Программа самообразования «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через театрализованную деятельность» на 2017-2018
методическая разработка (средняя группа) на тему

Плавинская Леся Александровна

Программа  самообразования

«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через театрализованную деятельность»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нефтеюганское районное муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад «Солнышко»


Программа  самообразования

«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через театрализованную деятельность»

        Воспитатель:

Плавинская Л.А.

п. Сентябрьский, 2017

Театрализованная деятельность 

является неисчерпаемым источником

развития чувств, переживаний

 и эмоциональных открытий ребёнка, 

приобщает его к духовному богатству, 

истокам русской народной культуры.

(В. А. Сухомлинский).

Актуальность темы: в настоящее время, в период переосмысления нашего общества, с особой остротой встаёт извечная проблема нравственного воспитания: что воспитывать и как воспитывать. Именно в дошкольном возрасте происходит наиболее интенсивное развитие личности, в основе которого, безусловно, лежит приобщение к отечественной истории и культурному наследию.

Давайте обратимся к истории и вспомним, что же обозначает это слово в целом. Культура — (воспитание, образование, развитие, почитание) совокупность созданных человечеством материальных, духовных и социальных ценностей, функционирующих в качестве искусственных средств человеческой жизнедеятельности. (Краткий словарь философских терминов).

В этом смысле можно сказать, что Русская народная культура-это совокупность устойчивых форм жизни русского народа, которая включает в себя:

Русский народный быт;

Русские народные верования;

Русские народные игры;

Русские народные песни, сказки;

Русские народные праздники и т. д.

Цель моей работы – это содействие всестороннему развитию нравственной личности дошкольника, приобщение его к истокам русской народной культуры через театрализованную деятельность.

Задачи:

1.Подбор и систематизация материала по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста;

2.Воспитание положительного восприятия к театрализованной деятельности, уважение к традициям культуры русского народа.

3. Нравственное просвещение родителей, пропаганда знаний о русском народном творчестве, через театрализованную деятельность.

4.Обеспечение непосредственного общения детей с театром, вовлечение в активную театральную деятельность.

5.Создание предметно-развивающей среды способствующей развитию интереса детей к театрализованной деятельности.

6.Повышение компетентности и профессионализма в области приобщения дошкольников к истокам русского народного творчества через театрализованную деятельность.

Предполагаемый результат:

-повышение русской народной культуры воспитанников и их родителей;

- внедрение новых технологий воспитания, обучения, развития.

В результате проделанной работы:

• В театрализованной игре осуществляются эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Велико значение театрализованной игры  для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка;

• В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.

• В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организует деятельность как «сценарист и режиссер» управляет «артистами»«Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т. д.

• Русские народные сказки, с которыми встречается ребёнок, вводят его в мир народной мысли, народного духа, народных традиций. Сказки своим содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам воспитания и развития ребёнка. Сказки помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Расширяют кругозор: развивают речь, фантазию, воображение. Развивают нравственные качества: доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость. Воспитательная ценность народных сказок в том, что в них запечатлены черты русского народа.

Театрализованная игра-наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций. Таким образом театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству и традициям русской народной культуры.

Перспективный план на 2017-201 год

п/п

Содержание деятельности

Сроки проведения

1

1. Изучение методической литературы. Е. А. Антипина «Театрализованная деятельность в детском саду». - Москва 2009.

2. Куцакова Л. В., Мерзлякова С. И. Воспитание ребенка-дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого. М., 2003.

3. Губанова Н. Ф. Театрализованная деятельность дошкольников: 2 – 5 лет. – М.:ВАКО, 2007.

4. Петрова Т. Н., Сергеева Е. А., Петрова Е. С. Театрализованные игры в детском саду. М., 2000.

5. Бахметьева Т. И., Соколова Т. Г. Детские частушки, шутки, прибаутки. Ярославль, «Академия развития»,1997 год.

В течение года

Вебинары, курсы повышения квалификации, участие в конкурсах проф мастерства

В течение года

2

Оформление картотекРусских народных сказок, частушек, прибауток, поговорок, загадок.

Сентябрь

Октябрь

3

Оформление картотеки НОД по театрализованной деятельность

Оформление центра театрализованной деятельности

Декабрь

Изготовление Теневого театра по мотивам русских народных сказок.

Январь

Настольный театр сказка « Рукавичка».

ширма, декорации на настольную ширму.

Февраль

Оформление центра нравственно-патриотического воспитания «Русская изба» в холле детского сада

Март

Изготовление дидактического пособия: «Как жили наши предки».

Апрель

Работа с педагогами

Открытое занятие для педагогов ДОУ ОО Речевое развитие «Литературная викторина по русским народным сказкам» (с театрализованным представлением сказки «Заюшкина избушка»)

Май

Консультации мастер-классы др

Работа с родителями

Анкетирование родителей «Театрализованная деятельность детей в детском саду».

Консультация для родителей «Ознакомление детей с русскими народными традициями»

Консультация для родителей «Воспитание ребёнка посредством театральной деятельности»

Консультация для родителей

"Значение театрализованной деятельности на развитие речи ребенка"

Ноябрь

Работа с детьми

Кружок «Сказка»

В течение года в соответствии с прграммой

Участие в конкурсах

В течение года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русских народных традиций через театрализованную деятельность

В нашем детском саду театральной студией «Лучик» в 2014-2015 учебном году было поставлено и показано детям, родителям несколько сказок: «Конек-горбунок»; «Муха-цокотуха»; «Волк и семеро козлят» ...

«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через продуктивные виды деятельности»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 2 «Сказка»       «Приобщение детей дошкольного возрастак истокам русской народной культурычере...

Консультация для педагогов «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через разные виды образовательной деятельности»

Разнообразные темы и формы увлекательных занятий, знакомящих детей с миром народной культуры, могут стать основой для глубокого её познания, преодоления стереотипов в восприятии представителей других ...

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русских народных традиций через театрализованную деятельность

В последнее время обращение к народным истокам, декоративно-прикладному и фольклорному искусству русского народа стало предметом пристального внимания муз.руководителей и воспитателей детских садов. ...

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через устное народное творчество

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через устное народное творчество...

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через театрализованную деятельность

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через театрализованную деятельность....

«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через театрализованную деятельность»

laquo;Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через театрализованную деятельность» выступление на педсовете...