«Основы психодиагностики и основные признаки отклонения развития детей» как одна из тем Профессионального Стандарта «Педагог»
статья

Дворникова Наталья Николаевна

"Основы  психодиагностики и основные признаки отклонения развития детей" как одна из тем Профессионального Стандарта Педагога.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья89.63 КБ
Файл психодиагностика25.25 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №16 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Петродворцового района Санкт-Петербурга Основы психодиагностики и основные признаки отклонения развития детей Автор: Дворникова Н.Н.

Слайд 2

Понятие психодиагностики Психодиагностика (от греческого псюхо - душа, диагностикас – способный распознавать)- отрасль психологии, разрабатывающая теорию, принципы и измерения индивидуально-психологических особенностей личности. Цель: получение информации об уровне психического развития детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно-образовательного процесса.

Слайд 3

все , что изучает психология, начиная от ощущений отдельно взятого человека и кончая сложнейшими социально-психологическими процессами, возникающими в общении и взаимодействии людей как личностей друг с другом. Объект психодиагностической оценки:

Слайд 4

Условия проведения ПД 1.Специалистом. (Психодиагностика детей в учреждениях системы образования осуществляется профессионально подготовленными практическими психологами, оканчивающими факультеты психологии при университетах или факультеты переподготовки по специальности «Практическая психология» при высших педагогических учебных заведениях) 2.Только с разрешения родителей. 3. Результаты обязательно доводятся до родителей.

Слайд 5

Рекомендовано в ДОУ · Обследование детей второй младшей группы (3 года) для определения уровня психического развития и выстраивания индивидуальной траектории развития ребенка. · Диагностика воспитанников старшей группы с целью определения уровня психического развития для организации и координации работы в подготовительной группе. · Диагностика воспитанников в рамках психолого-медико-педагогического консилиума ( ПМПк ) ДОУ, согласно положению о ПМПк . · Диагностика психологической готовности к обучению в школе детей подготовительной группы. Дополнительно: · По запросам родителей, воспитателей, администрации ДОУ и личным наблюдениям психолог проводит углубленную диагностику развития ребенка, детского, педагогического, родительского коллективов с целью выявления и конкретизации проблем участников воспитательно-образовательного процесса.

Слайд 6

Педагогическая диагностика предполагает исследование индивидуального развития ребенка относительно самого себя. МОЖЕТ ПРОВОДИТСЯ ВОСПИТАТЕЛЕМ НА ОСНОВЕ НАБЛЮДЕНИЯ И ИЗУЧЕНИЯ ПРОДУКТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА.

Слайд 7

Требования морально-этического характера к ПД 1. Результаты психодиагностического обследования ни при каких условиях не должны использоваться во вред ребенку. 2. Психодиагностика детей может и должна производиться только с согласия самих детей и их родителей. 3. Родители, за исключением тех, кто по закону был лишен родительских прав, могут знать результаты психодиагностического обследования своих детей, а также те выводы, которые специалистом-психологом сделаны на их основе. Психолог в свою очередь обязан давать исчерпывающие и достоверные ответы на все вопросы родителей, касающиеся психологии их детей. 4. Результаты психодиагностического обследования без учета многих других факторов и без принятия в расчет мнения педагогов и родителей не могут служить основанием для определения судьбы ребенка и заключения о возможностях его обучения и воспитания. 5. Психолог, работающий в системе образования, должен проводить психодиагностическую работу в тесном сотрудничестве с учителями и воспитателями, обеспечивая их необходимой информацией о детях, с которыми они работают

Слайд 8

ПРИМЕРЫ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ ТЕСТОВ -Тест «Дом-Дерево-Человек» Тест "Несуществующее животное Тест "Рисунок семьи Тест Розенцвейга (детский вариант)

Слайд 9

ПРИЗНАКИ ОТКЛОНЕНИЙ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ К сожалению, число детей с отклонениями в развитии неуклонно возрастает, этому есть ряд причин: -наследственность; -факторы внешней среды.

