Опыт работы по формированию у детей интереса к русскими народными сказкам через театрализованную деятельность.
материал (средняя группа)

Нечаева Светлана Юрьевна

Опыт работы по формированию у детей интереса к русскими народными сказкам через театрализованную деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Опыт работы по формированию у детей интереса к русскими народными сказкам через театрализованную деятельность.

«В гостях у сказки»

Актуальность:

В современное время зачастую наблюдается равнодушие и потеря интереса поколений друг к другу, когда разрушаются традиционные способы передачи культуры от родителей к детям. Семейное чтение утрачивает своё место в воспитании детей, уступая его интерактивным коммуникационным технологиям.

       Народная сказка – одно из первых произведений искусства слова, которые слышит ребёнок с раннего детства. Не для забавы созданы народные сказки. Они являются мудрым воспитателем ребёнка. Сказка всегда поучительна. Она впервые знакомит ребёнка с искусством своего народа, его моральными убеждениями, культурой, красотой и богатством речи.

   Работая с детьми, я столкнулась с тем, что у большинства малышей плохо развита связная речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения, соответствующие возрастным нормам.  А самая благодатная почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности – это русская народная сказка. 

    Поэтому я решила продолжать работу по формированию у детей интереса к русским народным сказкам для создания базовой основы их общей культуры. 

Условия реализации

1.  Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности

- формирование общей культуры личности детей

- организация видов деятельности, способствующих развитию речи, общения, воображения и детского творчества, личностного и художественно-эстетического развития детей

- взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

2.   Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой

 Перечень рекомендуемых сказок по программе (см. приложение №1)

3.  Обогащение предметно - развивающей среды: подбор сказок для книжного уголка, изготовление театров, альбомов, настольных игр, разнообразных ширм.

4. Сотрудничество с выездным театром «Зазеркалье»

5. Сотрудничество с Ветлужской поселковой модельной библиотекой семейного чтения 

Целевая группа 

    Непосредственная образовательная деятельность реализуется при участии детей младшего дошкольного возраста, педагогов, музыкального руководителя, родителей (законных представителей) воспитанников.

   Важно выстроить образовательную среду таким образом, чтобы ребёнок был автономен в своих действиях с оборудованием в речевой зоне и принятии доступных им решений при выборе сказки для рассматривания иллюстраций, игр-драматизацией, режиссёрских игр.

Цель: Создание оптимальных условий для знакомства с русскими народными сказками через театрализованную деятельность.

 Воспитывать у детей любовь к русским народным сказкам, устойчивый  интерес к русскому народному творчеству, как к произведению искусства; раскрытие творческого потенциала детей, родителей, педагогов. 

Задачи:

Продолжать знакомить детей с русскими народными сказками.

Побуждать связно передавать содержание известной ребенку сказки с опорой на наглядный материал (театр, иллюстрации к сказкам)

Развивать речевую активность и коммуникативные способности детей.

Воспитывать стремление детей внимательно слушать сказку, давать нравственную оценку поступкам героев. 

Планируемые результаты:

- появление интереса детей к русским народным сказкам;

- развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков;

- совершенствование звукопроизношения, выразительности и связной речи детей;

- гармонизация отношений между взрослыми и детьми;

- зарождение в детях активности и самостоятельности, чувства дружбы.

Содержание:

В процессе ознакомления младших дошкольников с русскими народными сказками, мы решаем задачи следующих образовательных областей:

«Социально коммуникативное развитие» - развиваем у детей умение сочувствовать, сопереживать положительным героям, подводить к пониманию нравственного смысла сказки. «Лисичка со скалочкой» (честность – лживость), учим ребенка действовать в новых необычных для него обстоятельствах «Маша и медведь» «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Формируем у детей представление о взаимопомощи, дружбе, вызываем желание оказывать посильную помощь тому, кто в этом нуждается «Петушок и бобовое зёрнышко», «Зимовье», «Теремок», «Заюшкина избушка».

       «Познавательное развитие» -  формируем у детей первичные представления об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира «Три медведя», природных изменениях «Зимовье»

  «Художественно – эстетическое развитие» - воспитываем желание выразить свои впечатления после прочтения сказки в рисунке, в поделке. (Лепка «Война грибов с ягодами»)

    «Речевое развитие» - Знакомим с книжной культурой, детской литературой, формируем понимание на слух текстов русских народных сказок. Развиваем умение, использовать все части речи, отвечать на разнообразные вопросы, формируем навык связанной речи. Побуждаем рассказывать знакомые сказки, используя макеты и театры.

   «Физическое развитие» совершенствуем двигательные навыки. Включаем в подвижные и спортивные игры сказочных персонажей. «Хитрая лиса», «У медведя во бору»

Этапы реализации:

1 этап Подготовительный:

 -Постановка цели и задач.

 -Составление плана деятельности. (см. приложение №2)

 -Подбор материала по данной теме.

