Развитие речи детей младшего дошкольного возраста при организации совместной деятельности ребёнка с взрослым
консультация по развитию речи по теме

Бякина Александра Николаевна

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста при организации совместной деятельности (теория+конспект занятия)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста при  организации совместной деятельности

Дети 2-3 лет - это эмоциональные дети, однако их эмоции непостоянны, их легко отвлечь, переключить с одного эмоционального состояния на другое. Активно развивается речь ребенка.

В этом возрасте, для активизации речевого развития  ребёнку важно:

  1. Много двигаться, потому что через движение он развивает и познает свое тело, а также осваивает окружающее пространство;
  2.  Освоить мелкие движения пальчиков через игры с мелкими предметами, потому что развитие мелкой моторики у детей напрямую связано с развитием мозга и речи;
  3. Как можно шире осваивать речь, поскольку она помогает и в развитии контакта ребенка с миром, и в развитии его мышления. У ребенка в этом возрасте быстро растет словарный запас, причем количество произносимых слов, всегда меньше, чем количество понимаемых;
  4. Играть, поскольку именно в игре начинают активно развиваться важные психические функции: восприятие, воображение, мышление, память, речь;
  5. Продолжать выстраивать отношения с взрослыми.  Сверстник пока еще не представляет для ребенка особого интереса, дети играют «рядом», но не «вместе»;
  6. Получать помощь взрослого в тот момент, когда у него что-то не получается, поскольку ребенок в 2—3 года может реагировать на неудачи весьма аффективно: злиться, плакать, ругаться, бросать вещи.
  7. Иметь достаточно времени для того, чтобы что-то выбрать. Все его желания обладают одинаковой силой: в этом возрасте отсутствует соподчинение мотивов и ребенку трудно принять решение, что выбрать в данный момент.

Для того чтобы у ребёнка продолжала развиваться речь необходимо,  чтобы была организована совместная деятельность ребёнка с взрослым.

Данная  тема является актуальной, так как в результате совместной деятельности ребёнка с взрослым:

  1.  Ребёнок  знакомится  с окружающим, в результате  происходит развитие активной речи ребёнка;
  2. Обогащается словарный запас ребёнка;
  3. Ребёнок приобретает определённые знания,  и умения в трудовых навыках учится соотносить действия с речью;
  4. Налаживается эмоциональный контакт и деловое сотрудничество ребенка и взрослого.

Поэтому  мы  организуем,   совместные действия так, чтобы воспитатель  мог вызвать ребёнка на речевое взаимодействие или найти живые, доступные для ребёнка поводы для общения.

Таким образом,  решая задачи развития речи детей раннего возраста,   мы   организуем  деятельность:

-  событийно  (связываем с каким-либо событием из личного опыта); 

- ритмично (чередуем двигательную и умственную деятельность);

- процессуально (сопровождаем  действия ребёнка словами и побуждаем его к проговариванию). 

Итак, в  работе с детьми я, как воспитатель детей группы младшего дошкольного возраста,  использую следующие формы совместной деятельности:

  1. наблюдение и элементарный труд в природе;
  2. сценарии активизирующего общения;
  3. игры-забавы и игры-хороводы на развитие общения;
  4. слушание художественной литературы с использованием ярких красочных картинок;
  5. инсценирование и элементарную драматизацию литературных произведений;
  6. игры на развитие мелкой моторики рук;
  7. дидактические игры и упражнения;
  8. бытовые и игровые ситуации;
  9. элементарное экспериментирование.

Конечно, в один день невозможно показать все формы совместной деятельности.

Хочу остановиться  более подробно  на особенностях проводимой мною работы по развитию речи при организации и проведении  на прогулки  с детьми  первой младшей группы.

Организация и проведение совместной деятельности

детей 2-3 лет на прогулку с куклой Катей

Активизация словаря: снег белый, пушистый, холодный, мокрый, теплая шапка, куртка, варежки, сапожки, шарфик, холодно.

Выносной материал: кукла Катя, санки, ведро для сбора мусора.

Предварительная работа:

Рассматривание картинок и иллюстраций о зиме, чтение стихотворений о снеге, беседы о неживой природе зимой, целевые прогулки по экологической тропе.

1 часть: «Встреча детей с куклой Катей (в группе, дети собираются на прогулку)».

Воспитатель: Ребята посмотрите, кто к нам пришёл в гости?

