Консультация для родителей в рамках ранней помощи "Признаки нарушений речевого развития детей раннего возраста"
консультация (младшая группа)

Наталья Александровна Милусь

Описаны в статье первые признаки речевых нарушений у ребёнка. Причины нарушения речи. Коррекция речевых нарушений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация в рамках консультативного пункта

«Признаки нарушений речевого развития детей раннего возраста»

Статья

Подготовила:

Учитель-логопед

 МДОУ «Детский сад «Улыбка» г. Надыма»

Милусь Наталья Александровна

Чтобы как можно раньше выявить речевые расстройства у ребенка, родители должны знать о нормах его развития, особенно в ранний период. Существует много признаков проблем с речью, которые можно заметить уже в конце первого месяца жизни. Они могут возникнуть из-за внутриутробных патологий, генетической предрасположенности, родовых травм и т. д. Чтобы корректировать речевые нарушения, нужно провести тщательную диагностику. После обследования логопед определяет ребенка в группу, согласно речевым нарушениям и составляет план лечения. В комплекс процедур входят упражнения для языка, дыхательная, пальчиковая гимнастика и т. д.

ПЕРВЫЕ ПРИЗНАКИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У РЕБЕНКА

По мнению специалистов, нарушения развития речи у детей можно определить уже в первые недели их жизни. Если ребенок кричит слабо, подолгу и монотонно, то нужно внимательно следить за его развитием.

Другие признаки расстройств речевой деятельности:

• К концу 4 недели ребенок тихий, пассивный. Он не кричит, когда хочет кушать или ощущает дискомфорт;
• К концу 4 месяца малыш проявляет мало эмоций, когда родители и близкие с ним общаются. Он не улыбается, когда мама или папа нежно с ним разговаривают;
• 5 месяцев – ребенок не произносит отдельные звуки или слоги. Когда родители называют предмет и указывают на него, то малыш не пытается найти его взглядом. Например, на вопрос «Где свет?», он не поднимает глаза на лампочку;
• 7 месяцев – дети не пытаются обратить на себя внимание родителей, издавая определенные звуки;
• 9 месяцев – словарный запас малыша не пополнился словами, состоящими из одинаковых слогов. Например, ма-ма, па-па, дай-дай и т. д.;
• 10 месяцев – ребенок не может произносить 8 слогов или звукосочетаний. Кроме того, он не машет головой, подтверждая слово «нет», а также не прощается, двигая рукой.
• 12 месяцев – не понимает смысла слов, а просто повторяет их, не прислушивается к музыке. Он не понимает простых требований, например, «Дай ложку»;
• 15 месяцев – не произносит осмысленно слова «мама», «папа»;
• 19 месяцев – не понимает смысла простых слов, не умеет находить части тела, которые называют взрослые;
• 29 месяцев – не понимает значение слов, которые обозначают размер (большой-маленький).

         Если родители заметили подобные признаки у своего ребенка, то нужно обратиться к специалистам. Отоларинголог проверит слух ребенка, невропатолог определит нарушения работы ЦНС, детский психолог, дефектолог или психиатр оценит состояние невербального интеллекта, а логопед установит окончательный диагноз.

ПРИЧИНЫ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ

          Речевые расстройства могут спровоцировать разнообразные факторы. Они бывают внутренние или внешние, но иногда они сочетаются между собой.

Основные причины нарушения речи у детей дошкольного возраста:
• Внутриутробные пороки развития;
• Генетическая предрасположенность;
• Аномалии родовой деятельности;
• Заболевания в первые года жизни;
• Плохие социально-бытовые условия.

Речевые расстройства часто возникают из-за внутриутробных патологий. Особенно важным является срок до 13 недели беременности, во время которого формируется ЦНС плода, в том числе и речевые зоны коры головного мозга.

Чаще всего их развитие нарушается по таким причинам:
• Кислородное голодание плода;
• Внутриутробные инфекции, например, герпес, краснуха, сифилис, токсоплазмоз, грипп, скарлатина, полиомиелит, ВИЧ-инфекция, корь;
• Травмы женщины во время вынашивания плода;
• Групповая несовместимость крови матери и плода, в результате чего в организме женщины вырабатываются антитела. Они попадают в организм ребенка через плаценту, тогда выделяются токсины, которые повреждают отделы головного мозга, отвечающие за речь и слух;
• Недоношенный или переношенный плод;
• Никотиновая, алкогольная или наркотическая зависимость будущей матери;
• Бесконтрольный прием сильных медикаментов;
• Работа будущей матери на вредном производстве;
• Частые стрессы.

          Плохая наследственность тоже может стать причиной нарушения речи. Если родители или близкие родственники ребенка поздно говорили, то подобные проблемы могут коснуться и его. Расстройства речи могут спровоцировать другие генетические патологии, связанные с неправильным строением органов артикуляционного аппарата: неправильная посадка зубов, патологический прикус, дефекты строения неба и т. д. Также проблемы могут возникнуть из-за заикания, нарушения развития сенсорной речевой зоны.

          Роды нередко проходят неблагоприятно для ребенка. К наиболее опасным патологиям относят асфиксию при рождении (удушье во время родовой деятельности), родовые травмы, связанные с узким тазом у матери, применение акушерских щипцов во время родов. Вероятность нарушений речи высока у детей с массой до 1500 г, которые прошли реанимационные мероприятия (в том числе вентиляция легких).

