радостные эмоции, интерес и любовь к музыке значительно важнее, чем обучить его каким-либо стандартным движениям и элементарным песенным навыкам. Главной задачей музыкального руководителя на этот период является установление эмоционального контакта с ребёнком. Если её грамотно и своевременно решить, то к концу года можно вкусить плоды своего творческого труда: дети будут не только петь и танцевать, они ещё и своих родителей этому научат.

          Музыкальное занятие в 1-й младшей группе длится всего 10 минут. Как же правильно и продуктивно использовать это время? Очень просто. Непрерывно играя с детьми и ни в коем случае не поучая их с высоты своего профессионального опыта. Ведь любой ребёнок, как музыкальный инструмент - может исполнять шедевры, нужно только помочь ему настроиться, раскрыть его способности, зажечь в нём первую искорку творчества.

          Основополагающей деятельностью в дошкольном возрасте является игра. Необычная форма проведения занятия, тщательно отобранный музыкальный материал, увлекательные игры, яркий наглядный материал и, конечно же, хорошее настроение педагогов - это те факторы, которые помогут малышам познакомиться с удивительным миром музыки, принять его и творчески развиться в данной области.

          При планировании и организации взаимодействия с детьми во время музыкальной деятельности, прежде всего, необходимо учитывать возрастные особенности детей. Ребёнок третьего года жизни инициативен в общении со взрослыми и детьми, подражает их действиям, активно проявляет интерес к окружающему. Развитие малыша в этом возрасте происходит в основном через общение. Ребёнок удерживает внимание 7-8 минут. Ведущей функцией в этом возрасте является восприятие. Поэтому важно уделять внимание развитию элементарного музыкально-эстетического восприятия, а также развитию эмоциональной отзывчивости на музыку.

          Задачи музыкального воспитания детей раннего возраста заключаются в следующем:

    -вызывать у детей радость, положительные эмоции, побуждать их к активности во время элементарной музыкальной деятельности;

    -прививать интерес и любовь к музыке, развивать музыкальную восприимчивость (эмоциональную отзывчивость на музыку, музыкальный слух, музыкальную память, чувство ритма), а также музыкальную активность ребёнка (формировать навык и умение проявлять себя в пении, связывать с музыкой игры и пляски).

          Интеграция различных видов деятельности, использование игровых мотиваций и разнообразных сюрпризных моментов способствуют повышению эмоциональной активности малышей и формированию положительного настроя во время музыкальных занятий.

          При организации музыкальной деятельности с малышами особое внимание уделяется созданию обстановки, в которой дети чувствуют себя комфортно. Музыкальный руководитель в ходе занятий не принуждает детей к выполнению желаемых действий, а старается заинтересовать каждого ребёнка таким образом, чтобы он сам захотел принять участие в совместной деятельности. Большое внимание уделяется подбору музыкального материала для детей раннего возраста. Музыка должна быть яркой, художественной, простой и легко запоминающейся. Тематическое содержание (слова песен, речь персонажей) должно быть интересным и понятным детям.

          Несмотря на то, что занятия должны быть информационно и эмоционально насыщены, детская психика ни в коем случае не должна перегружаться. Персонажей не должно быть много, они должны быть знакомы малышам. Чтобы не напугать малышей, лучше использовать персонажей кукольного театра или мягкую игрушку. Длительность музыкального занятия не должна превышать 8-10 мнут. Занятия необходимо проводить в игровой форме.

          Дети раннего возраста психически легко возбудимы и довольно быстро утомляются, поэтому очень важно продумать такую организацию занятий, которая предусматривает смену видов деятельности. Все этапы занятия объединяются общим игровым сюжетом, который становится основой развития различных видов детской деятельности.

          В раннем возрасте нет чёткого разделения видов музыкальной деятельности. Слушая музыку, дети хлопают в ладоши, выполняют разные движения подражательного характера, пение также сопровождается элементарными движениями, раскрывающими сюжет песни.

          Петь дети начинают не сразу, кто-то молчит, кто-то подпевает, во время пения развивается навык слушания и восприятия музыки. Способность к пению проявляется с двух лет. Современные исследования показали, что регистровые различия в голосах имеются от природы, различить их можно уже в криках новорожденных. Дошкольники не обладают ладовым чувством, имеют небольшой голосовой диапазон и ограниченную силу звука. В раннем возрасте вокальные органы только начинают формироваться, поэтому педагог должен в первую очередь руководствоваться главным принципом «Не навреди!»      

          Методика разучивания песенок с детьми раннего возраста должна быть, прежде всего, игровая, вызывающая положительный эмоциональный отклик, песенки необходимо разучивать в удобной тональности, умеренном темпе, они должны быть предельно просты (мелодически и ритмически) и понятны детям. Овладеть песенными навыками детям помогают дыхательные упражнения без звука и звуковые дыхательные упражнения. Дыхательные упражнения также способствуют оздоровлению дыхательной системы, насыщают ткани кислородом, укрепляют нервную систему, но ими нельзя чрезмерно увлекаться, особенно в раннем возрасте. Много интересных игровых упражнений на дыхание для малышей можно найти в методическом пособии
    М.Ю. Картушиной «Вокально-хоровая работа в детском саду».

