Нарушения развития детей раннего возраста и их профилактика
статья (младшая группа)

Путяшева Екатерина Сергеевна

Нарушения развития детей раннего возраста и их профилактика

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tezisy.docx21.55 КБ

Предварительный просмотр:

Путяшева Е.С.,

Воспитатель МДОУ «Центр развития ребенка - детский сад «Дружба»,

Качканарский городской округ

Нарушения развития детей раннего возраста и их профилактика

Ранний возраст - чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка, когда развиваются моторные функции, ориентировочно-познавательная деятельность, речь, а также формируется личность.

В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности – познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многие другое. При чём все эти способности не возникают сами по себе, как следствие маленького возраста ребёнка, а требуют непременного участия взрослого и соответствующих возрасту форм деятельности.

Нарушение развития у детей -- это любое нарушение развития, возникающее в младенческом или детском возрасте, которое характеризуется задержкой биологически необходимых  психических функций.

Нарушения развития у детей многоплановы и многоаспектны. Они выражаются в интеллектуальной, двигательной, речевой или сенсорной неполноценности. Отклонения в развитии бывают разных форм и разной степени выраженности.

Существует несколько категорий детей с нарушениями развития:

- С нарушениями зрения;

- С нарушениями слуха;

- С нарушениями речи;

- С нарушениями опорно-двигательного аппарата;

- С нарушениями поведения;

- С нарушениями эмоционально-волевой сферы;

- Умственно отсталые дети;

- С задержкой психического развития;

- С комплексными нарушениями развития.

Нарушения в психическом развитии у детей обусловлены двумя группами факторов – биологическими и социальными.

Биологические факторы это: различные патологии беременности и родов, инфекционные заболевания, черепно-мозговые травмы, расстройства обмена веществ, нейрохирургические заболевания, интоксикации в первые годы жизни, наследственные генетические поражения. В зависимости от причин возникновения аномалий и нарушения развития их подразделяют на врожденные и приобретенные.

К социальным факторам относятся психологические травмы, агрессия по отношению к ребенку, недостаточное общение с ним, конфликты супругов, неумение правильно уделять внимание развитию ребенка, недостаточная организация развивающих занятий и игр, неспособность заметить отклонения в развитии ребенка, жесткая система общения с ребенком, неадекватные реакции родителей на интеллектуальные возможности ребенка, непонимание причин возникновения нарушений в эмоционально-поведенческой сфере, неадекватная реакция родителей на интеллектуальные неудачи ребенка, дефицит информации.

В раннем возрасте явными признаками нарушений психического развития являются:

1) отсутствие истинно предметных действий, замена их манипуляциями (действиями, неспецифичными для определенных предметов);

2) неадекватные действия;

3) ограниченное понимание  речи взрослого, проявляющееся в отсутствии переноса;

4) резкое отставание в развитии собственной речи;

5) аутизация ребенка;

6) симптомы нарушения центральной нервной системы: заикание, беспорядочная речь, постоянное моргание, бесцельные движения руками, разнообразные тики, сосание пальца, ходьба с подпрыгиванием и др.

Поведенческие нарушения, свидетельствующие о неблагополучии в эмоционально-волевой сфере личности, заключаются в следующем: ребенок очень часто плачет, капризничает, не может сам себя занять, трудно адаптируется к новым ситуациям, проявляет негативизм, агрессивно настроен по отношению к детям, не понимает запретов, не усваивает элементарные правила поведения, возбудим.

Любые отклонения требуют коррекции и своевременной профилактики, так как именно от этих действий зависит дальнейшая социальная адаптация ребенка.

Особое значение имеет определение основных направлений и содержания профилактической работы по предупреждению нарушений в развитии у детей раннего возраста. Гораздо легче предотвратить формирование многих отклонений в развитии ребенка, чем их впоследствии устранить.

Главную роль в предотвращении нарушений развития у детей раннего возраста играет комплексная система мер профилактики, в основу котороой положен принцип дифференцированного подхода с учетом состояния здоровья, комплексности использования медицинских, психологических, педагогических и социальных методов реабилитации. 

