КМО "Четыре времени года"
методическая разработка

Яковенко Татьяна Васильевна

КМО: открытое тематическое занятие с использованием речевых, голосовых игр, пальчиковой и дыхательной гимнастики, артикуляционных упражнений и песенной импровизации (тема самообразования), а так же элементов методики К.Орфа, адаптированных Т.Э.Тютюнниковой в программе «Учусь творить. Элементарное музицирование».

 

Для слушателей курсов повышения квалификации Педагогического колледжа и музыкальных руководителей ДОУ ОАО «РЖД»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chetyre_hudozhnika_-_dlya_goroda.doc66.5 КБ
Microsoft Office document icon samoanaliz_4_vremeni_goda.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

КМО: открытое тематическое занятие с использованием речевых, голосовых игр, пальчиковой и дыхательной гимнастики, артикуляционных упражнений и песенной импровизации (тема самообразования), а так же элементов методики К.Орфа, адаптированных Т.Э.Тютюнниковой в программе «Учусь творить. Элементарное музицирование».

для музыкальных руководителей города

«Четыре художника»

Музыкальный руководитель:

Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать Вас в нашем детском саду «Сказка».

Сегодня Вашему вниманию я предлагаю тематическое занятие «Четыре художника» - четыре времени года. В занятии будут использоваться речевые, голосовые игры, пальчиковая и дыхательная гимнастики, артикуляционные упражнения и песенные импровизации (тема самообразования), а так же элементы методики К.Орфа, адаптированные Т.Э.Тютюнниковой в программе «Учусь творить. Элементарное музицирование».

Дети смогут по морю плавать капитанами,

 Докторскими каплями насморки лечить,

 Управлять послушными башенными кранами,

 Этому лишь только их надо научить!

Вход под веселую песенку «Барбарики»

Музыкальный руководитель:

  Неразлучные друзья,

  Есть на белом свете.

  Неразлучные друзья -

  Взрослые и дети!

Сегодня мы все вместе совершим увлекательное путешествие, но сначала нам нужно познакомиться и подружиться, и это непременное условие!

Приветствие  детей и взрослых «Undo eu»

Музыкальный руководитель:

Сошлись как-то вместе четыре волшебника – живописца: Зима, Весна, Лето и Осень. Сошлись да и заспорили, кто из них лучше рисует?

Первой вызвалась написать картину Зимушка – Зима. Растянула Зима по небу серые тучи и ну давай покрывать землю белым пушистым снегом!

Видеофильм «Зима»

Дыхательное упражнение «Снегопад» (с музыкой фильма)

(дети сдувают кусочки ваты с ладошки, в  конце сдувают на сугроб, в сугробе - мишка)

Речевая игра + игра инструментами + ритм «Медведь»

Как на горке снег, снег,

Как под горкой снег, снег,

А под снегом спит медведь,

Тише, дети, не шуметь.

Работа со скороговоркой

«Волки рыщут, пищу ищут»

(задания чередуются – дети – взрослые)

Музыкальный руководитель:

Любуется солнышко картиной Зимы, любуется месяц, другой – глаз от нее оторвать не может. Давайте и мы добавим красок в картину Зимушки – Зимы.

Дети исполняют «Зимнюю песенку» хоровод с движениями

Чудесная получилась картина! Пожалуй, лучше и не нарисуешь.

Приступил к работе другой художник – Весна – Красна. Сначала  призадумалась: какую бы ей картину нарисовать?

Взяла она тоненькие, нежные кисточки. Синей краской вывела она большую весеннюю лужу. А вокруг рассыпала первые цветы подснежники. Все оживает вокруг.

Пальчиковая гимнастика «Весна»

Стучат все громче дятлы,

Синички стали петь,

Встает пораньше солнце

И землю стало греть.

Ладони согнуты «ковшом», поднимая руки вверх, раскрывают ладони, боковые части остаются прижатыми, пальцы растопырены

Встает пораньше солнце

И землю стало греть.

Движения повторяются

Бегут ручьи под горку,

Растаял весь снежок,

Выполняют руками волнообразные движения (пальцы выпрямлены, сомкнуты, ладони повернуты вниз)

А из-под старой травке

Ладони сомкнуты «ковшом»

Уже глядит цветок.

