«Методы и приёмы стимулирования речевой деятельности у детей младшего дошкольного возраста»
консультация по развитию речи (младшая группа)

Еременко Светлана Евгеньевна

Овладение речью – это сложный многосторонний психический процесс, который начинается с момента рождения ребёнка. В этот период особое место занимает эмоциональное общение взрослого с ребёнком, что является предпосылкой речевых форм коммуникации.

К сожалению, в последние годы возросла проблема задержки речевого развития, она является актуальной.

 В нашей группе были дети которые вообще не разговаривают; дети речь которых отстаёт от уровня развития речи сверстников; дети, которые всё понимают, но не разговаривают; большинство детей не умеют играть в игрушки, не рассматривают книжки; не умеют слушать сказки, воспитателя;

отсутствует желание повторять слова и предложения, на просьбу повторить молчит; многим детям всё равно понимают его или нет.

Выделяют три группы методов стимулирования речевой активности дошкольников: словесные, наглядные, практические.

Наглядные методы: наблюдение за живыми объектами - кошкой, собакой, птицей и т.д.; наблюдения в природе; экскурсии на участок старшей группы, на огород, спортивную площадку дошкольного учреждения и т.д.; рассматривание игрушек, предметов и картин; изобразительная наглядность.

Практические методы: дидактические игры и упражнения; пальчиковые игры; хороводные игры; игры–драматизации; инсценировки; игры – сюрпризы; игры с правилами.

Словесные методы: чтение потешек, прибауток, стихов, сказок с использованием наглядности; чтение и рассказывание рассказов, заучивание стихотворений с использованием наглядности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody_i_priyomy_stimulirovaniya.docx23.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №25 «Золотая рыбка»

«Методы и приёмы стимулирования

речевой деятельности у детей

младшего дошкольного возраста»

Подготовил: воспитатель

Еременко С.Е

2022 г.

Овладение речью – это сложный многосторонний психический процесс, который начинается с момента рождения ребёнка. В этот период особое место занимает эмоциональное общение взрослого с ребёнком, что является предпосылкой речевых форм коммуникации.

К сожалению, в последние годы возросла проблема задержки речевого развития, она является актуальной.

 В нашей группе были дети которые вообще не разговаривают; дети речь которых отстаёт от уровня развития речи сверстников; дети, которые всё понимают, но не разговаривают; большинство детей не умеют играть в игрушки, не рассматривают книжки; не умеют слушать сказки, воспитателя;

отсутствует желание повторять слова и предложения, на просьбу повторить молчит; многим детям всё равно понимают его или нет.

Выделяют три группы методов стимулирования речевой активности дошкольников: словесные, наглядные, практические.

Наглядные методы: наблюдение за живыми объектами - кошкой, собакой, птицей и т.д.; наблюдения в природе; экскурсии на участок старшей группы, на огород, спортивную площадку дошкольного учреждения и т.д.; рассматривание игрушек, предметов и картин; изобразительная наглядность.

Практические методы: дидактические игры и упражнения; пальчиковые игры; хороводные игры; игры–драматизации; инсценировки; игры – сюрпризы; игры с правилами.

Словесные методы: чтение потешек, прибауток, стихов, сказок с использованием наглядности; чтение и рассказывание рассказов, заучивание стихотворений с использованием наглядности.

Специальные приемы развития речи и стимуляции речевой   активности.

  1. Диалог – образец

Взрослый задает вопрос ребенку и сам же на него дает ответ. Например:

Кто это? – Кукла

Кого я взяла? – Куклу

Кого на посадила в коляску? – Куклу.

  1. Разговор с самим собой.

Когда ребенок находится недалеко от вас, начните говорить вслух о том, что видите, слышите, думаете, чувствуете. Говорить нужно медленно (но не растягивая слова) и отчетливо короткими, простыми предложениями. Например, «Где книга?», «Вот книга», «Книга на полке», «Книга интересная», «Катя посмотрит книгу» и т. п.

  1. Параллельный разговор.

Этот прием отличается от предыдущего тем, что вы описываете все действия ребенка: что он видит, слышит, чувствует, трогает. Используя «параллельный разговор», вы как бы подсказываете ребенку слова, выражающие его опыт, слова, которые впоследствии он начнет использовать самостоятельно.

  1. Провокация, или искусственное непонимание ребенка.

Этот прием помогает ребенку освоить ситуативную речь и состоит в том, что взрослый не спешит проявить свою понятливость и временно становится «глухим», «глупым». Например, если малыш показывает на полку с игрушками, просительно смотрит на вас и вы хорошо понимаете, что нужно ему в данный момент, попробуйте дать ему не ту игрушку. Конечно же, первой реакцией ребенка будет возмущение вашей непонятливостью, но это будет и первым мотивом, стимулирующим ребенка назвать нужный ему предмет. При возникновении затруднения подскажите ребенку: «Я не понимаю, что ты хочешь: киску, куклу машинку?» В подобных ситуациях ребенок охотно активизирует свои речевые возможности, чувствуя себя намного сообразительнее взрослого. Этот прием эффективен не только для называния предметов, но и словесного обозначения действий, производимых с ними.