Дети: Кукла Катя.

Воспитатель: Кукла Катя хочет с нами идти гулять. Возьмём её с собой?!

Дети: Да

Воспитатель: Посмотрите на куклу Катю. Может ли она идти гулять в одном платье? Почему?

Дети: Нет. На улице холодно. Пришла зима. Нужно одеваться теплее.

Воспитатель: Правильно. А что нужно одеть кукле Кате? Помогите ей.

Дети: Нужно одеть:

-колготки;

-майку (или футболку);

-кофту;

-рейтузы (или тёплые штаны);

-носки;

-валенки (или сапоги);

-шапку;

-рукавицы;

-пальто (или куртку);

-шарф.

Совместная деятельность: воспитатель и дети одевают куклу Катю на прогулку и соблюдают последовательность в одевании. Я  поощряю желание детей проговаривать детали одежды, которую надевают на куклу Катю.

Воспитатель: Ну, вот и кукла Катя готова идти на прогулку. Молодцы, ребята, помогли кукле одеться. Теперь вам нужно самим одеться на прогулку, а кукла Катя будет смотреть на вас, как вы умеете одеваться.

2 часть: «Выход детей на улицу»

Образовательная задача: Формировать представление детей об изменении в неживой природе зимой (стало  холодно, изменения в одежде, рассматривание снега его свойств, побуждать интерес к снегу, как к необычному материалу на снегу остаются следы, на нем можно рисовать).

Развивающая задача: Повышать речевую активность детей.

Воспитатель: а что это Катя у тебя в руках?

Катя: саночки

Воспитатель: а зачем они Кате нужны?

Дети: чтобы кататься на снежной горке.

Воспитатель: дети давайте пригласим куклу Катю с саночками на наш участок.

Дети: да, пойдем Катя (иду с детьми и обращаю их внимание на изменения в неживой природе, поощряя детей к речевой активности).

Воспитатель: видите, дети не зря мы одели с вами теплые вещи, на улице холодно. Выпал снег, и он покрывает землю. Давайте рассмотрим снег.

Художественное слово: снежок порхает, кружится,  на улице бело, и превратились лужицы в холодное стекло.

Воспитатель: дети, где снег лежит?

Дети: на земле.

Воспитатель: а, какой он снег?

Дети: белый, холодный, пушистый, мокрый.

Воспитатель: правильно молодцы, хорошо о снеге рассказали (заходим на участок)

3  часть: «Труд на участке»

Задачи: воспитывать умение совместно достигать цель;

    развивать у детей чувство радости от совместно выполненной   работы;

Воспитатель: дети, посмотрите, что это такое?

Дети: ветки от деревьев, мусор.

Воспитатель: они будут нам мешать, давайте уберем их и поможем нашему дворнику. Чтобы на участке у нас было чисто.

Совместная деятельность: дети и воспитатель собирают веточки и складывают их в ведро.

Воспитатель: дети мы с вами хорошо потрудились, дружно. На участке стало чище, ведь мы собрали весь мусор. Спасибо вам! А сейчас мы с вами поиграем, согласны?

4 часть: «Игра» (Любая подвижная  игра со словами)

Обучающая задача: Обучать  детей простым движениям;

 Развивать  чувство ритма и умение соотносить свои движения со словами текста.

Формировать  точность  движений, развитие мышц рук.

Воспитательная задача: Воспитывать  навыки сотрудничества в игре; Развивать активность и самостоятельность

Воспитатель: мы с вами поиграем в подвижную игру, а кукла Катя посмотрит, как вы играете.

(Воспитатель вместе с детьми играет, проговаривает и обучает  сопровождать игру речью, в соответствии  с текстом).

5 часть: «Наблюдение и кормление птиц»

Задачи: учить внимательно рассматривать  внешний вид птиц, выделять  части тела (голова, туловище, хвост, крылья);

учить называть и различать таких птиц как: голубь, сорока, ворона, воробей.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто к нам прилетел?!

Дети: птицы

Воспитатель: Давайте покажем их нашей кукле Кате и расскажем ей, что это за птицы. Назовите их, ребята.

Дети: голубь, воробей, ворона

Воспитатель: А как вы их различили (догадались)?

Дети: Ворона – она большая, черная, а воробей маленький.

Воспитатель: правильно. Посмотрите, внимательно на птиц и скажите, а что у них есть общего?

Дети: голова, хвост, туловище, лапки

Воспитатель: Правильно.

