Мастер- класс " Мотивация, как одно из средств организации совместной деятельности ребёнка и взрослого"
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Кормщикова  Наталья  Юрьевна

Мастер - класс предназначен для воспитателей всех возрастных групп деского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_13_-_kopiya.docx27.33 КБ

Предварительный просмотр:

 МАСТЕР – КЛАСС

«МОТИВАЦИЯ, КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЁНКА И ВЗРОСЛОГО.»

1.ДОБРЫЙ ДЕНЬ,  УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ!

Сегодня мы поговорим с вами  о мотивации. Какие у вас возникают ассоциации, когда вы слышите слово мотивация?

Давайте подберём слова, близкие по значению к слову мотивация.( побуждение, движение, желание, импульс, толчок, намерение, стимул…)

Итак, что же такое мотивация?  Простыми словами, мотивация- это некая сила, которая заставляет нас действовать и добиваться поставленных целей. Это стимул, который заставляет нас упорно работать и подталкивает нас к успеху. Можно сказать, что именно мотивация – это то, что формирует многие аспекты нашего поведения.

2 - Мотивация – это отражение в сознании нужды

 ( желанности чего- либо,) переживаемое, как внутреннее напряжение ( потребностное состояние) и побуждающее психическую активность, связанную с целеполаганием). Мотивация – это то, что побудит вас  добиться цели, но без вашего желания, она бесполезна.

3 - Без мотивации со стороны взрослого у дошкольника не будет активности, не возникнут мотивы, ребёнок не будет готов к постановке целей. Это побуждение поведения детей ( через их потребности , личные мотивы, интересные им цели, ценностные ориентации), которое направляет детей и организует их, а также придаёт деятельности смысл и значимость для самого ребёнка.

Если ребёнок говорит « не хочу этого делать», то это означает, что либо:

  1. Ребёнок не понимает смысла действия ( деятельности)
  2. Задание ребёнку кажется слишком сложным , объёмным и непонятным
  3. Ребёнок боится ошибиться и быть раскритикованным

 

 Позитивная мотивация остаётся актуальной проблемой для современной системы образования. Общество требует активного включения в обучение уже с детского возраста. Поэтому мотивация должна быть максимально  эффективной уже в детском саду.

4 - Цель мотивации:

  1. Вызвать у детей интерес к занятию, занимательному делу или какой-либо деятельности.
  2. Создать условия увлечённости, умственного напряжения.
  3. Направить усилия детей на осознанное освоение и приобретение знаний и умений.

5. Принципы мотивации.

- Нельзя   навязывать ребёнку своё видение в решении проблемы

 ( может быть у ребёнка будет свой путь решения)

- Обязательно спросить у ребёнка разрешения заняться с ним общим делом.

-Обязательно хвалить действия ребёнка за полученный результат.

-Действуя совместно с ребёнком , вы знакомите его со своими планами, способами их достижения.

-Каждая деятельность должна содержать то, что вызовет удивление, изумление, восторг, что дети будут помнить долго. ( как  отмечал древнегреческий учёный и философ Аристотель  « Познание начинается с удивления»)

- Очень важно учитывать возраст детей ( приёмы, которые подходят для каждого возраста)

 А сейчас я расскажу  о некоторых типах мотивации, которые использую в своей работе  и которые используются  моими коллегами в нашем детском саду.

  1.  Мотивация « Сделай доброе дело»

Ребёнок  достигает цели обучения , решая проблемы сказочного персонажа или игрушки. Игровые и сказочные персонажи могут « приходить в гости», « знакомиться»,

« давать задания», «рассказывать интересные истории», а также  оценивать результаты труда детей. При данной мотивации ребёнок выступает  как помощник и защитник. И её уместно использовать  для обучения различным практическим умениям.  Данную мотивацию можно использовать в НОД аппликации, конструировании, рисовании.

  1.  Пример. « Помоги  зайчику подготовиться к зиме»

( аппликация  из бумажных салфеток в старшей группе)

Девочка Весточка( кукла) была в лесу  , а там уже выпал снег, но зайцы не успели поменять шубку на белую  Девочка Весточка боится, что волки заметят зайчиков  в серых шубках.  Давайте спасём зайчиков, поможем им  подготовиться к зиме, сделаем им белые шубки.

8  Ценность детских работ.