  1. Распространение.

Взрослый продолжает и дополняет все сказанное ребенком, но без принуждения его к повторению. Например: Ребенок: «Сок». Взрослый: «Да, сок», «Яблочный сок вкусный», «Сок наливают в кружку».

  1. Приговоры.

Использование игровых песенок, потешек, приговоров в совместной деятельности с детьми. Цель большинство произведений устного народного творчества - развитие двигательной активности ребенка, которая теснейшим образом связана с формированием речевой активности. Подражая взрослым, дети начинают играть словами, звуками. Большинство детей по своей природе — кинестетики: они любят, когда их гладят, прижимают к себе, держат за руки. Устное народное творчество как раз и способствует насыщению потребности в ласке, в физическом контакте.

  1. Выбор.

Предоставляйте ребенку возможность выбора. Альтернативные вопросы типа: «Ты хочешь играть мячиком или машинкой?», «Ты хочешь полепить или порисовать?». В ходе ответа ребенок должен использовать речь. Потребность ребенка удовлетворяется только после речевых реакций.

  1. Поручения

Взрослый обращается к ребенку с просьбой принести тот или иной предмет, игрушку, предварительно переставив его на недоступное для ребенка место. В такой ситуации ребенок вынужден обратиться к взрослому. Взрослый же стимулирует обращение ребенка: «Что ты хочешь взять? Машинку? Как надо попросить? – Дай машинку…».

  1. Опосредованное общение

В процессе игры взрослый поощряет ребенка к простейшим высказываниям «Уложи куклу в кровать. Спой ей песенку. Баю-бай, Катя, баю-бай».

  1. Продуктивные виды деятельности.

Рисование, лепка, аппликация, конструирование способствуют появлению речевой активности ребенка. Проблемные ситуации, возникающие во время продуктивных видов деятельности («забыли» положить лист бумаги или карандаш), вынуждают просить недостающее, т.е. проявлять речевую инициативу.

  1.  Замещение.

Игры, типа «Представь, что мы…» или «Угадай, что я делаю», вызывают у ребенка большой интерес, побуждают его к использованию речевых средств, стимулируют его речевую активность.

  1. Ролевая игра.

Например, игра в телефон, когда ребенок, используя игрушечный аппарат, может звонить маме, папе, бабушке, сказочным персонажам. Игра в телефон стимулирует речевое развитие ребенка, формирует уверенность в себе, повышает коммуникативную компетентность. Поощряйте склонность детей к подражанию — это развивает внимательность к деталям, осознание прямого и переносного смысла слов.

    

Эффективным, я считаю, стимулирование развития речи детей через имитацию (провоцирование непроизвольного подражания действию, мимике, интонации взрослого; провоцирование ребенка непроизвольные речевые реакции на фоне эмоционального заражения; провоцирование ребенка на просьбу, отказ, формальный диалог).

Провоцирование непроизвольного подражания:

Наблюдая за действиями с мягкой игрушкой ребенка (вообще не говорящего), трудно было квалифицировать со стороны эти действия как сюжетную игру. Она просто раскачивала игрушку, удерживая ее за лапы, изредка издавала похожие на стоны звуки. Для начала, ее нужно словесно поощрить и поддержать: «Как замечательно ты качаешь зайку! Ему нравится! Он очень доволен». Затем, подчеркивая интонацией действие, проговариваем его: «Зайка качается и поет: А-а! А-а! Качаем зайку». Тот же прием использовали при ходьбе по лестнице. «Мы идем – оп-оп! Мы стучим- топ, топ!». Так же, эмоционально, несколько утрировано высказываем свое отношение к разыгрываемой ситуации: !Ой-ой-ой! Что случилось! Упали кубики! Разрушился дом!».

Эмоциональное заражение .

Для этого, ребенок должен сосредоточить взор на лице взрослого, отражающего эмоциональное состояние. Кроме мимического отображения эмоции, педагог обязательно должен четко «проговаривать» свое состояние: «Очень грустно», «Как весело!», «Больно», «Приятно» и т.п.

Чаще всего для эмоционального заражения используется игрушка (мягкая). Ребенку предлагается сочувствовать ее «переживаниям» или «состоянию»: «Зайке больно, пожалеем его!», «Кот поет, вот как весело коту! Похлопаем ему!», «Какая смешная обезьянка! Забавная, веселая!» и пр.