Ладони раскрываются, боковые стороны рук соединяются, пальцы раскрыты, полусогнуты (чашечка цветка)

А из-под старой травки

Уже глядит цветок.

Движения повторяются

Раскрылся колокольчик,

Руки стоят на столе, опираясь на локти, пальцы сжаты в кулак

В тени там, где сосна

Пальцы постепенно разжимаются, свободно расслаблены (чашечка колокольчика)

Динь – динь звенит тихонько,

Динь – динь пришла весна.

Динь – динь звенит тихонько,

Динь – динь пришла весна.

Качают кистями рук в разные стороны, проговаривая «динь – динь»

Голосовая игра «Пришла весна»

Пригрело весеннее солнце.

Глубокое дыхание

С пригорка побежал веселый ручеек

Болтают язычком

До краев наполнил большую глубокую лужу,

Глиссандо из верхнего регистра в нижний

Перелился через край

Глиссандо из нижнего регистра в верхний

И дальше побежал.

Болтают язычком

Выбрались из – под коры жучки,

Ж – ж – ж в низком регистре

Букашки расправили крылышки и полетели куда - то

З – з-з в верхнем регистре

Вдруг под кучей хвороста что – то зашуршало:

Ш – ш – ш в среднем регистре

Вылез ежик.

Короткое дыхание носом

Ожил под весенним теплым солнышком и муравейник

Да- да – да в разных регистрах

Лес наполнился птичьими голосами

Чиф – чиф - 1 группа

Ку – ку – 2 группа

Вот и пришла весна!

Аааааа в разных регистрах

Видеофильм «Весна»

Музыкальный руководитель:

Весна, весна! Как воздух чист!

Как ясен небосклон!

Своей лазурию живой слепит мне очи он.

Весна! Как высоко на крыльях ветерка,

Ласкаясь к солнечным лучам, летают облака!

Двигательная импровизация под музыку

(С мусорными мешками)

Музыкальный руководитель:

Выглянуло солнышко из-за тучки, выглянуло и залюбовалось. Смотрит оно, и оторваться не может.

Пришла пора уступить свое место другому художнику – живописцу. Приступило к работе жаркое Лето.

Разбросало лето свои краски...

Нарядило улицы в цветы,

Запахом наполнило бульвары,

В белый цвет украсило кусты.

Восприятие П.И.Чайковский «Вальс цветов»

Музыкальный руководитель:

Я — распорядитель бала. А бал у нас сегодня необычный — бал насекомых.

На лугу веселый бал был открыт трубою,

А на трубе комар играл,

Шмель мохнатый танцевал с мушкой голубою.

Танец и инструментами «Дискотека»

Дети делятся на 3 группы, у каждой свои разновидности инструментов. Каждая группа располагается в определенном месте (пчелы, жуки, стрекозы – шапочки).

1 часть – все группы «смешиваясь» танцуют и играют на инструментах.

В наступившей паузе каждая группа должна собраться в условленном месте.

2 часть – по сигналу педагога одна из групп играет, стараясь попасть в такт.

Используются разнохарактерные фрагменты музыки.

Песенная импровизация

«Пчелка, где побывала? – В поле мед я собирала» (или собственный текст)

Музыкальный руководитель:

Выглянуло солнышко, смотрит, любуется. Ярко, радостно все кругом. Хорошо нарисовано!

Пора уступать место другому художнику.

Восприятие А.Вивальди  «Осень»

Вышла Осень, приступила к работе. Все деревья и кусты разукрасила она по-своему. Кому желтый наряд, кому – ярко красный, лишь сосны да ели остались ярко – зелеными. Опустели поля и луга, потянулись косяки перелетных птиц – журавлей, гусей, уток. Шлют прощальный привет родным местам белоснежные лебеди.

Чудесная получилась картина у Осени, только, кажется, будто что-то в ней не закончено, давайте поможем ее закончить.

Девочки исполняют песню «Осень – золотинушка»

Поглядело солнышко,  прекрасна картина  разноцветной осени, покачало оно головой, да так и ничего не решило.

Так и трудятся по очереди четыре художника: Зима, Весна, Лето и Осень. И у каждого из них по-своему хорошо получается.

Привет тебе, мой край родной,

С твоими темными лесами,

С твоей великою рекой

И неоглядными полями.

