«Влияние развития мелкой моторики на коммуникативные навыки детей раннего возраста».
материал (младшая группа)

Кокорина Екатерина Владимировна

План по самообразованию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_15_-_16.docx26.81 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«ДЕТСКИЙ САД №7 «СОЛНЫШКО»

Корсаковского городского округа Сахалинской области

МБДОУ «Детский сад №7 «Солнышко»

        

План по самообразованию

«Влияние развития мелкой моторики на коммуникативные навыки детей раннего возраста».

                                                                                                                                                                                              Кокорина Екатерина Владимировна

2015 г.

План самообразования

1. Ф.И.О. педагога: Кокорина Екатерина Владимировна.

2. Образование: Средне-специальное.

3.Тема самообразования: «Влияние развития мелкой моторики на коммуникативные навыки детей раннего возраста».

4.  Работа начата: сентябрь 2015 г.

5.  Предполагается закончить: май 2016 г.

6. Актуальность: В наш век бурного развития информационных технологий педагоги и родители озадачены тем, что социальное развитие детей дошкольного возраста не соответствует современным нормам и большинство дошкольников не умеют правильно общаться. Общение является одной из важных человеческих потребностей.

        Общительность, способность находить контакт с окружающими людьми - необходимое условие самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности к нему окружающих людей.

        Формирование коммуникативных навыков – это одна из составляющих психического развития ребенка, а также одна из задач подготовки к дальнейшей жизни.

        Ребенок с самого рождения вступает во взаимодействия с окружающими людьми, которые с течением времени все более усложняются и преобразуются. Неумение ребенка раннего возраста организовать свое общение способствует появлению личностных и поведенческих нарушений, замкнутости и чувства отверженности.

В период раннего возраста формирование коммуникативных навыков происходит совместно с речевым развитием.

Многие дети испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками.

В психолого-педагогических источниках, начиная от античных времен и заканчивая современностью, отражены различные способы развития коммуникативных навыков детей раннего дошкольного возраста. Известный педагог В.А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев….». Движение пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее воздействие.

Специалисты считают, что в дошкольном возрасте самое пристальное внимание надо уделять развитию мелкой моторики рук, так как сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов.  

Развивая мелкую моторику у ребенка, и тем самым стимулируя соответствующие отделы мозга, а точнее его центры, отвечающих за движения пальцев рук и речь, которые расположены очень близко друг к другу, педагог активизирует и соседние отделы, отвечающие за речь, что является критерием коммуникативных навыков.

К сожалению, в последние годы у большинства детей, посещающих дошкольное образовательное учреждение, отмечается недоразвитие мелкой моторики кистей рук, коммуникативные навыки развиты недостаточно, речь малыша малопонятна для окружающих, не соответствует возрастным нормам.  Вместе с тем, проблема влияния развития мелкой моторики на уровень коммуникативного развития детей раннего возраста в настоящее время недостаточно изучена.

Изучением проблемы влияния развития мелкой моторики на уровень коммуникативного развития ребенка раннего возраста издавна занимались психологи, педагоги и методисты разных времен: Л.С. Выготский,                                                Г.А. Кислинская, М.И. Лисина, А.Р. Луриа и др.

Проблема влияния развития мелкой моторики на уровень коммуникативного развития детей раннего возраста -  одна из значимых и в настоящее время очень актуальна в связи с ее распространенностью, что и послужила основанием для выбора темы самообразования. 

7.  Цель самообразования: создать условия для развития коммуникативных навыков и мелкой моторики рук у детей раннего возраста, достигнуть положительную динамику в развитии мелкой моторики рук детей через использование разнообразных форм, методов и приемов.

8. Задачи самообразования:

  • Обогатить свои знания по формированию коммуникативных навыков и развитию мелкой моторике детей раннего возраста.
  • Познакомиться с новыми упражнениями и играми, улучшить образовательный процесс, разработать новые упражнения и познакомить с ними детей, родителей, коллег.
  • Развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук, точности и координации движений руки и глаза, гибкости рук, ритмичности.
  • Способствовать формированию коммуникативных навыков детей раннего возраста.
  • Развитие воображения, логического мышления, произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия, творческой активности.
  • Совершенствовать предметно-развивающую среду, способствующую эффективному процессу развития моторики рук ребёнка 2-3 лет.
  • Информировать родителей о пользе и необходимости развития мелкой моторики, коммуникативных навыков.

