Первый раз в первый класс: информация для родителей будущих первоклассников.
консультация

Баранова Елена Павловна

Рекомендации для родителей будущих первоклассников, статьи и советы психологов. Материал представлен с использованием интернет-источников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovka_k_shkole_office_word.docx33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации психологов

 родителям будущих первоклассников

 «…Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком». 

Л. С. Выготский

Последний год перед поступлением ребенка в школу приносит много тревог его родителям. За этот достаточно долгий срок некоторые мамы и папы пытаются изучить со своим сыном или дочерью программу первого класса. Однако делать подобное ни к чему. Лучше убедиться в том, что ребенок обладает достаточной психологической зрелостью для обучения в школе.
Почему же так необходимо определить готовность ребенка к школе в самом начале обучения, а еще лучше – до поступления в школу? Что же такое «готовность к школе»? для чего это нужно знать родителям? Попробуем разобраться.
Что нового возникает в жизни ребенка с того момента, как он, вооружившись ранцем и букетом цветов, отправляется в школу?
1. Ребенок переходит к систематической учебной деятельности. В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра. Нужно заметить, что поступление ребенка в школу не означает отказа от игр, т.к. по-прежнему значительную часть своего времени первоклассник уделяет именно им.
2. Возникают отношения «ученик — учитель». Они требуют от первоклассника принятия роли ученика, т.е. умения слушать и выполнять указания учителя.
3. Приобретается статус ученика. Школа воспринимается им как символ дальнейшего развития. А что разовьет в себе, чего достигнет, пребывая в ее стенах, — во многом зависит от нас, взрослых.
 
Школьная готовность — это комплексное явление, включающее в себя интеллектуальную, психологическую и социальную готовность.
Интеллектуальная готовность ребенка к школе заключается в определенном кругозоре, запасе конкретных знаний, в понимании основных закономерностей,  развитие внимания, памяти, сформированные мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, умение устанавливать связи между явлениями и событиями. К 6-7 годам ребенок должен знать:
§  свой адрес и название города, села, поселка, в котором он живет;
§  название страны и ее столицы;
§  имена и отчества своих родителей, информацию о местах их работы;
§  времена года, их последовательность и основные признаки;
§  названия месяцев, дней недели;
§  основные виды деревьев и цветов.
Ему следует уметь различать домашних и диких животных, понимать, что бабушка – это мама отца или матери.
Иными словами, он должен ориентироваться во времени, пространстве и своем ближайшем окружении.

Психологическая готовность ребенка к школе включает в себя личностную и волевую готовность.

1. Личностная готовность ребенка к школе заключается в формировании у него готовности к принятию новой социальной позиции школьника — положения школьника. Позиция школьника обязывает занять иное, по сравнению с дошкольником, положение в обществе, с новыми для него правилами. Эта личностная готовность выражается в определенном отношении ребенка к школе, к учителю и учебной деятельности, к сверстникам, родным и близким, к самому себе.
Отношение к школе. Выполнять правила школьного режима, своевременно приходить на занятия, выполнять учебные задания в школе и дома.
Отношение к учителю и учебной деятельности. Правильно воспринимать ситуации урока, правильно воспринимать истинный смысл действий учителя, его профессиональную роль.
Отношение к родным и близким. Имея личное пространство в семье, ребенок должен испытывать уважительное отношение родных к его новой роли ученика. Родные должны относиться к будущему школьнику, его учению, как к важной содержательной деятельности, гораздо более значимой, чем игра дошкольника. Учение для ребенка становится основным видом его деятельности.
Отношение к самому себе,к своим способностям, к своей деятельности, ее результатам. Иметь адекватную самооценку.
2. Волевая готовность заключается в способности ребенка напряженно трудиться, делая то, что от него требует учитель, режим школьной жизни. Ребенок должен уметь управлять своим поведением, умственной деятельностью.
Наличие волевых качеств у ребенка поможет ему длительное время выполнять задания, не отвлекаясь на уроке, доводить дело до конца. Сначала взрослые с помощью слова регулируют поведение ребенка, потом, усваивая практически содержание требований взрослых, он постепенно начинает с помощью собственной речи регулировать свое поведение, делая тем самым существенный шаг вперед по пути волевого развития. После овладения речью слово становится для детей не только средством общения, но и средством организации поведения.
Одним из центральных вопросов воли является вопрос о мотивационной обусловленности тех конкретных волевых действий и поступков, на которые человек способен в разные периоды своей жизни.
3. Социальная готовность подразумевает потребность в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, способность принимать роль ученика, умение слушать и выполнять инструкции учителя, а также навыки коммуникативной инициативы и самопрезентации. Сюда можно отнести и такие личностные качества, как умение преодолевать трудности и относиться к ошибкам как к определенному результату своего труда, умение усваивать информацию в ситуации группового обучения и менять социальные роли в коллективе класса. Очень важна роль родителей, от которых ребенок будет ждать понимания, принятия и помощи.

