"Родительский клуб в дошкольном образовательном учреждении, как новая комплексная социальная услуга для профилактики нарушений в развитии детей раннего возраста
методическая разработка ( группа) по теме

Шевченко Надежда Владимировна
 Статья  "Родительский клуб в дошкольном образовательном учреждении, как новая комплексная социальная услуга для профилактики нарушений в развитии детей раннего возраста была включена в сборник материалов Международной научно-практической конференции, которая прошла  в г. Санкт-Петербурге в 2014г. Практическая значимость статьи используется как методическая разработка.
"Семья стоит у истоков воспитания. Она является основным социальным институтом в формировании личности ребенка. На гребне перемен в обществе семейные ценности приобретают особое значение. Ведь сегодня семья  переживает громадные экономические и духовные трудности: отчуждение между родителями и детьми выросло настолько, что стало подлинной национальной проблемой. Воспитание детей в семье имеет во многом субъективный характер и зависит от уровня нравственности и культуры родителей, их жизненных планов, идеалов, поступков, опыта социального общения, семейных традиций. Семья может, как способствовать,  так и  тормозить формирование разносторонне развитой личности. 
Ранний возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. Однако далеко не все родители понимают возрастные особенности детей 3 года жизни и умеют найти  адекватные педагогические воздействия. Необходимо сотрудничество с родителями непосредственно в детском дошкольном учреждении. Для этого можно  использовать одну из форм сотрудничества педагогов с  родителями -  родительский клуб. Реализация основных задач  работы родительского клуба позволит:
- укрепить связь с семьёй;
- повысить просвещение родителей по вопросам психологии и педагогики;
- повысить ответственность родителей за воспитание и обучение детей,  и тем самым обеспечить условия для полноценного развития личности и социализации ребенка".
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Администрация Красносельского района Санкт-Петербурга

Государственное бюджетное учреждение «Центр социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов Красносельского района Санкт-Петербурга»

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Международная научно-практическая конференция

«Социальная реабилитация – опыт работы и перспективы развития»

Сборник материалов по итогам  Международной научно-практической конференции

Санкт-Петербург

23 октября 2014 года

Воробьева Н.А., педагог-психолог, Шевченко Н.В., педагог доп. образования  

ГБДОУ центр развития ребенка детский сад № 38

                                                                            Красносельского района  Санкт-Петербурга

Родительский клуб в дошкольном образовательно учреждении, как новая комплексная социальная услуга для профилактики нарушений в развитии детей раннего возраста

Для любого общества одной из главных проблем является воспитание и социализация подрастающего поколения, так как перспективы развития общества и сохранение его трудового потенциала, прежде всего, определяются здоровьем детей, подростков и молодежи.

Вместе с тем,  данные официальной статистики и специальных исследований свидетельствуют о прогрессирующем ухудшении состояния здоровья детского населения во всем мире.

Острота проблемы вынуждает переориентировать государственную политику на широкую пропаганду оздоровления и раннего стимулирующего развития детей. Ведь ранний возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. Однако в большинстве семей сохраняются представления о раннем возрасте как о периоде физиологического созревания и физического развития. В результате внимание  родителей сосредоточено на физическом здоровье малыша, ограничено гигиенически уходом и предоставления ему множества игрушек. Не секрет, что сегодня родители имеют право выбора детского сада, и часто дошкольное образовательное учреждение попадают дети, имеющие риск в развитии, выступает одним из условий для обучения и воспитания детей.

Особой формой такого сотрудничества в нашем детском саду является родительский клуб «За руку с семьей», созданный для родителей и детей раннего возраста для оказания психолого-педагогической и социальной помощи родителям.

Основная цель работы родительского клуба - формирование психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах развития, обучения и воспитания детей.

Участники родительского клуба: дети раннего возраста, родители, педагог-психолог, педагог дополнительного образования. По мере необходимости к участию в работе привлекаются и другие специалисты ДОУ.

Основные задачи, стоящие перед специалистами и родителями:

  1. Повышение психолого-педагогической культуры родителей и воспитание успешного ребенка в семье.
  2. Определение коллективных решений и единых требований семьи и педагогов в деятельности по развитию личности ребенка.
  3. Развитие активной педагогической позиции родителей.
  4. Обучение родителей приемам и методам работы с ребенком, обеспечивающим развитие успешной личности.

