Решение проблемных ситуаций с детьми дошкольного возраста
методическая разработка (старшая группа)

Дмитренко Светлана Николаевна

Подборка проблемных ситуаций для развития дивергентного мышления детей дошкольного возраста. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл situatsii.docx45.24 КБ

Предварительный просмотр:

Решение проблемных ситуаций с детьми младшего дошкольного возраста

Творческая  задача  «Как мышкам достать сыр?»

Ребята, я расскажу вам интересную историю про мышек, и не просто расскажу, а еще и нарисую.

Жили мышки (рисунок) А где они живут? Мышки по размеру какие? По цвету мышки какие? Как они пищат? А неподалеку лежал кто? Кот спал. Но один глаз у него был открыт (рисунок). Кот по размеру был какой? Да, ребята, кот был большой, толстый. Он был сыт. А рядом с ним лежал кусочек сыра. Какой кусок сыра по размеру? Закрепляется на листе картоне кусок сыра. Мыши были очень голодны. Как вы думаете, им хотелось съесть сыр? Как достать?

Мышки хотят достать сыр, так как голодны и не могут, так как кот может их заметить. Мыши быстро бегают, но и кот быстро бегает. Может мышек догнать.

(Физ.пауза – «Покажите, как бегают мышки»)

Как быть? Как мышкам достать сыр? (Воспитатель проводит эксперимент с палкой)

А как с помощью веревки достать? Давайте попробуем? (Воспитатель проводит эксперимент с веревкой) Если просто веревку кидать, сыр не зацепишь (эксперимент). Веревка, с крючком на конце. Ей можно зацепить? Как, что? Ребята, но кот может заметить палку и веревку с крючком, такую же, как удочка. Как сделать так, чтобы сыр сам у мышек оказался? Как мышки норку сделали? А пол мышки могут прогрызть? У мышки зубки острые. На что похожи? Давайте возьмем ножницы и проведем эксперимент. Где мышки должны дырку прогрызть? Дырку по размеру какую они должны прогрызть? (Воспитатель проводит эксперимент) Сыр проваливается в такую дырку?

Рефлексия: Какая проблема была у мышек? Что они хотели? Что мешало? Что мы придумали, чтобы мышкам помочь?

Творческая  задача  «Как сделать так, чтобы яичко не разбилось и не падало со стола?»

Показывает иллюстрацию из сказки «Курочка - Ряба». Какая это сказка? Кто Герои? Что с ними случилось? Ребята, я принесла вам яичко. Положила его на стол, мимо бежит мышка, задевает яичко. Оно падает и разбивается (показ). Почему яичко разбилось? Яичко падает со стола, так как мышка задела его и не должно упасть, чтобы не разбиться. Яичко само не падает со стола. Какая поверхность стола по рельефу, почему яичко катится по нему? Какой должен быть стол, чтобы яичко, не

покатилось? Как сделать так, чтобы яичко со стола не упало? Вот яичко покатилось, а что может помешать, ему упасть?  (Эксперимент с полотенцем, платочком). Почему яичко не падает? Что еще можно придумать, чтобы яичко не катилось со стола? (Эксперимент) Как можно сделать заборчик, из чего? Что случилось у деда с бабой? Какой мы им дадим совет? Что можно сделать, чтобы яичко не разбилось?

Творческая  задача  «Как достать игрушку?»

 Однажды один мальчик остался дома, а его мама и папа пошли в магазин. Как вы думаете, ему стало скучно и не весело? Чем можно заняться, пока не пришли родители, чтобы не было скучно? Я расскажу вам про мальчика, который остался дома один. Он очень любил играть с мячом. А как можно играть с мячом? Покажите. Мальчик стал подбрасывать мяч и он попал на высокий шкаф (схематичное изображение ситуации). Что делать? Мальчик хочет достать мяч, чтобы поиграть и не может, так как мяч, попал на высокий шкаф. Не достать, как

быть? Мяч сам попадает к мальчику. Ребята, давайте подумайте, как мальчику самому достать мяч с высокого шкафа. Посмотрите, что еще есть в комнате? Шкаф, куда попал мяч, по размеру какой? А мальчик по росту какой? Как мальчику увеличить свой рост? Что можно использовать, чтобы увеличить рост? Давайте попробуем на стул встать. Увеличиться рост при этом? (Эксперимент) Как быть мальчику? Проведем эксперимент и узнаем, поможет ли это мальчику. (Дети пробуют достать мяч со шкафа) Палка по размеру какая должна быть?

Рефлексия:  Какая проблема была у мальчика? Что он хотел? Что ему мешало? Какой мы ему дадим совет.

