Сенсорные игры с детьми младшего дошкольного возраста
картотека (младшая группа)

Сафиуллина Резида Шайдуллаевна

Сенсорные игры с детьми младшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_4.docx163.7 КБ

Предварительный просмотр:

                                       

СЕНСОРНЫЕ ИГРЫ

С ДЕТЬМИ

МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1

Игры с песком и водой

1. Игра «Тёплый» или «Холодный»

Цель: закреплять понятие «тёплый» или «холодный». Содержание. Необходимы игрушки двух видов, по две - три штуки каждого, желательно резиновые или пластиковые (например: утята, рыбки, кораблики, дельфины и небольшие мячики - красные, синие, желтые, белые).

Воспитатель наполняет одну ёмкость теплой водой, другую холодной. Говорит детям: «Утята любят купаться в холодной воде, а рыбки в теплой. Давай их искупаем». Малыш опускает утят в ёмкость с холодной водой, а рыбок в теплую воду. Тем самым мы учим ребенка не только свойствам предметов, но и учим определять разницу холодное - теплое.

2

2. Игра «Что как плавает?»

Цель: Знакомство детей со свойствами материалов.

Содержание. Для игры - экспериментирование нужен набор предметов из разных материалов. Пластмассовый кораблик, резиновая уточка, металлическая ложечка, камешек, бумажная лодочка, скорлупка ореха, лоскуток ткани, фигурка из пенопласта, деревянная палочка и т.д.

Воспитатель предлагает ребенку постепенно опускать все предметы в воду:

«Какой красивый кораблик! Он готов отправиться в путешествие, в плавание. Отпусти его в воду, пусть плывет. Как много у нас предметов давай их тоже отпустим, они хотят плавать». Во время игры воспитатель просит малыша называть предметы, опускаемые в воду. Комментировать действия предметов (тонет, плывет, мокнет).

3

3. Игра «Капитаны»

Цель: активизация мышц губ, формирование умения чередовать длительный, плавный, сильный выдохи.

Содержание. Воспитатель наполняет ёмкость водой, пускает в неё бумажный кораблик. Ребенок садиться на стульчик рядом. Взрослый предлагает малышу прокатиться на кораблике от одного до другого берега. Показывает, что берега обозначены полосками разного цвета. Объясняет, что, для того чтобы кораблик двигался, нужно дуть на него. Можно дуть просто, вытягивая губы трубочкой, не надувая щеки. Показывает, как это делать. Обращает внимание ребенка на звук, который при этом получается: «Ф». Малыш повторяет. «Но вот налетел ветер, он дует не ровно. Вот так!»- взрослый дует на кораблик отрывисто, не ровно: П-П-П». Обращает внимание малыша на то, какой звук слышится теперь - «П.». Предлагает попробовать подуть также и пригнать кораблик к другому берегу. Игра повторяется несколько раз. Воспитатель следит за тем, чтобы ребенок не надувал щёки, не дул очень сильно. Во время игр, педагог обязательно должен похвалить ребенка за

4

правильное выполнение задания, поддержать и помочь, ни в коем случае не укорять ребенка за то, что он пролил воду, рассыпал песок, намочил одежду. Игру с песком и водой должны приносить детям радость.

4. Игра «Поймай льдинку»

Цель: развитие координации движений, знакомство со свойствами воды.

Содержание. Воспитатель опускает в ёмкость с водой 5-10 небольших льдинок и говорит ребенку: «Смотри, смотри, что происходит. Льдинки были большими, а становятся маленькими. Давай их спасать!»

Малыш сачком или черпачком достаёт, из воды льдинки покрупней, и складывает их в отдельную посуду. После того как все льдинки будут извлечены, воспитатель спрашивает: «Куда делись остальные льдинки? Что с ними стало? - Они растаяли, превратились в воду».

5

5. Игра «Достань ракушку»

Цель: развитие внимания, координации движений.

