Консультация для воспитателей "Фоновая музыка в жизнедеятельности детей"
консультация

Котельникова Наталья Анатольевна

Эта консультация поможет воспитателям использовать музыку в разных режимных моментах, что позволит приобщить детей  к искусству и развить нравственные и эстетические ценности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsult.dlya_vospit.fonovaya_muzyka.docx26.62 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                                   Введение.

Музыка в детском саду должна сопровождать детей в течение всего дня. Слушая хорошую музыку в хорошем исполнении, дети испытывают состояние наслаждения, восхищения. У них формируются первоначальные ценностные ориентации – способность ценить красоту жизни. Восприятие музыки способствует общему психофизическому эмоциональному развитию, а также гармонично воздействует на личность ребенка.

Один из вариантов использования потенциала музыкального искусства связан с фоновой музыкой – музыкой, звучащей «вторым планом», без установки на осознанное восприятие на занятиях и в свободной деятельности. Насыщение детской жизнедеятельности музыкой, расширение и обогащение опыта ее восприятия, происходят благодаря непроизвольному накоплению музыкальных впечатлений. Педагоги, исследуя особенности развития музыкального восприятия, пришли к следующему выводу: большое значение имеет не только обучение, но и стихийное накопление опыта восприятия, интонационного запаса.

Использование фоновой музыки является одним из доступных методов психолого – педагогического воздействия на ребенка в условиях общеобразовательного учреждения и помогает решать многие задачи образовательно – воспитательного процесса:

1. Создание благоприятного эмоционального фона, устранение нервного напряжения и сохранение здоровья детей.

2. Развитие воображения в процессе творческой деятельности, повышение творческой активности.

3. Активизация мыслительной деятельности, повышение качества усвоения знаний.

4. Переключение внимания во время изучения трудного учебного материала, предупреждение усталости и утомления.

5. Психологическая и физическая разрядка после учебной нагрузки, во время психологических пауз, физкультурных минуток.

Использование музыкальной атмосферы в режимных моментах

Звучание музыки фоном в режимные моменты (приём детей утром, настрой на занятия, подготовка ко сну, подъём и др.) создаёт эмоционально комфортный климат в группе. Взаимодействие психолога с медицинским работником поможет составить оптимальный репертуар для музыкального фона, соответствующий физиологическим особенностям детей. Психолог, учитывая особенности психического, половозрастного, индивидуального развития воспитанников, укажет на целесообразность применения того или иного музыкального фрагмента в течение дня.
Примерное расписание звучания фоновой музыки. 
Время звучания музыки корректируется для каждой группы в соответствии с возрастом детей.

Время звучания

Преобладающий эмоциональный тон

7.30 – 8.00

Радостно-спокойный

8.40 – 9.00

Уверенный, активный

12.20 – 12.40

Умиротворённый, нежный

15.00 – 15.15

Оптимистично-просветлённый,    спокойный

Непроизвольный слуховой опыт детей должен пополняться на основе лучших образцов музыкальной культуры: классическая музыка несёт в себе выразительные образы вечных понятий – красоты, добра, любви, света, образы эмоциональных состояний, свойственных и ребёнку, и взрослому.
Примерный репертуар фоновой музыки.
(для детей старшего дошкольного возраста)

Функция

Примерный репертуар фоновой музыки

Релаксирующая

(расслабляющая)

К. Дебюсси. «Облака»

А.П. Бородин. «Ноктюрн» из струнного
квартета

К.В. Глюк. «Мелодия»

Тонизирующая  (повышающая жизненный тонус, настроение)

Э. Григ. «Утро»

И.С. Бах. «Шутка»

И. Штраус. Вальс «Весенние голоса»

П.И. Чайковский. «Времена года»
( «Подснежник»)

Активизирующая

(возбуждающая)

В.А. Моцарт. «Маленькая ночная серенада»
( финал)

М.И. Глинка. «Камаринская»

В.А. Моцарт. «Турецкое рондо»

П.И. Чайковский. « Вальс цветов» ( из
балета «Щелкунчик»)

Успокаивающая

(умиротворяющая)

М.И. Глинка. «Жаворонок»

А.К. Лядов. «Музыкальная табакерка»

К. Сен-Санс. «Лебедь»

Ф. Шуберт. «Серенада»

Организующая

(способствующая концентрации внимания при организованной деятельности)

И.С. Бах. «Ария»

А. Вивальди. «Времена года» («Весна», «Лето»)

С.С. Прокофьев. «Марш»

Ф. Шуберт. «Музыкальный момент»

                                         Музыка на занятиях

Педагог, включая музыку в занятия (развитие речи, математика, ручной труд, конструирование, рисование) может ориентироваться на возможности активного и пассивного ее восприятия детьми. При активном восприятии он намеренно обращает внимание ребенка на звучание музыки, ее образно – эмоциональное содержание, средства выразительности (мелодия, темп, ритм).

При пассивном восприятии музыка выступает фоном к основной деятельности, она звучит негромко, как бы на втором плане.