Что важно сделать перед школой?
1. Развивать мелкую моторику рук. 
2. Сформировать интерес к книге.
3. Приучить соблюдать режим дня.
4. Сформировать навыки самообслуживания и самостоятельности.
5. Научить ребенка общаться со сверстниками.

Особое внимание уделите развитию усидчивости и волевых процессов: 
Научите ребенка управлять своими желаниями, эмоциями и поступками.

Советы для родителей будущих первоклассников:

             Не секрет, что не всегда окружающие доброжелательны и полны понимания. Учите ребенка не теряться, когда тебя критикуют или — детский вариант — дразнят. Готовьте его к тому, что в школе он может столкнуться и с негативными оценками своей работы. То есть дома важно иметь опыт и похвалы и порицания. Главное, чтобы малыш понимал: критикуя его, вы даете оценку не его личности в целом, а конкретному поступку. Прекрасно, если выработана достаточно устойчивая положительная самооценка. Тогда на замечание или на не слишком высокую оценку учителя ребенок не обидится, а постарается что-то изменить.
·                     Важно для ребенка уметь выражать свои потребности словами. Дома окружающие понимают его с полуслова или по выражению лица. Не стоит ждать того же от учителя или одноклассников. Просите малыша сообщать о своих желаниях словами .
·                     В школе малыш может попасть в ситуацию сравнения со сверстниками. Значит, стоит еще до школы понаблюдать за ним в играх, включающих соревновательный момент, конкуренцию детей. Как он реагирует на успех других, на свои неудачи и тому подобные ситуации?
·                     Старайтесь, чтобы ребенок привыкал работать самостоятельно, не требовал постоянного внимания и поощрения со стороны взрослого. Ведь на уроке учитель вряд ли сможет уделить каждому одинаковое внимание. Постепенно переставайте хвалить ребенка за каждый шаг в работе — хвалите за готовый результат.
·                     Приучайте малыша спокойно сидеть и работать в течение определенного времени. Включайте в распорядок дня самые разнообразные занятия, чередуя спокойную работу за столом с подвижными играми. Особенно это важно для возбудимого, подвижного ребенка. Постепенно он привыкнет к тому, что визжать и бегать можно в определенное, «шумное» время. Тогда будет способен и в школе дождаться перемены.
Давайте ребенку чаще альбом для рисования, пластилин. Пусть творит, тренируя тем самым мелкие мышцы кисти и улучшая координацию движений пальцев.

        Если будущий ученик будет время от времени учить стихи наизусть, его память, станет намного лучше. Просите ребенка рассказывать стихи родственникам, знакомым, соседям. Тем самым вы поможете сформировать у ребенка навык выступать перед аудиторией, который потом ему очень пригодится на уроке.
                   Скоро Ваш ребенок переступит порог школы, что существенно изменит всю его привычную жизнь. Переход из детского сада в школу – важная ступень в жизни каждого ребенка. Оказываясь в новых социальных условиях, дети часто бывают к ним не готовы, что, сказывается на их эмоциональной сфере. Поэтому важно, готовить ребенка к школе, ведь все, чему вы научите его сейчас, поможет ему быть успешным в школе.

