«Методы и приёмы стимулирования речевой деятельности у детей младшего дошкольного возраста»
консультация (младшая группа)

     Прекрасно выявлена роль народного творчества в становлении детской речевой деятельности.

      Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт и общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в тоже время оказывают на него свое воспитательное воздействие. Через фольклор ребенок не только овладевает родным языком, но и осваивает его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получая первые представления о ней.       

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty._ispravlennaya.docx23.7 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ ЦРР – детский сад № 13 г. Россоши

«Методы и приёмы стимулирования речевой деятельности у детей младшего дошкольного возраста»

                                   ( из опыта работы)

                                                                                                                                                                                           

                                                                                         

                                                           

                                                                                            подготовила:  воспитатель ВКК

                                                                              Коструб  Наталья  Григорьевна

Из опыта работы. Использование устного народного творчества в стимулировании речевой деятельности детей младшего дошкольного возраста.

     Прекрасно выявлена роль народного творчества в становлении детской речевой деятельности.

      Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт и общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в тоже время оказывают на него свое воспитательное воздействие. Через фольклор ребенок не только овладевает родным языком, но и осваивает его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получая первые представления о ней.      

    Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д. Всё это привело меня к выводу, что уже с раннего возраста необходимо начинать развивать речь.

    Народ заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребенка, все стороны его развития. Это целая система традиционных правил, принципов, с помощью которых воспитывается ребенок в семье. Стержнем этой системы было и остается устное народное слово, передаваемое из века в век, из семьи в семью.

К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. Вследствие этого, произведения народного творчества (колыбельные песни, пестушки, потешки) практически не используются в раннем возрасте. К. Д. Ушинским было замечено, что в семьях знают все меньше обрядов, забывают песни, в том числе и колыбельные. В наши дни это становится еще актуальнее. Поэтому у нас возникла потребность в разработке вопроса развития речи детей раннего возраста средствами разнообразных форм фольклора. Этот процесс  происходит не только на специально организованных занятиях, но и в повседневной жизни детей нашей группы.

Методы и приёмы, используемые мною:

Наглядный метод: демонстрация и иллюстрация картин, показ способов действий.

Словесный метод: коллективное чтение, заучивание наизусть, рассказывание сказок.

Игровой метод: игры-драматизации, игры-инсценировки, хороводные игры, пальчиковая гимнастика, игровые упражнения.

      Использование форм фольклора    в режимных моментах.

 Детский фольклор — сказки и малые фольклорные жанры: потешки, прибаутки, песенки, пестушки, кричалки и заклички, которые я включала во все режимные моменты.

Начинать знакомство малышей с народным творчеством нужно с потешек, припевок, поговорок, колыбельных песен. Их дети слышат с раннего детства. Использование данного вида народного творчества помогает успокоить малыша, развеселить его, просто поговорить с ним.

     Особенно важно обращение к фольклору в первые дни появления ребенка в детском саду. Именно этот метод способствует скорейшей адаптации ребенка. Хорошо подобранная, с выразительностью произнесенная потешка порой помогает быстрей установить контакт с ребенком пробудить у него чувство симпатии к пока еще незнакомому человеку – воспитателю. Ребенок вслушиваясь в потешки, песенки, овладевает новым запасом слов, приобщается к красоте речи. Дети легко раскрепощаются и становятся активными в игровых ситуациях.

Также очень уместно использование малых форм фольклора при формировании навыков самообслуживания и гигиены. Чтобы вызвать интерес к процессу умывания и создать радостное настроение, показ трудового действия сопровождается потешкой или песенкой

Во время приема пищи некоторые дети часто капризничают, соответственно, нервничают, а шутливые потешки помогут им успокоиться и спокойно покушать. Колыбельные песни успокаивают, снимают напряжение, готовят ребенка ко сну, убаюкивают.

Малые формы фольклора приносят радость, вызывают желание повторять слова за взрослым, выполнять задания педагога, участвовать в общих играх.

Также большое воспитывающее влияние на ребенка оказывает народная сказка. Содержание первых сказок направленно на пробуждение первых проявлений сочувствия, сопереживания душевному и физическому состоянию героя или другим персонажам. Это обнаружилось в строчках. Подчеркивающих, например, физическое напряжение или просьбу, печаль и слезы или прямую угрозу, нежность и заботливость и многое другое. Всю палитру человеческих отношений раскрывают перед ребенком в доступном содержании первые народные сказки.

(показ книг и различных видов театра).

Пословицы и поговорки являются жемчужинами народного творчества, они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства малышей; поучения, заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются. ведь пословицы и поговорки образны, поэтичны, наделены сравнениями, яркими эпитетами, в них много олицетворений и мелких определений.

Полезным упражнением для детского ума является загадка, как одна из малых форм устного народного творчества. Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Загадки обогащают словарь, развивают в ребенке догадливость, сообразительность.

