Этическая беседа, как средство формирования представлений о добре и зле у детей старшего дошкольного возраста.
консультация (подготовительная группа)

Тулупова Светлана Евгеньевна

В старшем дошкольном возрасте расширяются возможности нравственного воспитания, обусловленное, как большими изменениями в умственном и эмоционально-волевом развитии детей, так и в достигнутом к пяти годам уровнем нравственной воспитанности. Дети уже способны не только обобщение своего опыта отношений, но и на их анализ, на объяснение причин замеченных в них недостатков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Этическая беседа как средство формирования представлений о добре и зле у детей старшего дошкольного возраста

В старшем дошкольном возрасте расширяются возможности нравственного воспитания, обусловленное, как большими изменениями в умственном и эмоционально-волевом развитии детей, так и в достигнутом к пяти годам уровнем нравственной воспитанности. Дети уже способны не только обобщение своего опыта отношений, но и на их анализ, на объяснение причин замеченных в них недостатков.

В этом возрасте чувства дошкольников должны иметь характеристику осознанности, устойчивости, действенности и глубины. Для решения столь серьезной задачи воспитатель обращается к таким средствам нравственного воспитания как: художественные средства; собственная деятельность детей, общение, уход за растениями и животными. В группу художественных средств входят: художественная литература, проведение этических бесед с детьми, изобразительное искусство, музыка и др. Эта группа средств является наиболее востребованной в процессе формирования у детей нравственных представлений, т. к. является наиболее эффективной. Эффективность перечисленных средств данной группы заключается в том, что они наиболее других средств влияют на эмоциональную сферу детей, что способствует общему развитию эмоциональности ребенка.

Если не обращать внимание на какие-то отрицательные черты в поведении ребенка, то они могут укорениться и перерасти в большие пороки. Пока отрицательные навыки в поведении дошкольников не успели приобрести прочности, совместными усилиями семьи и детского сада можно многое изменить к лучшему. В этом неоценимую помощь воспитателю окажут этические беседы. Этическая беседа - беседа педагога с детьми. Во время беседы дошкольники не только получают информацию о сущности и содержании тех или иных норм и принципов морали, но в её процессе между участниками происходит обмен собственными мнениями и суждениями.

Цель этических бесед - накопление детьми нравственных знаний, формированиенравственных понятий. Этические беседы учат анализировать свои и чужие поступки, видеть их последствия, давать им нравственную оценку, помогают детям осознавать всё многообразие, всю сложность человеческого поведения. Такие беседы нужны всем детям, поскольку дают ответ на вопрос, как надо поступить в той или иной ситуации. Этические беседы, в ходе которых детям сообщают знания о моральных свойствах людей, их значение и необходимость их выполнять, вызывают у детей определенное отношение к действительности. Закрепление и обобщение отношения осуществляется путем многократных упражнений в условиях разнообразной деятельности, где они проявляют не только отношение, но и нравственные привычки.

Задача состоит в том, чтобы дети усвоили правило не механически, а осознанно. В этом большую роль играют знания сообщаемые детям в этических беседах. Кроме того, в формировании осознанного отношения к моральным нормам и правилам, а следовательно и в воспитании гуманных чувств, огромное значение имеет социальная оценка. При помощи социальных оценок, общество и отдельные его группы регулируют поведение людей. Социальная оценка имеет двоякое значение в формировании свойств личности. Во-первых, она влияет на развитие самосознания и самооценки. В оценках окружающих людей человек как в зеркале видит самого себя. От мнения других о свойствах его личности в значительной степени зависит мнение человека о самом себе.

Социальная оценка поведения ребенка взрослым является одним из важнейших условий развития его нравственной оценки. Ребенок, оценивая свои действия и поступки, часто буквально повторяет оценки взрослых.

Этические беседы проводятся на различные темы: о дружбе, товариществе, честности и правдивости и др. Материалом для беседы служат факты из жизни, поступки детей, произведения художественной литературы. Художественные произведения занимают большое место в нравственном воспитании дошкольников. Дети получают представления о доброте, справедливости, скромности, честности, трудолюбии и других качествах личности, они способны воспринять мораль художественного произведения, понять смысл и поступки героев. Беседы по художественным произведениям учат различать, что такое хорошо и что такое плохо. У ребенка возникают переживания, когда он слушает художественное произведение, появляется желание сделать что-нибудь хорошее, стремление подражать положительным героям, что оказывает большое влияние на формированиенравственных привычек. Формирование у детей моральных представлений и понятий помогает им правильно ориентироваться в действительности. Помимо этических бесед по художественным произведениям проводятся беседы о поступках детей. Эти беседы направлены на то, чтобы разъяснить детям смысл поведения, помочь осознать своё поведение, свои поступки, что очень важно для формирования нравственных чувств, для закрепления нужных и устранения нежелательных форм поведения.

