Семинар – практикум "Фиолетовый лес"
учебно-методическое пособие

Сокоренко Оксана Александровна

Семинар – практикум в рамках стажировочной площадки по теме:

 «Фиолетовый лес»

 (развивающие игры В.Воскобовича)

для молодых педагогов города

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soderzhanie_seminar_fioletovyy_les.docx37.44 КБ
Файл prezentatsiya_voskobovich.pptx2.85 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

центр развития ребенка - детский сад «Фантазия»

Семинар – практикум в рамках стажировочной площадки по теме:

 «Фиолетовый лес»

 (развивающие игры В.Воскобовича)

                                                                                                  Подготовил:

Воспитатель Сокоренко О.А.

г.Пыть-Ях

2016 г.

       Слайд 1.

 Игры, о которых сегодня пойдет речь, – это, однозначно, движение от практики. Но сначала чуть-чуть истории.

        Толчком к изобретению игр послужили собственные дети. Вячеслав Воскобович, по образованию инженер-физик, хобби – авторская песня, сам писал стихи, музыку, выступал с концертами. 90-е годы, походы по магазинам игрушек вгоняют в тоску. Заботясь об интеллектуальном и творческом развитии своих детей начал интересоваться альтернативной педагогикой. Первые игры появились в начале 90-х. «Геоконт», «Игровой квадрат» (сейчас это «Квадрат Воскобовича»), «Складушки», «Цветовые часы» сразу привлекли внимание. С играми и опытом стали приглашать на семинары, сначала в родном Ленинграде, потом - в другие города.

Слайд 2.

         Игр становилось все больше – «Прозрачный квадрат», «Прозрачная цифра», «Домино», «Планета умножения», серия «Чудо-головоломки», «Математические корзинки»…Появились первые методические сказки. Так, постепенно это становится делом всей жизни.

        По данным опроса Комитета по образованию С-Петербурга, уже в 1997 году 90% дошкольных учреждений города использовали в своей работе развивающие игры Воскобовича.

Слайд 3.

         В основе этой игровой технологии лежат партнерские отношения между взрослым и ребенком. Ребенок погружается в непринужденную, творческую атмосферу, которая дает ему чувство внешней безопасности, ведь он получает возможность творить согласно своим задумкам, не подчиняясь образцу.

        Для решения поставленных задач используются все виды мышления: образное, наглядно-действенное и логическое.

        Чудeсным обрaзом сенсорикa, интeллект, творчeство перeплетаются с мaтематикой и чтeнием.

Слайд 4.

Игры В. Воскобовичa можно рaзделить нa:

1. игры, нaправленныe нa творческоe конструированиe;

2. игры нa рaзвитие логики и вообрaжения;

3. игры, обучaющиe чтeнию;

4. игры нa рaзвитие мaтeматических способностeй.

Слайд 5.

Особенности игр В.Воскобовича

  1. Конструктивные элементы
  2. Широкий возрастной диапазон участников

     Одна и та же игра привлекает детей и трех, и семи лет. Это возможно потому, что в ней есть как упражнения в одно-два действия для малышей, так и сложные многоступенчатые задачи для старших детей.

  1. Многофункциональность

     С помощью одной игры можно решать большое количество образовательных задач. Незаметно для себя малыш осваивает цифры и буквы; узнает и запоминает цвет, форму; тренирует мелкую моторику рук; совершенствует речь, мышление, внимание, память, воображение.

  1. Творческий потенциал

       Все игры - свободный полет воображения, которое может вылиться в какое-нибудь открытие. Создавая из деталей головоломок бабочек, птиц, животных, ребенок может идентифицировать себя с этим животным, сочинить про него целую историю. Любая получившаяся фигура, может разжечь воображение малыша до такой степени, на которую мы взрослые, просто не способны. Игры дают возможность проявлять творчество и взрослым.

  1.  Образность и универсальность.

Это самое главное, что отличает игры Воскобовича от других. Игры наполнены ощущением сказки, особого языка, который мы, взрослые, утрачиваем за рациональными словоформами. Сказки-задания, добрые образы такие, как мудрый ворон Метр, храбрый малыш Гео, умная гусениц Фифа, забавный зайчонок Лопушок, сопровождая ребёнка по игре, учат ребёнка не только логике, грамоте, правильной речи, но и человеческим взаимоотношениям.