Дети очень любят показывать   свои достижения, видеть, как на них реагируют их сверстники и взрослые. Поэтому то, что ребёнок делает, должно быть важно для педагогов, родителей, сверстников. В нашем детском саду проводится много детских выставок. В каждой группе  организовано место для выставки поделок из лего, в холлах детского сада – индивидуальные выставки детских рисунков. В детском саду проводился конкурс « Фото –стенд  моих построек»( с участием родителей) Родители фотографировали дома постройки своих детей , приносили фото- коллажи, в детском саду сделали стенд . Такие мероприятия мотивируют детей чаще садиться за любимое дело, ведь продукт их труда  превращается в фото- звезду, на которую будут устремлены всеобщие взоры.

  1. Пример  в группах. Фото-стенд  моих  построек.
  2.  Пример.  Фасад  здания детского сада украшен работами выпускников.
  3.  Подготовка сообщений и презентаций.

Дети готовят  дома , совместно с родителями , материал по заданной теме. Это мотивирует детей на то, чтобы поделиться новыми знаниями со сверстниками и применять эти знания  в игре.

  1.   Пример-  В сюжетно- ролевой игре

« Туристическое  агентство»  в подготовительной группе, тур. агент или экскурсовод  должен  знать много интересной информации , чтобы заинтересовать клиентов, которые придут покупать путёвки.

  1. –Пример: Рассказ  ребёнка(тур. агента) об экскурсии в  национальный        парк  Зюраткуль.
  2.    Пример: Рассказ ребёнка (экскурсовода) о путешествии в  Сугомакскую  пещеру.
  3.    Организация семейных мероприятий и конкурсов.

Использование потенциала семьи в образовательной деятельности. В нашем детском саду проводятся ежегодные традиционные  семейные шахматные турниры. Также среди детей детского сада проводятся шашечные турниры. Такие мероприятия мотивируют детей на то,  в группах  и дома  дети начинают  активно играть в шахматы и шашки.

  1.  Организация мероприятий и конкурсов в детском саду. Ежегодно в нашем детском саду проводится  конкурс чтецов. Такие мероприятия  мотивируют ребёнка обратиться к книге,  вместе с родителями  прочесть сказку или выучить понравившееся  стихотворение.
  2.   Для мотивации познавательной деятельности и детского экспериментирования в детском саду созданы специальные условия « Детская лаборатория» Это специально оборудованное помещение  для детского экспериментирования. Каждый педагог в детском саду  выбрал тему  для  экспериментов. Составлен график проведения опытов для всех групп детского сада.

2 раза в месяц  педагоги детского сада  проводят с  детьми  опыты , на которых даются детям определённые задания : провести с родителями  дома эксперимент и принести фотоотчёт.

  1.  Пример  « Детская лаборатория»
  2.  Пример « Опыты в лаборатории»

       20   СЮРПРИЗНЫЕ МОМЕНТЫ  ( письма, сундучки,      волшебные шкатулки, чудесные мешочки, почтовые ящики)

Я расскажу об использовании почтовых ящиков.

21  В нашем детском саду очень активно используются почтовые ящики.  Перед новым годом  у нас работала « Новогодняя почта» ( возле каждой группы висел свой почтовый ящик, празднично украшенный) Дети писали друг другу и воспитателям письма, поздравления . Такой способ очень хорошо  мотивировал  детей на общение друг с другом и желание доставить друг другу и окружающим радость и самим  получить эту радость и восторг. Ведь в наше время компьютерных  технологий, когда трудно оторваться от компьютеров и телефонов, так важно вспомнить хорошо забытое старое : общение друг с другом, посредством писем. Дети с удовольствием  разносили по почтовым ящикам письма и поздравления в разные группы.

22  Затем к 23 февраля  ящики « превратились» в армейскую почту. К 8 марта  - в  весенние почтовые ящики.

Хочется  зачитать  изречение : « Почему мы перестали писать письма? Настоящие. В конвертах. Это ведь просто непередаваемое  чувство, когда приходит письмо и ты с трепетом открываешь его , вчитываясь в каждую букву.

Как бы ни был хорош технический прогресс, но порой он убивает прекрасные вещи.»

Ведь когда мы вместе с ребёнком пишем письмо, он учится вежливости, доброте.