Содержание. На дно емкости с водой взрослый выкладывает несколько камешков, ракушек. Затем предлагает ребенку найти «клад». Для этого он выбирает очень красивый камень или ракушку, разглядывает их вместе с малышом. Затем камешек или ракушка опускаются на дно (глубину не больше 15-20 см), ребенок должен попытаться достать его, отыскав нужный предмет среди других камней и ракушек. Водный слой обычно затрудняет процесс доставания, поэтому взрослый может немного помочь малышу. Такое занятие можно рекомендовать родителям для игр с ребенком на берегу моря, реки.

6

6. Игра «Найди шарик»

Цели: знакомство с качеством предметов - размером, формой. Содержание. Воспитатель закапывает в песок небольшой шарик и просит малыша найти его. Сначала можно закапывать шарик на глазах малыша, потом так, чтобы он не мог

видеть действия взрослого. Постепенно усложняя задачу, воспитатель закапывает два предмета, например, шарик и кубик, затем просит найти один из них. Можно закапывать предметы одной формы, но разной величины.

7. Игра «Печем печенье»

Цель: знакомство со свойствами песка, развитие моторики, координации движений.

Содержание. В центре «Песок - вода» в одной ёмкости находится сухой песок, в другой влажный. Воспитатель показывает малышу красивые формочки разного фасона и предлагает испечь печенье. Ребенок пробует исполнить действия с сухим песком и влажным. Постепенно, в результате игры ребенок понимает, что из сухого песка нельзя построить ничего, а влажного можно. При необходимости воспитатель оказывает помощь малышу или руководит его действиями словесно.

7

Игры с кинетическим песком

1. «Здравствуй, песок»

Цель: знакомство со свойствами кинетического песка, сравнение с обычным песком.

Песок не сухой и не мокрый, а как будто живой, он движется. Давайте мы с ним поздороваемся и познакомимся. Опустите руки на поднос, сожмите песок в кулачках, разожмите кулачки, опять сожмите, разожмите. Понаблюдайте, как песок вытекает из ладошки как ручеек. Переверните руки тыльной стороной, положите на песок погладьте его. Что вы чувствуете? Этот песок такой же, как и в песочнице? А чем отличается?

2.«Мы – кондитеры»

Цель: продолжать знакомить со свойствами кинетического песка – держать форму.

Для этой игры использую формочки для выпечки пирожных, формочки для печений и простые формочки для песка. Благодаря тому, что песок отлично держит форму, получаются настоящие кондитерские шедевры. Получившиеся изделия аккуратно и

без осыпания режутся стеком на ровные части: «Угости тортиком кукол».

8

3. «Прятки»

Цель: развитие осязательного чувства ребенка и мелкой моторики рук; развитие сосредоточенности.

Для этой игры прячу в кинетическом песке любые фигурки, пуговицы, маленькие игрушки. Дети должны найти определенную игрушку, найти все спрятанные игрушки, найти определенное количество спрятанных игрушек.

Например, для темы «Животные» задание может быть таким: найти 5 диких животных и 5 домашних.

9

4.«Угадай-ка»

Цель: продолжать знакомить со свойствами кинетического песка – держать форму; развитие внимательности; закреплять представление о свойстве кинетического песка – оставлять отпечатки.

На выровненном песке любыми предметами оставить отпечатки, это могут быть овощи, фрукты, машинки и т. д.

Благодаря свойству песка держать форму, любой предмет оставляет хорошо различимый след и угадать, что это за предметы не составит для ребенка труда.

После того, как ребенок угадал, можно поменяться с ним ролями.

10

5. «Фигуры»

Цель: изучение геометрических фигур; продолжать закреплять представление о свойствах кинетического песка – оставлять отпечатки и держать форму.

Для этой игры использую штампы геометрических фигур, с их помощью знакомство и закрепление фигур проходит интересней и увлекательней. Так же с помощью отпечатков на песке ребенок, используя геометрические фигуры, может составить изображение животного, машины, дома и т. д.

