Статья:
Статья «Влияние средств массовой информации на развитие речи детей дошкольного возраста»

Яблокова Елена Владимировна

        В настоящее время все большее влияние на развитие дошкольника, в том числе и речевое, оказывают СМИ. Телевидение и компьютеризация являются самым массовым и доступным средством информации, активно влияющим на речь детей, начиная с раннего возраста.

     Для современного ребёнка, погруженного в медиасреду, СМИ (представленные, прежде всего, мультфильмами и рекламой) стало важной составляющей его жизнедеятельности и значимым компонентом базовых его знаний и представлений. Дошкольник, воспринимая морально-нравственные нормы и ценностные установки, усваивает модели поведения, транслируемые посредством мультфильмов и рекламы, что отражается на специфике формирования детской языковой личности. Дети активно копируют речевые характеристики мультипликационных и рекламных персонажей, осваивают стилистику рекламных сообщений. Подобное заимствование поведенческих и речевых моделей медийных персонажей при интенсивном взаимодействии с медиапродукцией нередко способствует подмене реальной картины мира виртуальной, чтоведет к формированию фрагментарного мышления, а  так же препятствует нормальному протеканию процессов социализации. Данная ситуация мешает активному вхождению дошкольника в социум и овладению продуктивными коммуникативными моделями, нарушая естественный ход его социальной адаптации в обществе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx123.4 КБ

Предварительный просмотр:

 Статья «Влияние средств массовой информации на развитие речи детей дошкольного возраста»

Своевременное и правильное формирование речи ребёнка является важнейшим условием его полноценного психического развития. Именно в дошкольном возрасте речь ребенка наиболее уязвима, и под воздействием ряда неблагоприятных факторов может нарушаться и в дальнейшем иметь патологическое развитие.

Для появления и правильного развития речи ребенку необходима речевая среда. Имея даже достаточно развитый речевой аппарат, сформированный мозг, хороший слух, ребенок без речевого окружения никогда не заговорит. Именно от окружающих ребёнок перенимает структуру речи и ее характерные особенности.

Влияние на язык ребенка может быть и положительное и отрицательное. Культура речи детей неразрывно связана с культурой речи окружающих его людей. Поэтому речи взрослых должны быть присущи абсолютная грамотность, четкость, выразительность, точность и правильность словесных обозначений.

В последние годы и родители, и педагоги все больше жалуются на задержки речевого развития – дети позже начинают говорить, их речь бедна и примитивна. Они с трудом подбирают слова, чтоб выразить свою мысль, часто заменяя их словами «паразитами».

Одной из причин данных изменений является возросшая в последнее время популярность телевидения, компьютерных игр, приставок, различных гаджетов.

Современный дошкольник, воспринимая морально-нравственные нормы и ценностные установки, усваивает модели поведения, транслируемые посредством мультфильмов и рекламы, что, в свою очередь, отражается на специфике формирования детской личности в целом и языковой в частности. Так, дети дошкольного возраста активно копирует речевые характеристики мультипликационных и рекламных персонажей, осваивает стилистику рекламных сообщений. Подобное заимствование  ребёнком поведенческих и речевых моделей медийных персонажей при интенсивном взаимодействии с медиапродукцией нередко способствует подмене реальной картины мира виртуальной, что, с одной стороны, ведет к формированию фрагментарного мышления, а с другой – препятствует нормальному протеканию процессов социализации. Данный фактор мешает активному вхождению дошкольников в социум и овладению ими продуктивными коммуникативными моделями, нарушая естественный ход его социальной адаптации в обществе.

 «Равноправие» детей в использовании СМИ не только не подготавливает их к будущей самостоятельной жизни, но крадет у них детство, мешает сделать важнейшие шаги в личностном развитии.

Поскольку информационная среда в современном обществе является одним из ключевых ресурсов развития ребенка, а СМИ становится одним из важнейших институтов социализации нового поколения наряду с институтом семьи и школы, проблема обеспечения информационной безопасности требует более пристального внимания общества.

Проектирование и создание современных телевизионных передач для детей требует тщательного прогнозирования краткосрочных и долгосрочных эффектов их воздействия на психическое развитие ребенка, анализа особенностей коммуникации в рамках взаимодействия «ребенок - телеведущий (телегерой)».

Критерием информационно-психологической безопасности СМИ для детского аудитории является создание оптимальных психологических условий её личностного и умственного развития.

C:\Documents and Settings\я\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.Word\239714c6ccc4_iStock_000016016075Large-min.jpg