«Использование игр с математическим содержанием для развития интеллектуальных способностей дошкольников».
методическая разработка (подготовительная группа)

Самообразование 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoobrazovanie_po_teme_matematika.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

Самообразование по теме:

«Использование игр с математическим содержанием для развития интеллектуальных способностей дошкольников».

Математика играет огромную роль в умственном воспитании и развитии интеллекта детей. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображение, эмоции; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.

         Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр, занимательных задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного математического материала определяется с учетом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания: активизировать умственную деятельность, заинтересовать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности.

Обучению дошкольников основам математики отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения с шести с половиной  лет, обилием информации, получаемой ребёнком, повышенное внимание к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным. Традиционно проблему усвоения и накопления запаса знаний математического характера в дошкольной педагогике связывают в основном с формированием представлений о натуральном числе и действиях с ним (счёт, присчитывание, арифметические действия и сравнение чисел, и др.). Формирование элементарных математических представлений является средством умственного развития ребенка, его познавательных способностей. Для ребёнка-дошкольника основной путь развития - эмпирическое обобщение, т.е. обобщение своего собственного чувственного опыта. Накопление этого чувственного опыта связано с активностью сенсорных способностей ребёнка, "переработку" его обеспечивают интеллектуальные способности. Для дошкольника содержание должно быть чувственно воспринимаемо, поэтому в работе с дошкольниками так важно применение занимательного материала и дидактических игр. Занимательность маскирует ту математику, которую многие считают сухой, неинтересной и далёкой от жизни детей. Ребёнку на занятиях нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности. Занимательный материал влияет на формирование произвольности психических процессов, на развитие произвольности внимания, на произвольную память. Потребность в общении, в элементарном поощрении вынуждает ребёнка к целенаправленному сосредоточению и запоминанию. Через занимательный материал  и дидактические игры идёт развитие личностных качеств ребёнка: он учится правильно вести себя в различных бытовых ситуациях, узнает нормы поведения в них. В процессе использования разного вида занимательного материала возникает и воспитывается интерес и уважение к труду, активное участие во взрослой жизни, расширяется кругозор. Такой материал доставляет детям удовольствие, радость.

Актуальность  выбранной мной темы заключается в том,  что не секрет многие дети испытывают затруднения при усвоении математических знаний. Математика продолжает оставаться наиболее трудоёмким учебным предметом в

школе. Об этом говорят и родители, и учителя, и сами ученики .

Дошкольники же не знают, что математика трудная дисциплина. И не должны узнать об этом никогда. Задача, стоящая перед педагогом дошкольного учреждения существенно отличается от задачи учителя школы: она состоит не в передаче тех или иных математических  знаний и навыков, а в приобщении детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка. Задача педагога дошкольного учреждения -

дать ребёнку почувствовать, что он сможет понять, усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности. А главное познать радость при преодолении трудностей.

Работая над этой темой, я поставила перед собой цель- сделать увлекательным для ребёнка усвоение начал математики, привить детям интерес к знаниям по математике, с помощью интересных заданий и игр с математическим содержанием, способствовать развитию у детей внимания, сообразительности, способности логически мыслить, рассуждать, делать выводы.

Для достижения цели поставила перед собой следующие задачи:

  1. Изучить психологическую, педагогическую, методическую литературу по проблеме исследования;
  1. Выявить уровни развития интеллектуальных способностей у детей   6-7 лет;
  1. Разработать комплекс игр с математическим содержанием, способствующих развитию интеллектуальных способностей детей 6-7 лет
  2. Укрепить интерес к играм с математическим содержанием, требующим умственного напряжения, интеллектуального усилия, желание и потребность узнавать новое;

Предполагаемый результат моей работы:  систематическое использование в работе педагога  игр с математическим содержанием  способствует формированию  у детей логического мышления, стимулирует их познавательную и умственную деятельность.

Этапы самообразования:

1. Сентябрь

Формирование потребности в самообразовании, самооценка

подготовленности, осознание необходимости в знаниях, постановка

целей и задач.

2. Октябрь

Планирование работы по самообразованию.

3.Ноябрь - Декабрь

Теоретическое изучение проблемы.

4.Январь - Апрель

Практическая деятельность (применение знаний, навыков и умений на практике: изготовление пособий и атрибутов, организация и проведение практической работы с детьми).

5.Май

Подведение итогов самообразования.

Работая над темой по самообразованию, мной было изучено большое количество учебной и научно-методической литературы:

1. Программа «От рождения до школы» – Под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

2. Михайлова З.А. Игровые задачи для дошкольников: Кн. для воспитателя дет.сада. – СПб: «Детство-Пресс», 2010г.

3. Узорова О., Нефедова Е. «1000 упражнений для подготовки к школе» – ООО «Издательство Астрель», 2002г.

4.  Беженова М. Математическая азбука. Формирование элементарных математических представлений. - М.: Эксмо, 2005.

5.  Болтенко Татьяна Юрьевна, Жилинская Алла Владимировна

Считаем и решаем. Для детей 6-7 лет-Эксмо 2017

6. Тамара Ерофеева: В кругу друзей математики. Путешествие по свету. Пособие для детей 6-7 лет Просвещение, 2013 г.