Степень активности восприятия музыки детьми на конкретном занятии определяется воспитателем. Так на занятиях по математике с целью активизации интеллектуальной деятельности, повышения сосредоточенности, концентрации внимания используют только звучание музыки фоном. Через активное восприятие и оценку музыкальных впечатлений на занятиях по развитию речи обогащают «словарь эмоций», в повседневной жизни активизируют оценочную лексику детей. На занятиях по ознакомлению с окружающим воспитатель может обратиться к музыке, характеризующей явления природы, способствующей проявлению эмоциональных откликов, обогащения представлений об исследуемом объекте. На занятиях по изобразительной деятельности в процессе рисования по представлению можно применять музыкальные произведения для активного восприятия. Слушание музыки влияет на выразительность образов, создаваемых в рисунках, на оригинальность цветовых решений.

        Занятие.

Степень активности

восприятия музыки.

* Развитие речи

Активное и пассивное

* Математика

Пассивное

* Ознакомление с окружающим

Активное и пассивное

* Ручной труд

Пассивное

* Конструирование

Пассивное

* Рисование

Активное и пассивное

* Физкультура

Активное и пассивное

                              Оздоровительная функция музыки

Специалисты выделяют следующие положительные эффекты при организации музыкальной среды:

- музыка оказывает сильное успокаивающее воздействие на гиперактивных детей

- замкнутые, скованные дети становятся более спонтанными, у них развиваются навыки взаимодействия с другими людьми

- улучшается речевая функция

- улучшается сенсомоторная функция

- помогает  в коррекции нарушений общения.

Все  звуки, включая музыку и ритмы, играют очень важную роль для развития мозга. Положительному эффекту музыки на мозг посвящено много исследований. Уже очевидно, что музыка может улучшать память, обострять внимание, помогать обучению. Музыка снимает стрессы, активизирует работу правого и левого полушарий мозга и хорошо влияет на развитие художественных способностей.

Наиболее известное и значимое воздействие музыки на головной мозг:

·  Музыка «возбуждает молекулярную систему человека» (Джин Хьюстон). Делает это она с помощью своей волны на длинных частотах. Когда музыка резонирует с ритмами человеческого тела, это сильно влияет на скорость нашего восприятия, способность к учебе. Большая часть классической музыки совпадает с ритмами нашего тела.

·  «Музыкальные ритмы, мелодии, контрасты и различные тональности кодируют любую новую информацию». Ученые (Дуглас и Терри Вэбб) считают, что музыка – верное средство сохранить информацию в памяти.

·  Музыка повышает настроение (Скартелли). Любимые песни стимулируют эндокринную систему, что благотворно влияет на внимание и память.

·  Классическая музыка больше подходит к пульсу человека, чем рок (Клайс).

Ученые выяснили, что мозг биологически восприимчив к определенной музыке. Они считают, что слушание музыки  помогает мозгу формировать представления. Это является смыслом процесса познания мира. Мозг легко приспосабливается в дошкольный, сензитивный  период, поэтому необходимо расширять музыкальный репертуар.

                                               

                                          Заключение

По мнению известного психолога Б.М.Теплова музыку называют зеркалом души человеческой, эмоциональным познанием, моделью человеческих эмоций. Можно сказать, что в дошкольном возрасте ребенок – сама эмоция, и потому значение его встречи с музыкой трудно переоценить. Именно через музыку ребенок приобщается к искусству, от которого, по словам Гете «расходятся пути по всем направлениям».  

Воздействуя на нравственное и эстетическое развитие ребенка, музыка является ценностной основой воспитательной системы в условиях дошкольного образовательного учреждения, а музыкальное сопровождение режимных моментов помогает эффективной работе педагогов.

                 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Н. А. Ветлугина «Методика музыкального воспитания в детском саду»
  2. А. Н. Зимина «Основы музыкального воспитания в дошкольном учреждении »
  3. Т. С. Бабаджан « Музыкальное воспитание детей раннего возраста»
  4. Е. И. Юдина «Первые уроки музыки и творчества»
  5. С. И. Бекина, Т. П. Ломова, Е. Н. Соковнина « Музыка и движение»
  6. Журнал «Справочник музыкального руководителя»
  7. М. Б. Зацепина «Музыкальное воспитание в детском саду»
  8. М. Б. Зацепина «Культурно-досуговая деятельность в детском саду»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста»

Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. За...

Консультация "Советы родителям о безопасности жизнедеятельности детей"

Советы помогут  для закрепления у детей знаний правил личной безопасности[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"12098186","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: ...

Консультация для родителей: «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста».

Консультация для  родителей:«Основы безопасности  жизнедеятельностидетей дошкольного возраста»....

Консультация для родителей «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста».

Консультация для  родителей:«Основы безопасности  жизнедеятельностидетей дошкольного возраста».Предотвращение несчастных случаевВашему малышу скоро исполнится четыре года. В этом...

Консультация для родителей: «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста».

Консультация для  родителей:«Основы безопасности  жизнедеятельностидетей дошкольного возраста».Предотвращение несчастных случаевВашему малышу скоро исполнится четыре года. В этом...

Консультация для родителей: «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей: «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста»...