Доклад "Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через трудовую деятельность на огороде детского сада"
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Трушникова Елена Александровна

В настоящее время очень важное значение имеет патриотическое воспитание детей, основанное на приобщении к русскому народному творчеству и культуре, к расширению представления детей о традициях русской народной культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_trud_na_ogorode.docx22.96 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры  через трудовую деятельность на огороде детского сада»

В настоящее время очень важное значение имеет патриотическое воспитание детей, основанное на приобщении к русскому народному творчеству и культуре, к расширению представления детей о традициях русской народной культуры.

Мы рассказываем детям о том, где проживали наши предки; каким был быт и основные занятия русских людей; говорим о истории одежды, кухни, о народных приметах, обычаях, праздниках, художественных промыслах, песнях, играх и т. д..

Приобщение детей к истокам русской народной культуры способствует познавательному, речевому, художественно – эстетическому, физическому, социально – коммуникативному развитию детей т.е. способствует всестороннему развитию ребенка.

Детям обязательно нужно знать историю своего народа, его традиции, культуру, чтобы чувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.
Приобщение детей к истокам русской народной культуры происходит через ознакомление с народными обычаями.

Огромное любопытство и интерес детей неиссякаем. Детям интересно абсолютно всё, особенно то, что касается природы и окружающего мира.

Жизнь человека всегда была тесно связана с окружающей его средой, особенно в те далекие времена, когда не была так развита наука и техника. С малых лет наши предки познавали через игру, через элементы устного и декоративно-прикладного народного творчества мудрость, наблюдения предыдущих поколений и любовь к родному краю.

Чуткость к природе, внимание к трудовым процессам в природе (посадка, прополка, полив, рыхление) имели огромное значение в жизни русского народа и выражались в художественных промыслах, в формировании примет, загадок, поверий, поговорок и пословиц.

 В народных игрушках, в узоре одежды и утвари преобладают изображения животных и растений, все то, с чем так тесно связана была жизнь наших предков.

В потешках, пестушках, загадках подчеркиваются характерные особенности животных и растений. Загадки, приметы в иносказательной форме учат замечать закономерности природных явлений, пробуждая интерес и фантазию. Все это не только развлекало дитя, но и обогащало в доступной, даже для самых маленьких, форме его знания об окружающем мире. Так с малолетства прививалась экологическая культура.

В своей работе мы стараемся выбирать такие формы организации детей, которые в наибольшей степени будут соответствовать потребностям и интересам воспитанников и их родителей. Мы знакомим детей с историей, традицией, экологией, культурой и особенностями жизни нашей страны, города и региона.

Огородничество в России издавна являлось традиционным занятием, оно всегда занимало в жизни русских людей одно из ведущих мест.

Огород - это отличная возможность познакомить детей с растительным миром, научить ухаживать за растениями и давать полезные советы, такие как -  что, где и как можно выращивать. Мы знакомим детей с растениями с помощью игр, чтения художественной литературы, рассматривания иллюстраций. Это позволяет понять, как растет и развивается растительный мир.

Традиционно на территории нашего детского сада создаётся огород. Это способствует осуществлению непосредственного контакта ребёнка с объектами природы, “живому” общению с природой, наблюдениям и практической деятельности по уходу за ними.

Совместная трудовая деятельность на огороде детского сада, выращивание растений могут принимать различные формы и проходить с разной степенью участия как взрослых, так и детей: через рассказ воспитателя о разных делах и событиях в саду, через наблюдение за деятельностью взрослых, через труд на огороде.

Огород в детском саду является одним из условий, которое необходимо для осуществления экологического и трудового воспитания детей в детском саду. Его наличие способствует контакту ребенка с объектами природы, знакомит дошкольников с сезонными изменениями. Дети имеют возможность наблюдать за развитием растений, знакомиться с их названиями и признаками внешнего вида, приобрести навыки полива и ухода, осознать роль природы в жизни человека. Кроме этого, это посильный совместный труд детей, который дает возможность научиться ответственности, способствует объединению детского коллектива, сохранению и укреплению здоровья ребят. Огород в детском саду - это ещё и возможность видеть результат своей работы.

На нашем огороде дети, совместно с воспитателями, посадили морковь, свеклу, перец, лук, помидоры, картофель, кабачки, зелень. Дети сеяли семена и садили рассаду. Мы учили детей поливу, объясняя, что вода необходима для роста растений.

Помогая на огороде, дети получают представление о выращивании растений из семян. На протяжении лета дети наблюдают, как появятся ростки растений и окрепнет рассада. Проводится прополка и полив грядок.

Привлекая к наблюдениям и труду на огороде, мы приобщаем их к истокам русской народной культуры, через взаимосвязь с экологией мы приобщаем детей к русскому фольклору.

С давних времен песни и приговорные напевы сопровождали различные действия людей в поле, огороде. В ходе трудовой деятельности на огороде мы широко используем фольклор (сказки, песни, заклички, загадки, пословицы, поговорки).

 Разнообразный труд и наблюдения в природе доставляют детям радость, удовольствие.

Для современных детей, особенно в условиях города, трудовое воспитание имеет особое значение. В процессе труда у них воспитывается любовь к природе, бережное отношение к ней, развивается интерес к трудовой деятельности, сознательное, ответственное отношение к труду взрослых, уважение к земле. В коллективе наши дети приучаются трудиться сообща, вместе, помогать друг другу. 