          Голосовые связки дошкольников очень хрупкие. Не нужно заставлять детей петь громко, тем более кричать. Перед пением желательно «Разогреть голосок - выполнить дыхательное или артикуляционное упражнение, показать свой язычок, («У кого длиннее?»). Интерес у детей вызывают также фонопедические упражнения и приёмы с использованием ритмодекламации. Такие игры длятся всего полминутки, но сколько радости и пользы для здоровья они приносят малышам!

          В последнее время увеличилось количество детей с неправильной осанкой. Упражнения на укрепление мышц спины и шеи - отличное профилактическое средство. Но выполнять упражнения скучно даже взрослым, не то, что малышам. В данной ситуации на помощь приходят разнообразные музыкальные игры: подвижные, ритмические, речевые со звучащими жестами и шумовыми инструментами, игры-инсценировки с элементами импровизации.

          Хорошо организованная работа (взаимодействие) музыкального руководителя и воспитателя позволяет включать в процесс музыкального занятия не только обязательные виды деятельности, но и оздоровительные упражнения. Как нравится детям не просто спеть весёлую потешку, но и поиграть в это время пальчиками, постучать ладошками по спинке друг друга.

          Игровые музыкально-двигательные упражнения для детей раннего возраста имеют особенную значимость и являются не только универсальным средством всестороннего развития ребёнка, но и незаменимым инструментом эмоционального взаимодействия детей и взрослых. Поэтому очень важно тщательно подбирать музыкальные игры и пляски для малышей, которые особенно чувствительны к темпоритму музыки.

          Основным методом музыкально-ритмического воспитания детей раннего возраста является- «вовлекающий показ», поэтому педагог должен обратить на выразительность исполнения танцевальных композиций для малышей. Хочется обратить внимание читателей на программу по музыкально-ритмическому воспитанию детей 2-3лет «Топ-хлоп, малыши!» (авторы Сауко Т.Н., Буренина А.И.). Программа представляет собой систему музыкально-ритмического воспитания детей 2-3лет, в основе которой лежит использование игровых музыкально-ритмических упражнений в течение всего года. Специально подобранные упражнения, пляски и игры для малышей объединены в циклы по принципу возрастания сложности и разнообразия движений, где чередуются упражнения на различные группы мышц, напряжение и расслабление, развитие мелкой моторики и т.д.

          Репертуар, составляющий основу пособия «Топ-хлоп, малыши!» хорошо известен опытным педагогам, и несмотря, на свою известность, остаётся актуальным и по сей день. Эффективность этой программы заключается в том, что в ней собраны воедино игровые упражнения, систематизированные в строгой методической последовательности и адаптированные для работы с детьми 2-3лет.

          В современном мире существует множество методической литературы и пособий по проведению музыкальных занятий с детьми раннего возраста. Задача музыкального руководителя выбрать что-то близкое своей душе, то, чем можно поделиться с маленьким человеком, стоящим на пороге музыкального зала и готового сделать свои первые шаги в неизвестный пока для него мир Музыки. Счастье композитора - услышать свою музыку со сцены, счастье музыкального руководителя – когда дети сами поют полюбившуюся песню или начинают танцевать, когда слышат знакомую музыку.

          Миссия музыкального руководителя заключается в том, чтобы ребёнок, став взрослым человеком и пройдя немалую часть жизненного пути, среди шума грохочущего города и всепоглощающей суеты не утратил способности радоваться, услышав звуки Моцарта, а возвращаясь домой, напевал детям на ночь прекрасную колыбельную своего детства и иногда с улыбкой вспоминал свои первые шаги в прекрасный мир Музыки.

    Список используемой литературы:

    Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. «Теория и методика музыкального воспитания в детском саду». -учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Дошкольная педагогика и психология». М.: Просвещение, 1983.

    Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. «Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста». С-Пб, 2010.

    Бабинова Н.В., Мельцина И.В. «Музыкальные занятия с детьми раннего возраста». С-Пб «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.

    Сауко Т.Н., Буренина А.И. «Топ-хлоп, малыши!». С-Пб, 2001.

    Картушина М.Ю. «Вокально-хоровая работа в детском саду». М.: «Издательство «Скрипторий 2003», 2013.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Первые шаги к музыке.

    Рекомендации  для родителей вновь поступающих детей....

    Проект "Вместе весело шагать по просторам!" - образовательная область "Художественно-эстетическое развитие. Музыка"

    Проект для детей старшей и подготовительной к школе группе. Образовательная область "Художественно-эстетическое развитие. Музыка"....

    Рекомендации для родителей "Первые шаги к музыке"

    Полезные советы родителям, как открыть детям дверь в прекрасный мир музыки, сделать первые шаги в храм искусства, где звучит музыка, где музыку исполняют настоящие музыканты....

    Родительское собрание "Любовь к ребенку в пяти шагах ", "Зож и Музыка"

    Цели:-сплочение родительского коллектива;-выработка коллективных решений и единых требований к воспитанию детей;-пропаганда здорового образа жизни;Оборудование: интерактивное оборудование, мульти...

    Информация для родителей "Первые шаги в музыку"

    Консультация для родителей о музыкальном воспитании ребенка на занятиях...

    Дружно шагаем в мир музыки!

    Современные формы работы с родителями по музыкальному воспитанию...

    Первые шаги в мире музыки

    Советы для родителей по вопросам музыкального развития ребенка с младенческого возраста....