Катя: какие вы молодцы, ребята, как вы много знаете.

Воспитатель: А что любят птицы?

Дети: хлеб, зёрнышки

Воспитатель: правильно, давайте их покормим. Подставьте свои ладошки, и я каждому из вас дам, хлебушек и крупу (зёрнышки). Кто догадается, как надо покормить птичек? (хлеб поломайте на маленькие кусочки, чтобы птицы смогли съесть его, после того как покрошим крошки, отойти в сторону, чтобы птицы не испугались, наблюдать за ними тихо).

Совместная деятельность: дети  и воспитатель ломают хлебушек, «раскидывают» зёрнышки. Наблюдают, как птицы клюют.

6 часть:  «Самостоятельная деятельность»

Воспитывать добрые чувства к сверстникам, умение договариваться при игровых действиях со сверстниками.

Воспитатель: Ребята, давайте мы покажем кукле Кате, какие мы умеем «печь» пироги.

Дети: давайте покажем

Совместная деятельность: дети и воспитатель «пекут» пироги из снега, используя разные формочки. Любуются выполненной работой.   Обсуждают, какие замечательные, румяные испеклись пирожки, предлагают кукле Кате угощение, кормят куклу, учат куклу Катю благодарить за угощение.

7 часть: «Возвращение в группу»

Дети заходят в группу и помогают друг другу раздеваться. Кукла Катя наблюдает за деятельностью детей. Хвалит аккуратных, поправляет тех, кто раздевается в неправильной последовательности. Дети говорят кукле Кате о том, кто кому помог раздеваться, как дети благодарят друг друга.

Также очень важно использовать  приём поручений. После того, как ребёнок выполнил конкретное поручение,  спрашивать: "Что ты принёс? Где взял? Куда положил?" С помощью таких вопросов ребёнок начинает устанавливать связи и взаимозависимости между объектами и словами, их обозначающих. Формируется активная речь ребенка.

Организованная совместная деятельность воспитателя с детьми  во время прогулки помогает  осуществлять задачи всестороннего развития детей. Во время пребывания на участке или на улице дети получили  много новых впечатлений и знаний об окружающем: о труде взрослых, о транспорте, о правилах уличного движения и т.д. Из наблюдений, проводимых мною на каждой прогулке,  они узнали  об особенностях сезонных изменений в природе, учились  подмечать связи между различными явлениями, устанавливать элементарную зависимость. Наблюдения вызывали  у них интерес,  стремление задать вопрос взрослому и  найти ответ. Полученные эмоциональные впечатления побуждали детей поделиться ими с взрослым, со сверстниками.

Все это способствовало развитию  наблюдательности, расширению   представлений об окружающем, развитию речи детей, пополнению и обогащению словарного запаса, будило мысль и воображение детей.   Они  стали  более общительными и доброжелательными по отношению к своим сверстникам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад для воспитателей Дома ребёнка «Куклотерапия как эффективный метод развития речи детей младшего дошкольного возраста в условиях Дома ребёнка»

Куклотерапия позволяет ребёнку с проблемами в развитии из пассивного слушателя постепенно превращаться в активного соучастника игры. Кукла учит, воспитывает, развивает, дарит положительные эмоции ребё...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи детей младшего дошкольного возраста с использованием методов мнемотехники. Тема: Составление рассказа «Зима». 2 младшая группа (3-4 года)

Задачи:Развивающие: 1.Знакомить детей с характерными особенностями зимы с помощью условных обозначений на мнемотаблице.2.Развивать у детей психические процессы: память, внимание, мышление. 3.Продолжат...

Интеллектуальное развитие речи детей младшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности.

Интеллектуальное развитие речи детей младшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности ....

Рабочая программа «Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста в процессе совместной и самостоятельной деятельности с использованием игровых методов и приемов ТРИЗ». (II младшая группа, возраст детей 3-4 года).

Рабочая программа «Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста в процессе совместной и самостоятельной деятельности с использованием игровых методов и приемов ТРИЗ»....

Проект « Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в различных видах деятельности».

Одним из главных задач в работе с дошкольниками является  работа над речевым  развитием детей. Этот процесс  обычно длительный и не простой. Речь является средством приобретения знаний,...

ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Дошкольный возраст – это наиболее благоприятный возраст и для нравственного развития детей. В это время расширяется и перестраивается система взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками....