Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через театрализованную деятельность
консультация (младшая группа)

Квасникова Александра Витальевна

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через театрализованную деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:


«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через театрализованную деятельность»

Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству, истокам русской народной культуры.

(В. А. Сухомлинский).

В настоящее время, в период переосмысления нашего общества,с особой остротой встаёт извечная проблема нравственного воспитания: что воспитывать и как воспитывать. Именно в дошкольном возрасте происходит наиболее интенсивное развитие личности, в основе которого, безусловно, лежит приобщение к отечественной истории и культурному наследию. Нужно как можно раньше пробудить в ребёнке любовь к родной земле, заложить важнейшие черты русского характера: порядочность, совестливость, способность к состраданию. Разнообразные формы знакомства ребёнка с народной культурой позволит ему приобщиться к национальным традициям, испытать удовольствие от своих чувств. Из деталей быта, из народных праздников и традиций, произведений устного народного творчества сложится для ребёнка образ Родины. Данную проблему можно решить посредством театрализованной деятельности, так как именно она является одним из самых распространенных видов детского творчества. Именно через театрализованную деятельность проще всего познакомить детей младшего дошкольного возраста с истоками русской народной культуры.

Давайте обратимся к истории и вспомним, что же обозначает это слово в целом.

Культура — (воспитание, образование, развитие, почитание) — понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности.

В этом смысле можно сказать, что Русская народная культура это совокупность устойчивых форм жизни русского народа,которая включает в себя:

Русский народный быт;

Русские народные верования;

Русские народные игры;

Русские народные песни, сказки;

Русские народные праздники и т. д.

Цель нашей работы это воспитание нравственной личности ребенка, приобщение его к истокам русской народной культуры через театрализованную деятельность.

Задачи: создание предметно-развивающей среды способствующей развитию интереса детей к театрализованной деятельности. Воспитание положительного восприятия к театрализованной деятельности, уважение к традициям культуры русского народа.

В работе с детьми младшего дошкольного возраста мы использую технологии сохранения и стимулирования здоровья. Эти технологии предметно-развивающая среда построены с учетом возрастной особенности детей и способствуют ненавязчивому привитию интереса к театрализованной деятельности. Так как младший дошкольный возраст наиболее благоприятный для развития у детей сценических способностей посредством восприятия сказок и игровых упражнений. Таким образом, можно сказать, что созданные условия благотворно влияют на развитие творческих способностей и приобщение детей к истокам русской народной культуры.

Здоровьесберегающие технологии сохранения здоровья,а именно:

Дыхательная гимнастика - это система дыхательных упражнений, направленная главным образом на профилактику и лечение заболеваний связанных с органами дыхания.

Игровая гимнастика - это физкультурные досуги,физкультминутки, подвижные игры.

Пальчиковая гимнастика. Детские психологи говорят, что существует взаимосвязь между речью и мелкой моторикой рук. Мелкую моторику развивает пальчиковая гимнастика. Проговаривая маленькие стишки, сопровождая каждую новую фразу простыми движениями пальчиков. Такие простые упражнения хорошо развивают память и воображения, а кисти рук и пальцы приобретаю податливость и гибкость. Дети воспринимают упражнения, как игру и с большим удовольствием выполняет все указания.

Приобщая детей к истокам русской культуры в группе создается библиотека русских народных сказок, зона настольно- печатных и дидактических игр, что содействует развитию интереса детей к театрализованной деятельности.

В группе должно быть отведено место для театрализованной деятельности. Это может быть кукольный театр, настольный театр по сюжетам русских народных сказок, пальчиковый театр Дети очень любят играть в сказку. Их увлекает вымысел, быстрая смена событий в сказке, приключения и победа добра над злом.

Таким образом, можно сказать, что созданные условия благотворно влияют на развитие творческих способностей и приобщение детей к истокам русской народной культуры.

Театрализованная деятельность создает условия для развития творческих способностей. Этот вид деятельности требует от детей: внимание, сообразительности, быстроты реакции, организованности, умение действовать, подчиняясь определенному образу, перевоплощаясь в него, живя его жизнью.

Театрализованная игра-наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций.

В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Велико значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.

В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.

В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер» управляет «артистами»«Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров,используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т. д.