Творческая  задача  «Как достать шар?»

Вам нравятся воздушные шары? С ними можно играть? Какие они бывают по цвету, по размеру, по форме? (Модель с именами признаков). Один мальчик играл с шариком в своей комнате. Выпустил веревочку из рук. Шар поднялся к потолку (зарисовка на доске).  Где находится шар? Мальчик хочет достать шар, чтобы поиграть и не может, т. к. он высоко. Как быть, что делать? Шар сам попадает к мальчику. Мальчик увеличивает свой рост с помощью окружающих предметов. Что есть у шарика? Какая по размеру должна быть веревочка, чтобы мальчик легко смог

достать её? Длинная или короткая? Шарик по весу, какой? Легкий или тяжелый? А

как шарик можно утяжелить? С помощью чего?

ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ (В группу внести гелиевые шары и отпустить их

к потолку).

Рефлексия:  Какая проблема была у мальчика? Что ему можно посоветовать?

Творческая  задача  «Дом для лисички»

Из какой сказки эта иллюстрация? Кто помог        зайчику выгнать лису?         Куда лиса убежала? Это сказка «Заюшкина избушка». Зайчику помог петух. Он лису выгнал из избушки зайки. Лиса испугалась петуха и в лес убежала. Убежала лиса в лес. Как и где жить лисе в лесу? Если пойдет дождь, как ей быть? Наступит ночь, надо где-то спать. Лисе необходимо иметь жилище, т. к. ей надо где-то спать, укрываться от дождя и холода. У лисы должен быть дом, т. к. надо где-то жить, и нет дома, т. к. нет материала. Как быть? Что делать? Что растет в лесу? Чего в лесу много? Что есть у деревьев? Можно ли из веток сделать домик? (опыт) На что похож этот дом? Из чего еще можно сделать шалаш? (опыт) Из чего растут деревья? Что ещё есть в лесу? Можно ли из земли сделать дом? Как? Как называется такой дом? Если лес находится недалеко от города, можно там найти пустые коробки? Можно из коробок

дом сделать? Какая должна быть коробка по размеру? (опыт) Надежный ли дом получится из веток? Из соломы? Какой из домов самый теплый? Какой самый надежный?

 Рефлексия: Какую задачу решали? Какое противоречие было? Как построить дом для лисички?

Творческая  задача  «Прыгающее мыло»

-Ребята, я буду вам показывать схемы, а вы мне говорить, что это изображено. (алгоритм мытья рук) Давайте, разложим карточки по порядку. Что мы делаем сначала? Что потом. Зачем мы моем руки? Когда мы моем руки? Вы все умеете мыть руки? Трудно это делать или легко? Какие трудности могут быть? Ребята к нам пришел волшебник, до мыла дотронулся и оно стало прыгать. Вот так, вверх- вниз не останавливаясь. Как вы думаете, легко теперь будет руки мыть? Но руки все равно нужно как-то вымыть! Как решить эту проблему. Мыло должно прыгать, потому что его волшебник заколдовал и не должно прыгать, потому что нужно мыть руки.  - Ребята, как вы думаете, какой волшебник заколдовал наше мыло. Это волшебник оживления или волшебник окаменения? Какой волшебник поможет расколдовать мыло? Игра «Если бы до тебя дотронулся Волшебник оживления, Волшебник окаменения». Как еще можно решить эту проблему?

 Рефлексия:  Какую задачу решали? Какое противоречие было? Как нам вымыть руки с мылом?

                

Творческая  задача  «Хрупкое – не хрупкое»  (Ящик ощущений)

-Ребята, давайте узнаем что там? Как это сделать?

-определим форму

-какая структура поверхности

-температура

-размер

-твердый или мягкий (Обобщение)

Что это может быть? Как узнать точно? Что это? Яйцо падает и разбивается. Что внутри? Что удерживает? Скорлупа твердая или мягкая? Попробуйте поломать (эксперимент). Хрупкая или прочная скорлупа? Почему яйцо разбилось? А если на стол уронить, что произойдет? Что можно сделать со столом, чтобы яйцо не разбилось? Давайте попробуем (эксперимент). Хрупкая скорлупа не разбивается, потому что подушка мягкая.         Где птицы высиживают яйца? (Рассматривание изображения гнезда). Что делает человек, чтобы яйца не разбить. Мама купила яйца в магазине, а как их до дома донести? В обычной сумке яйца могут разбиться? Сумка должна быть на что похожа, чтобы яйца там лежали надежно, так же как в гнезде. Посмотрите, на что похожа такая сумка? Попробуем яйца в таких сумках носить (эксперимент).