  1. Сказочная огранка.

Методические сказки, которые содержат сюжеты о превращениях и приключениях веселых героев и одновременно логические вопросы, задания и упражнения по моделированию, преобразованию предметов. Эту авторскую игровую технологию Вячеслав Воскобович назвал «Сказочные лабиринты игры». Он предлагает создать развивающую среду Фиолетовый лес.

Слайд 6.

Фиолетовый лес – своеобразный мир, населенный сказочными существами и разделенный на сказочные области. В нем переплетаются реальность и воображение, интеллектуальные и творческие задачи.

Фиолетовый цвет – в интерпретации психологов это цвет творчества; он подчеркивает идею сказочности, возможность неограниченно фантазировать и нестандартно мыслить.

Сказки – это фантастические и реальные, забавные и приключенческие игровые ситуации, в которых действуют сказочные существа — жители Фиолетового леса.

Как будет выглядеть ваш лес – придумываете Вы сами. Его можно нарисовать на стене, сделать аппликации из ткани, подобрать обои.

В данную развивающую среду входят все элементы игр, созданные В. Воскобовичем.

Слайд 7.

«Фиолетовый лес» - это развивающая сенсорная среда, в которой сам лес делится на несколько сказочных краев, описанных в одноименных сказках. Ребенок может играть в этой среде как самостоятельно, так и вместе со взрослыми, помогающими закрепить полученные знания.

Четкое деление на области, представленные сказки и довольно подробные инструкции помогут понять, что и зачем нужно, как лучше крепить детали и где необходимо разместить ключевые пособия.

Развивающая среда Воскобовича многофункциональна, ее можно легко и быстро переделать под конкретные задачи.

Слайд 8.

      Способы реализации технологии

       Особенности «Сказочных лабиринтов игры» таковы, что не надо перестраивать работу учреждения или ломать привычный уклад жизни дома. Технология органично вплетается в уже существующие порядки. В отношениях «взрослый-ребенок» здесь не предполагается положение взрослого над ребенком, только партнерские отношения. Ребенок окружается непринужденной, веселой, интеллектуально-творческой атмосферой. Она сплетается из чувства внешней безопасности, когда малыш знает, что его проявления не получат отрицательной оценки взрослых, и ощущения внутренней раскованности за счет поддержки его творческих начинаний.

Слайд 9.

Сказочный мир «Фиолетового леса»

«Фиолетовый лес» –  это развивающая сенсорная среда, в которой ребенок самостоятельно играет, конструирует, закрепляет полученные знания. Весь лес поделен на несколько зон, в которых ребенку предстоит познакомиться со сказочными героями и вместе решать поставленные задачи, разгадывать ребусы и находить выходы из лабиринтов.

Для того, чтобы организовывать в комнате какую-то игровую среду, нужно всегда понимать, зачем и как мы это будем делать. Тем более, если дело касается развивающих игр и ситуаций.

Почему лес должен быть фиолетовым? Как и многие психологи, автор данной сказочной среды обращает внимание на то, что фиолетовый цвет достаточно хорошо активизирует детское мышление. Он хорошо влияет на нервную систему, повышает творческий потенциал и даже излечивает от бессонницы.

С другой стороны, лес всегда вызывал в человеке особый интерес, подкупал своими тайнами и загадками. Манил и завораживал своей красотой. А еще в лесу живут звери и всяческие персонажи, о которых складывают легенды. Вот такая загадочная суть простой сенсорной, развивающей среды для наших детей.

Фиолетовый лес по Воскобовичу включает в себя различные игровые зоны или сказочные области: Чудесная поляна, Озеро Айс, Город говорящих попугаев, страна Муравия, Поляна чудесных цветов, Ковровая полянка, Чудо острова. Он населен удивительными персонажами, и даже мальчик Гео, с которым дети будут вместе путешествовать, кажется таинственным принцем. Среди героев есть постоянные – ключевые герои, с которыми ребенок проходит все испытания на протяжении всего путешествия. И есть герои, которые живут в игровых областях.

