Использование игр математического содержания в развитии познавательных способностей детей дошкольного возраста.
статья по математике (старшая группа) на тему

Филонова Лариса Ивановна

Обучая маленьких детей в процессе игры, мы стремимся к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость учения. Учение должно быть радостным. Поэтому именно математические игры считаются наиболее подходящими для развития интеллектуальных способностей детей. А как это сделать-можно прочесть в прилагаемом материале.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                       Использование  игр  математического  содержания  в  развитии  познавательных  способностей  детей  дошкольного  возраста.

«Мозг хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный»

                                                                                                                                     Монтень

       Часто от школьных педагогов можно услышать упрёки в адрес ребёнка: «У него леность ума». Ленивый ум. Что это такое? По словам В. Даля, «лень-это отсутствие желания действовать, трудиться, склонность к безделью».

        Значит, леность ума – отсутствие подвижности мысли, нежелание «пошевелить, поработать мозгами»- мешает человеку быть умным, сообразительным, догадливым, смекалистым. Но все эти качества умного человека редко рождаются вместе с ребёнком, они приходят, как правило, если родители и педагоги заботливо развивают их в процессе роста и развития.

Все понимают, что ребёнку с первых дней его жизни необходимы упражнения для развития всех его мышц. Уму также необходима постоянная тренировка. Мы что-то понимаем, о чём-то догадываемся, но это не формирует нашу культуру-физическую, умственную, которая лежит в основе культуры познания, общечеловеческой(познавательной) культуры в целом.

Человек, который способен конструктивно мыслить, быстро решать логические задачи, наиболее приспособлен к жизни. Он быстрее находит выход из затруднительных ситуаций, принимает рациональные решения.  Поэтому работу по развитию и формированию познавательных способностей и мыслительных качеств необходимо начинать уже в дошкольном возрасте, так как мы знаем, что «всё начинается с детства».

Познавательные способности включают:

-сенсорные способности – с их помощью ребёнок непосредственно воспринимает окружающий мир;

-интеллектуальные способности – с их помощью ребёнок осмысливает то, что видит, ощущает, слышит.

В основе сенсорных способностей лежит такой познавательный процесс, как восприятие, а в основе интеллектуальных – мышление. При этом остальные познавательные процессы внимание, память, воображение – выступают условиями активной и успешной реализации как первых, так и вторых.

Обучая маленьких детей в процессе игры, мы стремимся к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость учения. Учение должно быть радостным. Почему именно математические игрыя считаю наиболее подходящими для развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста?

Это объясняется тем, что результатами обучения математике являются не только знания, но и определённый стиль мышления. В математике заложены огромные возможности для развития детей в процессе их обучения с самого раннего возраста.

С помощью математических игр развивается избирательное восприятие, которое направлено прежде всего на такие специфические для математики характеристики внешнего мира, как форма, пространственное расположение и количественные характеристики объектов, а также формируются приёмы умственных действий(сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, абстрагирование, аналогия и т.д.)

Работу с детьми можно проводить по следующим  направлениям:

1.Выделение признаков объекта:

   а)Цвет    б)величина   в)форма.

2.Выделение количественных характеристик:

   а)один-много    б)столько же    в)больше-меньше      г) уравнивание

3.Пространственное расположение предметов:

   а)внутри и снаружи     б)расположение в пространстве    в)расположение на плоскости

4)Формирование  приёмов  умственных   действий и развитие психических процессов.

       Прежде чем начать работу по данной теме, я изучила методическую литературу. Необходимо было подобрать такие игры, которые увлекли бы детей, могли бы повторяться многократно, не надоедая, и одновременно развивать мыслительные способности детей, обучать их необходимым умениям и навыкам.

В группе были созданы необходимые условия для игровой деятельности детей: был оформлен уголок занимательной математики, составлена картотека с подбором игр различной сложности.

На основании проведённой диагностики был составлен план работы с детьми. При составлении плана особое внимание обращалось на разный уровень развития детей. Игры и упражнения я расположила в порядке возрастания слоржности с широким диапазоном трудностей.

Наиболее часто я использую игры с блоками Дьенеша, палочками Кюизенера, развивающие игры Никитина, головоломки, геометрическую мозаику, игры Воскобовича и др.

  Для проведения некоторых игр и упражнений я использую дополнительно вспомогательный материал :маски, игрушки, обручи, шнуры и т.д.

Игры могут носить комплексный характер, позволяя решать одновременно несколько задач. При этом в одном и том же упражнении легко можно менять степень сложности задания с учётом возможностей детей.Например, при игре с блоками Дьенешм несколько детей строят дорожки от избушки медведя, чтобы помочь Машеньке перебраться через болото. Но один ребёнок при этом оперирует при этом одним свойством, другой-сразу двумя, а третий-тремя.

 А большинство развивающих игр, предлагаемых Никитиным, не исчерпываются предлагаемыми заданиями, а позволяют детям состовлять новые варианты и даже придумывать новые инры, то есть заниматься творческой деятельностью.

 Мной разработан также цикл игр-занятий по русским народным сказкам. Каждая из них составлена, как правило, из 3-4 игр разной степени подвижности и насыщенности познавательным содержанием. В их процессе используются элементы драматизации. Приходит герой сказки(кукла), который приносит детям разнообразные задания. Выполняя их, дети продвигаются к финалу сказки, следуя сюжету. В процессе деятельности дети передвигаются по всей группе, выполняя задания и на столах, и на полу, и в кукольном уголке. Такой вид деятельности формирует у детей стойкий интерес к мыслительной деятельности, к чтению художественной литературы, к игре-драматизации.

Результатами систематически проводимой работы являются:

  • Повышение уровня развития познавательных способностей
  • Усвоение элементарных навыков алгоритмической культуры мышления
  • Развитие творческих способностей
  • Устойчивый познавательный интерес
  • Необходимый уровень математических знаний и представлений
  • Хорошее пространственное мышление
  • Развитая связная речь
  • Умение работать по образцу
  • Восприятие, внимательность, усидчивость, хорошая память, целеустремлённость, самостоятельность.

       

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карта анализа педагогической деятельности "Использование развивающих игр с математическим содержанием в развитии мыслительной деятельности детей дошкольного возраста"

Использование развивающих игр с математическим содержанием в развитии мыслительной деятельности детей дошкольного возраста...

Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через использование современных информационных технологий.

Информационно- коммуникационные технологии прочно входят во все сферы жизни человека. В современном мире сложно стоять на месте, поэтому, хотим мы этого или не хотим, но ИКТ прочно входят в воспитател...

Проект ДОУ "Использование мультимедийного оборудования для развития познавательных способностей детей дошкольного возраста"

laquo;Человек образованный — тот, кто знает, где найти то, чего он не знает»Георг ЗиммельВ настоящее время в нашей стране реализуется стратегия развития информационного общест...

«Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста на занятиях по формированию элементарных математических представлений» (из опыта работы)

В представленном  опыте отражена система специальных игровых заданий и упражнений, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, которые расширяют математический кругозор д...

Тема: «Использование игровых технологий при знакомстве с ПДД как средство развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста» Актуальность: Использование технологии обеспечения безопасного поведения человека в дорожном движении возникла однов

Данная работа посвящена обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения. Ведь ситуация с детским дорожно-транспортным травматизмом была и остаѐтся очень тревожной. Улицы современных го...

ТЕХНОЛОГИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАРКЕРОВ ИГРОВОГО ПРОСТРАНСТВА В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Основным видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. В игре ребенок бывает сильнее, добрее, выносливее, сообразительнее и, конечно, проявляет большие фантазии и воображения, чем во мн...