Геометрические фигуры можно не только отпечатать, но и слепить, например, с помощью фигурок из сортера.

Усложняю задачу, предложив ребенку не просто вылепливать фигуры, но и сопоставлять их с изображениями. Для этого использую карточки с изображением геометрических фигур.

11

6. «Кто выше»

Цель: знакомить со свойствами кинетического песка – держать форму; развитие сосредоточенности, концентрации внимания, аккуратности.

Формы, сделанные из кинетического песка очень прочные, но как только давление сверху достигает определенного предельного веса – строение рушится.

Данное свойство можно использовать для игры, задача которой – построить башню как можно выше.

7. «Рисование на песке»

Палочкой рисуем на кинетическом песке. Рисунки могут быть импровизацией детей, и на усмотрение педагога: нарисовать фигуру, букву, провести волнистую линию,

соединить две фигуры и т. п.

12

8. «Наши ладошки»

Цель: продолжать закреплять представление о свойстве сохранять отпечатки; формирование нестандартного творческого мышления.

На кинетическом песке дети делают отпечатки своих ладошек, украшает их камешками, цветочками и т. п.

9. «Больше - меньше»

Цель: показать ребенку наглядно соотношение – больше – меньше.

Для этой игры использую стаканчики различного диаметра. В отпечатке большего по диаметру стаканчика помещается отпечаток или отпечатки стаканчиков, меньших по диаметру.

13

10. «Кнопочки»

Цель: закреплять представление о свойстве кинетического песка – держать форму; развитие сосредоточенности, концентрации внимания, аккуратности.

На песке с помощью отпечатков конструктора Lego Duplo, делаю клавиатуру. Ребенок с радостью нажимает на каждую кнопочку, вдавливая её.

11. «Трафареты»

Цель: продолжать закреплять представление о свойстве кинетического песка – сохранять форму отпечатка; учить пользоваться трафаретами; закреплять тему «Транспорт».

Предлагаю ребенку с помощью трафарета оставить отпечатки определенного транспортного средства.

С помощью тематических трафаретов, можно закреплять не только тему «Транспорт», но любые другие.

14

12. «Платочки»

Цель: продолжать закреплять представление о свойстве кинетического песка – сохранять отпечатки; развивать умение распределять рисунок в уголках и в центре квадрата, прямоугольника, способствовать активизации творческой активности.

Предлагаю ребенку украсить платочек для куклы. Украшать платочек можно с помощью печаток, стеков, палочек. Обращаю внимание на расположение узоров.

15

Игры с восковыми нитями

1. Волшебные нити.

Цель: знакомство со свойствами восковых нитей, сравнение с обычным пластилином (пластилиновыми жгутиками). Развитие мелкой моторики.

Посмотрите, какие гибкие, тонкие, покрытые специальным воском ниточки (жгутики, полоски). Они не меняют цвет и форму, не пачкают руки или одежду. Как бы их не свернул, они держат форму. Готовую поделку всегда можно разобрать и слепить заново другую.

16

2. Гусеница.

Цель: продолжать знакомить со свойствами восковых нитей – гибкость. Развитие мелкой моторики.

Для этой игры понадобятся доски для лепки или картон. Показываем детям, как закручивать ниточку по спирали. Благодаря тому, что нити хорошо гнутся, получаются отличные круглые детали. Предложить сделать несколько таких кружков

разных цветов. Затем выкладываем их рядом, в одну разноцветную гусеницу.

3. Мишка

Цель: продолжать знакомить со свойствами восковых нитей гибкость, развитие сосредоточенности, концентрации внимания, аккуратности. Развитие мелкой моторики.

Предложить детям выложить по спирали несколько кружков (6 маленьких, 1 большой, 1 средний) одного цвета. Составляем из этих деталей медведя (туловище, голова, лапки и ушки).

17

4. Щенок.