Русские народные сказки, с которыми впервые встречается ребёнок, вводят его в мир народной мысли, народного духа, народных традиций. Сказки своим содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам воспитания и развития ребёнка. Сказки помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества.Расширяют кругозор: развивают речь, фантазию, воображение.Развивают нравственные качества: доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость. Воспитательная ценность народных сказок в том, что в них запечатлены черты русского народа.

Подводя итог по проделанной работе можно сделать вывод, что театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству и традициям русской народной культуры.



Предварительный просмотр:

                                                                                                    Квасникова А.В.

                                                                                                                                      Воспитатель

                                                                                          МБОУ «ОЦ « Вершина»

Развитие творческих способностей через театрализованную деятельность.

Стремительный темп обновления общества с неизбежностью ведет к коренному изменению системы образования и воспитания. Перед нашим государством, школой, педагогами и родителями вырастает задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждый из тех, кто сейчас ходит в детский сад, вырос не только созидательным членом общества, не только здоровым и крепким, но и обязательно инициативным, думающим человеком, способным на творческий подход к любому делу, за которое он бы ни взялся. И активная жизненная позиция может иметь основание, если человек мыслит творчески, если видит вокруг возможность для совершенствования. 

Творческая деятельность и развитие творческих способностей человека - это составная часть социально - экономических и духовных направлений современного общественного устройства. Слово «Творчество» в общественном смысле означает «искать, изображать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте, индивидуальном и общественном».  Творческая деятельность — это деятельность, рождающая нечто новое; свободное искусство по созданию нового продукта, несущего в себе отражение личностного «Я».

Детское творчество - одна из актуальных проблем дошкольной педагогики. Её исследовали Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.И. Венгер, О.М. Дъяченко и многие другие.

Театральная деятельность - это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе.

Однако театрализованная деятельность и сегодня остаётся не до конца раскрытой, и далеко не все возможности этой универсальной деятельности исчерпаны. Часто театрализация превращается в подготовку с детьми хорошо отрепетированных представлений. Перед собой я поставила вопрос: «Можно ли работать по-другому? И как?».

Перемены, касающиеся дошкольного образования  позволяют обновлять приёмы и методы  работы с детьми, вовлекать и заинтересовывать их, предлагать им как уже знакомые средства театральной деятельности, так и новые  формы   взаимодействия с детьми, что и  определяет  цель моей работы:  выявление путей развития творческих способностей  детей дошкольного возраста средствами театрализованной  деятельности и приобщение к истокам русской народной культуры через театрализованную деятельность.

Для достижения данной цели определены следующие задачи:

- формировать творческое воображение дошкольников через различные виды театрализованной деятельности;

- формировать умения передавать движением, мимикой, позой, жестом, театральными куклами основные эмоции ритмических импровизаций, игр и этюдов;

- развивать творческую самостоятельность детей и умение владеть своим телом;

- воспитывать устойчивый интерес к театрально - игровой деятельности, желание принимать активное участие в досугах, праздниках, развлечениях, используя импровизационные умения.

- приобщение к истокам русской народной культуры через театрализованную деятельность.

Главная идея – создания системы работы по развитию творческих способностей детей через театрализованную деятельность.

Театр – искусство синтетическое, оно воздействует на маленьких зрителей целым комплексом художественных средств: музыка, художественное слово, наглядный образ, изобразительное искусство.

Наше физическое здоровье зависит от наших эмоций. Ребенок, погруженный в атмосферу радости, вырастет более устойчивым ко многим неожиданным ситуациям и будет менее подвержен стрессам и разочарованиям.

Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям, развивая эмоциональную сферу ребёнка, заставляет его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.

Исследователь И.Г.Вечканова подчёркивает особую роль театрализованных игр в приобщении детей к литературе, драматическому и театральному искусству, народной культуре. При грамотном руководстве у них формируются представления о работе артистов, режиссёра, театрального художника, дирижёра. Дети осознают, что спектакль готовит творческий коллектив, а театр дарит радость и творцам и зрителям. В дальнейшем это послужит основой для формирования обобщённого представления о назначении искусства в жизни общества (С.А.Козлова, Т.А.Куликова).

Было установлено, что необходимое условие возникновения детского творчества - накопление впечатлений от восприятия искусства, которое является образцом для творчества, его источником.

Кроме того, исследования отечественных и зарубежных ученых, показали, что одним из серьезных огорчений, которые взрослые доставляют детям, является лишение их возможности выбора. В театрализованной деятельности имеются большие возможности для расширения инициативы и самостоятельности детей при выборе характера для своего героя.