23  – слова А.П. ЧЕХОВА « Пишите друг другу письма, ведь они помогают  жить, делая нас добрее»

24 .  Почтовые ящики  замотивировали детей на сюжетно- ролевую игру « Почта России»   Дети в группах  приготовили поздравления  для  других групп в конвертах , а дети- почтальоны разносили эти конверты по почтовым ящикам.

25 . СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ.

Эта мотивация используется в старшей и подготовительной группе  и является самой продуктивной.

Проблемная ситуация – состояние  умственного затруднения детей.  Это такая ситуация, при которой ребёнок хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает знаний и он должен  сам их искать.

26 . Примеры  мотиваций для создания проблемной ситуации.

« Достань подарок» ( заранее приготовленные подарки находятся «под замками», на оборотной стороне  нарисованных замков – задания, которые надо выполнить.)

Игровые квесты, путешествия.

( важно никого не « потерять», обращаем внимание на взаимопомощь)

Соревнования ( только для  старшей и подготовительной  группы) командный зачёт, обращаем внимание  на взаимопомощь.

       27

Суть проблемного обучения:

Педагог:-создает познавательную ситуацию-предоставляет детям возможность ее решения.

Проблемное обучение:

 активизирует мысль детей

 придает ей критичность

 приучает к самостоятельности в процессе познания.

28  

Алгоритм создания проблемной ситуации:

  1. Находим  противоречие.
  2. Осознаём проблему , хотим её разрешения.
  3. Ищем решение, выдвигаем гипотезы
  4. Находим решение.
  5. Проверяем решение.

29  Пример : проблемной ситуации по теме

« Свойства дерева»- Побежал Буратино в школу,а перед ним широкая река, а мостика не видно. В школу нужно торопиться.  Как же ему через речку перебраться.?

Противоречие: Буратино должен перебраться через речку, так как может опоздать в школу и боится войти в воду, так как не умеет плавать и думает, что утонет. Что делать?

30  

При создании проблемных ситуаций

нужно учитывать:-возможности детей, степень трудности задания, уровень знаний детей.

31

    Взаимодействуя с ребёнком, помните !

Предоставляйте ребёнку больше самостоятельности . Пусть ребёнок делает «открытия» сам.

Старайтесь показывать необходимость каждого знания, приводите примеры.

Связывайте новые знания с уже усвоенными, понятными.

Задание должно быть посильным для ребёнка.

 Проявляйте сами интерес к занятиям, создавайте положительный  эмоциональный фон.

Пусть ребёнок ощущает свои успехи, достижения. Отмечайте его « рост», терпение, старание.

Оценивайте объективно возможности и способности каждого ребёнка , не сравнивайте его с другими детьми, только с самим собой .

32

Таким образом, можно сказать, что мотивация в организации совместной деятельности ребёнка и взрослого является непосредственным стимулом, без которого ребёнок не может включиться в предлагаемую взрослым педагогическую ситуацию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста при организации совместной деятельности ребёнка с взрослым

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста при организации совместной деятельности (теория+конспект занятия)...

Мастер-класс Моделирование как одно из средств формирования связной речи.

Актуальность.Ещё К. Д. Ушинский говорил: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучится, но свяжите двадцать таких же слов с картинками, и он и...

Мастер класс "Музыка как одно из средств физического развития дошкольника"

Материал содержит конспект мастер класса и презентацию...

Мастер - класс "Сказкотерапия, как одно из средств развития речи"

Данный материал разработан для  воспитателей, родителей...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА РАБОТЫ "Организация совместной деятельности ребёнка со взрослыми в доступной форме и средствам – второе условие развития речевой активности детей раннего возраста"

Развитие речи дошкольников в настоящее время является одной из приоритетных задач, стоящих перед ДОУ, так как современное общество предъявляет высокие требования к коммуникативной деятельности личност...

Мастер-класс «Пальчиковая гимнастика, одно из средств здоровьесберегающих технологий в ДОУ»

Семинар-практикум "Здоровьесбережение- приоритетная задача развития и воспитания ребенка в ДОУ."...

Мастер-класс «Круги Луллия – одно из средств развития речи и интеллектуально-творческих способностей детей»

    В современной педагогической практике всё больше используются устаревшие модифицированные пособия для детей дошкольного возпаста. Умение классифицировать – одна из составляю...