Цель: закреплять представления о свойствах восковых нитей – гибкость, сохранение цвета. Развитие сосредоточенности, концентрации внимания, аккуратности. Развитие мелкой моторики.

Воспитатель предлагает детям выложить нити «змейкой» снизу вверх (снизу широкая, сверху узкая), это будет – тело щенка. И точно также выкладываем голову, только меньше по размеру. Уши можно сделать дугой из прямых нитей, а можно выложить «капелькой». Предложить украсить бантиком или галстуком.

18

5. Цветочек.

Цель: закреплять представления о свойствах восковых нитей – гибкость, сохранение цвета. Развитие сосредоточенности, концентрации внимания, аккуратности. Способствовать активизации творческой активности. Развитие мелкой моторики.

Воспитатель вспоминает и показывает способы скручивания восковых нитей. Предлагает создать композицию «цветочек». Далее идет обсуждение из каких частей будет состоять работа (горшок, стебель, листок, лепестки), каким способом сделать каждую деталь.

В этой игре каждый ребенок может проявить свою фантазию и творческий потенциал.

19

Дидактические игры, направленные на усвоение

сенсорного эталона «Цвет»

1.        «Накормим птичек»

Материал: четыре небольшие емкости основных цветов и наполнение для них таких же цветов (мозаика, крышки, маленькие кубики и так далее на усмотрение педагога), птички (можно вырезать из цветного картона). Весь материал представлен в четырех цветах: красный, желтый, зеленый, синий.

Ход игры: педагог демонстрирует птичек, обращая внимание на их цвет. Затем предлагает детям покормить их, но обязательно «кормом» того цвета, какого сама птичка. Дети заполняют емкости деталями соответствующих цветов и соотносят их с цветом птички.

20

2.        «Спрячь мышку»

Материал: домики, вырезанные из картона, с прорезями для окон и изображением мышек, цветные вкладыши-окна: красные, желтые, зеленые, синие.

Ход игры: педагог предлагает вниманию детей домики с изображением мышек в окошках и просит спрятать мышек, то есть закрыть окошки вкладышами соответствующих цветов.

3.        «Бабочки»

Материал: вырезанные либо наклеенные на картон половинки бабочек различных цветов, вторые половинки бабочек (по количеству детей).

Ход игры: педагог показывает детям половинки бабочек и говорит, что бабочки летали и потеряли свои крылышки. «Как же мы можем им помочь? Давайте найдем среди этих крылышек (показывает вторые половинки) подходящие для каждой бабочки». Дети находят для каждой бабочки крылышки соответствующих цветов и прикладывают их либо приклеивают.

21

4.        «Дорожка»

Материал: разноцветные камушки (красные, желтые, зеленые, синие), пластилиновые основы по количеству детей с изображением домика.

Ход игры: педагог предлагает вниманию детей пластилиновые основы и предлагает детям придумать, кто же живет в домике. Затем говорит: «Но посмотрите, ребята, к вашим домикам нет дорожек, как же мышке (зайке, собачке) до него добраться? Давайте мы вами сейчас построим дорожки к домикам, чтобы их жители смогли по ним пройти». Дети выкладывают камушки на основу, чередуя их по цветам.

22

Дидактические игры, направленные на усвоение

сенсорного эталона «Форма»

1.        «Дополни картинку»

Материал: картинки с изображением различных предметов на усмотрение педагога (машина, игрушки, посуда и другое), вкладыши различной формы, вырезанные из бумаги (круг, квадрат, треугольник).

Ход игры: педагог демонстрирует детям картинки и просит подобрать детали соответствующей формы для наложения там, где это необходимо (колеса для машины и так далее).

23

2.        «Пуговицы на платье».

Материал: пуговицы различной формы (квадрат, круг, треугольник), куклы.

Ход игры: детям демонстрируются куклы с пришитыми на платья пуговицами

определенной формы. Педагог говорит: «Ребята, помогите куклам! У них оторвались пуговки на платьях и все перемешались. Посмотрите внимательно и выберите для каждой куколки нужные пуговицы». Дети сортируют пуговицы по форме.

