Проект « Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в различных видах деятельности».
проект по развитию речи (младшая группа)

Зорина Светлана Александровна

Одним из главных задач в работе с дошкольниками является  работа над речевым  развитием детей. Этот процесс  обычно длительный и не простой. Речь является средством приобретения знаний, развития психических функций, самовыражения и познания других, основным средством общения. Речь не является врождённой способностью человека. Она формируется постепенно вместе с развитием маленького человечка. Обучая ребёнка родной речи, взрослые, одновременно способствуют развитию его интеллекта и эмоциональной сферы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt1.docx28.4 КБ

Предварительный просмотр:

Проект « Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в различных видах деятельности».

                                               Воспитатель: Зорина Светлана Александровна

                       Город Златоуст, 2019  - 2020 уч. год

Тип проекта:  педагогическо - практико-ориентированный.

Вид проекта:  долгосрочный

Срок реализации:  сентябрь  - май

Участники проекта:  дети  2 младшей группы « Солнышко», воспитатель Зорина С.А, специалисты детского сада, родители.

Актуальность.

Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психического развития: мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения человека к ценностям духовной культуры, а также необходимым условием воспитания и обучения.

Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

В настоящее время существует проблема: недостаточные навыки речевой деятельности детей. Вызывает тревогу тот факт, что поступающие дети в детский сад имеют ограниченный словарный запас. Поэтому возросла необходимость заниматься проблемами речи и общим развитием ребенка.

Проблема: дети младшего дошкольного возраста нуждаются во всестороннем развитии речи, потому что речь помогает детям осознано воспринимать окружающий мир, и является средством общения. Дети, не получившие в младшем дошкольном возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное, а в будущем этот пробел в развитии речи влияет на их дальнейшее развитие.

Цель проекта: вовлечение  детей в активную речевую среду. Развитие речи детей в разные режимные моменты.

Задачи проекта:

повышать речевую активность детей;

развивать и совершенствовать все стороны устной речи каждого ребёнка (звукопроизношение, словарь, грамматический строй, связная речь, интонационная выразительность речи); 

развивать мелкую моторику;

воспитывать интерес к русскому фольклору, художественному слову;

развивать воображение, творческие способности;

воспитывать умение детей играть в коллективе;

способствовать активному вовлечению в совместную деятельность всех участников образовательных отношений в условиях детского сада и семьи.

Основные формы реализации проекта: занятия, оснащение предметно-развивающей среды, работа с родителями.

Методы  проекта: познавательно-игровая  деятельность, игры, беседы, совместные игры.

Предполагаемый результат:

расширение и активизация словарного запаса у детей;

обогащение представлений об окружающем мире, о ближайшем окружении;

совершенствование звуковой культуры речи, выразительности, связной речи;

повышение уровня познавательной активности, коммуникативных способностей;

ознакомление родителей с приемами работы по речевому развитию дошкольников, их активное участие в проектной деятельности.

Первый  этап подготовительный (разработка проекта).

Деятельность педагога:  

определение проблемы, постановка цели и задач;

определение методов работы;

подбор методической и художественной литературы, иллюстративного

материала;

составление перспективного плана мероприятий;

анкетирование родителей;

создание условий, необходимых для реализации проекта.

Совместная деятельность с детьми:

формирование интереса к тематике проекта,

определение круга актуальных и посильных задач.

Работа с родителями: 

повышение у родителей педагогической компетентности в вопросах речевого развития детей.

организация совместной  работы педагога с родителями по развитию речи детей дошкольного возраста.

Второй этап - формирующий – это целенаправленная работа с воспитанниками, родителями.

 Рассматривание иллюстраций по сезонам, по лексическим темам. Слушание потешек (заучивание), чистоговорок, сказок и т. п. с использование мнемодорожек и мнемотаблиц.

Достаточно большое внимание уделялось работе с детьми по формированию их активной речи посредством игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики пальцев рук, обогащению словаря, развития речевого аппарата.

2.1.Работа с детьми.

Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта

Образовательная область «Речевое развитие»

Чтение произведений,  рекомендованных программой «От рождения до школы». Рассматривание иллюстраций.

Оформление книжного уголка.  

Оформление картотеки детской художественной литературы. Разучивание стихотворений, с помощью мнемотаблиц.

Словесные  речевые игры. Разучивание хороводных игр, считалок. Оформление картотеки игр по речевому развитию дошкольников.