Рефлексия: Какую задачу решали? Какое противоречие было? Как маме донести яйца и не разбить их?

Творческая  задача  «Нужно слепить снеговика, а снега мало»

Дети, какие зимние забавы вы знаете? Как слепить снеговика? Однажды дети захотели вылепить из снега снеговика, но снега на улице было мало. Как детям сделать снеговика?  Дети делают снеговика, хотя снега мало. Как можно сделать снеговика? Вспомните, какую красивую вазочку мы с вами делали из стаканчика и пластилина. Как мы ее делали? Много нам понадобилось пластилина? Как сделать снеговика таким же способом?

Рефлексия: Какую задачу решали? Какое противоречие было? Как нам слепить снеговика, если снега мало?

Творческая  задача  «Как Маше не заблудиться в лесу»

Дети, расскажите, какие проблемы могут случиться в лесу? Пошла Машенька в лес, заблудилась и попала к медведю в избушку. Как она заблудилась? (вспоминают сказку) Ребята, что хорошего в том, что Машенька пошла в лес? Что плохого в том, что Маша пошла в лес? Машеньке надо сходить в лес за ягодами и не заблудиться. Маша набрала в лесу ягод и вернулась домой. Как Маше не потеряться в лесу? Какие приборы помогут не заблудиться в лесу? Вспомните, как Мальчик-с-пальчик вывел своих братьев из лесу? Как еще можно заметить дорогу?

Рефлексия: Какую задачу решали? Какое противоречие было? Как Маше не заблудиться в лесу?

Творческая  задача  «Как сделать чай сладким»

Ребята, вы любите пить чай? Почему? Как получается вкусный чай? Однажды захотели ребята попить чаю. Налили в чашку воды, заварки, а сахарного песка нет.

Захотят они пить несладкий чай? Дети хотят пить сладкий чай, а сахара нет. Что делать? Дети пьют чай без сахара, но им сладко. Как сделать чай сладким без сахара? Чем еще можно заменить сахар?

Рефлексия: Какую задачу решали? Какое противоречие было? Как сделали чай сладким?

Творческая  задача  «Два мальчика хотят поиграть, а машина одна. Как быть?»

Дети, в какие игрушки вы любите играть? Два мальчика очень любили играть в машинки. Как можно играть с машинами? Мальчикам было интересно играть вместе, у каждого была своя машина. Но случилось так, что у одного мальчика машина потерялась. Собрались мальчики поиграть, а машина одна. Что может быть?

Мальчики хотят поиграть, а машина одна на двоих. Что делать? Мальчики играют одной машиной и не ссорятся.

Ресурсы: Как можно играть одной машинкой? А если очень хочется поиграть машинкой, из чего ее можно сделать?

Творческая  задача  «Как перейти через лужу?»

Ребята, что очень часто можно увидеть весной  (осенью) на дорогах? Какие лужи бывают по размеру? Представьте, что вы идете по дороге и видите большую лужу. Покажите, какого размера лужа, через которую трудно пройти. Когда лужа – это хорошо? А когда лужа - плохо? Представьте,  что вы идете утром в детский сад, а на дороге большая лужа. Как быть? Мы переходим через лужу, и ноги у нас сухие. Как нам можно перейти через лужу? Какая должна быть дощечка? Из чего еще можно сделать мостик?

Рефлексия:  Какую задачу решали? Какое противоречие было? Как нам перейти через лужу?

Творческая  задача  «Зайку бросила хозяйка»

Ребята, посмотрите на картинку. Что изображено на картинке? Какое стихотворение вы вспомнили? Расскажите. Вы, наверное, тоже попадали под дождь. Расскажите о том, что вы чувствуете, когда оказываетесь под дождем. Зайка остался один на лавочке, под дождем. Он совсем промок и замерз. Покажите, как ему грустно и холодно. Какие трудности были у зайчика? Нужно, чтобы зайчик не промок и согрелся, но он не знает, как это сделать. Как быть? Зайчик прячется от дождя, ему сухо и тепло. Как помочь зайчику спрятаться от дождя и согреться? Что можно надеть вместо капюшона? Под чем на улице можно спрятаться от дождя?

Рефлексия:  Какую задачу решали? Какое противоречие было? Как решил задачу зайчик?

Творческая  задача  «Как полить цветы без лейки»

Ребята, какие комнатные растения вы знаете? Как нужно ухаживать за ними? Зачем нужно поливать растения? Расскажите по порядку, что вы делаете для того, чтобы полить цветы? Мы поливаем растения – это хорошо? Почему? А если мы не будем поливать растения, что с ними будет? Поэтому мы с вами не забываем поливать наши комнатные растения. Чем мы их поливаем? Представьте, что вам нужно полить цветы, а лейки нет. Как быть? Мы поливаем цветы без лейки и они не завянут. Для чего нужна лейка? Во что еще можно налить воду? Что есть у лейки? (рассматривание лейки) Что похоже на лейку? Из какой посуды удобнее всего полить маленький цветочек? Большой цветок?