9. Предполагаемый результат: переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения, желание сделать что-то полезное для развития коммуникативных навыков мелкой моторики детей раннего возраста. Интеллектуальное развитие детей, пополнение предметно-развивающей среды, обогащение родительского опыта в воспитании детей.

10. Формы работы с детьми:

  • Диагностика детей.
  • Совместная работа с детьми.
  • Индивидуальная работа.
  • Образовательная деятельность.

Формы работы с родителями:

  • Консультации для родителей, беседы по теме.
  • Оформление папки-передвижки.
  • Выступление на родительском собрании.

11. Для достижения поставленных задач будут использоваться весь комплекс мер по развитию мелкой моторики. Это:

  • Продуктивная деятельность.
  • Пальчиковые игры.
  • Массаж рук.
  • Строительные игры.
  • Игры и упражнения с прищепками, пуговицами, с крупными бусинами, шнуровками, пирамидками, мозаикой, вкладышами, счётными палочками; игры с бумагой, сыпучими материалами, бросовым материалом.

12. Действия и мероприятия, которые будут проводиться в процессе работы над темой:

  • Изучение литературы по теме.
  • Апробация собственной программы на практике.
  • Консультации для родителей по данной теме.
  • Изготовление игр по развитию мелкой моторики.
  • Самоанализ и самооценка своей деятельности в группе.
  • Круглый стол с родителями по теме.
  • Обобщение результатов на педсовете.

13.  Форма отчета по проделанной работе:

  • Сообщение на педагогическом совете.
  • Подбор и оформление методических материалов.
  • Подборка и оформление картотек игр по мелкой моторике, пальчиковым играм, конспектов непосредственно образовательной деятельности.
  • Организация выставки «Игры, способствующие развитию мелкой моторики».
  • Круглый стол со слайд шоу с родителями «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста».
  • Отчет по теме.

Содержание работы

Сроки выполнения

Информационно-аналитический этап

Изучение методической литературы по данной проблеме.

В течении года

Изучение опыта педагогов ДОУ, новых методик, технологий, игр.

В течении года

Консультации для родителей.

В течении года

Практический этап

Изучение методик и технологий педагогов в Интернете.

Сентябрь

Диагностика уровня коммуникативных навыков у детей раннего возраста на начало года.

Октябрь

Рисование: «Падают, падают листья», «Ветка рябины».

Лепка: «Колобок», «Ягоды рябины».

Конструирование: «Башенка из кубиков», «Разноцветная башенка из кубиков», «Высокая башенка из кубиков», «Башенка из кирпичиков».

 Дидактические игры: «Подарок для куклы», «Нанизываем кольца», «Чудесный мешочек», «Прячем ручки».

Игра с бумагой «Кому листик?».

Пальчиковые игры: «Сорока белобока», «Идёт коза рогатая», «Паучок», «Где же ваши ручки?».

Настольные игры.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста».

Октябрь

Рисование: «Дождик, чаще, кап-кап-кап!», «Падающий снег».

Лепка: «Фрукты для куколки», «Мяч для Тани».

Конструирование: «Машина», «Поезд для матрёшки», «Поезда большой и маленький», «Дорожка для матрёшки».

Дидактические игры: «Кукла идёт на прогулку», «Лабиринт для пальчика», «Переложи фасоль», «Крутись карандаш».

Пальчиковые игры: «Семья», «Ладушки», «Тук тук.», «Осень».

Настольные игры.

Консультация для родителей «О пользе развития мелкой моторики у детей с раннего возраста».

Ноябрь

Рисование: «Ёлочка красавица», «Закрасим ёлку».

Лепка: «Мы скатаем снежный ком», «Новогодняя ёлка».