Провоцирование ребенка, не использующего речевые средства общения, на просьбу легко происходит на любом новом материале. Требуется лишь четко обозначить правила формального диалога словесно: «Хочешь эту игрушку? Да? На!» и с помощью движения, сопровождая фразу кивком. Таким же образом формулируем отказ: слово – движение- жест – слово, обязательно завершая действие словом: «Будем рисовать? Не будем. Нет». При постоянной и интенсивной работе формальный диалог становится реальным, действительным диалогом взрослого и ребенка. Кроме того, ребенку нравится таким образом «разговаривать», нравится, что его «понимают», ему отвечают. Со временем вокализации ребенка становятся более разнообразными.

Так же эффективно, так называемое подхватывание воспитателем речевых реакций ребенка, повтор его высказываний, привязывание их по смыслу к ситуации и обыгрывание создают у ребенка впечатление принятия, понятости взрослым. В приеме договаривания слов используются имеющиеся у ребенка слова: «кать» - идти, прыгать, бежать; «До» - домой; «ба» - упал, ударился, больно и пр. Эти звуковые комплексы стали основой для построения одно- и двусоставных слов по принципу наращивания: «ка-тать, бе-гать, пры-гать; пло-хой, большой, по-шел» и т.п.

Игра «Повторялки».

Всегда начинать с одного и того же: например со звука «А». Это позволяет ребенку настроится на игру. Говорить нужно только те звуки и слоги, которые есть в репертуаре ребенка. Использовать  нужно один – три повторяющихся слога (па, папа, папапа). Если ребенок произносит не те слоги, например вместо «га-га», говорит «па-па» не нужно поправлять его, говорить «нет», просто еще раз повторить «Га-га». Когда ребенок будет легко повторять цепочки одинаковых слогов, начинайте учить его переключаться с одного слога на другой: па-пу (смена гласного), па-та (смена согласного).Далее можно предложить простые слова, хорошо произносимых ребенком: пока, иди, нога, кукла (ребенок скажет «кука», «тава» - трава). Всегда говорите слова правильно, но принимайте любое произнесение слов ребенком. Постепенно расширяйте репертуар ребенка, предлагая ему слоги, которые он пока еще не начал сам произносить.

Дети учат друг друга разговаривать. Потребность быть понятным в общении, в игре заставляет детей высказываться яснее и правильнее. В результате речь, обращенная к сверстнику, становится более связной, понятной, развернутой и лексически богатой. Поскольку ребенку хочется играть, он старается более связно и четко выражать свои намерения, мысли, желания.

Таким образом, активизация речи детей младшего дошкольного возраста осуществляется в разных видах деятельности. В процессе обогащения и активизации словаря детей, используем  разные методы и приёмы словарной работы с учётом психологических особенностей каждого ребёнка и особенностей каждого вида деятельности; поощряем двигательную и познавательную активность детей, постоянно разговариваем с детьми в процессе игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методы и приёмы стимулирования речевой деятельности у детей младшего дошкольного возраста»

   Прекрасно выявлена роль народного творчества в становлении детской речевой деятельности.      Ценность детского фольклора заключается в том, что ...

Выступление на ГМО "Раннего развития детей в возрасте до трех лет"по теме: «Методы и приёмы стимулирования речевой деятельности у детей раннего дошкольного возраста».

Материал может быть полезен воспитателям, работающим с детьми раннего дошкольного возраста, так как повышает компетентность и успешность педагогов в развитии речи детей раннего возраста; знакомит с со...

Консультации для педагогов "Методы и приемы стимулирования речевой деятельности у детей младшего дошкольного возраста"

Ранний возраст является самоценным возрастным этапом развития ребенка. В этот период особое место занимает эмоциональное общение взрослого с малышом, которое становится важнейшей предпосылкой становле...

Методы и приемы стимулирования речевой деятельности у детей младшего дошкольного возраста

laquo;Методы и приемы стимулирования речевой деятельностиу детей младшего дошкольного возраста» Проблема развития активной речи детей на сегодняшний день является актуальной.Поэтому важно ...

"Методы и приёмы стимулирования речевой деятельности у детей младшего дошкольного возраста"

Овладение речью – это сложный многосторонний психический процесс, который начинается с момента рождения ребёнка. В этот период особое место занимает эмоциональное общение взрослого с ребёнком, ч...

Консультация «Методы и приёмы стимулирования речевой деятельности у детей младшего дошкольного возраста»

Цель: повысить компетентность и успешность педагогов и родителей в развитии речи детей младшего дошкольного возраста; познакомить с современными методами и приемами стимулирования речевой деятельности...

Практикум для педагогов "Методы и приёмы стимулирования речевой деятельности у детей младшего дошкольного возраста"

Цель:Повысить компетентность и успешность педагогов в развитииречи детей младшего дошкольного возраста; познакомить ссовременными методами и приемами стимулирования речевой деятельностиу детей младшег...