Учёные с горечью отмечают, что дети, сидящие часами перед телевизором, дети, увлеченные компьютерными играми, утрачивают вкус к игре, в том числе и театрализованной.

Процесс творчества – обладает большой притягательной силой для детей старшего дошкольного возраста, познавших радость первых своих пусть маленьких, но открытий, удовольствие от театрализованной игры.

Именно на основе творчества мы имеем возможность обогащать и развивать личность ребёнка. Я считаю, что значение этой сферы детской деятельности для творческого развития ребёнка столь велико, что она должна иметь достойное место в системе воспитательно - образовательной работы с детьми дошкольного возраста.

Вывод: Творческие  способности – далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес во все времена. Анализ работ отечественных и зарубежных психологов,  позволяет констатировать, что проблема развития театрализованной деятельности не нова для психолого-педагогических исследований, но до сих пор актуальна и является важнейшим  средством творческого развития детей: готовность к импровизации, оправданную  экспрессивность, новизну, оригинальность, лёгкость ассоциирования, независимость и оценок, особую чувствительность.

Опыт работы.

Творческие способности у детей появляются и развиваются на базе театрализованной деятельности. Эта деятельность развивает личность ребёнка, прививает устойчивый энтузиазм к литературе, музыке, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новейших образов, побуждает к мышлению. Существует неувязка, волнующая многих педагогов, психологов, родителей: у одних детей появляются ужасы, срывы, заторможенность, а у остальных, напротив, развязанность и суетливость. У детей частенько отсутствуют навыки случайного поведения, недостаточно развиты память, внимание и речь. Самый маленький путь эмоционального раскрепощения дитя, снятие сжатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность. Являясь более распространенным видом детского творчества, конкретно драматизация, связывает художественное творчество с личными переживаниями, ведь театр владеет большой силой действия на эмоциональный мир ребенка.

Этапы работы.

 I этап – подготовительный.

На этом этапе осуществляется:

- анкетирование родителей с целью выявления знаний и расширения кругозора о театрализованной деятельности;

- исследование уровня развития творческих способностей и театрализованной деятельности детей;

- разработка модели формирования творческих способностей детей через театрализованную деятельность, которая раскрывает основные формы работы с детьми;
- составление перспективного плана работы с детьми по развитию творческих способностей;

- пополнение предметно – развивающей среды группы.

В группе можно оборудовать театральный уголок «Кукляндия»,  где ребёнок может побыть один или вдвоем, прорепетировать какую – нибудь роль и просмотреть иллюстрации к сказкам, познакомиться с каким-нибудь персонажем. Поскольку предметно – развивающая среда должна обеспечивать право и свободу выбора каждого ребёнка на театрализацию любимого произведения,  можно разместить разные виды театров: 

*пальчиковый театр;

*кукольный театр;

*театр теней;

*театр – «мягкая игрушка»;

*настольный театр;

*варежковый театр;

*театр масок;

* театр ложек;

* театр марионеток;

Также размещаются маски, театральный реквизит, куклы, декорации, музыкальные инструменты, ширма для показа кукольного театра. Кроме того, создается большая картотека аудиозаписей. Периодически обновляется материал, ориентировалась на интересы детей. Это создает условия для персонифицированного общения с каждым ребёнком. В уголке размещаются природный и бросовый материал, ткани, костюмы для ряженая.
Учитывая полоролевые особенности детей, в центре театра были размещаюся оборудование и материалы, отвечающие интересам, как мальчиков, так и девочек.
Изготовливаются методические папки с наглядным материалом по темам:
1. «Театрализованная деятельность в детском саду» 

2. «Театр-дома»

Изготовливаются методические папки с упражнениями:

1. Культура и техника речи.

2. Кроссворды о театре.

3. Театральные этюды, игры.

Также создается большая книга «Мир театра», в которой собрала информацию о театрах, о том, как устроен театр. Книга постоянно пополняется работами детей. Вместе с родителями они приносят вырезки из журналов, театральные билеты, афиши, фотографии театров других городов, стран.

II этап – практический.

На этом этапе осуществляется просветительская работа с родителями по вопросам развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность. Организовываются беседы, консультации («Какие бывают театры»).

