«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через театрализованную деятельность»
консультация (младшая группа)

Квасникова Александра Витальевна

«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через театрализованную деятельность» выступление на педсовете

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл _doklad_kvasnikova_a.v._pedsovet_31.03.2021.docx11.66 КБ
Файл prezentatsiya_no1.pptx2.96 МБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

“ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР “ВЕРШИНА””

(МБОУ “ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР “ВЕРШИНА””)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доклад

«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через театрализованную деятельность»

 

 (выступление на педсовете 31.03.2021 г.)

                                                                         

 

 

 

     Подготовила: Квасникова А.В.

                                                                                                Воспитатель

 

Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству, истокам русской народной культуры.

(В. А. Сухомлинский).

В настоящее время, в период переосмысления нашего общества,с особой остротой встаёт извечная проблема нравственного воспитания: что воспитывать и как воспитывать. Именно в дошкольном возрасте происходит наиболее интенсивное развитие личности, в основе которого, безусловно, лежит приобщение к отечественной истории и культурному наследию. Нужно как можно раньше пробудить в ребёнке любовь к родной земле, заложить важнейшие черты русского характера: порядочность, совестливость, способность к состраданию. Разнообразные формы знакомства ребёнка с народной культурой позволит ему приобщиться к национальным традициям, испытать удовольствие от своих чувств. Из деталей быта, из народных праздников и традиций, произведений устного народного творчества сложится для ребёнка образ Родины. Данную проблему можно решить посредством театрализованной деятельности, так как именно она является одним из самых распространенных видов детского творчества. Именно через театрализованную деятельность проще всего познакомить детей младшего дошкольного возраста с истоками русской народной культуры.

Давайте обратимся к истории и вспомним, что же обозначает это слово в целом.

Культура — (воспитание, образование, развитие, почитание) — понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности.

В этом смысле можно сказать, что Русская народная культура это совокупность устойчивых форм жизни русского народа,которая включает в себя:

Русский народный быт;

Русские народные верования;

Русские народные игры;

Русские народные песни, сказки;

Русские народные праздники и т. д.

Цель нашей работы это воспитание нравственной личности ребенка, приобщение его к истокам русской народной культуры через театрализованную деятельность.

Задачи: создание предметно-развивающей среды способствующей развитию интереса детей к театрализованной деятельности. Воспитание положительного восприятия к театрализованной деятельности, уважение к традициям культуры русского народа.

В работе с детьми младшего дошкольного возраста мы использую технологии сохранения и стимулирования здоровья. Эти технологии предметно-развивающая среда построены с учетом возрастной особенности детей и способствуют ненавязчивому привитию интереса к театрализованной деятельности. Так как младший дошкольный возраст наиболее благоприятный для развития у детей сценических способностей посредством восприятия сказок и игровых упражнений. Таким образом, можно сказать, что созданные условия благотворно влияют на развитие творческих способностей и приобщение детей к истокам русской народной культуры.

Здоровьесберегающие технологии сохранения здоровья,а именно:

Дыхательная гимнастика - это система дыхательных упражнений, направленная главным образом на профилактику и лечение заболеваний связанных с органами дыхания.

Игровая гимнастика - это физкультурные досуги,физкультминутки, подвижные игры.

Пальчиковая гимнастика. Детские психологи говорят, что существует взаимосвязь между речью и мелкой моторикой рук. Мелкую моторику развивает пальчиковая гимнастика. Проговаривая маленькие стишки, сопровождая каждую новую фразу простыми движениями пальчиков. Такие простые упражнения хорошо развивают память и воображения, а кисти рук и пальцы приобретаю податливость и гибкость. Дети воспринимают упражнения, как игру и с большим удовольствием выполняет все указания.

Приобщая детей к истокам русской культуры в группе создается библиотека русских народных сказок, зона настольно- печатных и дидактических игр, что содействует развитию интереса детей к театрализованной деятельности.

В группе должно быть отведено место для театрализованной деятельности. Это может быть кукольный театр, настольный театр по сюжетам русских народных сказок, пальчиковый театр Дети очень любят играть в сказку. Их увлекает вымысел, быстрая смена событий в сказке, приключения и победа добра над злом.

Таким образом, можно сказать, что созданные условия благотворно влияют на развитие творческих способностей и приобщение детей к истокам русской народной культуры.

Театрализованная деятельность создает условия для развития творческих способностей. Этот вид деятельности требует от детей: внимание, сообразительности, быстроты реакции, организованности, умение действовать, подчиняясь определенному образу, перевоплощаясь в него, живя его жизнью.

Театрализованная игра-наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций.

В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Велико значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.

В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.

В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер» управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров,используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т. д.

Русские народные сказки, с которыми впервые встречается ребёнок, вводят его в мир народной мысли, народного духа, народных традиций. Сказки своим содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам воспитания и развития ребёнка. Сказки помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества.Расширяют кругозор: развивают речь, фантазию, воображение.Развивают нравственные качества: доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость. Воспитательная ценность народных сказок в том, что в них запечатлены черты русского народа.

Подводя итог по проделанной работе можно сделать вывод, что театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству и традициям русской народной культуры.

 


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русских народных традиций через театрализованную деятельность

В нашем детском саду театральной студией «Лучик» в 2014-2015 учебном году было поставлено и показано детям, родителям несколько сказок: «Конек-горбунок»; «Муха-цокотуха»; «Волк и семеро козлят» ...

«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через продуктивные виды деятельности»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 2 «Сказка»       «Приобщение детей дошкольного возрастак истокам русской народной культурычере...

Консультация для педагогов «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через разные виды образовательной деятельности»

Разнообразные темы и формы увлекательных занятий, знакомящих детей с миром народной культуры, могут стать основой для глубокого её познания, преодоления стереотипов в восприятии представителей других ...

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русских народных традиций через театрализованную деятельность

В последнее время обращение к народным истокам, декоративно-прикладному и фольклорному искусству русского народа стало предметом пристального внимания муз.руководителей и воспитателей детских садов. ...

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через устное народное творчество

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через устное народное творчество...

Программа самообразования «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через театрализованную деятельность» на 2017-2018

Программа  самообразования«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через театрализованную деятельность»...

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через театрализованную деятельность

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через театрализованную деятельность....