Слайд 10

ВИДЫ ОТКЛОНЕНИЙ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ Физические. (Дети имеют недуги, затрудняющие их действия, а также дети с нарушениями зрения, слуха и опорно-двигательного аппарата. Психические. (Относят детей с задержкой психического развития, умственной отсталостью, нарушениями речи и эмоционально-волевой сферы). Педагогические. (Дети , которые по определенным причинам не получили среднего образования. Социальные. (Дети, которым в результате воспитания не была привита функция, существенно влияющая на их вхождение в социальную среду, что очень проявляется на поведении и сознании во время пребывания в социальной группе социальные отклонения (гнев, фобии, безволие, гиперактивность , значительная внушаемость) тяжело разграничить от естественного проявления характера ребенка. Именно в этих случаях большое значение имеет не терапевтическое вмешательство на него, а профилактика возможных отклонений от правил и норм.

Слайд 11

одаренный ребенок Одаренный ребенок – это тоже отклонение от нормы, и такие дети составляют отдельную группу. Одаренного ребенка отличают упорство, настойчивость в достижении поставленных целей, повышенная концентрация внимания. Для одаренного ребенка характерно необычное, неожиданное, своеобразное видение окружающих явлений и предметов, развитое чувство юмора.

Слайд 12

Отклонения в развитии Если ребенку тяжело контролировать тормозные реакции на запреты, он не может организовать свое поведение даже в игре, то это может быть одним из сигналов, что у ребенка имеются отклонения в развитии. Ребенок чрезмерно фантазирует или же, напротив, довольно примитивен в своих рассказах, когда пытается выйти из затруднительного положения. Ребенок склонен к имитации неправильных форм поведения, что может свидетельствовать о легкой внушаемости. Инфантильные (недоразвитые) эмоциональные проявления в виде громкого крика, плача или движений, не соответствующих возрасту (сование ногами). Вспыльчивость, импульсивное поведение по любому незначительному поводу, что приводит к ссоре или даже драке. Полный негативизм, неподчинение старшим с ярко выраженной агрессией, злостью на замечание, запрет или же наказание. Асоциальное поведение у ребенка могут вызывать не только врожденные патологии, но и неправильное воспитание, которое сопровождается бесконтрольностью, асоциальным поведением членов семьи или же их грубой авторитарностью.

Слайд 13

Норма в развитии - уровень развития соответствует большинству ровесников, среди которых он растет. -поведение соответствует требованиям общества: ребенок не асоциален. –ребенок развивается соответственно индивидуальным наклонностям, при этом четко преодолевает негативные влияния, как со стороны своего организма, так и окружающей среды.

Слайд 14

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ



Предварительный просмотр:

«Основы  психодиагностики и основные признаки отклонения развития детей» как одна из тем Профессионального Стандарта «Педагог»

Психодиагностика — это область специальных знаний, связанных с разработкой теории, методологии и методик для точной оценки свойств, состояний или уровня психологического развития, достигнутого индивидом или группой.

Психодиагностика (от греческого псюхо - душа, диагностикас – способный распознавать) -отрасль психологии , разрабатывающая теорию, принципы и измерения индивидуально-психологических особенностей личности.

 Цель: получение информации об уровне психического развития детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно-образовательного процесса. 
Объект психодиагностической оценки: все, что изучает психология, начиная от ощущений отдельно взятого человека и кончая сложнейшими социально-психологическими процессами, возникающими в общении и взаимодействии людей как личностей друг с другом.

Психодиагностика проводится:

1. Специалистом. (Психодиагностика детей в учреждениях системы образования осуществляется профессионально подготовленными практическими психологами, оканчивающими факультеты психологии при университетах или факультеты переподготовки по специальности «Практическая психология» при высших педагогических учебных заведениях)

2. Только с разрешения родителей.

3. Результаты обязательно доводятся до родителей.

Рекомендовано в ДОУ

· Обследование детей второй младшей группы (3 года) для определения уровня психического развития и выстраивания индивидуальной траектории развития ребенка. 
· Диагностика воспитанников старшей группы с целью определения уровня психического развития для организации и координации работы в подготовительной группе. 
· Диагностика воспитанников в рамках психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) ДОУ, согласно положению о ПМПк. 
· Диагностика психологической готовности к обучению в школе детей подготовительной группы. 
Дополнительно: 
· По запросам родителей, воспитателей, администрации ДОУ и личным наблюдениям психолог проводит углубленную диагностику развития ребенка, детского, педагогического, родительского коллективов с целью выявления и конкретизации проблем участников воспитательно-образовательного процесса. 