Родители активно помогают шить костюмы, готовить атрибуты для праздника в конце года.

Частью театрализованной деятельности с детьми являются театрализованные занятия. Активно уделяется внимание технике речи – чистоговорки, разминка языка, цоканье, упражнение на гласные и согласные звуки, дыхательные упражнения, скороговорки, разминки пальцев, жестикуляция. На занятиях с детьми говорим о различных видах театра, о том, как они возникли, познакомились с Петрушкой. Дети придумывают различные истории, учатся выходить из-за занавеса и  говорить с выражением. Особую роль уделяю развитию  у детей мимики и жестикуляции.  

В театрализованных занятиях функционально применяется чтение произведений художественной литературы и проведение викторин.

Мы играем в  игры, которые развивают у детей память, слуховое внимание, координацию движений, воображение и фантазию. Применяем упражнения и этюды: «Угадай, что я делаю?», «Превращение детей, проигрываем вместе с детьми этюды на основные эмоции «грусть», «радость», «гнев», «удивление». «страх» и др. Такие упражнения развивают у детей умение передавать своё эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов. А игры на жестикуляцию вызывают особый задор у детей: «Уходи», «Согласие», «Просьба», «Отказ», «Плач», «Прощание» и др.

Итогом всех занятий является мини - спектакль. Выбираются сказки, стихи, пьесы, распределяются роли по желанию детей. Часто такие инсценировки проходят экспромтом. Особенно ребятам нравится придумывать сюжет самостоятельно.

Особое внимание хочется уделить театрализованным играм. Они являются частью театрализованной деятельности.

Театрализованные игры пользуются у наших детей неизменной любовью. Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь малыш во время игры чувствует себя более раскованно, свободно, естественно.

Театрализованные игры как разновидность сюжетно – ролевых игр сохраняют типичные признаки, содержание, творческий замысел, роль, сюжет, ролевые и организационные действия и отношения. Источником всех этих компонентов служит окружающий мир. Он же является опорой для совместного творчества.

С ребятами необходимо уделять большое внимание отражению сказочных образов животных, анализируя характер движения, интонацию: летит большая и маленькая птица, грустный и веселый клоун, снежинки кружатся, плавно ложатся на землю. Предлагаем детям игрушки, атрибуты для ряженья, маски зверей для разыгрывания русских народных сказок, добиваясь того, чтобы дети передавали настроение, меняли мимику. Роли зверей служат прекрасным поводом для освобождения, раскрепощения мышц. В процессе постановки сказки дети учатся правильно называть театральное оборудование, бережно к нему относиться, ориентироваться в пространстве зала, следить за развитием действия. В представлениях использовали стихотворения с диалогами, благодаря которым создается возможность воспроизводить содержание по ролям. Поддерживаем коллективное придумывание диалогов, вместе сочиняли маленькие истории. Дети проявляют большой интерес к танцевальным движениям.

Активно используются игры – драматизации. Участвуя в играх – драматизациях,  дети входят в образ, перевоплощаются в него, живут его жизнью. Большой интерес детей к играм – драматизациям объясняется тем, что их привлекает изображение людей, смелых и искренних, мужественных и отважных, сильных и добрых. Игра – драматизация оказывает большое влияние на речь ребенка. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства, использует различные интонации, соответствующие характеру героев и их поступкам, старается говорить четко, чтобы его все поняли.

Немалое  место в моей работе с детьми по театрализованной деятельности  занимает организация кукольного театра.

Кукольный театр - искусство, с которым знакомятся малыши на раннем этапе своей жизни, является любимым детским зрелищем. Малыши нередко бояться Деда Мороза, Медведя и других персонажей в исполнении актеров на сцене театров, но с удовольствием играют игрушками, изображающими их маленького размера. Привыкшие к небольшим размерам игрушек, не пугаются волка или Бабы Яги, даже грозят пальчиками и прогоняют. Поэтому кукольный театр для маленьких имеет даже некоторые преимущества перед театром, в котором выступают артисты-люди.

Кукольный театр, по своей природе близок и понятен маленьким детям и поэтому имеет для них огромное эмоциональное воздействие. На сцене нашего театра они видят знакомые и любимые куклы, игрушки. Когда же «ожившие» куклы начинают двигаться, говорить, они переносят детей в совершенно новый, увлекательный мир, мир живых игрушек, где всё необыкновенно, всё возможно и привлекательно.