Слайд 10.

Самый главный герой  – Волшебный мальчик Гео. С ним игроки пройдут лес от начала до конца. Гео очень похож на настоящего мальчика: он доверчив, смел, любит помогать другим и очень сообразительный.

Чудесная Поляна Золотых Плодов. (слайд 11.)

Главный герой здесь - умудренный опытом Паук Юк и его внучата Паучата. Они учат детей играть в игры «Геоконт» (В результате игр с "Геоконтом" у детей развивается моторика кисти и пальчиков, сенсорные способности (освоение цвета, формы, величины), мыслительные процессы (конструирование по словесной модели, построение симметричных и несимметричных фигур, поиск и установление закономерностей), творчество) и «Геовизор». Геовизор - дает возможность рисовать под диктовку или по образцам, представленным в альбоме фигур. Занятия могут проводиться как с использованием игры Геоконт, так и самостоятельно, когда взрослый диктует координаты (например, Ф2-К4), а ребенок соединяет названные точки. Такой способ позволяет познакомить малыша с понятием отрезка. Кроме того, в инструкции дается несколько заданий, помогающих детям запомнить геометрические формы. Там же Ворон Метр и игра «Квадрат Воскобовича» (двухцветный).

 Озеро Айс. (Слайд 12.)

Главный герой здесь - Незримка Всюсь и Хранитель Озера Айс.

В этой развивающей области дети играют в «Прозрачный квадрат» (Нетающие льдинки озера Айс). В игру «Прозрачный квадрат» входит альбом фигурок, сказка «Нетающие льдинки озера Айс» и 30 квадратных пластинок. Игра многофункциональна, использовать можно по-разному, в зависимости от возраста ребенка и поставленных перед ним задач. Прозрачные пластинки частично покрыты фиолетовым цветом так, чтобы окрашенные участки составляли геометрические фигуры: треугольники разных размеров, квадраты, трапеции и т.д. Накладывая пластинки друг на друга, можно объяснить ребенку соотношение целого и части, показать, что квадрат можно сделать из треугольников, а прямоугольник из квадратов. Многообразие пластинок дает возможность легко и наглядно объяснить ребенку, что одну и ту же геометрическую фигуру можно сложить совершенно разными способами. В альбоме и книжке со сказками есть схемы сложных фигур, составление которых развивает мышление, внимательность и память. И игра «Прозрачная цифра», направленная на развитие математических способностей. Пособие дает представление о количестве, пространственных отношениях и классификации предметов по признакам.

Город говорящих попугаев. (слайд 13.)

Здесь сказку сопровождают попугаи Эник и Беник. В городе есть Цифроцирк. Его директор - Магнолик, главные артисты: знаменитый фокусник Филимон Коттерфильд, зверята-цифрята, шуты-акробаты Буквята. Они предлагают детям поиграть в «Конструктор букв и цифр», Конструктор букв развивает мелкую моторику и пространственно-логическое мышление. Малыши не только запомнят все буквы, но и научатся анализировать и делать выводы. Игры: «Волшебная восьмёрка», «Шнур – затейник», «Игровизор» (приложения к «Игровизору», «Забавные буквы» и «Лабиринты цифр»).

Страна Муравия. (слайд 14.)

Ее хозяйка - королева Мурана - вместе с муравьем Мурашиком приглашают детей попутешествовать в «Лабиринте букв» (приложение к «Игровизору»).

«Лабиринты букв» – пособие Вячеслава Воскобовича, направленное на развитие навыков чтения. Данная часть фокусирует внимание только на согласных буквах и подразумевает, что книга «Лабиринт букв. Гласные» уже была изучена и использована.

Поляна Чудесных Цветов. (Слайд 15.)

Главная героиня Девочка Долька со своими подругами (Пятиглазка, Семиглазка, Трехглазка и др.) в занимательной форме учит детей делить целое на части, изучать дроби с помощью игры «Чудо-Цветик». Чудо-цветик - это головоломка, конструктор и пособие для решения логико-математических задач. Малыш Гео, встретив в Фиолетовом лесу девочку Дольку, помогает ей разгадать тайну волшебных Чудо-цветиков. Вместе с ними ребенок по ходу сказочного сюжета выполнит ряд заданий на развитие логического мышления, моторики руки, навыков счета, логического мышления, конструкторских способностей и воображения.