Рефлексия:  Какую задачу решали? Какое противоречие было? Как нам полить цветы без лейки?

Творческая  задача  «Убегающие сапожки»

Ребята, вы любите гулять? Мы можем пойти сейчас на улицу, не переодеваясь в другую одежду? Почему? Что нам нужно надеть, чтобы пойти гулять? Для чего человеку одежда? Да, одежда помогает нам сохранять тепло. Для чего обувь? Можно идти на улицу без обуви? Как вы обуваете сапожки? Покажите (имитация действий). Представьте, что наши сапожки расшалились и стали убегать от нас. Нам нужно обуться, чтобы пойти гулять, а сапожки убегают от нас. Что делать? Сапоги от нас не убегают, мы их обуваем и идем гулять. Как нам обуть сапожки? Какого Волшебника можно позвать?

Рефлексия:  Какую задачу решали? Какое противоречие было? Как мы решили задачу?

Творческая  задача  «Как построить гараж для машины»

Ребята, вы любите играть? В какие игрушки вы любите играть? Как можно играть с машинками? Дети стали играть в машинки и захотели построить гараж. Из чего детям построить гараж? Дети хотят построить гараж, но у них нет строителя. Как быть? Дети строят гараж и играют с машинками. Из чего можно еще построить гараж? Какие части есть у гаража? Какие объекты в нашей комнате похожи на гараж?

Рефлексия: Какую задачу решали? Какое противоречие было?

Творческая  задача  «Идет бычок, качается»

Ребята, посмотрите на картинку. Что изображено на ней? Какое стихотворение вы вспомнили? Расскажите. Почему бычок боится упасть? Покажите, как бычку было страшно? Нужно, чтобы бычок прошел по доске и не упал. Как быть? Бычок идет по доске и не боится. Как сделать так, чтобы доска не качалась? Какая должна быть доска, чтобы бычку было не страшно идти по ней, как по крепкому мостику?

Рефлексия:  Какую задачу решали? Какое противоречие было? Как мы помогли бычку?

Творческая  задача  «Как козляткам не пустить волка в дом»

Ребята, посмотрите на картинку. Из какой сказки эта картинка? Что изображено на картинке, что происходит? Козлятки остались дома одни, а волк хочет попасть в дом и съесть козлят. Какие трудности были у козлят? Козлята думали, что за дверь мама, а там - волк. Как козлятам понять, что за дверью волк? Козлята понимают, что за дверью волк, и не пускают его в дом. Что делать козлятам? Какое отверстие есть во входных дверях, чтобы в него можно было посмотреть? А чтобы услышать волка и понять, что это волк, что можно сделать? О чем можно спросить волка, что знает только мама?

Рефлексия: Какую задачу решали? Какое противоречие было? Как козляткам узнать, что за дверью - волк?

Творческая  задача  «Будем рисовать красками, а кисточек нет»

Ребята, вы любите рисовать? Чем вы любите рисовать? Чем еще можно рисовать? Чтобы нарисовать картину красками, что нужно для работы? Нам нужно нарисовать красками красивую картинку к празднику, а кисточки потерялись. Что делать? Мы рисуем красками без кисточки, и у нас получается красивый рисунок. Что есть у кисточки? Чем можно заменить кисточку? Что есть у человека, что можно использовать вместо кисточки?

Рефлексия:  Какую задачу решали? Какое противоречие было? Как можно рисовать без кисточки?

Творческая  задача  «Не хватает стульчиков»

Ребята, какая мебель есть в нашей группе? Для чего нам столы? Для чего шкафы?

Для чего нам нужны стулья? У вас у каждого есть стул в группе? А если бы нам не хватало стульев на всех, чтобы тогда было? Представьте, что нам всем нужно сесть за стол, а стульев на всех не хватает. Что тогда? Мы все сидим за столами, хотя стульев на всех не хватает. Какие части есть у стула? На что можно сесть и сидеть так же, как на стуле? Можно ли сидеть на одном стуле вдвоем? Где убирается больше ребят – на двух стульях или на лавочке? (эксперимент) Как сделать из двух стульев лавочку?

Рефлексия:  Какую задачу решали? Какое противоречие было? Как мы решили задачу?