Совет 1. Заранее познакомьтесь со школой, условиями обучения и учителем.
Совет 2. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретится в школе. Объясните их необходимость и целесообразность. 
Совет 3. Выделите ребенку место для занятий дома.
Совет 4. Поддерживайте в ребенке его стремление стать школьником.
Совет 5. Избегайте чрезмерных требований к ребенку.
Совет 6. Составьте вместе с будущим первоклассником распорядок дня и следите за его соблюдением.
Совет 7. Приучайте ребенка содержать в порядке свои вещи и школьные принадлежности. 
Совет 8. Ребенок имеет право на ошибку. Поэтому не относитесь к его первым неудачам как к краху всех ваших надежд. Помните: ему очень необходима ваша помощь и поддержка.
Совет 9. Не пропустите первые трудности в обучении. Обращайте внимание на любые затруднения, особенно если они становятся частыми.
Совет 10. Не перенагружайте ребенка учебой. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игр.

И помните: самое главное — верить, что у сына или дочки все сложится хорошо!!!

О ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ

СТАТЬИ ПСИХОЛОГА  ЕКАТЕРИНЫ КЕС

САЙТ http://ipsyholog.ru

ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ.

В этой статье  тезисно рассказывается  о том, что важно знать и уметь будущему первокласснику, чтобы он мог легко осваивать школьную программу. 
Эта информация будет полезна не только будущим первоклассникам, но и тем, кому в школу ещё не скоро. Берите на заметку, пригодится.

Важно, чтобы ребёнок понимал, для чего нужно ходить в школу, что там будет происходить и как там следует себя вести. Рассказывайте ему об этом.

Будущему первокласснику важно уметь управлять своим поведением, контролировать себя, а также свои эмоции, поскольку это помогает ему сидеть и внимательно слушать учителя, а не двигаться по классу, заниматься посторонними вещами или разговаривать с одноклассниками.

Очень важно, чтобы к началу первого класса ребёнок умел работать по образцу. В первом классе ребенка ждут задания, в которых надо срисовывать, копировать, переписывать с образца, поэтому вам важно уделить таким занятиям особое внимание: собирайте с ребенком пазлы, Лего, мозаику, опираясь на инструкции. Важно, чтобы ребёнок умел срисовывать, повторять элементы, как ему предложено на картинке.

Будущему первокласснику важно уметь следовать правилам. Учеба и весь обучающий процесс связаны с определёнными правилами, которым нужно следовать. Поэтому очень полезно играть с ребёнком в разные игры, где существуют правила и учить его этим правилам следовать, не нарушать их, выполнять действия в определенной последовательности. Настольные игры вам в помощь!

Ребёнку нужно уметь устанавливать взаимоотношения в группе сверстников, а также общаться со взрослым собеседником, обратиться к нему с вопросом, если что-то непонятно, сказать.

Хорошо, если ребёнок понимает свои эмоции и умеет их контролировать, а также понимает чувства других людей. Это называется «Эмоциональный интеллект».

Важно наличие у ребёнка фонематического слуха (для возраста от 5 лет). Фонематический слух – это способность человека слышать отдельные фонемы (звуки) в слове. Важно, чтобы ребёнок, поступающий в школу, умел различать отдельные звуки в слове. Это связано с существующей сегодня в школе методикой обучения чтению и письму на основе звукового анализа слова. 

Разберем подробнее этот пункт. Чтобы развивать у ребенка такое умение, можно играть с ним в специальные игры. Играть в эти игры можно устно в машине, автобусе или когда вы куда-то идёте – в любое время.