Музыка важная составляющая спектакля и эстетического воспитания малышей. Она оттеняет, задает характер и ритм каждому герою, каждой мизансцене, подчеркивает ритмичность движений кукол их настроение. Спектакль кукольного театра не проходит без пения и плясок кукол, которые очень любят и знают дети. Музыка оформляет, дает объем спектаклю. Знакомые мелодии и песни сближают детей и героев. Очень хорошо, когда дети сами поют песенку с героем и танцуют в перерыве спектакля вместе с героями, выполняя знакомые движения в играх и в танцах.

С помощью музыкального фона малыши слышат разные музыкальные инструменты и видят их в руках кукол. Этим способом мы приоткрываем мир музыки и учим различать голоса музыкальных инструментов, музыкальные жанры. Знакомлю с понятиями: оркестр, ансамбль, соло артиста, оперное пение, развивая познавательную сферу детей.

Театр, в который мы играем с детьми, помогает детям узнать самих себя, заявить о себе, попробовать, на что они способны, поверить в себя, перешагнуть через «я стесняюсь», преодолеть робость и скованность, а это способствует формированию положительной «Я-концепции».

- У детей повысится интерес к художественным произведениям, особенно к русским народным сказкам, а так же у многих детей отмечается эмоциональная отзывчивость на художественные произведения.

- Увеличилось количество детей, которые с большим интересом принимают участие в играх - драматизациях и проявляют самостоятельность в театрализованных играх. Заметно повысилось эмоциональное развитие детей по всем разделам.

- Дети учатся составлять рассказы по картинкам, улучшилась интонационная выразительность речи у многих детей. Конечно, не каждому ребенку дается в полной мере реализовать свои способности, такие дети нуждаются в особом внимании к себе.

В заключение следует отметить, что воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.

Результативность.  Дети становятся более эмоциональными, более мобильными. Они научились понимать искусство и высказывать свои  впечатления открыто и честно.

Ребенок умеющий создавать образ на сцене, перевоплощаться и выражать свои эмоции становится эмоциональной, открытой, культурной и творческой личностью.

Список используемых источников:

1. Антипина Е.А. «Театрализованная деятельность в детском саду», - М., 2009.

2. Губанова Н.Ф. «Театрализованная деятельность дошкольников», - М., 2007.

3. Додокина Н.В. Евдокимова Е.С. «Семейный театр в детском саду», -М., 2008.

4. Журнал «Воспитатель в ДОУ»:

«Театрализованная деятельность в работе с детьми раннего возраста» (№6/2010г.)

«Театрализованная деятельность в детском саду» (№6/2009г.)

5. Картушина М.Ю. «Театрализованные представления для детей и взрослых»,  -М., 2005.

6. «Лето красное, звонче пой!», сост. Власенко О.П., -Волгоград, 2007.

7. Маханева М.Д. «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду»,  -М., 2009.

8. Родина М.И., Буренина А.И. «Кукляндия», -СПб, 2008.

9. «Театр кукол и игрушек в ДОУ», сост. Власенко О.П., -Волгоград, 2009.

10. Щеткин А.В. «Театральная деятельность в детском саду», -М., 2008.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русских народных традиций через театрализованную деятельность

В нашем детском саду театральной студией «Лучик» в 2014-2015 учебном году было поставлено и показано детям, родителям несколько сказок: «Конек-горбунок»; «Муха-цокотуха»; «Волк и семеро козлят» ...

«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через продуктивные виды деятельности»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 2 «Сказка»       «Приобщение детей дошкольного возрастак истокам русской народной культурычере...

Консультация для педагогов «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через разные виды образовательной деятельности»

Разнообразные темы и формы увлекательных занятий, знакомящих детей с миром народной культуры, могут стать основой для глубокого её познания, преодоления стереотипов в восприятии представителей других ...

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русских народных традиций через театрализованную деятельность

В последнее время обращение к народным истокам, декоративно-прикладному и фольклорному искусству русского народа стало предметом пристального внимания муз.руководителей и воспитателей детских садов. ...

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через устное народное творчество

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через устное народное творчество...

Программа самообразования «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через театрализованную деятельность» на 2017-2018

Программа  самообразования«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через театрализованную деятельность»...

«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через театрализованную деятельность»

laquo;Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через театрализованную деятельность» выступление на педсовете...