Творческая  задача  «В чай положили сахар, но нет ложки, чтобы его размешать»

Ребята, что такое чаепитие? С чем можно пить чай? Какой чай вы любите пить - сладкий или несладкий? Как чай становится сладким? Мы положили в чай сахар, но у нас нет ложки, чтобы его размешать. Что делать? Мы кладем в чай сахар и размешиваем его без ложки. Если положить сахар в воду, что с ним происходит?

В какой воде сахар растворяется быстрее: в горячей или  холодной? Когда сахар растворится быстрее – если его мешать или если его не мешать? Чем мы можем размешать сахар в чае вместо ложки?

Рефлексия:  Какую задачу решали? Какое противоречие было? Как мы решили задачу?

Творческая  задача  «Как вымыть руки без мыла»

Ребята, для чего нужно мыть руки? Когда нужно мыть руки? Вы пришли после прогулки в группу. Вам нужно вымыть руки. С чем вы моете руки? А если мыть руки без мыла? Что может случиться с мылом? Вам нужно вымыть руки, а мыла нет. Что делать? Мы моем руки без мыла, и они чистые. Какое главное действие мыла? Что еще вместо мыла может отмывать грязь? Чем еще мы пользуемся, чтобы помыться? Чем отмывают грязь с посуды?

Рефлексия:  Какую задачу решали? Какое противоречие было? Как мы решили задачу?

Творческая  задача  «Как съесть суп без ложки»

Ребята, представьте, что мы сели обедать. Какие столовые приборы нам нужны?

Чем вы будете есть суп? Для чего вам ложка? Что хорошего в том, что мы едим суп?

Что плохого в том, что мы едим суп? Что хорошего в том, что мы едим суп ложкой?

Что плохого может быть, когда мы едим суп ложкой? Представьте, что мы сели есть суп, а ложек нет. Что делать? Мы съедаем весь суп без ложки. Для чего нам нужна ложка? Что можно использовать вместо ложки? Можно ли суп пить, как чай из чашки?

Рефлексия:  Какую задачу решали? Какое противоречие было? Как мы решили задачу?

Творческая  задача  «Как погладить ежика»

Ребята, каких диких животных вы знаете? Где живут эти животные? У каких из этих животных шерсть мягкая? У кого колючки? Вам приятно, когда вас гладят по голове? Малыши любят, когда мама гладит их. Вот и маленький ежонок мечтал о том, чтобы мама его погладила. Ежик колючий, это хорошо? Почему? Когда плохо, что ежик колючий? Ежик колючий, но ему хочется, чтобы мама его гладила. Что делать? Мама гладит ежика, хоть он и колючий. Почему ежик колючий? Как сделать так, чтобы ежик стал неколючим? Чего в лесу много лежит на земле, траве, особенно осенью? Как вы думаете, если ежик наденет на свои иголки много листочков, будут они колоться? Как ему надеть на иголки много листочков? Рефлексия: Какую задачу решали? Какое противоречие было? Как мы помогли ежику?

Творческая  задача  «Как играть в песок без совка»

Дети, вы любите играть в песок? Что можно сделать из песка? Что нужно для того, чтобы сделать постройку из песка? Что хорошего в том, что мы играем в песок?

Что плохого в том, что мы играем с песком? Вышли дети как-то раз погулять. Решили они поиграть в песок и построить город. Но вот задача – нет у них совочка. Как быть? Дети играют в песок, строят город без совка. Для чего нужен совок? Как можно играть без совка? Что можно использовать вместо совка? Из чего можно сделать совок?

Рефлексия: Какую задачу решали? Какое противоречие было? Что можно использовать вместо совка?

Творческая  задача  «Как попить воды без чашки»

Ребята, зачем мы пьем воду? Представьте себе, что ребята попали в сказочную страну, в которой нет никакой посуды. А им захотелось попить воды. Как быть? Что хорошего в том, что ребята попьют воды? то плохого в том, что ребята попьют воды? Ребята захотели пить, но не было чашек. Как быть? Ребята пьют воду без чашек. Из чего еще можно пить воду? Как можно попить воды, используя свои собственные ресурсы? Проведем эксперимент и узнаем, поможет ли это ребятам (дети берут по выбору любые объекты и пробуют попить воды)

Рефлексия: Какая проблема была у ребят? Что они хотели? Что им мешало? Какой мы им дадим совет?

Творческая  задача  «Тише, Танечка, не плачь!»

Ребята, посмотрите на картинку. Какие объекты вы видите на ней? Как вы думаете, что случилось с девочкой? Таня играла с мячиком. А как можно играть с мячом?

Покажите. Таня бросила мяч далеко, он укатился и упал в речку. Что Таня хочет сделать? А может она достать мяч? Почему? Какое противоречие получилось? Таня достает мяч из реки. Давайте подумаем, как девочке самой достать мяч из реки.