Работа Родительского клуба строится в 3-х направлениях:

      1. Просветительское - создание «Блокнота для родителей, или что делать, если…»;  (папки-передвижки) по актуальным проблемам развития детей раннего возраста.  Темы: «Что делать, если ребенок начал ходить в ясли?», «Что делать, если ребенок плачет при расставании с родителями?», «Что делать, если ребенок впадает в истерику?», «Что делать, если ребенок не хочет убирать за собой игрушки?», «Развитие речи в первые годы жизни ребенка?» и т.п.

     2. Консультативное (по запросу родителей) на протяжении всего учебного года, подразумевает индивидуальную диагностику ребенка, в ходе которой определяется уровень и особенности развития ребенка, составление рекомендаций для родителей по дальнейшему воспитанию и обучению ребенка.

  1. Коммуникативное – непосредственно обучающие семинары с элементами тренинга

для родителей, на которых. Благодаря полученным знаниям психологии и педагогики, родители учатся решать сложные ситуации, проявлять свое творческое созидательное начало. Основные мероприятия проводятся 1 раз в месяц.

Перспективно-тематический план на учебный год: «Адаптация ребенка к условиям детского сада»,  «Особенности развития детей третьего года жизни», «Развитие речи в первые годы жизни ребенка», «Развитие познавательной активности ребенка», «Играя, обучаем вместе», «Кризис стрех лет», «Особенности общения с детьми раннего возраста», «Воспитание самостоятельности у дошкольников. Как развивать волевые качества у ребенка?», «Родительское сочинение».

Работа родительского клуба призвана помочь каждому субъекту образовательного процесса реализовать свои возможности:

1.Воспитателям – по-другому взглянуть на себя, свою деятельность.

2.Родителям – включиться в жизнь своего ребенка и стать активным участником всех мероприятий дошкольного учреждения.

3.Детям – дать почувствовать их неповторимость, талант и вселить уверенность, что их ценят, любят, заботятся о них.

Ожидаемые результаты – реализация основных направлений работы родительского клуба позволит укрепить связь с семьей, повысить просвещение родителей по вопросам психологии и педагогики, повысить ответственность родителей за воспитание и обучение детей, и тем самым обеспечить условия для полноценного развития личности и социализации ребенка.

ЛИТЕРАТУРА:

1.Ладкина Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства. М,: ACADEMIA, 2007

2. Метенова Н.М. Взрослым о детях. Ярославль: Индиго, 2014.

3. Мосалова Л.Л. Я и мир. СПб,: ДЕТСТВО-ПРЕСС. 2009.

4.Педагогика: Большая современная энциклопедия/ сост. Е.С.Рапацевч. – МН.: Современное слово. 2005.

5.Стребелева Е.С. Современные формы помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии/ Е.С. Стребелева,  А.В.Закрепина// Дефектология. 2005. №1. С. 3-10

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс методик по речевому развитию детей раннего возраста посредством общения со сверстниками и взрослыми в условиях дошкольного образовательного учреждения

Данный комплекс методик разработан для детей 2-3 летнего возраста. Методики собраны из различных источников литературы и интернет ресурсов. Игры и игры-занятия, потешки и стишки для режимных моментов ...

«Родительский клуб в дошкольном образовательном учреждении»

Данная методическая разработка  будет интересна как  педагогам -психологам ДОУ, так и воспитателям....

Современные подходы к профилактике нарушений речи у детей раннего возраста

В данной статье описаны направления прорфилактической и развивающей работы с детьми раннего возраста....

Комплекс методик по речевому развитию детей раннего возраста посредствам общения со сверстниками и взрослыми в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Данный комплекс методик разработан для детей 2-3 летнего возраста. Методики собраны из различных источников литературы и интернет ресурсов. Игры и игры-занятия, потешки и стишки для режимных мо...

Консультация для родителей «Признаки нарушений речевого развития детей раннего возраста»

К концу 1 месяца Криком не выражает своё неудовольствие при желании кушать или другом дискомфорте.В 3-4 месяца Не улыбается, когда с ним разговаривают.В 4-5 месяцев Не произносит отдельных звуков или ...

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №4» Картотека пальчиковых игр Для 1 и 2 группы раннего возраста Подготовила воспитатель Адинаева Нина Михайловна

Ум ребенка находится на кончиках его пальцев.В. А. Сухомлинский  Пальчиковые игры увлекательны, способствуют и развитию мелкой моторики, развитию речи, и творческой деятельности. Они как бы ...