Большую роль играют русские народные  игры: «Огуречик- огуречик», «У медведя во бору», «Лиса и цыплята», «Зайка беленький», «Дед Мороз», и т. д. эти игры часто применяем на прогулках, занятиях по физкультуре. Играя в игру «Огуречик-огуречик» дети знакомились с устным народным творчеством, активизировали речь, повторяя потешку за педагогом полностью, с помощью фольклорного произведения развивались игровые действия детей (имитация персонажей потешки). Такая игра, как «У медведя во бору» позволяет познакомить детей с русской народной игрой; выучить текст, произносить слова хором в одном темпе. Развивать у детей выдержку, навык коллективного движения в определенном темпе. Все народные игры были подобранны именно с целью развития и обогащения речи детей.

Проанализировав методическую литературу, нами были отобраны дидактические игры: «Чудесный сундучок», «Кто спрятался?», «Похвали Лису». Эти игры по своим дидактическим задачам соответствуют возрасту.

          Пальчиковые игры на основе потешек «Сорока-сорока» ,«Ладушки».

В образовательной деятельности речевые игры, которые мы называем физкультминутки, также имеют большое значение. Как известно, внимание детей короткое, они устают от сидения, поэтому им нужно расслабляться. Дети проговаривают вместе с воспитателем и сопровождается все это движениями.

На третьем году жизни ребёнка происходит существенный перелом в его отношении к окружающему миру, обусловленный ростом возможностей малыша и осознания себя, как самостоятельного существа. Дети пытаются действовать, как взрослые, но нуждаются в оценках, которые старшие дают их деятельности, поступкам. Ребёнок получает новые впечатления, что является условием его психического развития. А знакомство с устным народным творчеством развивает интерес к окружающему миру, народному слову, народным традициям, воспитывает художественный вкус,развивает речь, а также многому учит.

Работа с родителями

Реализация поставленных задач возможна лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи. Очень важно убедить родителей в значимости устного народного творчества как средства формирования ценностных личностных ориентиров, заручиться их поддержкой и помощью. Именно такое взаимодействие способствует приобщению родителей к проблемам детского сада, оказывает помощь в создании благоприятного микроклимата в семье, дает возможность для общения.

– Консультация для родителей "Баю – баюшки – баю…" (Как укладывать ребенка спать.)

– Консультация на тему «Роль устного народного творчества в развитии речи детей»

– Беседа с родителями по теме. При помощи анкетирования выяснить мнение родителей, нужно ли использовать устное народное творчество в воспитании детей.

– Консультации на тему «Народное творчество в воспитании детей»

     Подводя итог можно сделать вывод о том, что целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора с детьми младшего дошкольного возраста помогает им овладеть первоначальными навыками развития речевой активности, потому что народное творчество - источник чистый и вечный. И в чем бы не высказал себя народ в танце, в песне, в искусной вышивке или забавной игрушке, ясно одно – это идет от души. А душа народная добра и красива.

Литература:

1. Асташина М. Фольклор в воспитании дошкольников / М. Асташина //Дошкольное воспитание. 2007. № 3.

2. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. -М.: Академия, 2000.

3. Детский фольклор: к самостоятельной работе - М.: Русская книга, 2002.

4. Карпухин И. И. Русское устное народное творчество: учеб. -метод. пособие. - М.: Высш. шк., 2005.

5. Ушакова О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учеб. -метод. пособие для воспитателей обр. учреждений / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. - М.: ГИЦ ВЛАДОС, 2004.

6. Шафранская Э. Ф. Устное народное творчество: Учеб. пособие для студентов вузов – М.: Академия, 2008г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Методы и приёмы стимулирования речевой деятельности у детей дошкольного возраста»

laquo;Методы и приёмы стимулированияречевой деятельности у детей дошкольного возраста»...

Выступление на ГМО "Раннего развития детей в возрасте детей до трех лет"по теме: «Методы и приёмы стимулирования речевой деятельности у детей раннего дошкольного возраста».

Материал может быть полезен воспитателям, работающим с детьми раннего дошкольного возраста, так как повышает компетентность и успешность педагогов в развитии речи детей раннего возраста; знакомит с со...

Обобщение опыта. «Методы и приёмы стимулирования речевой деятельности у детей дошкольного возраста»

«Методы и приёмы стимулирования речевой деятельности у детейдошкольного возраста»             Овладение речью – это сложный процесс, который...

Консультации для педагогов "Методы и приемы стимулирования речевой деятельности у детей младшего дошкольного возраста"

Ранний возраст является самоценным возрастным этапом развития ребенка. В этот период особое место занимает эмоциональное общение взрослого с малышом, которое становится важнейшей предпосылкой становле...

Методы и приемы стимулирования речевой деятельности у детей младшего дошкольного возраста

laquo;Методы и приемы стимулирования речевой деятельностиу детей младшего дошкольного возраста» Проблема развития активной речи детей на сегодняшний день является актуальной.Поэтому важно ...

«Методы и приёмы стимулирования речевой деятельности у детей младшего дошкольного возраста»

Овладение речью – это сложный многосторонний психический процесс, который начинается с момента рождения ребёнка. В этот период особое место занимает эмоциональное о...

«Методы и приёмы стимулирования речевой деятельности у детей младшего дошкольного возраста»

Овладение речью – это сложный многосторонний психический процесс, который начинается с момента рождения ребёнка. В этот период особое место занимает эмоциональное о...