В игровой форме предлагайте ребёнку слова и просите его определить, есть ли там искомый звук. Каждый раз договаривайтесь заново, какой звук надо будет найти. На каждый звук дается несколько слов. Искомые в словах звуки взрослый должен произносить очень четко, а гласные тянуть нараспев. Помните, что названия согласных букв не совпадают с тем, как эти буквы звучат в словах. Например, буква которая в алфавите называется «эс» в словах звучит как звук «с», а буква «бэ» в словах звучит как звук «б» и т.д.

Например: 
«В каком слове есть звук «р» (не эр!)? 
– Лоб, дуб, раб, столб». 
«В каком слове есть звук «Уууу» 
– Парк, дом, утка, лодка». 

Поиграйте в игру «Назови лишнее слово». Вы повторяете какое-то слово, например, «гора», несколько раз, и иногда вместо него называете другое, похожее. Задача ребенка – услышать и назвать это другое слово. Например, говорите: «Гора, гора, пора, гора, нора, гора, гора». Как только ребёнок слышит лишнее слово, он об этом говорит.

Ещё пример: «Голос, голос, голос, голос, колос, волос, голос…» и т.д.

Игра «Назови звуки». Попросите ребёнка назвать первый и последний звуки в словах. Например, в слове «Свет» первый звук «с», а последний — «т». В слове «Езда» первый звук «е», а последний — «а». Если у ребенка это вызывает сложности, значит, его фонематический слух пока не развит.

Чтобы узнать, умеет ли ребёнок делить слова на слоги, поиграйте в игру «Раздели слово». Взрослый говорит слово, а ребенок делит его на части, хлопая в ладоши. Слова лучше брать трехсложные: «корова» (три хлопка: ко-ро-ва), «лягушка», «лепешка» и так далее.

Правда, довольно простые игры? Приятное с полезным. И играете с ребёнком, и развиваете его фонематический слух.

ПОЧЕМУ РЕБЕНОК НЕ ХОЧЕТ УЧИТЬСЯ?

В этой статье рассказывается о том, как родители, сами того не подозревая, часто вызывают у ребёнка сильную неприязнь к учёбе.

Прочитайте, пожалуйста, следующие фразы:

«Вечно ты всё пишешь «тяп-ляп»
«У тебя постоянно грязь в тетрадях…»
«Ты никогда не стараешься!»
«В твои тетради страшно смотреть!»
«Почему ты всегда делаешь одни и те же ошибки»
«У тебя так никогда ничего не получится!»
«Ты всегда всё забываешь»
«Никогда у тебя ничего не получается с первого раза»

Что Вы почувствовали, читая эти строки?

Правда, неприятно?

Не узнали ли вы свой голос в этих фразах?

Если да, то самое время что-то изменить.

Дело в том, что все эти фразы действуют на ребёнка как негативные внушения. Психологи называют это «сбывающиеся пророчества».

Особенно обратите внимание в вашей речи на такие слова-обобщения:
«всегда ты», «ты никогда», «ты всё время», «ты постоянно», «вечно ты».

Перестаньте использовать такие обороты – эти слова впечатывают в сознание ребёнка ощущение безысходности. Вы как будто констатируете ребёнку, что у него нет никаких шансов что-либо изменить.

Не программируйте ребёнка на неудачу!

Со временем он, действительно, начинает так думать:

«Я ни на что не гожусь»
«Со мной всё плохо»
«У меня никогда ничего не получается»
«Я вечно ошибаюсь»
«Я всегда всё забываю»
«У меня постоянно грязь в тетрадях»
«У меня всё получается тяп-ляп»

Помните: то, что Вы говорите ребёнку о нём самом, становится со временем его мнением о себе. Он, действительно, начинает так думать.
 

«Сейчас тебе нужно постараться»
«Вот здесь напиши ещё раз эту букву»
«У тебя уже хорошо здесь получается»
«Я помогу тебе и у тебя всё получится»
«На ошибках учатся, ничего страшного, сейчас всё исправим»
«Ты сможешь это запомнить, я знаю»
«У тебя выходит всё лучше и лучше»
«Даже если не получилось с первого раза, не нужно сдаваться»

Согласитесь, от таких фраз возникает совершенно другое ощущение!