Планирование индивидуальной работы по речевому развитию во всех видах деятельности.

Образовательная область « Художественно-эстетическое развитие»

Лепка, рисование, аппликация, конструирование в соответствии с лексическими темами, рекомендованными образовательной программой детского сада и в свободной деятельности. Выставки детских работ.

Рассматривание иллюстраций, альбомов в соответствии с лексической темой.

Образовательная область «Познавательное развитие»

 Дидактические игры по ФЭМП. Дидактические игры по экологическому воспитанию. Наблюдение в природе. Экскурсии (по саду, по территории детского сада, к проезжей части). Опытно-экспериментированная деятельность (раз в неделю).

 Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Больница», «Шоферы», «Магазин (продукты, игрушки, одежда, обувь)», «Зоопарк», «Цирк», «Детский сад», «Кафе», «Заправка». Театрализованные игры.

Подвижные и хороводные игры с текстом Обыгрывание построек.

Образовательная область « Физическое развитие»

Беседы и игры по ФЗОЖ. Разучивание подвижных игр. Разучивание считалок. Использование дыхательной гимнастики; звуковой гимнастики; игр и упражнений для развития мелкой и общей моторики.

2.2. Работа с родителями.

Консультации: «Роль семьи в речевом развитии ребенка 3-4 лет»

«Игры по дороге в детский сад» (для развития  речи)

Беседы: «Как развивать связную речь дома»

«Развиваем речь играя»

Родительские собрания: «Развитие речи младших дошкольников по средством словесных игр» - игра «Пойми меня».

Родительское собрание «Эрудит-кафе» - развитие речи дошкольников по средством дидактических игр.

Индивидуальные консультации.

Размещение информации на странице сообщества в ВК.

2.3. Работа со специалистами.

Дети посещают кружки в детском саду.

Тесно сотрудничаем с учителем-логопедом детского сада Глаголевой О.А.

3. Заключительный (обобщающий) этап.

Анализ достижения поставленной цели и полученных результатов. Обобщение результатов работы, формулировка выводов. Обработка методических и практических материалов, соотношение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными.

План работы на будущее.

1.Продолжать работать по теме « Развитие речевой активности у детей через исследовательскую деятельность»

2.Провести индивидуальные консультации для родителей и детей, показавших  низкий уровень развития речи.

3.Разработать план  работы с этими родителями.

4.Подобрать соответствующую литературу

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников - М,; "Академия", 1998.

Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду - М., "Просвещение", 1991

В.В. Гербова  Развитие речи в детском саду.

Калинченко А. В. Развитие игровой деятельности дошкольников - М., АЙРИС ПРЕСС, 2004

Рахманова, Щетинина, Дыбина: Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников

 Ушакова О. С., Арушанова А. Г., Струнина Е. М. Придумай слово. Речевые игры и упражнения для дошкольников - М., "Просвещение", 1996

 Федоренко Л. П., Г. А. Фомичева Г. А., В. К. Лотарев В. К., А. П. Николаевича А. П., Методика развития речи детей дошкольного возраста/М.:1984. - 240с.

 Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения - Воронеж, НПО "МОДЭК", 1997

 Шорохова О. А Речевое развитие ребенка - М., 2009

Интернет-источники


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект развития сенсорной культуры детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности

Сенсорное воспитание:     - является основой для интеллектуального развития;     - упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии ...

Тема: "Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста в различных видах деятельности"

Выступление на семинаре: Развитие моторики у детей младшего дошкольного возраста в различных видах деятельности.Игры и упражнения для развития моторики. Пособия...

Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности 2016-2017 учебный год».

Мелкая моторика – это способность пальцев рук и ног к точным и скоординированным действиям. Необходимо ее всячески развивать, ведь она в свою очередь влияет на становление речи малыша. Но почему...

Презентация. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в различных видах детской деятельности.

Развитие  речи  детей младшего  дошкольного возраста в различных видах детской деятельности....

Презентация. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в различных видах детской деятельности.

Развитие  речи  детей младшего  дошкольного возраста в различных видах детской деятельности....

План работы по самообразованию по теме: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности».

В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки- важная часть развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, н...

План работы воспитателя по теме самообразования «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством различных видов деятельности»

План работы охватывает все разделы развития речи: звуковая культура речи, чтение художественной литературы, формирование словаря, развитие грамматического строя речи, развитие связной речи....