В процессе труда на огороде мы обыгрываем содержание русских народных песен.

Я колышек тешу, огород горожу. Огород горожу да капусту сажу,

Сажу беленькую, развеселенькую.

Есть у нас огород, там своя морковь растет!
Вот такой ширины, вот такой вышины!

Ты, морковь, сюда спеши, ты немного попляши!
А потом не зевай и в корзину полезай!

Используем пословицы, поговорки, прибаутки по ходу трудового процесса. Когда дети начинают работу, важно поддержать их, с самого начала настроить их на успешное окончание дела, одобрить сам факт желания работать, показать своё отношение (радость, удовлетворение) к такому хорошему делу.

Была бы охота – заладится всякая работа.

Доброе начало – половина дела.

Кто труда не боится, того и лень сторонится.

К чему душа лежит, к тому и руки приложатся.

В полплеча работа тяжела, оба подставишь – легче справишь.

Попевки, приговорки, потешки - первые художественные произведения, которые слышит ребенок. Знакомство с ними обогащает его чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.

Если ребёнок с неохотой отзывается на работу, шутливая прибаутка, пословица точно выразят огорчение взрослого.

Люди жать, а мы с поля бежать.

В работе разгар, а он на базар.

У лодыря Егорки всегда отговорки.

Люди пахать, а он руками махать.

В одиночку не одолеешь и кочку.

Чтобы подчеркнуть, что дети вложили много старанья в свою работу и она получилась качественной можно использовать такие поговорки:

Какие труды, такие и плоды.

Золотые руки -  золотые дела.

Каков мастер – такова и работа.

Кто работы не боится, у того и работа спорится.

Пословицы воспитывают уважение к трудолюбивым людям:

Всякий человек у дела познаётся.

Всякое дело человеком ставится, человеком славится.

Занятого человека и грусть-тоска не берёт.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Землю красит солнце, а человека - труд.

Жизнь дана на добрые дела.

Пчела мала, а и то работает.

Очень важно научить детей наблюдать за растениями на огороде, любоваться их красотой. Это понимали и наши предки, оставившие нам в наследство потешки и песенки о растениях, временах года, солнце, небе.

Свекла, свекла, отчего ты красна?

Оттого я красна, что под солнышком росла!

Иван, Иван, вырывай бурьян,

Чтоб росла морковка, большая, как мутовка,

Чтоб росла репка, сладкая да крепкая,

Чтобы вырос огурец, длинноусый молодец!

Приговорка, построенная по принципу просьбы - пожелания, самим словесным строем и оформлением настраивает ребенка уважительно к каждому растению в огороде.

Уродись, бобы велики круты,

В поле густы, на столе вкусны.

Загадка - жанр народного творчества, который, как пословицы и поговорки, также относится к малым фольклорным формам. Ценность загадок состоит в их образности, художественности и поэтичности. Яркие, конкретные, красочные художественные образы загадок помогают по-новому взглянуть на окружающий мир, развивают поэтический взгляд на действительность, способность анализировать ее и, следовательно, логически мыслить.

Уродилась я на славу, голова бела, кудрява.

Кто любит щи — меня в них ищи. (Капуста)

Неказиста, шишковата, а придёт на стол она —

Скажут весело ребята: «Ну, рассыпчата, вкусна!» (Картошка)

Красный нос в землю врос, а зелёный хвост снаружи.

Нам зелёный хвост не нужен,

Нужен только красный хвост. (Морковь)

Заклички очень веселят детей, создают ощущение радости, единения с природой.

Матушка – репка, уродись крепка,
Ни густа, ни редка
До великого хвоста. 

Сей, сей горох, рассевай горох! Уродись, горох, в огороде не плох!
И крупен, и бел — на потеху всем, и сам тридесят для малых ребят!
Уродитесь, бобы, круты и велики! В чистом поле на все доли!

Старым на потешки, детям на посмешки!  

Таким образом, русский народный фольклор является неиссякаемым источником народной мудрости в воспитании детей.

Работая, с детьми мы видим, что использование малых форм фольклора в процессе трудовой деятельности на огороде помогает приобщить детей к русской народной культуре, огород в детском саду оказывает огромное влияние на гармоничное развитие детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через продуктивные виды деятельности»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 2 «Сказка»       «Приобщение детей дошкольного возрастак истокам русской народной культурычере...

Консультация для педагогов «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через разные виды образовательной деятельности»

Разнообразные темы и формы увлекательных занятий, знакомящих детей с миром народной культуры, могут стать основой для глубокого её познания, преодоления стереотипов в восприятии представителей других ...

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через устное народное творчество

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через устное народное творчество...

Программа самообразования «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через театрализованную деятельность» на 2017-2018

Программа  самообразования«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через театрализованную деятельность»...

Проект «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через сотрудничество с социальным партнером МТК «Китеж»

  Данный проект предназначен для ознакомления детей дошкольного возраста с жизнью, бытом и творчеством русского народа. Проект ориентирован на нравственно-патриотическое и художественно&nd...

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через театрализованную деятельность

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через театрализованную деятельность....

«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через театрализованную деятельность»

laquo;Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через театрализованную деятельность» выступление на педсовете...