У ребёнка, когда он слышит такие фразы, появляется вера, надежда
и он чувствует вашу поддержку.

30 СПОСОБОВ СПРОСИТЬ РЕБЕНКА О ТОМ «КАК ПРОШЕЛ ТВОЙ ДЕНЬ В ШКОЛЕ?» ТАК, ЧТОБЫ ОН ВАМ ОТВЕТИЛ.

Завтра ребенок идёт в первый класс и, конечно, хочется быть в курсе того, что происходит с ним в школе.

Но если спрашивать его в конце дня «Как прошёл день в школе?» он будет отвечать что-то вроде «Хорошо» или «Нормально»…
Так обычно отвечают нам дети на наши стандартные и формальные вопросы.

Но этого мне точно будет недостаточно!

Мы  действительно хотим  знать больше о том, что с ним происходит в школе каждый день, что его волнует и беспокоит, что ему нравится и что интересует больше всего.

Вот список вопросов, которые помогут помогут вам вовлечь ребёнка в разговор о школе. Отвечая на них, ваш ребёнок должен будет уже ответить целым предложением, потому что это — открытые вопросы. Тут формальным «нормально» не обойдёшься ☺ И, конечно, эти вопросы помогут вам начать интересный диалог из которого Вы узнаете больше о том, что Ваш ребёнок думает и чувствует по поводу школы.

Итак, предлагается Вашему вниманию 30 альтернативных вариантов спросить у ребёнка «Как прошёл твой день в школе?»
Надеюсь, Вам пригодиться!

1. Что тебе сегодня в школе запомнилось больше всего?
2. Что сегодня в школе тебе больше всего не понравилось?
3. Что тебя больше всего рассмешило сегодня в школе?
4. Что тебя сегодня удивило в школе?
5. Если бы ты мог выбирать, с кем бы из ребят ты бы хотел сидеть за партой?
6. С кем из ребят ты бы ни за что не хотел сидеть? Почему?
7. Какое у тебя самое любимое место в школе?
8. Скажите мне самое необычное слово, которое ты сегодня услышал?
9. Если бы я сегодня вечером позвонила бы твоей учительнице,
чтобы она рассказала мне о тебе?

10. Как ты сегодня кому-нибудь помог в школе?
11. Какое доброе дело ты сегодня сделал в школе?
12. Как тебе сегодня кто-нибудь помог в школе?
13. Скажи мне одну новую вещь, о которой ты узнал сегодня в школе?
14. Чему ты сегодня больше всего радовался в школе?
15. Когда тебе было скучнее всего сегодня в школе?
16. Если бы сегодня корабль инопланетян приземлился в твоём классе,
чтобы забрать кого-то из ребят навсегда, кого бы ты хотел, чтобы они забрали?

17. С кем тебе сегодня хотелось играть на перемене, с кем ты ещё ни разу не играл?
18. С кем из ребят тебе бы хотелось больше подружиться?
19. Расскажи про что-нибудь хорошее, что произошло сегодня с тобой школе.
20. Какое слово твой учитель повторял сегодня чаще всего?
21. Как тебе кажется, что тебе нужно делать почаще в школе?
22. Как тебе кажется, чего тебе нужно делать поменьше в школе?
23. К кому в твоём классе ты можешь относиться добрее, чем сейчас?
24. А где ты чаще всего играешь (отдыхаешь) во время перемены?
25. Кто самый весёлый ребёнок вашем классе? Что он делает такого смешного?
26. Что сегодня было самым вкусным во время обеда?
27. Если бы ты завтра стал учителем, чтобы ты сделал первым делом?
28. Если бы ты мог поменяться местами с кем-нибудь в твоём классе, с кем бы ты поменялся? Почему?
29. Есть ли в вашем классе кто-нибудь, с кем тебе не хочется разговаривать?
30. На каком уроке ты сегодня использовал простой карандаш? Что ты им писал?