Педагогическая диагностика предполагает исследование индивидуального развития ребенка относительно самого себя. Может  проводиться воспитателем на основе наблюдения и изучения продуктов деятельности ребенка.

Психодиагностика, в частности, предполагает:

— изучение динамики возрастного психологического (познавательного, интеллектуального, личностного и межличностного) развития детей с первых месяцев жизни до окончания школы.

— выяснение индивидуальных особенностей психического и поведенческого развития каждого ребенка, его отклонений от некоторого среднего стандарта.  Нормы в положительную (ускоренное развитие) или отрицательную (замедленное развитие) сторону;

— психологическое обслуживание развивающих педагогических экспериментов, проводимых с детьми с целью определения успешности обучения и воспитания и выработки на этой основе практических рекомендаций;

— определение одаренности ребенка, его задатков, индивидуальных способностей и склонностей с целью принятия своевременных мер по их развитию, а также для проведения научно обоснованной профконсультационной и профориентационной работы;

— получение разносторонней информации о наличном состоянии психологии ребенка, полезной для учителей и родителей, с задачей выбора наиболее подходящих для данного ребенка содержания и методов обучения и воспитания.

 Требования морально-этического характера, которые обычно предъявляются к проведению психодиагностических обследований детей.

1. Результаты психодиагностического обследования не должны использоваться во вред ребенку.

2. Психодиагностика детей может и должна производиться  только с согласия самих детей и их родителей.

3. Родители, за исключением тех, кто по закону был лишен родительских прав, могут знать результаты психодиагностического обследования своих детей, а также те выводы, которые специалистом-психологом сделаны на их основе. Психолог в свою очередь обязан давать исчерпывающие и достоверные ответы на все вопросы родителей, касающиеся психологии их детей.

4. Результаты психодиагностического обследования без учета многих других факторов и без принятия в расчет мнения педагогов и родителей не могут служить основанием для определения судьбы ребенка и заключения о возможностях его обучения и воспитания.

5. Психолог, работающий в системе образования, должен проводить психодиагностическую работу в тесном сотрудничестве с учителями и воспитателями, обеспечивая их необходимой информацией о детях, с которыми они работают.

ПРИМЕРЫ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ ТЕСТОВ.

Тест "Дом-Дерево-Человек"Эта - одна из самых известных - проективная методика исследования личности была предложена Дж. Буком в 1948 г. Тест предназначен как для взрослых, так и для детей, возможно групповое обследование.

Тест "Несуществующее животное"Метод исследования личности с помощью проективного теста "Несуществующее животное" построен на теории психомоторной связи. Для регистрации состояния психики используется исследование моторики (в частности, моторики рисующей доминантной правой руки, зафиксированной в виде графического следа движения, рисунка).

Тест "Рисунок семьи"Цель применения данной проективной методики: выявление особенностей внутри-семейных отношений. Задачи: на основе выполнения изображения, ответов на вопросы оценить особенности восприятия и переживаний ребенком отношений в семье.

Тест Гилфорда (модифицированный)Данный тест направлен на изучение креативности, творческого мышления. Исследуемые факторы: беглость, гибкость, оригинальность, точность.

Тест Розенцвейга (детский вариант)Данный вариант материала теста Розенцвейга, содержащий 15 картинок, разработан и апробирован В.В. Добровым.

ПРИЗНАКИ ОТКЛОНЕНИЙ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ

К сожалению, число детей с отклонениями в развитии неуклонно возрастает, этому есть ряд причин:

-наследственность;

-факторы внешней среды.

Виды нарушений, их классификация.

В настоящее время единых принципов классификации в развитии не существует. Классификация детей с отклонениями в развитии М.А. Власовой и М.С.Певзнер.

выделяют следующие группы детей с отклонениями в развитии:

1) дети с сенсорной неполноценностью ( с нарушением слуха, зрения, речи, функция опорно-двигательного аппарата и сенсомоторики);

2) дети с задержкой психического развития;

3) дети с астеническим и реактивным состоянием и конфликтными переживаниями;

4) дети с психопатоподобными (психопатическими) форма поведения (эмоциональные нарушения поведения);

5) умственно отсталые дети (олигофренные в степени дебильности, имбецильности, идиотии);

6) дети с начальными проявлениями психических заболеваний ( шизофрения, эпилепсия, истерия и др.)