7. Ерофеева Т.И Знакомство с математикой. Просвещение 2006 г.
8. Константин Шевелев Дошкольная математика в играх 5-7 лет Мозаика- Синтез 2010г

9. Белошистая Анна В., Развитие логического мышления у дошкольников Владос 2013г

10. Л. Тихомирова «Не скучаем, решаем, играем!» 2016

11. А.Лопатина, М. Скребцова Мудрая математика. Высшая школа 2016

Образовательно — воспитательный процесс по формированию элементарных математических способностей я выстраивала с учётом следующих принципов:

1) Доступность — соотнесение содержания, характера и объёма учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.

2) Непрерывность — на сегодняшнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа.

3) Целостность- -формирование у дошкольников целостного представления о математике.

4 )Научность.

5)  Системность – этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребёнка о математике в различных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.

6)  Преемственность — обучение продолжается в начальной школе на подготовке к школе.

Для развития познавательных способностей и познавательных интересов у дошкольников я использовала  следующие  методы и приемы:

  • элементарный анализ (установление причинно-следственных связей);
  • сравнение;
  • метод моделирования и конструирования
  • решение логических задач;
  • экспериментирование и опыты
  • информационно коммуникативные технологии
  • здоровьесберегающие технологии (физминутки, динамические паузы, пальчиковые гимнастики в соответствии с тематикой)

В зависимости от педагогических задач и совокупности применяемых методов, образовательную деятельность с воспитанниками я проводила  в различных формах:

  • организованная образовательная деятельность (фантазийные путешествия, игровая экспедиция, занятие-детектив; интеллектуальный марафон, викторина; КВН, ма тематический досуг)
  • демонстрационные опыты;
  • театрализация с математическим содержанием;
  • обучение в повседневных бытовых ситуациях;
  • беседы;
  • самостоятельная деятельность в развивающей среде

Проводя  непосредственную образовательную деятельность по формированию элементарных математических представлений  я заметила, что не все дети ясно и чётко отвечают на

вопросы, сомневаются в своих ответах, внимание и память слабо развиты. Как педагога меня это очень насторожило, и я решила провести диагностику на начало учебного года, с помощью которой смогла выявить детей, особо нуждающихся в моей помощи. Дети допускали ошибки в счете, не могли ориентироваться во времени, в пространстве.  Изучая  педагогическую литературу, я пришла к выводу, что используя различные дидактические игры с математическим содержанием, занимательные упражнения в своей работе, я смогу исправить пробелы знаний у детей.

В процессе математических игр дети познают свойства и отношения объектов, чисел, арифметические действия, величины и их характерные особенности, пространственно-временные отношения, многообразие геометрических форм. Дети с удовольствием включаются в решение простых творческих задач: отыскать, отгадать, раскрыть секрет, составить, видоизменить, установить соответствие, смоделировать, сгруппировать.

Условием успешной реализации программы по формированию элементарных математических представлений по моему мнению является организация предметно – пространственной, развивающей среды в группе. С целью стимулирования интеллектуального развития детей мною был оборудован уголок занимательной математики, состоящий из развивающих и занимательных игр, создан центр познавательного развития, где расположены дидактические игры и другой игровой занимательный материал: блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, простейшие варианты игр «Танграм», «Колумбово яйцо», «Кубики и цвет» и т.д. Я собрала и систематизировала наглядный материал по логическому мышлению, загадки, задачи-шутки, занимательные вопросы, лабиринты, кроссворды, ребусы, головоломки, считалки, пословицы, поговорки и физкультминутки с математическим содержанием.

Головоломки развивают у детей умение самостоятельно осуществлять поиск способов решения. Обучая детей решению головоломок, я придерживалась  приему от простого к сложному. В своей работе использовала разные виды головоломок: арифметические (угадывание чисел); геометрические (называние геометрических фигур и форм); буквенные (решение кроссвордов, шарад,). Такие головоломки способствовали  развитию у детей сообразительности, логического мышления.        

В группе имеются выпускаемые промышленностью настольно-печатные игры, которые позволили развивать логическое мышление, навыки счета, познакомили с цифрами, способствовали развитию произвольного внимания, эмоционального контроля, усидчивости.

Из всего многообразия занимательного материала на своих занятиях часто применяла дидактические игры. Основное назначение их - обеспечить детей знаниями в различении, выделении, назывании множества предметов, чисел, геометрических фигур, направлений и т.д. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая игра несет конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей. Дидактическую игру включала непосредственно в содержание занятий как одно из средств реализации программных задач.

В разделе «Количество и счет», на мой взгляд, уместны следующие дидактические игры: «Чет – нечет»; «Сколько нас без одного?»; «Какое число я задумала?»; «Назови число на единицу больше – меньше»; «Кто знает, пусть дальше считает»; «Какие числа пропущены?»; «Назови соседей».

Знакомя детей с цифрами, использовала дидактические игры: «Выложи цифру из палочек»; «Собери цифру правильно»; «На что похожа цифра?»; «Назови предметы, напоминающие цифру». А также отгадывали загадки с математическим содержанием, учили стихи о цифрах, знакомила со сказками, в которых присутствуют цифры, заучивали пословицы, поговорки, крылатые выражения, где присутствует цифра.