Ответы, которые Вы можете получить от ребёнка на все эти вопросы, могут быть самыми неожиданными. Будьте готовы к любым ответам, здесь нет «правильных» и «неправильных». Самое главное, что ребёнок поделится с вами и у вас будет возможность узнать о нём больше.

Желаем  вам взаимопонимания с вашим ребёнком, терпения и мудрости, а так же, быть с ним «в контакте»!

ВАЖНОЕ ПРАВИЛО ДЛЯ РЕБЕНКА-ШКОЛЬНИКА.

Одно очень важное правиле для того, чтобы Вашему ребёнку-школьнику было легче выполнять домашнюю работу. Оно называется «Короткие перерывы».

Первоклассникам бывает сложно быть сосредоточенными на одном предмете более 15-ти минут. Детям более старшего возраста – лучше заниматься дома без перерыва не более 30-ти минут.

Очень полезно, чтобы ребёнок следил за часами (которые стоят у него на столе или висят на стене) и делал маленькие 5-минутные перерыва каждые 15 минут (для первоклассников) и каждые 30 минут (для второклассников и детей постарше).

Договоритесь с ребёнком о таких маленьких перерывах и не настаивайте, чтобы ребёнок «не выходил из-за стола пока всё не закончит».

Следите за этим и напоминайте ребёнку, что пришло время сделать небольшой перерыв на 5 минут.

Лучшее времяпрепровождение во время перерыва – это размяться. Можно сделать какое-то физическое упражнение, полазить по шведской стенке, включить музыку и попрыгать под неё на диване – все эти действия помогают сбросить напряжение и расслабиться. Можно так же просто полежать, во что-то поиграть, порисовать, или перекусить что-то лёгкое.

Обсудите все эти возможности с ребёнком и помогите ему проводить перерыв правильно. После перерыва он сядет за уроки с новыми силами и быстрее включится в работу.

И ещё! Если ребёнок не успевает закончить домашнее задание, а время уже укладываться спать, что делать? Если Вы видите, что ребёнок, действительно, очень устал – как быть? В этом случае, лучше дать ему выспаться и помочь проснуться ранним утром, чтобы всё закончить с утра по-раньше, чем сидеть до полуночи, когда ребёнок уже ничего не соображает.

Да, от Вас потребуются некоторые усилия, чтобы разбудить ребёнка рано, но это намного полезнее для его здоровья и самочувствия в течение дня, чем сидеть за уроками до самой ночи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информация для родителей будущих первоклассников "Мальчики - девочки. Обучаемся в школе одинаково?"

Данная информация для родителей содержит ответы на наиболее часто задаваемые вопросы об учёте пола и возраста ребёнка при поступлении в школу, об особенностях обучения лево- и правополушарных детей....

Информация для родителей будущих первоклассников

ЗДРАВСТВУЙТЕ, УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ! Представляю Вашему вниманию мини-лекцию и тест для родителей по подготовке  детей  к школе....

Презентация "Информация для родителей будущих первоклассников"

Презентация "Информация для родителей будущих первоклассников"...

Информация для родителей будущих первоклассников.

Материал от логопеда для будущих первоклассников....

Информация для родителей будущих первоклассников. Формирование речевой готовности дошкольников к школе.

раскрываются условия того, что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе...

ПЕРВЫЙ РАЗ В ПЕРВЫЙ КЛАСС! Рекомендации родителям по поддержке первоклассников в период первичной адаптации к обучению в школе

Период адаптации ребенка к школе может длиться от 2-3 недель до полугода, это зависит от многих факторов: индивидуальные особенности ребенка, характер взаимоотношений с окружающими, тип учебного завед...

Первый раз в первый класс ( материал для родителей первоклассников и воспитанников подготовительных групп)

В презентации кратко представлены личностные, психосоциальные и психофизиологические  факторы, на которые необходимо обратить внимание родителям  для успешного обучения ребенка в школе...