Виды отклонений в развитии детей.

  • Физические (Дети имеют недуги, затрудняющие их действия, а так же нарушения зрения, слуха и опорно-двигательного аппарата)
  • Психические(дети с задержкой психического развития, умственной отсталостью, нарушениями речи и эмоционально-волевой сферы.
  • Педагогические( не могут освоить образовательную программу )
  • Социальные (Дети, которым в результате воспитания не привита функция, существенно влияющая на вхождение в социум, что влияет на поведение и сознание во время пребывания в социальной группе. Социальные отклонения(гнев, фобии, безволие, гиперактивность, значительная внушаемость ) тяжело разграничить от естественного проявления характера ребенка. Именно в этих случаях большое значение  имеет не терапевтическое вмешательство , а профилактика возможных отклонений от правил и норм.

Одаренного ребенка отличают упорство, настойчивость в достижении поставленных целей, повышенная концентрация внимания. Для одаренного ребенка характерно необычное, неожиданное, своеобразное видение окружающих явлений и предметов, развитое чувство юмора.

Для того, чтобы определить есть ли отклонения в развитии ребенка или же это возрастное проявление характера, необходимо провести полную диагностику у специалистов (врач- невролог, психолог, логопед, дефектолог).

Нужно помнить: за один симптом заключение о психическом развитии ребенка никто не  ставит!

Норма в развитии

Отклонения в развитии

  • уровень развития соответствует большинству ровесников, среди которых он растет.

  • поведение соответствует  требованиям общества: ребенок не асоциален.
  • ребенок  развивается соответственно индивидуальным наклонностям, при этом четко преодолевает негативные влияния, как со стороны своего организма, так и окружающей среды.

  • Если ребенку тяжело контролировать тормозные реакции на запреты, он не может организовать свое поведение даже в игре, то это может быть одним из сигналов, что у ребенка имеются отклонения в развитии.
  • Ребенок чрезмерно фантазирует или же, напротив, довольно примитивен в своих рассказах, когда пытается выйти из затруднительного положения.
  • Ребенок склонен к имитации неправильных форм поведения, что может свидетельствовать о легкой внушаемости.
  • Инфантильные (недоразвитые) эмоциональные проявления в виде громкого крика, плача или движений, не соответствующих возрасту (сование ногами).
  • Вспыльчивость, импульсивное поведение по любому незначительному поводу, что приводит к ссоре или даже драке.
  • Полный негативизм, неподчинение старшим с ярко выраженной агрессией, злостью на замечание, запрет или же наказание.
  • Асоциальное поведение у ребенка могут вызывать не только врожденные патологии, но и неправильное воспитание, которое сопровождается бесконтрольностью, асоциальным поведением членов семьи или же их грубой авторитарностью

Вывод: не каждый ребенок с отклонениями в развитии от рождения уже есть не норма и, наоборот, здоровый ребенок при рождении не всегда дотягивает до нормы в результате развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профессиональный стандарт педагога как основа оценки педагогической деятельности и профессионального развития педагога

В данной презентации рассказывается о документе,который содержит характеристику квалификации, необходимой педагогу для осуществления определенного вида профессиональной деятельности....

ПОЛОЖЕНИЕ о рабочей группе по внедрению и реализации профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» Муниципального дошкол

1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение по внедрению и реализации профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общ...

«Профессиональный стандарт педагога. Область применения. Цель применения. Термины и определения применительно к педагогу. Краткое содержание профессионального стандарта педагога.

Стандарт – инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире.Стандарт – инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень.Стандарт – об...

Стратегия кадрового развития образовательного учреждения в период внедрения профессиональных стандартов педагога

Для руководителей профессиональные стандарты являются приоритетным документом в формировании кадровой политики учреждения....

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА КАК ИНСТРУМЕНТ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА КАК ИНСТРУМЕНТ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ

Дошкольный период развития ребенка, определяет его дальнейшее развитие, как личности, поэтому требования к воспитателю в современном мире очень высоки. В данной статье освещается понимание качества об...

Консультация для педагогов "Речь педагога - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к речи педагога ДОУ"

Воспитатель является примером для подражания, образцом поведения и культуры. Не только поступки, но и красивая, грамотная речь будет служить эталоном для ребенка дошкольного возраста....