Формы взаимодействия детского сада с родителями.
консультация

Скоробогатова Мария Валерьевна

Формы взаимодействия детского сада с родителями – это способы организации их совместной деятельности и общения. Основная цель всех видов форм взаимодействия ДОУ с семьёй – установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formy_vzaimodeystviya_detskogo_sada_s_roditelyami.docx22 КБ

Предварительный просмотр:

Формы взаимодействия детского сада с родителями.

Проблема взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день остается актуальной, приобретая порой обостренный характер. Сложности в отношениях между семьями и образовательными учреждениями могут быть связаны, например, с несовпадением взаимных ожиданий, с имеющим иногда место недоверием родителей к воспитателям. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Педагоги, очень часто испытывают большие трудности в общении с родителями, по причине выбора формы взаимодействия Особая роль при любой форме организации взаимодействия с родителями отводится социологическим вопросам, анкетированию, тестированию родителей и педагогов.

Формы взаимодействия детского сада с родителями – это способы организации их совместной деятельности и общения. Основная цель всех видов форм взаимодействия ДОУ с семьёй – установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

Педагоги стараются наиболее полно использовать весь педагогический потенциал традиционных форм взаимодействия с семьей и ищут новые, современные формы сотрудничества с родителями в соответствии с изменением социально-политических и экономических условий развития нашей страны.

Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы.

Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников, суть которых - обогатить их педагогическими знаниями. Выстраивая взаимодействие с родителями, можно развивать и использовать как традиционные формы так и не традиционные. Планируя ту ли иную форму работы, нужно исходить из представлений о современных родителях, как о современных людях, готовых к обучению, саморазвитию и сотрудничеству. С учётом этого выбираем следующие требования к формам взаимодействия:

*оригинальность,  

*востребованность,

*интерактивность.

В последнее время наметились новые, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию, как в педагогическом процессе, так и в жизни детского сада. Выстраивая взаимодействие с родителями, можно развивать и использовать как традиционные формы так и не традиционные

Традиционные формы

  • Коллективные –групповые родительские собрания, конференции, “Круглые столы” и др. Повестка дня может быть разнообразной, с учетом пожеланий родителей. Например, такие темы: “Знаете ли вы своего ребенка”, “Воспитание послушания у детей”, “Методы педагогического воздействия” и др. Традиционно повестка дня включает в себя чтение доклада, хотя от этого следует уходить, лучше вести диалог с использованием методов активизации родителей. По мнению лекторов, “чтение по бумажке вызывает сон с открытыми глазами”. Не рекомендуется применять в работе с родителями казенных слов типа “доклад”, “мероприятия”, “повестка дня”, “явка строго обязательна”. Если педагог читает текст, не отрываясь, складывается впечатление, что он некомпетентен в излагаемых вопросах. В сообщении важно представить особенности жизни группы и каждого ребенка. К выступлению на собраниях могут подключаться специалисты детского сада (врач, логопед, психолог и др.), а также специалисты среди родителей, которые имеют отношение к дошкольному детству (педиатр, юрист и др.). Собрание готовится заранее, объявление вывешивается за 3-5 дней. 
  • Индивидуальные –педагогические беседы с родителями; это одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей. Беседа может быть как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например, она может быть включена в собрание, посещение семьи. Цель педагогической беседы – обмен мнениями по тому или иному вопросу; ее особенность – активное участие и воспитателя и родителей. Беседа может возникать стихийно по инициативе и родителей и воспитателя. Последний продумывает, какие вопросы задаст родителям, сообщает тему и просит их подготовить вопросы, на которые бы они хотели получить ответ. В результате беседы родители должны получить новые знания по вопросам обучения и воспитания дошкольника.
  • Наглядно-информационные – знакомят родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, способствуют преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывают практическую помощь семье. К ним относятся записи на магнитофон бесед с детьми, видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий; фотографии, выставки детских работ, стенды, ширмы, папки-передвижки.

Нетрадиционные формы

.

Информационно – аналитические

 формы направлены на выявление

интересов, запросов родителей, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Из анкет педагоги узнают особенности дошкольников, что ребенок любит, не любит, его предпочтения, как называть ребенка.

• анкетирование;

• опрос;

• "почтовый ящик".

 

Познавательные

формы направлены – на обогащение педагогического

опыта родителей, развитие педагогической компетентности по разным вопросам воспитания, ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у них практических навыков воспитания. Педагоги творчески подходят к их организации и проведению.

• родительские гостиные;

• нетрадиционные родительские собрания;

• устные журналы;

• экскурсии.

 

Наглядно – информационные 

близки к задачам познавательных форм и направлены на обогащение знаний родителей, стоит задача информационная просвещение родителей.