Потенциальные проблемы будущего нарушения развития ребенка, непонимание родителями важности своевременного обращения к специалистам нужно предупреждать уже в период внутриутробного развития плода и не только медицинскими мероприятиями, но психолого-педагогическими. Поэтому необходима ранняя комплексная профилактика среди родителей еще во время беременности: медицинская и психолого-педагогическая. 

Немаловажным фактором профилактики нарушений развития является проведение медицинских и педагогических консультаций будущей мамы во время беременности и соблюдение безопасности. При планировании семьи полезны генетические консультации.

Родителям из группы риска следует посещать медико-генетические консультации, специалисты которых информируют их о возможностях рождения детей с наследственными нарушениями развития, а также о рисках рождения детей с патологией развития.

Всем женщинам необходимо пройти перинатальную диагностику, которая имеет важнейшее значение для решения проблемы планирования семьи. По возможности беременным женщинам целесообразно посещать перинатальные центры по психологическому сопровождению беременности.

Весьма важное значение имеет иммунопрофилактика детей. Своевременная иммунизация детей предупреждает опасные инфекционные заболевания, приводящие к нарушению развития.

Одна из немногих причин нарушения развития, предупреждение которой прямо зависит от родителей и педагогов, - это травмы детей. Опасными являются все виды травм, как бытовые, так и уличные, и спортивные. Самые опасные - открытые и закрытые травмы головы, которые вызывают не только сотрясение мозга, но и могут быть причиной повреждения центров, из-за чего могут быть нарушены определенные функции.

Важным фактором, во многом определяющим развитие ребенка является семья. Важность семейной микросреды объясняется в большой степени тем, что жизнь и благополучие ребенка на ранних этапах развития зависят от заботы и помощи взрослых.

Основными составляющими семьи, как микросреды развития, можно назвать межличностные внутрисемейные отношения, семейные традиции, настроения, нормы внутрисемейного поведения, нравственно-духовный климат. Эти компоненты выступают своеобразной питательной средой для психики ребенка.

Огромную роль играет внимательность самих родителей, которые должны научиться проверять основные психомоторные реакции у ребенка, чтобы первые возможные отклонения в его психике не остались без пристального внимания. А педиатры, детские психологи, логопеды и дефектологи помогут определить состояние психического развития ребенка и вовремя скорректировать его нарушения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль положительных эмоций в развитии речи и в ранней профилактике речевых нарушений у детей раннего возраста

Моё выступление из опыта работы рекомендовано начинающим воспитателям детских садов младших групп. Дети раннего возраста очень активны, подвижны и любознательны. У них еще не сформированы...

"Родительский клуб в дошкольном образовательном учреждении, как новая комплексная социальная услуга для профилактики нарушений в развитии детей раннего возраста

Статья  "Родительский клуб в дошкольном образовательном учреждении, как новая комплексная социальная услуга для профилактики нарушений в развитии детей раннего возраста была включена в сбор...

Применение здоровьесберегающих технологий для профилактики нарушений развития детей раннего возраста

Применение здоровьесберегающих технологий для профилактики нарушений развития детей раннего возраста...

Телесно-двигательные технологии в профилактике нарушений развития детей раннего и дошкольного возраста

В данном материале представлено несколько телесно-двигательных упражнений по профилактик нарушения развития детей раннего и дошкольного возраста...

Родительский клуб в дошкольном образовательно учреждении, как новая комплексная социальная услуга для профилактики нарушений в развитии детей раннего возраста

Для любого общества одной из главных проблем является воспитание и социализация подрастающего поколения, так как перспективы развития общества и сохранение его трудового потенциала, прежде всего, опре...

Родительский клуб в дошкольном образовательно учреждении, как новая комплексная социальная услуга для профилактики нарушений в развитии детей раннего возраста

Для любого общества одной из главных проблем является воспитание и социализация подрастающего поколения, так как перспективы развития общества и сохранение его трудового потенциала, прежде всего, опре...