Дети исполняют песню «Наша Родина – Россия»

Музыкальный руководитель:

Ребята, музыку каких композиторов вы сегодня услышали?

(П.Чайковский – А.Вивальди)

Какие музыкальные произведения объединяют этих композиторов?

(концерт «Времена года»)

Для какого инструмента написана музыка концерта П.Чайковского?

(фортепиано)

А музыка А.Вивальди звучит для…

(симфонического оркестра)

Какая страна является родиной для этих композиторов?

(Россия, Италия)

Тема:

«Использование дополнительных средств для развития голосового аппарата дошкольника».

Открытое тематическое занятие с использованием речевых, голосовых игр, пальчиковой и дыхательной гимнастики, артикуляционных упражнений и песенной импровизации (тема самообразования), а так же элементов методики К.Орфа, адаптированных Т.Э.Тютюнниковой в программе «Учусь творить. Элементарное музицирование».

Цель:

Игровой материал, игровой подход педагога к его преподнесению  и разучиванию, игровое развитие занятия и его игровая атмосфера.

Задачи:

  • Формирование у детей эмоционально – радостных ощущений от активного участия в совместном творчестве;
  • Развитие слуховых и артикуляционно – телесных ощущений в равномерной метрической пульсации;
  • Развитие основ интонационного слуха в звукоподражательных играх со словами, инструментами и звучащими предметами, озвучивание стихов и сказок;
  • Развитие способности к двигательной импровизации как спонтанному отклику на музыку.

  Данное занятие способствует:

-  развитию музыкальных способностей: мелодического и метроритмического слуха, ладового чувства, музыкальной памяти и др;

- развивает и укрепляет дыхательную систему;

- естественным образом тренирует мышцы гортани, голосовые связки;

- улучшает тембр голоса, что содействует выразительности речи и пения;

-  расширяет диапазон голоса, а значит, речевые и певческие возможности;

- создает благоприятные условия для формирования общей музыкальной культуры.



Предварительный просмотр:

Самоанализ мастер-класса

Музыкальный руководитель Яковенко Т.В.

Тема «Четыре художника – четыре времени года»

(подготовительная группа)

Тема самообразования: «Использование дополнительных средств для развития голосового аппарата дошкольника». Эта тема достаточно актуальна, так как, учитывая психологические особенности детей дошкольного возраста, одним из путей активизации обучения является применение игровых приемов, которые были использованы при проведении мастер – класса.

Тип непосредственно образовательной деятельности: тематическая, с учетом тематики недели «Времена года» в рамках реализации Федеральных государственных требований.

Цель: 

1. Развитие музыкальной культуры дошкольника, накопление у него опыта взаимодействия с музыкальными произведениями;

2. Развитие у ребенка позиции активного участника, исполнителя - создателя музыкальных произведений для того, чтобы в пении, движении, музицировании доступными средствами выражать себя, свои эмоции и чувства, настроения и переживания.

 Задачи непосредственно образовательной деятельности:

  1. Развитие слуховых и артикуляционно-телесных ощущений в равномерной метрической пульсации;
  2. Развитие основ интонационного слуха в играх со словами, инструментами и звучащими предметами, озвучивание стихотворения;
  3. Развитие способности к двигательной импровизации как спонтанному отклику на музыку;
  4. Формирование у детей эмоционально-радостных ощущений от активного участия в совместном творчестве;
  5. Воспитывать любовь к родной природе, родному краю.

  Данное занятие способствует:

  • Развитию музыкальных способностей: мелодического и метроритмического слуха, ладового чувства, музыкальной памяти;
  • Развивает и укрепляет дыхательную систему;
  • Естественным образом тренирует мышцы гортани, голосовые связки;
  • Улучшает тембр голоса, а значит, речевые и певческие возможности;
  • Создает благоприятные условия для формирования общей музыкальной культуры.

Мастер-класс был построен с учетом возрастных особенностей детей,   умственной, физиологической и эмоциональной нагрузки; с учетом основных программных задач, а также предшествующих занятий; с учетом санитарно-гигиенических условий (помещение проветренное, проведена влажная уборка, размещение детей относительно телевизора соответствовало требованиям СанПин).

Структура непосредственной образовательной деятельности включает в себя чередование различных видов музыкальной  деятельности, носит свободный, непринужденный и игровой характер.  