Ковровая Полянка. (слайд 16.)

Ее хозяева гусеница Фифа и Лопушок знакомят детей с дидактическими пособиями из комплекта «Ларчик».

Слайд 17.

Коврограф «Ларчик» - уникальное пособие, избавленное от многих недостатков школьной доски и фланелеграфа. Большая сила сцепления ковролина с контактной лентой позволяет прочно закреплять на коврографе наглядный материал. Оригинальные элементы: зажимы, кармашки, кружки, веревочки обеспечивают разнообразие, наглядность и динамичность занятий. Это пособие предоставляет огромный простор для творческой деятельности как детей, так и педагогов и подходит для индивидуальных и групповых занятий.

Чудо-острова (слайд 18.)

Где живут: пчелка Жужа, Краб Крабыч, Галчонок Каррчик, Медвежонок Мишик и которые часто посещает китенок Тимошка. Эти герои играют с детьми в «Чудо-соты». Сортируя детали головоломки по цвету, форме и количеству разрезанных частей, составляя многоугольники — «соты» по образцу и памяти с учетом заданных условий (цвета, пространственного расположения и др.), дошкольники знакомятся с сенсорными эталонами, познают структуру геометрических фигур, соотношение целого и части, осваивают пространственные представления и количественный счет в пределах пяти. Складывая образные фигуры, обводя и раскрашивая их, дети тренируют мелкую моторику руки, учится работать с уменьшенными и силуэтными схемами, проявляет творчество в конструировании по собственному замыслу. Составление описательных рассказов по картинкам, сложенным из деталей головоломки, способствует развитию речи детей. В игре совершенствуются процессы логического и образного мышления, свойства внимания и памяти, сенсорные и творческие способности.

Голубой Ручей. (слайд 19.)

Игра «Кораблик «Брызг-Брызг». Герои Капитан Гусь и Лягушки-матросы. Игра с корабликом будет способствовать развитию внимания, памяти, речи, мелкой моторики рук, математических представлений (количественный и порядковый счет, высота предмета, пространственных представлениях, составе числа), умения решать логико-математические задачи.

Слайд 20.

Фиолетовый лес соответствует всем требованиям, которым должна отвечать развивающая среда по ФГОС. Новый стандарт дошкольного образования делает упор на игровой метод, который и использует Воскобович в своих пособиях и сенсорной среде.

Развивающая технология В.В. Воскобовича решает следующие задачи:

- Эффективное развитие всех психических процессов дошкольного возраста;

- Раннее творческое развитие детей;

- Игровое обучение, развивающие дидактические игры делают учение интересным и познавательным.

В «Фиолетовом лесу» можно использовать самые разнообразные формы работы: НОД, решение проблемных заданий, придумывание историй с участием «жителей» леса и детей группы, сочинение загадок, сказок, стихотворений, исследовательская деятельность, проведение математических праздников и досугов и пр.; свободная деятельность детей, связанная с использованием игр В.В. Воскобовича, а также героев сказок.

(Слайд 21.)  Уникальность сказочной составляющей фиолетового леса в том, что можно использовать предлагаемые персонажи, или придумывать и «одушевлять» своих.

Главное:  наши дети развиваются и растут играя, не тратя драгоценное время детства на скучные вещи!

Включая свою фантазию, мы учимся понимать наших детей и это здорово. Создав в сказочную среду фиолетового леса, вы узнаете, как сказка может помочь учиться,  играя.

Практическая часть.

А сейчас мы с вами на себе попробуем, как это здорово – учиться и развиваться, играя в игры.

(Перед педагогами на столах стоят кораблики «Плюх-плюх»,  на мольберте магнитики: Гусь-капитан и лягушата-матросы)

Психолог: Капитан Гусь приветствует вас на борту кораблика «Плюх-плюх»! Давайте рассмотрим наш кораблик!

Отважный кораблик

Плывет в океан.

Лягушки-матросы,

А Гусь – капитан.