-Подбор информации для родителей.

- Обогащение предметно-пространственной среды

-Выявление уровня знаний детей по теме (см. приложение №3)

2 этап Основной (реализация плана):

-чтение и рассказывания русских народных сказок, беседа по прочитанной сказке

-рассматривание иллюстраций русских народных сказок;

- театрализованная деятельность по мотивам русских народных сказок.

- просмотр театрализованных представлений театра «Зазеркалье»

-проведение настольно-печатных, дидактических, подвижных, словесных игр;

-отгадывание загадок по сказкам;

-создание картотеки русских народных сказок;

-драматизация сказок;

-раскрашивание иллюстраций к сказкам

- привлечение родителей к изготовлению различных видов театра

- ОД «В гостях у сказки».

 3 этап Заключительный

- помощь родителей в пополнении книжного уголка сказками;

- чтение сказок с детьми дома;

- обобщение опыта работы

Полученные результаты:

В результате проделанной работы, дети познакомились с видом устного народного творчества - сказки, как наследием русской культуры. Появился интерес к слушанию сказок в детском саду и дома.  Дети узнают и называют героев и наименование сказки. В процессе театрализованной деятельности могут самостоятельно рассказать сказку, объединиться с товарищами и показать представление другим ребятам. Расширился словарный запас детей, умение вести простой диалог от имени героя. В беседе с воспитателем ребята дают оценку поступкам героев, различают основные эмоции – радость, удивление, печаль, злость. 

Приложение№1

Рекомендуемый перечень фольклорных произведений для детей младшего дошкольного возраста

Сказки: «Колобок», обр. К. Ушинского;

                «Волк и козлята», обр. А. Н. Толстого;

                «Кот, петух и лиса», обр. М. Боголюбской;

               «Гуси-лебеди»; «Снегурочка и лиса»; «Бычок — черный бочок, белые копытца», обр. М. Булатова;

              «Лиса и заяц», обр. В. Даля;

              «У страха глаза велики», обр. М. Серовой;

              «Теремок», обр. Е. Чарушина.

              «Про Иванушку-дурачка», обр. М. Горького;

              «Война грибов с ягодами», обр. В. Даля;

              «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», обр.А. Н. Толстого;  

              «Жихарка», обр. И. Карнауховой;

              «Лисичка-сестричкаи волк», обр. М. Булатова;

              «Зимовье», обр. И. Соколова-Микитова;

              «Лиса икозел», обр. О. Капицы;

              «Привередница», «Лиса-лапотница», обр. В. Даля;

             «Петушок и бобовое зернышко», обр. О. Капицы.

Приложение №2

План работы по развитию речи младших дошкольников, через знакомство с русскими народными сказками и театрализованную деятельность.

Дата  

Мероприятие

Задачи

Практический выход

Сентябрь

Изучение литературы по теме.

Диагностика.

Выявить знания и умения детей

Анкетирование родителей «Может ли Ваш ребенок слушать сказки»

Диагностические карты

Октябрь

Рассказывание сказки «Война грибов с ягодами», обр. В. Даля

«Теремок»

Воспитывать желание слушать сказку. Обогащать словарь детей названиями грибов, диких животных.

Лепка грибов и ягод.

Игра на интонирование вежливых и ласковых слов: волнушки — в кадушки, опёнки — в бочонки, сморчки — в бурачки, груздки — в кузовки

Ноябрь

Рассказывание сказки обр. В. Даля; «Петушок и бобовое зернышко»

Инсценировка сказки

Воспитывать умение отличать сказочные ситуации от реальных. Формировать умение рассказывать сказки.

Театрализованное представление

Внесение в книжный уголок р.н. сказок.

Изготовление альбома «Сказочные песенки»

Декабрь

Рассказывание сказки «Зимовье», обр. И. Соколова-Микитова

Развивать познавательные способности ребенка, любознательность, творческое воображение, память.

Вовлекать родителей в образовательный процесс.

Рисование по мотивам сказки

«Избушка в лесу» рисование красками.

Отгадывание загадок о диких животных.

Январь 

Рассказывание сказки «Лисичка-сестричка и волк», обр. М. Булатова

Сказка «Кот, петух и лиса»

Работать над звукопроизношением, развивать звуковую культуру речи детей, обогащать словарь, развитие грамматического строя, связной, выразительной речи.

Изготовление памятки: «О роли родителей в развитии речи детей»

Лепка «Рыбка для волка»

Упражнения на имитацию движений: «Лисичка умывается», «Волк рассердился». Инсценировка сказки

(театр на дисках)

Февраль

1.Рассказывание сказки

«Теремок»

«Волк и семеро козлят»

Воспитывать умение слушать новые сказки, следить за развитием действия. Объяснять детям поступки персонажей и последствия этих поступков.

Игра на воображение «Узнай из какой сказки».