          3.        «Что лишнее?»

Материал: предметы различной формы (по несколько штук каждой). Предметы можно заменить картинками.

Ход игры: вниманию детей предлагается ряд предметов (картинок), одинаковых по форме (например: мяч, диск, пуговица, колесо) и один предмет другой формы. Педагог вместе с детьми рассматривает предметы, проговаривает их названия, назначение и, главное, форму. Затем просит детей внимательно посмотреть и сказать, какой предмет лишний и почему. Дети, возможно с помощью педагога, выбирают предмет, форма которого отличается от формы других предметов.

24

4. «Найди такой же»

Материал: картинки с изображением геометрических форм: круга, квадрата, треугольника.

Ход игры: педагог показывает детям картинку с изображением какой-либо геометрической формы и просит найти в помещении предмет такой же формы. Например, педагог показывает круг. Дети находят в группе мяч, тарелку, барабан, муляжи овощей и другое.

25

Дидактические игры, направленные на усвоение

 сенсорного эталона «Величина».

1. «Уложим куклу спать»

Материал: две куклы (большая и маленькая), две кроватки (большая и маленькая).

Ход игры: в гости к ребятам приходят две куклы - большая и маленькая.

Дети дают куклам имена, играют с ними. Затем педагог говорит, что куклы устали и хотят спать. Дети должны уложить кукол спать на кровати, но нужно внимательно посмотреть, какой кукле какая кровать подойдет. Педагог добивается от детей словесного обозначения величин (большой кукле - большая кровать, маленькой - маленькая).

Данная игра научит деток соотносить предметы по величине, учитывая ее в практических действиях.

26

2.        «Спрячем шарики в ладошках»

Материал: массажные шарики (большие и маленькие).

Ход игры: педагог предлагает детям разнос с массажными шариками разной величины. Берет маленький шарик и просит детей взять в руки такие же, а затем спрятать их в ладошках. Далее берется большой шарик, и педагог просит спрятать его в ладошках. Дети убеждаются, что большой шарик спрятать невозможно. Все действия проговариваются педагогом и детьми с обязательным словесным обозначением величин.

27

3.        «Бусы»

Материал: набор деревянных бусин по количеству детей (большие и маленькие поровну), нити либо шнуры для нанизывания.

Ход игры: в гости к детям приходит кукла Маша и приносит с собой корзиночку, в которой лежат бусины. Педагог говорит: «Ребята, посмотрите, у куклы Маши были очень красивые бусы, но они порвались и все бусины перемешались.

Давайте поможем Машеньке и соберем бусы». Педагог показывает детям образец чередования маленьких и больших бусин.

28

4. «Домик для зайчика»

Материал: домики разной величины (большие и маленькие) и цветов с изображением зайчиков, выглядывающих из двери; «двери» соответствующих величин и цветов.

Ход игры: педагог предлагает вниманию детей домики для зайчат и предлагает им подобрать двери к каждому домику, подходящие не только по величине, но и по цвету.

29


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Сенсорные игры для детей младшего дошкольного возраста"

Сообщение для родителей о значении сенсорных игр в жизни ребенка....

Консультация "Как играть с детьми младшего дошкольного возраста в игры по мелкой моторике"

Данная консультация будет полезна родителям детей младшего дошкольного возраста...

"Мастер-класс для родителей "Сенсорные игры для детей младшего дошкольного возраста"

Практические советы по организации игрт для развития сенсорных эталонов, которые можно провести дома...

Игры с детьми младшего дошкольного возраста по ЗОЖ (Представлено на районном методическом объединении воспитателей младших групп)

Цель:  формировать   знания детей о  здоровом образе жизни.Задачи:1.Дать представление о полезной и вредной пище для здоровья человека.2.Формировать представление  о пользе ут...