Лягушки, забыв

Про усталость и скуку,

В пути изучают

Морскую науку…

Мы с вами тоже превращаемся в лягушат-матросов, согласны?

И вот  уже Гусь капитан командует: «Снять все флажки!» Матросы быстро выполняют команду. Но  вот подул сильный ветер и все флажки перепутались… (перемешать флажки на столе). Гусь капитан снова командует разложить флажки на столе по цветам. Флажков какого цвета больше всего? Меньше всего?

Рассмотрите кораблик. Покажите самую высокую мачту. Молодцы! Теперь покажите самую низкую. «Флажки одного цвета на мачту!». У всех матросов получилось?

        Вдруг сильная волна захлестнула кораблик. Все вымокли до нитки и флажки, и матросы, и даже капитан. «Сушить флажки!» - командует Гусь. Лягушата дружно тянут канаты, развешивают флажки на просушку. (Снимаем все флажки и одеваем их на шнурок). Молодцы матросы! Высушили все флажки и наш кораблик снова может плыть дальше на встречу приключениям!

По быстрой речушке

Плывут в океан

Три бравых лягушки

И Гусь-капитан.

(Убираем со столов кораблики, с мольберта фигурки капитана и лягушек меняем на фигурку ворона Метра)

Психолог: Обратите внимание, к нам прилетел мудрый Ворон Метр!        

Кажется, он хочет рассказать нам свою новую сказку. (Звучит сказка об удивительных превращениях квадрата).  Психолог раздает всем «квадрат Воскобовича» Затем складываются фигуры из «квадрата Воскобовича» - «домик» и «конфета».

Психолог: А в заключительной части нашего семинара вас ждет выставка игр и экскурсия в комнату Воскобовича, у вас будет возможность задавать возникающие вопросы.

        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Развивающая предметно-пространственая среда игр В.Воскобовича . Фиолетовый лес»

Слайд 2

игра « Геоконт »

Слайд 3

игры Воскобовича

Слайд 4

Игры В. Воскобовичa можно рaзделить нa : 1. Игры, нaправленныe нa творческоe конструированиe . 2. Игры нa рaзвитие логики и вообрaжения . 3. Игры, обучaющиe чтeнию . 4. Игры на рaзвитие мaтeматических способностeй .

Слайд 5

Особенности игр В.Воскобовича Конструктивные элементы. Широкий возрастной диапазон участников. Многофункциональность. Творческий потенциал. Образность и универсальность. Сказочная огранка.

Слайд 6

«Фиолетовый лес»

Слайд 8

Способы реализации технологии Особенности «Сказочных лабиринтов игры» таковы, что: Не надо перестраивать работу учреждения или ломать привычный уклад жизни дома. Технология органично вплетается в уже существующие порядки. В отношениях «взрослый-ребенок» здесь не предполагается положение взрослого над ребенком, только партнерские отношения. Ребенок окружается непринужденной, веселой, интеллектуально-творческой атмосферой.

Слайд 10

Мальчик Гео

Слайд 14

Страна муравия

Слайд 15

Поляна чудесных цветов

Слайд 16

Страна муравия

Слайд 17

Коврограф «Ларчик»

Слайд 18

Чудо-острова

Слайд 19

Мальчик Гео

Слайд 21

Уникальность сказочной составляющей фиолетового леса в том, что можно использовать предлагаемые персонажи, или придумывать и «одушевлять» своих.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГМО. Семинар-практикум. Буклет для методического семинара.

laquo;Развитие творческих способностей дошкольника в условиях реализации ФГОС ДО»...

Всероссийский семинар с публикацией материалов семинара «Дошкольное образование: развитие на современном этапе» (педагогические идеи развития инициативности, самостоятельности обучающихся) " г. Иркутск публикация материала на тему: «Использование инноваци

Всероссийскийсеминар с публикацией материалов семинара«Дошкольное образование: развитие на современном этапе» (педагогические идеи развития инициативности, самостоятельности обучающихся) ...

Семинар-практикум на тему: «Воспитатель и родитель: диалог или монолог» (семинар-практикум для воспитателей ДОУ)

В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которая предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направлено на повы...

Что такое семинары и семинары-практикумы?

Что такое семинары и семинары-практикумы?...