Следовательно, этические беседы о поступках формируют у дошкольниковосознанное отношение к своему поведению. В этих беседах, на основе сопоставлений различного материала, воспитатель формирует у детей обобщенные представления об этических нормах, о мотивах поступков людей, благодаря чему у них воспитывается положительное отношение к правилам нравственного поведения. Благодаря систематичности проведения этических бесед у детей появляется интерес к нравственным проявлениям людей, стремление правильно оценить поведение окружающих, что выражается в вопросах детей, в тех фактах и примерах, которые они сами предлагают для обсуждения. Этическая беседа может состоять из трех частей: сначала дети слушают короткий рассказ или разыгрывают сценку, затем обсуждают мораль и наконец дети упражняются в словах, которыми можно выразить чувства, эмоции, дают оценку увиденному или услышанному.

Можно выделить три основные задачи этической беседы при его применении в воспитательной работе:

1. Вызвать положительные нравственные чувства (радость, доброту) или негодование по поводу отрицательных действий и поступков героев художественных произведений.

2. Раскрыть содержание нравственных понятий и норм поведения

3. Формирование этических представлений, их систематизация и дифференциация

В ходе этической беседы используются разнообразные приемы. Например, наглядный материал, дети рассматривают картинки и классифицируют их по основанию, предложенному воспитателем, зачастую это картинки с разно полюсным моральным сюжетом.

Участие в беседе требует достаточно сложной систему умственных действий и обладание определенным запасом этических представлений: принять тему (цель, слушать, анализировать суждения участников, оценивать, аргументировать свои суждения, делать поправки, дополнения, выражать свои мысли ясно и последовательно, оперируя при этом достаточным запасом представлений. Сложность умственной деятельности, делает этическую беседу методом, доступным только воспитанникам старших групп детского сада.

Информацию о моральных нормах, нормах поведения, требованиях, идеалах общества, ребенок получает не только в детском саду. Сведения об окружающем мире, общественных явлениях он черпает в процессе участия в разнообразных видах деятельности, общении со своими сверстниками и взрослыми, из радио- и телепередач, самостоятельно прочитанных книг и журналов, из наблюдений за окружающей жизнью и событиями. Полученная информация может нести как истинные, так и искаженные сведения о нравственных нормах.

В обилии информации об этических и моральных нормах дошкольнику порой предстоит разбираться самостоятельно, что не всегда ему по силам. Проанализировать факты, сопоставить неизвестные с ранее известными, осмыслить поступившие сведения дошкольнику легче под руководством воспитателя, на специальных занятиях, которые необходимы потому, что для нравственного развития человека важна не просто стихийно накапливаемая информация. Нравственные представления, которые мы формируем у детей в процессе этических бесед, служат фундаментом их практических действий.

Непрерывное накопление знаний о моральных нормах для дошкольника имеет особое значение потому, что жизненный опыт его невелик. Подчас для того, чтобы ребенок правильно сделал выбор поступка, действия, ему не хватает нравственных знаний, «но прежде чем осознать, принять или не принять требования должного, нужно его знать. Овладение информацией о существующих нормах поведения - это первое, с чего начинается осознанное отношение человека к окружающему миру, так или иначе сказывающееся на выборе поведения». На основе полученных знаний, осмысления и освоения норм морали, системы ценностей, оценок действий, поступков, поведения людей по нравственному критерию добра и зла развиваются и нравственные чувства ребенка, появляется стремление стать лучше.

Таким образом, значение этических бесед в целом состоит в том, что они формируют моральные представления, оценки, развивают положительное отношение к нравственным поступкам литературных героев, нравственным явлениям окружающей жизни и нормам поведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра как одно из средств формирования представлений о сенсорных эталонах цвета у детей младшего дошкольного возраста

Дидактическая игра как одно из средств формирования представлений о сенсорных эталонах цвета у детей младшего дошкольного возраста...

Творческая разработка «Сказка как средство формирования представлений о мужественности и женственности у детей старшего дошкольного возраста»

С древних времён воспитание мальчиков и девочек было совершенно разным: то, что позволялось мальчику, было недопустимым для девочки, - и наоборот. Это связано с тем, что в нашей природе заложены не то...

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНАХ ЦВЕТА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ОглавлениеВведение ……………………………………………………….……………………….31. Сущность и значение сенсорного воспитания для развития детей дошкольного возраста ………………………………………..………………………..62. Содержание и методика формирова...

Статья по ПДД "Дидактические игры как средство формирования представлений о правилах дорожного движения у детей старшего дошкольного возраста"

Дидактические игры как средство формирования представлений о правилах дорожного движения у детей старшего дошкольного возраста...

Статья "ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ДОБРЕ И ЗЛЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Статья "Особенности представлений о добре и зле у детей старшего дошкольного возраста"...

Педагогический проект по формированию представлений о важности здорового питания у детей старшего дошкольного возраста «Формирование основ здорового питания»

Здоровье – это не просто отсутствие болезней, а состояние полного  физического, психического и социального благополучия. Так чтобы повысить иммунитет, стать жизнерадостным, улучшить самочув...