Может ли мяч сам приплыть к Тане? Как Таня сама может достать мяч? С помощью чего можно достать мяч? Проведем эксперимент и узнаем, поможет ли это Тане (дети пробуют достать мяч палкой) Палка по размеру какая должна быть?

Рефлексия: Какая проблема была у девочки? Что она хотела? Что ей мешало? Какой мы ему дадим совет.

Картотека проблемных ситуаций

1.        Бытовые ситуации:

-        Мячик закатился под кровать. Как его достать?

-        Надо полить цветы, но нет лейки. Как полить цветы?

-        Скоро Новый год, есть елка, а игрушки купить забыли. Чем украсить елку?

-        Девочки сели рисовать, а коробка с карандашами одна. Как им раскрашивать

          рисунки?

-        Дети нашли грибы (ягоды) в лесу, а корзинки нет. Во что собрать грибы

          (ягоды)?

-        Хочется сладкого чая, а сахара нет. Как сделать чай сладким?

-        Вышли гулять, а на участок не пройти – намело много снега. Что делать, как

          пройти на участок?

-        Два мальчика увидели новую машинку, оба хотят поиграть с ней, но машинка

          одна. Как им поиграть?

-        Надо расчистить дорожку от снега, а лопатки нет. Как расчистить дорожку?

-        Нужно слепить снеговика, а снега мало.

-        Две девочки захотели поиграть в мозаику, а мозаика одна. Что делать?

-        Как перейти через лужу?

-        Убегающие сапожки.

-        Как вымыть руки без мыла?

-        Как донести продукты из магазина, если нет сумки?

-        Как построить гараж для машины?

-        Как размешать сахар в чае без ложки?

-        Не хватает стульчиков.

-        Как съесть суп без ложки?

-        Как погладить ежика?

-        Как играть в песок без совка?

-        Как попить воды без чашки?

-        Как согреться, когда холодно?

2.        Сказочные ситуации:

-        Как медведю жить в теремке и не сломать его?

-        Как сделать так, чтобы колобок не укатился с окошка?

-        Как козляткам не пустить волка в дом?

-        Как Маше не заблудиться в лесу?

-        Как помочь медведю полить малину?

-        Как помочь Великану прочитать маленькую книжку?

-        Зайку бросила хозяйка.

-        Как козленку не заблудиться в саду?

 


Копилка игр и творческих заданий для детей

1. «Скажи наоборот» Цель: учить детей находить слова – антонимы.

Основное действие: ведущий называет слово – играющие произносят антонимическую пару. Детям эти задания объявляются как игры с мячом, бубном или другими предметами.

2. «Хорошо – плохо» Цель: учить находить в одном объекте или ситуации противоположные свойства и объяснять их наличие и

причины.

3.«Объяснялки» Цель: упражнять в образовании существительных с помощью суффиксов от корня глагола.

Каждый придумывает себе образ. Дети становятся в круг и по очереди себя называют. Затем так же по очереди называют свои функции, но не глаголом, а существительным, образованным от глагола при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов: «скакунчик», «поливалка» и т.д. Кто не может быстро назвать своё прозвище, выходит из игры на один круг.

Количество участников должно быть не менее 10, тогда у каждого ребёнка будет возможность подумать, пока до него дойдёт очередь. Игра проходит в 5-6 кругов, поэтому каждый из детей должен будет найти не менее 5 разных функций своего образа.

«Объяснялки – 2» Цель: учить детей объяснять наличие противоположных значений одного признака у объекта с точки зрения двух разных требований.

Основное действие: ведущий называет объект, играющие находят в нем противоположности, объясняют для кого или чего нужны разные свойства.

Задания для детей 4 лет

Объявляется игра "Объяснялки". Детям предлагается картинка с изображением объекта (ботинки): "Ботинки могут быть и мокрыми и сухими. Объясните когда, в каких случаях это бывает" (ботинки - внутри сухие, снаружи - мокрые). К концу года воспитатель вводит усложнение: «Объясни, для кого это свойство нужно».

ПР: надо чтобы ботинки были сухими (для ног человека), а лужа делает их мокрыми.

Работа по обучению формулировке противоречий в этом возрасте идет на полуактивном этапе. Ведущий задает вопросы, а дети отвечают с помощью взрослого.

«Кто (что) это может быть?»

Цель: учить детей находить объекты с парой противоположных свойств. Воспитатель задает два значения одного признака (что может быть сухим и мокрым). Дети перечисляют объекты, обладающие парой противоположных свойств (ботинки внутри сухие, а снаружи мокрые).

