Главные вкладки

    Проектная деятельность дошкольников
    статья

    Самотканова Эмма Геннадьевна

    Методы работы с детьми дошкольного возраста по организации проектной деятельности.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл v_detskom_sadu_deti_osvaivayut_takie_vidy_deyatelnosti.docx13.42 КБ

    Предварительный просмотр:

    В детском саду дети осваивают такие виды деятельности, как: рисование, конструирование, лепка и др. эти виды деятельности называют продуктивными, потому что дети осваивают культурные образцы, которые предъявляет взрослый (например, способы рисования, умение изобразить конкретный объект, использовать пространство листа, цвет и т.п.) и создает какой-либо продукт (рисунок, поделку). Двигаясь от простого к сложному, ребенок достигает технического совершенства, что и является конечной целью взаимодействия ребенка с взрослым. К сожалению, такое взаимодействие чаще всего не попадает в зону ближайшего развития ребенка, поскольку большую часть времени дети выполняют инструкции взрослого. Чтобы придать значимость усилиям детей, педагоги на некоторое время вывешивают детские рисунки, выставляют их поделки. И хотя эти продукты можно предъявлять окружающим, они выражают не творческий замысел ребенка, а педагогический замысел воспитателя. Качество детской работы оценивается по тому, насколько точно ребенок выполнил инструкцию педагога, а не по тому, как он выразил собственное видение окружающей реальности или обнаружил новое решение. Более того, стремление к окончательному результату (рисунку или поделке) приводит к тому, что сам процесс обучения новому уходит на второй план.

    Проектная деятельность представляет собой особый тип взаимодействия ребенка и взрослого и стоится на следующих принципах.

    Проектная деятельность начинается тогда, кода прямое действие оказывается невозможным.

    Другими словами, если ребенок захотел нарисовать рисунок, взял для этого карандаш, лист бумаги и осуществил свой замысел, то эта деятельность не будет считаться проектной – все действия ребенок выполнил в рамках продуктивной деятельности. Проектная деятельность возникает только тогда, когда ребенок видит проблему и задумывается над ее решением.

    Проектная деятельность, в отличие от продуктивной, предполагает движение ребенка в пространстве возможного.

    В ходе продуктивной деятельности взрослый предлагает образец и задает алгоритм действий ребенка. В процессе проектной деятельности ребенок оказывается перед проблемой, требующей решения. Для этого он исследует различные варианты решения и выбирает наиболее оптимальный. При этом важно не просто выбрать один вариант, а обсудить возможные варианты, их эффективность и только потом решить, что именно нужно сделать.

    Проектная деятельность опирается на субъективность ребенка, то есть выражение его инициативы, проявление самостоятельной активности.

    Субъективность ребенка выражается в наличии собственного мнения или отношения к той или иной ситуации. Она может проявляться с различной степенью выраженности. Так, ребенок может высказать оригинальную идею (то есть идею ранее не высказанную другими детьми) либо поддержать и немного видоизменить идею другого ребенка.

    Проектная деятельность предполагает не просто реализацию идеи ребенка, но и реализацию его смыслов.

    Если ребенок проявляет инициативу, он показывает, что эта ситуация для него значима. Поэтому прежде чем приступать к решению проблемы, нужно понять, что именно вызвало отклик у ребенка. Малышу важно научиться прислушиваться к своим переживаниям и уметь выражать их как в словах, так и в продуктах своей деятельности.

    Проектная деятельность имеет адресный характер.

    Поскольку в проектной деятельности ребенок выражает своей отношение к решаемой проблеме и личные смыслы, он всегда ищет адресата – того, к кому обращено его высказывание, оформленное в виде продукта. Именно поэтому проектная деятельность имеет ярко выраженную социальную окраску и в конечном итоге является одним из немногих социально значимых действий, доступных дошкольнику.

    Источник: Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 64 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Организация проектной деятельности дошкольников в условиях реализации ФГТ « Формирование социальной компетентности дошкольников в трудовой деятельности.

    ПРОЕКТ« Формирование  социальной  компетентности  дошкольников  в трудовой  деятельности.В  современном  мире  проблема  социального  развития п...

    Проектная деятельность дошкольников в средней группе детского сада

    Описание проектной деятельности дошкольников средней группы по теме "Ёж Ежович".Предлагаются основные этапы подготовки проекта.Данный материал поможет воспитателю грамотно подготовить и провести проек...

    Технология проектной деятельности Авторы Веракса Н. Е. Веракса А. Н. «Проектная деятельность дошкольников» Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова « Образовательные проекты в детском саду»

    Современный подход к дошкольному образованию в соответствии с положением о  ФГОС ДО предусматривает не только формирование знаний, умений и навыков дошкольника и адаптации его к социальной жизни,...

    Технология проектной деятельности. (Веракса Н.Е., Веракса А.Н. «Проектная деятельность дошкольников»).

    Цель:Активизация познавательного и творческого развития ребёнка и одновременное формирование его личностных качеств (физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками; эмоцион...

    Технология проектной деятельности. (Веракса Н.Е., Веракса А.Н. «Проектная деятельность дошкольников»).

      Актуальность:    В ХХI веке образование становится одной из самых значительных сфер человеческой деятельности. В связи с этим возросли требования к технологичности во...