Конструирование: «Дорожка широкая», «Дорожка широкая и узкая», «Стол», «Стул».

Дидактические игры: «Сухой бассейн», «Спрячь в ладошке», «Помогаем маме».

Конструирование из палочек «Елочка».

Пальчиковые игры: «Капустка», «Пальчик – мальчик...», «Две тетери», «Большие ноги».

Настольные игры.

Круглый стол с родителями «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста».

Декабрь

Рисование: «Птички», «Ежик».

Лепка: «Вкусный пирог», «Печенье для бычка».

Конструирование: «Мебель для матрёшки», «Диван», «Кровать», «Кресло».

Дидактические игры: «Помоги ёжику», «Лабиринт для карандаша», «Мозаика», «Ветерок», «Спрячь игрушку».

Пальчиковые игры: «Замок» «Зайчики», «Игрушки», «Курочка», «Алые цветы».

Настольные игры.

Консультация для родителей «Значение развития мелкой моторики у детей».

Январь

Рисование: «Зёрнышки для курочки», «Ласковое солнышко».

Лепка: «Червячки для цыплёнка», «Пирожки для Машеньки».

Конструирование: «Забор вокруг дома», «Забор для утят», «Ворота», «Разноцветные ворота для машин».

Дидактические игры: «Разбери фасоль и горох», «Не боюсь колючек», ««Цветные вкладыши», «Брызгалки».

Пальчиковые игры: «С добрым утром», «Ай туки, туки, туки...», «Апельсин», «Зайка».

Настольные игры.

Консультация для родителей «Игротека».  

Февраль

Рисование: «Клубочек для котика», «Вот такие ножки у сороконожки!».

Лепка: «Бублики-баранки», «Цветные карандаши».

Конструирование: «Дом для животных», «Дом для матрёшки», «Дом», «Лесенка».

Дидактические игры: «Переложи из одной емкости в другую», «Подбери крышку».

Пальчиковые игры: «Обезьянки», «Ручки», «Поросята», «Часы».

Настольные игры.

Консультация для родителей «Игры между делом на кухне».

Март

Рисование: «Морские водоросли», «Вот какие у нас сосульки!».

Лепка: «Крошки для золотой рыбки», «Травка зеленеет».

Конструирование: «Лесенка большая и маленькая», «Широкая лесенка с башней», «Горка», «Горка с дорожкой».

Дидактические игры: «Выложи узор из пуговиц», «Чудесный мешочек», «Выложи из счётных палочек», ««Мозаика», «Пришей пуговицу».

Пальчиковые игры: «Домик», «Дождик, дождик, веселей», «Улитка», «Вышла курочка гулять».

Настольные игры.

Рекомендации для родителей по мелкой моторике.

Апрель

Заключительный этап

Диагностика уровня коммуникативных навыков у детей раннего возраста на начало года.

Май

Самоанализ и самооценка своей деятельности в группе.

Май

Проведение открытого мероприятий для коллег.

Май

Отчет о проделанной работе. Обобщение результатов на педсовете.

Май


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние развития мелкой моторики на активную речь детей раннего возраста

Влияние  развития  мелкой  моторики  на активную  речь  детей  раннего  возраста...

Влияние развития мелкой моторики на активную речь детей раннего возраста

Задачи: 1.Изучить научно - методическую литературу по теме; 2.Определить влияние специальных игр и упражнений на развитие мелкой моторики3. Расширить и систематизировать практическую д...

Консультация для воспитателей "Влияние развития мелкой моторики руки на речь детей раннего возраста"

Консультация для воспитателей "Влияние  развития мелкой моторики руки на речь детей раннего возраста"Освоение родного языка является важнейшим достижением преддошкольника.Словарь ребенка особенно...

Влияние развития мелкой моторики на активную речь детей раннего возраста

Исследования отечественных физиологов подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В.М. Бехтерева доказали влияние манипуляций рук на функции речи высшей нервной деятельности....

Влияние развития мелкой моторики на активную речь детей раннего возраста

Влияние развития мелкой моторики на активную речь детей раннего возраста...