Часто использовала в своей работе игру «Изобрази цифру». Дети показывали цифру руками, пальцами.

Знакомить детей с миром геометрических фигур можно так же с помощью развивающих игр. Их я использовала как в организованной образовательной деятельности детей, так и в свободное время. К таким играм относятся: «Формы», «Геометрическая мозаика». Эти игры направлены на развитие пространственного воображения детей. Они развивают зрительное восприятие, произвольное внимание, память и образное мышление, а также закрепляют название цветов и геометрических фигур. Помимо этого детям очень нравилось играть в дидактические игры: «Назови лишнюю фигуру»; «Геометрическое лото»; «Назови фигуры».

Очень часто использовали  игры со счетными палочками. Дети учились изображать узоры по образцу, по памяти, затем задания усложнялись: предлагала детям составить 2 равных квадрата из 7 палочек, квадрат из двух палочек, используя угол стола.

Для развития пространственных ориентировок у детей я подобрала серию упражнений: «Помоги зайчику добраться до своего домика», «Помогите каждому муравью попасть в свой муравейник».

Существует множество игр и упражнений, которые влияют на развитие творческих способностей у детей, так как они оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления у детей. К таким упражнения относятся: «Что нужно нарисовать в пустой клетке? », «Определите, как должен быть раскрашен последний мяч», «Какой шарик нужно нарисовать в пустой клетке?», «Определите, какие окна должны быть в последнем домике? » и т. д.

На развитие наблюдательности у детей подобрала серию упражнений «Найди в рисунке отличия», «Найди две одинаковые рыбки» и т. п.

Для закрепления понятия «величина» использовала серию картинок «Посели каждое животное в домик нужного размера», «Назовите животных и насекомых от большого до самого маленького или от маленького до большого».

При формировании циклических представлений играла с детьми в такие игры: «Раскрась, продолжая закономерность»; «Что сначала, что потом?»; «Какая  фигура будет последней?».

        В детском саду в утреннее и вечернее время я проводила игры математического содержания, настольно-печатные, такие, как «Домино фигур», «Составь картинку», «Арифметическое домино», «Лото», «Найди пару», игры в шашки и шахматы и др. При правильной организации и руководстве эти игры помогли развитию у детей познавательных способностей, формированию интереса к действиям с числами, геометрическим фигурами, величинами, решению задач.

Работая с детьми,  пришла к необходимости сотрудничества с учителями начальной школы в вопросах единства обучения детей математике. Поэтому педагогический процесс строила  с учетом единых подходов и технологий в обучении детей. Учитывая, что к моменту поступления в школу дети должны свободно ориентироваться в пространстве, в практику работы мной  были включены логические игры и лабиринты. С детьми, у которых наблюдались проблемы с усвоением математических представлений, или, наоборот, были выявлены склонности к математике, проводилась индивидуальная работа с использованием занимательного материала.

Проведённая диагностика на конец года показала, что регулярное использование в образовательной деятельности по ФЭМП системы специальных игровых заданий и упражнений, направленных на развитие познавательных возможностей и интеллектуальных способностей, расширило математический кругозор дошкольников, способствовало математическому развитию, повысило качество математической подготовленности к школе, позволило детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.

Заключение.

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. С детьми нужно «играть» в математику. Дидактические игры дают возможность решать различные  педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей. Основное назначение их – обеспечить упражняемость детей в различении, выделении, назывании множеств предметов, чисел, геометрических фигур, направлений. Детям интересно играть в математические игры, они интересны для них, эмоционально захватывают детей. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Работая с детьми, я каждый раз находила новые игры, которые помогали развитию интеллектуальных способностей дошкольников. Используя различные развивающие игры и упражнения в работе с детьми, я убедилась в том, что играя, дети лучше усвоили программный материал, правильно и с удовольствием выполняли сложные задания. Обучая маленьких детей в процессе игры, стремилась к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения.

Мой опыт работы показал, что знания, данные в занимательной форме, в форме игры, усваивались детьми быстрее, прочнее и легче.  Используемые мной методические приёмы, сочетание практической и игровой деятельности, решение детьми проблемно-игровых и поисковых ситуаций, предлагаемых в различных видах занимательного материала, способствовали развитию интеллектуальных способностей, формированию математических представлений у детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игр математического содержания в развитии познавательных способностей детей дошкольного возраста.

Обучая маленьких детей в процессе игры, мы стремимся к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость учения. Учение должно быть радостным. Поэтому именно математические игры...

Развитие интеллектуальных способностей дошкольников посредством математической деятельности

Развитие интеллектуальных способностей дошкольников посредством математической деятельности...

Развитие интеллектуальных способностей дошкольников посредством использования занимательного математического материала.

Интеллектуальное развитие осуществляется через освоение детьми представлений о количественных, пространственных, временных отношениях, способах действий. Для этого используются разнообразные технологи...

Презентация на тему "Математические игры для развития интеллектуальных способностей дошкольников"

В моей презентации представлены математические игры для развития умственных способностей дошкольников...