         Заболевания ребенка в раннем возрасте могут наложить тяжелый отпечаток на его развитие. Особенно опасен менингит, а также менингоэнцефалит – воспаление оболочек и вещества головного мозга, который может затронуть спинной мозг и вызвать паралич. Речь у детей с нарушением слуха страдает из-за воспаления среднего и внутреннего уха в раннем возрасте. Также проблемы могут спровоцировать травмы головного мозга и повреждения неба.

         Речь нарушается при недостатке или отсутствии эмоционального или речевого общения с близкими. Нередко такие проблемы возникают в благополучных на первых взгляд семьях, где родители не употребляют алкоголь или наркотики. Это характерно для детей, которые потеряли эмоциональную связь с матерью.

КОРРЕКЦИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ

Предупредить расстройства речевой деятельности можно с первых дней жизни, для этого нужно соблюдать такие рекомендации:

• Как можно чаще общаться с младенцем, придавая разговору разные эмоциональные оттенки. Слова нужно произносить правильно, улыбаться, хмурится, показывать страх, радость, восторг и т. д.;

• Регулярно проводить пальчиковую гимнастику, для этого подойдет известное стихотворение «Сорока-ворона кашку варила». Во время чтения стиха нужно просить малыша повторять определенные упражнения пальцами, массировать их кончики.

По мере взросления малыша для развития мелкой моторики используют мозаику, конструкторы, рисование, лепку и т. д. Это все поможет ускорить речевое развитие.

С 2  лет можно начинать выполнять упражнения для языка «Бегемотик», «Лягушка», «Слоник», «Блинчик», «Заборчик», «Похлопать губками «блинчик»». Все движения делают в плавном темпе, переходя от простых элементов к более сложным.

Упражнения для язычка необходимо выполнять регулярно и правильно.

Дыхательная гимнастика улучшит произношение звуков, научит ребёнка говорить правильно и плавно. Существуют многие упражнения, которые увеличивают время ротового выдоха от 2 до 8 секунд: «Сдуй снежинки», «Сдуй бабочку», «Покрути на вертушку», «Сдуй ваточку» и т.д.

Уже ближе к 3-м годам нужно начинать  учить говорить через рот и нос, делать это со звуком или складом. Для этого можно выполнить упражнение «Буря»: ребенок берет стакан с водой и трубочкой, слегка открывает рот, упирается языком в нижние зубы, берет трубочку, опускает в стакан, дует, чтобы вода булькала. При этом щеки не надуваются, а губы не двигаются. После регулярных занятий поток воздуха будет более сильным и длительным.

Также полезно будет надувать воздушные шары, мыльные пузыри, проводить игры со свистульками, музыкальными инструментами, например, губная гармошка или дудочка.

Период с 3 до 6 лет идеально подходит для развития речи у дошкольника, поэтому в этот период нужно соблюдать такие рекомендации:

• Разговаривать правильно, без «сюсюканья»;
• Правильно расставлять ударения;
• Говорить простыми предложениями, состоящими из 2 – 4 слов;
• Повторять слова на определенном отрезке времени, чтобы ребенок их запомнил и научился их использовать;
• Правильно менять интонацию, тембр голоса, темп речи;
• Жестикулировать во время общения.


Важно вовремя обнаружить речевые нарушения, так как они существенно влияют на психические функции ребенка. Им тяжело дается анализ, синтез, сравнение, обобщение. Также может нарушаться координация, снижаться скорость и ловкость. Дошкольники тяжело воспринимают словесные инструкции. Дети с нарушениями речи замкнутые, обидчивые, агрессивные.

Чем раньше родители обнаружат речевые расстройства и обратятся к логопеду, тем легче их будет корректировать. Важно провести всестороннюю диагностику, чтобы выявить причины нарушения и составить эффективный план лечения. При своевременных регулярных занятиях дошкольник сможет правильно произносить все звуки, делать частичный звуковой анализ, пополнить словарный запас, согласовывать слова в роде, падеже, числе и даже составлять сложные синтаксические конструкции (диалог, монолог).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей Тема: «Дидактические игры как средство сенсорного развития детей раннего возраста».

Консультация для родителейТема: «Дидактические игры как средство сенсорного развития детей раннего возраста»....

Консультация для родителей на тему "Сюжетно-ролевые игры в развитии детей раннего возраста"

Воспитатель подсказывает образы поведения,требуемого ролью; объясняет неправомерность тех или иных действий и реплик, предлагает вопросы, помогающие малышу осознать действия, а потом в ходе игры и рол...

Консультация для родителей о роли художественных произведений в речевом развитии детей с речевыми нарушениями

Полезная информация для консультационной работы воспитателя с родителями....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ВОСПИТАТЕЛЕЙ "Колыбельные. Их значение в развитии детей раннего возраста"

Колыбельные песни очень важны в процессе овладения ребенком речью, следовательно, в развитии мышления. От того, какие песни пела ребенку мать, и пела ли она их вообще, зависит характер маленького чело...

Мастер-класс для родителей «Артикуляционная и дыхательная гимнастика в речевом развитии детей раннего возраста».

Проблема: большое количество детей раннего дошкольного возраста с трудностями в речевом развитии.Цель: Вовлечение родителей в работу по развитию активной речи детей средствами артикуляционной и д...

Консультация для родителей «Влияние устного народного творчества на речевое развитие детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей «Влияние устного народного творчества на речевое  развитие детей дошкольного возраста»...

Консультация для родителей «Признаки нарушений речевого развития детей раннего возраста»

К концу 1 месяца Криком не выражает своё неудовольствие при желании кушать или другом дискомфорте.В 3-4 месяца Не улыбается, когда с ним разговаривают.В 4-5 месяцев Не произносит отдельных звуков или ...