Статья: "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей старшего возраста"
статья (старшая группа)

Аннотация: В статье, рассматриваются особенности развития речи у детей старшего дошкольного возраста. Описывается опыт работы по развитию речи средствами устного народного творчества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.23 КБ

Предварительный просмотр:

ВЛИЯНИЕ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Лесняк Оксана Николаевна, воспитатель

Аннотация: В статье рассматриваются особенности развития речи у детей старшего дошкольного возраста. Описывается опыт работы по развитию речи средствами устного народного творчества.

Ключевые слова: развитие речи, дошкольный возраст, дети старшего дошкольного возраста, речь, развитие, устное народное творчество, фольклор.

Проблема развития речи дошкольников, а также создание условий, влияющих на эффективность этого процесса, занимает ключевое место в трудах многих психологов и педагогов. Исследования по различным аспектам развития речи в дошкольном детстве показали необходимость изучения закономерностей и особенностей становления речи дошкольников, а также определили основные принципы содержания работы педагогов по развитию речи.

При переходе от среднего к старшему дошкольному возрасту дети накапливают обширный словарь, усложняется грамматический строй речи, усложняется структура предложений, появляется способность к контролю за речью. Многие исследователи отмечают взаимосвязь развития речи и познавательных процессов, усложнение мыслительных операций и развития ребенка в целом.

Развивается осмысленное восприятие, проявляющееся в том числе, в способности понимать и оценивать содержание художественных произведений, нравственный замысел автора, сравнивать и сопоставлять несколько произведений. Это служит предпосылкой для выбора устного народного творчества в качестве средства развития речи детей дошкольного возраста.

В.Н. Бородина, Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова и некоторые другие исследователи описывают специфику использования малых фольклорных форм для развития речи дошкольников.

Работа по развитию речи строится на использовании специфических языковых средств выразительности, интонационной окраске, трактовке незнакомых для детей слов, закреплении литературного материала, изученного в процессе НОД в рамках игровой деятельности, и организована в двух направлениях:

- обучение в непосредственно-образовательных видах деятельности: занятие, дидактические упражнения;

- обучение и закрепление знаний детей в повседневной жизни через дидактические игры и упражнения, литературные вечера.

Наблюдения за группой детей позволили мне увидеть, что не все дети проявляют свое отношение к прочитанному. Требуется дифференцированный подход, поскольку у каждого ребенка свой темп передачи пережитых чувств, эмоциональное состояние.

В ходе работы, мною использовались следующие методы: чтение художественного произведения, заучивание наизусть, беседа, рассматривание иллюстраций, инсценировка, творческие задание, элементы драматизации.

В рамках непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с устным народным творчеством отбирались произведения разных жанров (сказки, стихотворения, басни). Работа строилась на развитие восприятия и понимания образной речи, умение использовать образные выражения в речи. В ходе занятий дети старшего дошкольного возраста знакомились со средствами художественной выразительности, учились замечать проявления действительности в литературной иносказательности произведений.

После чтения произведений дети отвечали на уточняющие вопросы, как они поняли содержание произведения, заметили ли необычные слова и выражения персонажей, какими словами характеризуются герои произведения. Для закрепления и активизации речевых навыков, полученных детьми на занятиях, а также обеспечения полноценного развития речи, наряду с занятиями широко использовались и моменты повседневной жизни.

К примеру, на практике это выглядело следующим образом: после чтения русской народной сказки «У страха глаза велики», изучались малые фольклорные формы, составлялись рассказы по пословицам. После прочтения в рамках НОД русской народной сказки «Лисичка-сестричка и серый волк» в повседневной игровой деятельности с детьми была организована дидактическая игра «Играем со сказкой» и рисование «Моя любимая сказка». В ходе творческой художественной деятельности дети отражали в рисунках эпизод из сказки, многие ребята изображали его по русской народной сказки «Лисичка-сестричка и серый волк».

Использование в профессиональной деятельности устного народного творчества способствовало развитию осмысленного восприятия прочитанного произведения, развитию речи у детей старшего дошкольного возраста. При организации образовательного процесса произведения устного народного творчества подбирались в соответствии с возрастом воспитанников, а также закреплялись в повседневной деятельности.

Литература

  1. Гнездилов, Г.В. Возрастная психология и психология развития: учебное пособие /Г.В. Гнездилов, Е.А. Кокорева, А.Б. Курдюмов, – М.: Изд-во СГУ, 2013. – 204 с.
  2. Макарова, В.Н. Методика работы по развитию образной речи у старших дошкольников. / В.Н, Макарова, Е.А. Ставцева, М.Н. Мирошкина. – М.: Центр педагогического образования, 2009. – 96 с.
  3. Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения: сборник статей Международной научно-практической конференции (23 октября 2017 г., г. Казань). В 2 ч. Ч.1 / – Уфа: АЭТЕРНА, 2017. – 178 с. URL: https://aeterna-ufa.ru/sbornik/NK-PP-72-1.pdf
  4. Урунтаева, Г.А. Психология дошкольного возраста: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Г.А. Урунтаева. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. –272 с. 6
  5. Ушакова, О.С. Развитие словесного творчества у детей / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина// Дошкольное воспитание. – 2003. – №2. – С. 17– 22.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Влияние устного народного творчества на развитие речи детей старшего звена дошкольного учреждения» ПРОЕКТ

Если использовать  устное народное творчество наряду с современными методиками обучения, улучшится речь ребенка и повысится уровень познавательной и коммуникативной способности способностей детей...

план самообразования "Роль устного народного творчества в развитии речи детей раннего возраста"

цель самообразования: выявить и изучить особенности воспитательной роли форм устного народного творчества в развитии речи детей раннего возраста...

План работы по самообразованию на 2017-2018 уч. год Воспитателя группы раннего возраста (1-3 года) Крошкиной Л.В. Тема: «Устное народное творчество в развитии речи детей раннего возраста»

Цель: Повышение профессионального уровня  в вопросе развития речи детей раннего возраста посредством устного народного творчестваЗадачи:- Продолжать повышать собственный уровень знаний путём изуч...

План работы по самообразованию "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей старшего дошкольного возраста"

Цель: выявление влияния русских народных сказок на развитие связной речи старших дошкольников....

План по самообразованию: "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей старшего дошкольного возраста"

План по самообразованию: "Влияние устного народного творчества на развитие речи  детей старшего дошкольного возраста"...

Выступление на педсовете "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей старшего дошкольного возраста на примере русской народной сказки"

Выступление на педсовете   "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей старшего дошкольного возраста на примере русской народной сказки" Речь – инс...