Соответствует основным дидактическим принципам: доступности, последовательности в обучении, систематичности.

В мастер-классе использовались современные образовательные технологии:

- информационно-коммуникационные – на протяжении всего мастер - класса были использованы видеоматериалы времен года с музыкальным сопровождение отечественных и зарубежных композиторов;

- здоровьесберегающие технологии – это артикуляционная, пальчиковая, дыхательная, голосовая гимнастика на разных этапах;

- личностно-ориентированный подход – взаимодействие с детьми было партнерским, контакт «глаза в глаза»;

Для достижения поставленных целей и задач мастер-класса использованы  следующие методы и приемы воспитывающего и развивающего обучения по всем видам музыкальной деятельности:

- словесный (беседа о просмотренном, обсуждение, ответы детей на вопросы);

- наглядный (показ взрослого, видеоматериал)

- практический (показ приемов пения, исполнение творческих импровизаций, упражнения в звукоподражании и имитации движений, игры с музыкальными инструментами были направлены на развитие творческих способностей детей).

Игровые приемы, использованные в мастер - классе:

- дыхательная гимнастика «Снегопад»;

- пальчиковая игра «Весна»;

- голосовая игра «Вот  и пришла весна»

- речевая игра «Как на горке снег, снег…»;

- скороговорка «Волки рыщут, пищу ищут»;

- песенная импровизация «Пчелка».

Использование игровых приемов помогло преодолеть  трудности многократного повторения и сохранить эмоциональное отношение детей к разучиваемому материалу, а так же служило развитию слуха, голоса, творческого подхода ко всем выполняемым заданиям. Использование нестандартного оборудования (снег – вата, облака – мусорные мешки) внесло элемент новизны для детей, побудило к творческому поиску, развитию воображения.

Считаю, что в ходе проведения мастер-класса цели и задачи были достигнуты, была выдержана логика, удалось реализовать замысел.  Мастер – класс был интересным, эмоциональным, динамичным.

Дети в течение всей непосредственно образовательной деятельности были заинтересованы, активно участвовали во всех видах музыкальной деятельности: пели, умело интонируя голосом, проявляли творчество в играх и упражнениях, музицировали на детских музыкальных инструментах. Открыто шли на контакт, отвечая на проблемные вопросы, рассуждали, делали выводы и умозаключения.  Были непосредственны, эмоциональны. Дети владеют музыкальной терминологией, активно используя ее в речи.

Темп мастер – класса был оптимальным, со сменой видов деятельности. Использование игровых приемов помогло детям в течение 5 минут выучить новую песню «Старичок - Лесовичок». А так же, проявив творческие способности выразительно передать образы героев в движении, предложив собственную инструментовку песни.

Мастер – класс прошел эффективно и качественно, на высоком профессиональном уровне.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путешествие к временам года

Знакомство с временами года, счет в пределах 10...

Конспект занятия. Тема: ориентировка детей по дням недели и временам года. Ориентировка во времени

Ориентировка детей по дням недели и временам года. Ориентировка во времени...

Игровой макет «Времена года» пособие для дидактических игр по изучению времен года

Игровой макет «Времена года»пособие для дидактических игр по изучению времен годаОписание работы:Макет «Времена года» может быть использован в следующих образовательных об...

Консультация для родителей «Времена года» Наблюдение за природой по временам года — рекомендации для родителей

Совет родителям в ознакомлении с окружающим природным миром ,познакомить детей с понятием -время года,месяцы зимние,весенние,летние,осенние(названия)Рассказать детям,что происходит в природе в разные ...

Времена года — это игра, целью которой является систематизация знаний о временах года.

Природа постоянно меняется: с каждой порой она преображается.“Времена года” предоставляет массу идей по проведению игры: ребёнок может играть сам, а также в компании сверстников. К игре пр...

Игровой макет «Времена года» пособие для дидактических игр по изучению времен года

Макет «Времена года» может быть использован в следующих образовательных областях: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое ...

Картотека дидактических игр по временам года в первой младшей группе (2-3 года)

Картотека дидактических игр по временам годав первой младшей группе (2-3 года)ОсеньДидактическая игра «С какого дерева листок?».  Цель. Предложить детям рассмотреть опавшие листья, вы...