«Угадай, где я была»

Цель: развивать у детей воображение, умение по описанию устанавливать место происходящего, мысленно входить в поле объекта.

Правило: ведущий перечисляет объекты природного и рукотворного мира какого-нибудь пространства (поля) - дети обобщают. Можно называть предметы природного и рукотворного мира отдельно.

Например: где я была, если видела деревья, кусты, карусели, клумбы с цветами, скамейки, дорожки? (в парке). Где я была, если меня окружали доска, мел, столы, стулья, тетради, книги? (в школе).

«Назови, что ты видишь» Цель: развивать у детей воображение, умение мысленно входить в поле объекта. Правило: ведущий предлагает представить себя в каком-либо знакомом пространстве и перечислить как можно больше объектов, характерных для него. Можно называть предметы природного и рукотворного мира отдельно. Например: где я была, если видела деревья, кусты, карусели, клумбы с цветами, скамейки, дорожки? (в парке). Где я была, если меня окружали доска, мел, столы, стулья, тетради, книги?

«Что на что похоже» Цель: развивать ассоциативное мышление, учить находить аналогии объектам рукотворного мира среди представителей живой природы, сравнивать изображения объекта природы и предмета рукотворного мира, находить сходства (общие элементы) и различия.

ПР: на одной карточке – самолет, на другой – птица (сходство птицы и самолета – в наличии частей, похожих по виду и функции; различие - в одушевленности одного, и неодушевленности другого).

«Фантазеры - 1» Цель: учить устанавливать связь между свойством объекта и различными реальными способами его получения.

Правило: ведущий задаёт вопрос на изменение какого-либо свойства объекта, а дети  предлагают как можно больше способов. Например: как сделать чай сладким? – Растворить сахар, положить варенье, мёд, джем, добавить сок, сироп.

– Как сделать горячую воду тёплой? – Добавить холодную воду, лёд, переливать, вентилятором, интенсивно размешивать… – Как сделать лёд цветным? Покрасить краской, развести краску в воде и заморозить, смотреть на лёд через цветное стекло…

«Фантазеры - 2» Цель: учить детей находить полезность в необычном свойстве конкретного объекта.

Ведущий называет объект и предлагает детям перечислить способы использования его не по назначению. Поощряется описание необходимых для выполнения новой функции технических изменений.

«Что на что похоже?»

Цель: учить находить аналогии объектам рукотворного мира среди представителей живой природы.

 «Что это? Что умеет делать?»

Цель: учить определять действие объекта.

Задание: назвать изображение на предметной картинке и перечислить как можно больше «дел», которые умеет выполнять объект. Выделить главное, самое важное дело.

«Из каких частей состоит объект?»

Цель: учить определять части объекта.

Задание: назвать как можно больше частей объекта, заданного картинкой.

«Друзья» (надсистема по классу)

Цель: учить находить объекты, выполняющие такие же функции.

а) Указать, к какой классификационной группе относится объект

б) Выделить свойство (значение признака) объекта, назвать как можно больше объектов, у которых наблюдается такое же свойство (значение признака).

«Паровозик» Цель: учить выстраивать линию развития объекта живой природы во времени.

 «Где живет?» Цель: учить определять разные места нахождения объектов. Ведущий называет предметы окружающего мира, дети называют среду обитания живых объектов и типичное место нахождения рукотворных объектов.

«Мои друзья» Цель: упражнять детей в выявлении у объекта заданного признака.

Ведущий предлагает детям представить и словесно обозначить себя в роли кого-либо или чего-либо. Затем ведущий называет своими друзьями объекты с каким-либо значением («Мои друзья – те, кто имеет красный цвет»). Дети, объект которых имеет этот признак (значение признака), подбегают к ведущему.

«Ты мой кусочек». Цель: учить вычленять основные и второстепенные части в объектах рукотворного мира Дети сидят в кругу. Один из них называет образ, а остальные - его части: я - машина, а ты мой кусочек. Я - твой руль, колесо, фара

и т.д. В качестве усложнения предлагается выстроить целую подсистемную цепочку: « Я - машина, а ты – мой кусочек. Я - твоя фара, а ты мой кусочек. Я - лампочка в фаре, а ты - мой кусочек...»

«Угадай - ка» Цель: учить детей узнавать объекты по описанию разных признаков (цвет, форма, величина, местонахождения, материал, функциональное назначение – для рукотворного объекта). Ребёнок загадывает себе образ и его описывает, не называя. Остальные по описанию должны угадать, кого ребёнок загадал. Можно ввести условие: вместо описания свойств ребёнок может назвать несколько надсистем объекта («Я бываю в лесу, в клетке, в зоопарке» и т.д.) Тогда при отгадывании дети могут задать несколько уточняющих вопросов, на которые можно ответить только «да» и «нет».