Выставка русских народных сказок с иллюстрациями разных художников. Инсценировка сказки (театр на стаканчиках)

Март

1.Рассказывание сказки «Жихарка»

«Заюшкина избушка»

Помогать детям, используя разные приемы и педагогические ситуации, правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его героям.

Декоративная аппликация «Украсим фартук для лисички»

 «Расскажи сказку по серии картинок»

Инсценировка сказки «Жихарка» (конусный театр)

Апрель

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка», обр. А. Н. Толстого

Способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям. Побуждать рассказывать о своем восприятии конкретного поступка литературного персонажа.

Раскраски с изображением сюжетов и героев русских народных сказок, материалы для творческих работ, репродукции картин по русским народным сказкам.

Инсценировка сказки (театр на фланелеграфе)

Май

Итоговая диагностика

Выявить полученные результаты

«Любимая сказка» 

рисование по мотивам знакомых сказок.

Просмотр мультфильма по мотивам сказок

Приложение №3

 

Диагностика уровня знаний о сказках

детей среднего дошкольного возраста. (на начало и конец года).

Задание №1 «Назови сказки»

Цель: выявить знание детьми сказок.

Материал: иллюстрации к сказкам («Петушок и бобовое зёрнышко», «Заюшкина избушка», «Маша и медведь», «Теремок», «Три медведя», «Жихарка», «Волк и семеро козлят», «Зимовье»

Методика диагностики: предложить ребенку перечислить знакомые сказки.

Критерии диагностики:

Сформировано – ребенок знает героев сказок, называет большинство сказок самостоятельно.

Частично сформировано– называет известные сказки и героев с небольшой помощью взрослого («Курочка Ряба», «Колобок», «Репка»)

Не сформировано – не знает героев сказок, затрудняется назвать сказку.

Задание № 2 «Расскажи сказку»

Цель: выявить умение связно передать содержание известной ребенку сказки с опорой на наглядный материал (театр, иллюстрации к сказкам)

Методика диагностики: предложить ребенку рассказать сказку на выбор.

Сформировано – ребенок свободно рассказывает сказку, перечисляет героев, дает им характеристику, переживает, восхищается ими.

Частично сформировано – Ребенок по просьбе называет сказку, рассказывает с помощью воспитателя;

Не сформировано– В ответ на просьбу взрослого ребенок не называет, не рассказывает

Задание № 3 «Послушать сказку»

Цель: выявить умение детей слушать внимательно сказку.

Материал: сказки.

Методика диагностики: педагог предлагает детям почитать сказку.

Критерии диагностики:

Сформировано - Охотно слушает чтение художественной литературы. Излагает события в определенной последовательности, используя выразительные средства языка сказки.

Частично сформировано- Проявляет интерес к чтению художественной литературы, может

назвать героев сказок, выражает сочувствие, сопереживание, восхищение.

Всегда проявляет интерес к слушанию сказок.

Не сформировано - Во время чтения сказки ребенок не редко отвлекается, на вопросы по содержанию не отвечает, отказывается.

Задание №4 «Каким ты видишь поступок героя»

Цель: Выявить умение дать элементарную оценку поступкам героев, используя маркеры эмоций.

Сформировано- Эмоционально откликается на сказку, самостоятельно оценивает поступок героя сказки, делает умозаключение о характере персонажа

Частично сформировано – С помощью наводящих вопросов взрослого, даёт оценку поступкам героя, яркой эмоциональной реакции нет.

Не сформировано – Никак не реагирует на поступок персонажа, оценку не даёт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Приобщение детей младшего возраста к русской народной культуре через театрализованную деятельность".

Ни для кого не секрет, что дошкольный возраст – благоприятный период для приобщения детей к истокам русской народной культуры. Мы не должны забывать о прошлом: о красоте и богатстве нашей музыки, живо...

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русских народных традиций через театрализованную деятельность

В нашем детском саду театральной студией «Лучик» в 2014-2015 учебном году было поставлено и показано детям, родителям несколько сказок: «Конек-горбунок»; «Муха-цокотуха»; «Волк и семеро козлят» ...

Русская народная сказка "Репка". Театрализованная деятельность детей раннего возраста. Авторские работы по изготовлению масок и пальчикового театра.

Русская народная сказка "Репка". Театрализованная деятельность детей раннего возраста. Авторские работы по изготовлению масок и пальчикового театра....

Опыт работы по теме «Приобщение детей к истокам русской народной культуры через ознакомление с художественной литературой»

В настоящее время можно с радостью отметить рост интереса к истинной истории нашего государства и общества в целом. Воспитывая детей на национальных традициях, можно развить у них национальное са...

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русских народных традиций через театрализованную деятельность

В последнее время обращение к народным истокам, декоративно-прикладному и фольклорному искусству русского народа стало предметом пристального внимания муз.руководителей и воспитателей детских садов. ...

Программа самообразования «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через театрализованную деятельность» на 2017-2018

Программа  самообразования«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через театрализованную деятельность»...