папки – передвижки

родительские уголки

• родительские клубы;

• мини-библиотека;

• информационные стенды «ОКНО - очень короткие новости»;

• выпуск газеты «ЖЗД - жизнь замечательных детей».

Досуговые  – они призваны устанавливать теплые неформальные,

доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми. Досуги позволяют создать эмоциональный комфорт в группе. Родители становятся более открытыми для общения.

• праздники;

• совместные досуги;

• акции;

• участие родителей в конкурсах, выставка

В настоящее время педагоги все больше обращаются к новым нетрадиционным формам работы с родителями. Но мероприятия, проводимые эпизодически, не могут заменить систематической работы с родителями, и не имеют положительного эффекта.

От воспитателя требуется творческий подход к организации работы с родителями: поиск новых примеров; использование методов активизации родителей, направленных на появление у них интереса к проблеме, на возникновение у них ассоциаций с собственным опытом воспитания детей, переосмысливание своей родительской позиции. При этом необходимо учитывать потребность родителей в знаниях. Главное, чтобы родители не являлись только пассивными слушателями. Можно провести анкетирование: “Чего вы ждете от детского сада в этом году?”, “Об организации дополнительных платных услуг”, “По результатам года”.

Также можно применить творческие объявления. Объявления постоянно присутствуют для родителей: о дне проведения утренников, родительских собраний, различных мероприятий и т.п. Чаще всего объявление носит официальный характер и оформлено в деловом стиле. Но даже к объявлению для родителей можно подойти творчески, тем самым повысив уровень их заинтересованности к полученной информации и настроив на положительное взаимодействие с педагогами.

Инициатором установления сотрудничества должны быть педагоги ДОУ, поскольку они профессионально подготовлены к образовательной работе, а следовательно, понимают, что ее успешность зависит от согласованности и преемственности в воспитании детей. Педагог сознает, что такое сотрудничество в интересах ребенка и что в этом необходимо убедить родителей.

Инициатива в установлении взаимодействия с семьей и квалифицированная реализация задач этого взаимодействия определяют направляющую роль ДОУ в семейном воспитании.

Мне очень хотелось бы, чтоб и воспитатели и родители всегда помнили, что семья для ребёнка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему “всем миром”: детский сад, семья, общественность.





 Советы, которые помогут активизировать участие родителей

- Проявляйте взаимное уважение друг к другу.

- Поощряйте инициативу, творчество и фантазию родителей, помогайте им.

- Привлекайте родителей к занимательным мероприятиям детского сада.

 - Позвольте родителям самим выбирать, какую помощь они могут оказать детскому саду.

- Доводите до сведения родителей, что их участие в жизни ДОУ и группы ценится, а любая помощь с их стороны приветствуется.

- Говорите семьям о надеждах, возлагаемых воспитателями на родителей.

- Делайте ударения на сильные стороны семьи и давайте положительные оценки.

- Поддерживайте тесные контакты.

- Высказывайте свою признательность им.

- Напоминайте родителям, что вы рады любому их участию.

- Постарайтесь заинтересовать и привлечь всю семью.

- Поощряйте посещаемость родительских собраний.

- Сохраняйте конфиденциальность любой информации.

- Обучайте навыкам сотрудничества.

- Создавайте совместные развивающие занятия с родителями и детьми для укрепления их взаимопонимания. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы взаимодействия детского сада с родителями

Данная статья раскрывает многообразие форм работы воспитателя с семьей....

Формы взаимодействия детского сада с родителями

Формы взаимодействия детского сада с родителями...

Формы взаимодействия детского сада с родителями

Более глубокие изменения во взаимодействии семьи и дошкольного учреждения произошли в 90-е годы. Это было связано с реформой образования, которая отразилась и на системе дошкольного воспитания. Измене...

«Социальные сети - современная форма взаимодействия детского сада с родителями воспитанников».

Современные родители – грамотны, информированы, но вместе с тем, очень заняты, и ограничены во времени для получения большого объема информации. Занятость родителей является основной проблемой в...

Семинар- практикум "«Дистанционные формы взаимодействия детского сада с родителями, условия их использования»

Цель: повышение коммуникативной компетентности воспитателей в использовании дистанционных форм взаимодействия с родителями воспитанников....

Анкета для педагогов «Дистанционные формы взаимодействия детского сада с родителями, условия их использования»

Большинство дошкольных учреждений на сегодняшний день имеют собственные сайты, на которых знакомят родителей с большим спектром важной информации. На сайте размещаются анонсы предстоящи...

Консультация Тема: Формы взаимодействия детского сада с родителями.

Тема: Формы взаимодействия детского сада с родителями....