«Теремок» Цель: учить детей находить общие признаки у разнообразных объектов.

Ведущий – хозяин теремка – становится каким - либо объектом. Детям раздают карточки с изображением объектов природного и рукотворного мира. Играющим предлагается «войти в теремок», назвав, чем на него похож хозяин теремка.

«Угадай, кто я?» Цель: упражнять в подборе объектов рукотворного мира по признаку его функционального назначения. Дети сидят или стоят в кругу. Каждый загадывает себе образ, но не называет его. Один из участников выходит

в центр и говорит: «Я умею...» Действие изображается при помощи пластики. Дети называют изображённое действие. « А ещё я умею...» - говорит ребёнок и показывает следующее движение. После 3-4 изображённых действий дети отгадывают объект. Например: прыгать, катиться, лежать... (мячик).

Количество участников - до 10 человек.

«Раз, два, три… ко мне беги!»

Цель: развивать умение сравнивать системы, выделяя их свойства; определять надсистему; выделять функции объектов.

Воспитатель раздает детям картинки с изображением различных объектов (объекты ближайшего окружения, животные). Ход игры: «1,2,3, все, у кого есть крылья, ко мне беги!» (самолет, муха, птица,…)

- кто живет в лесу (в доме)

- кто умеет петь

- кто раньше был маленьким

- у кого есть листочки (стволы, стебли, корни, цветы)

- у кого изображена мебель (посуда, …)  и т.п.

Разделы

Игры

Цель, содержание

Игры на умение различать

реальный и фантастический мир

«Эта ситуация из какого мира?»

 «Зазеркалье»

«Что лишнее?»

 «Бывает - не бывает»

«Что может случиться, если…»

развивать умение различать реальный и фантастический мир.

учить выводить реальное и фантастическое следствие из реальной ситуации. Правила: ведущий предлагает реальную ситуацию, а дети предполагают, что может случиться в реальном мире, а что в фантастическом. Примерные вопросы: Что может случиться, если ты гуляешь с воздушным шаром? – В реальном мире - шар

улетит, в фантастическом – шар поднимет меня в воздух.

– Если идёшь по льду? – В реальном мире – упадёшь, в фантастическом – ноги сами едут.

– Если пьёшь горячий чай? – В реальном мире – обожжёшься, в фантастическом – уменьшаешься в размере

или таешь.

Игры на формирование

понятия «противоречие».

«Где прячутся противоположности»

 учить находить в одном объекте два противоположных свойства (значений признака) и объяснять их наличие. Основное действие: ведущий называет объект, а играющие находят в нем противоположности и объясняют их наличие. Либо наоборот: называются противоположности и подбираются объекты, в которых они  «прячутся». Дети получают картинки с изображением объекта. Ведущий называет антонимическую пару значений одного признака. Играющие их должны найти и объяснить. ПР: у детей картинки с изображением кошки, щетки, стула и др. Педагог предлагает найти противоположные свойства: мягкий – твердый. Объяснение детей: у кошки шерсть мягкая, а коготки – твердые; у щетки низ мягкий, а верх – твердый; сиденье у стула – мягкое, а перекладины – жесткие.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Решение проблемных ситуаций с детьми дошкольного возраста

Дошкольное детство - очень короткий отрезок в жизни человека. Но он имеет непреходящее значение, так как развитие идет очень бурно и стремительно. Каждый ребенок - маленький исследователь. С радостью ...

Презентация "Решение проблемной ситуации с дошкольниками старшего и среднего возраста на примере русской народной сказки «Колобок» "

Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию презентацию русской народной сказки "Колобок", эта презентация может быть использованна на занятиях по ознакомлению с окружающим, в частности   на...

НОД "Ссора" с использованием разных видов деятельности: обсуждение проблемной ситуации, поиск путей решения проблемной ситуации, просмотр видеороликов,весёлый танец, элементы психологического тренинга (приветствие, рисование эмоции и др.)

Непосредственная образовательная деятельность. Тема: Ссора Цель: Расширение и обогащение опыта конструктивного взаимодействия с окружающими на межличностном уровне. Задачи:Расширение и ...

Тема. Решение проблемных ситуаций с детьми младшего дошкольного возраста

Решение проблемных ситуаций с детьми младшего дошкольного возраста...

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ПОСРЕДСТВОМ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ПОСРЕДСТВОМ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ...

Беседа по ПДД с решением проблемных ситуаций для детей старшего дошкольного возраста

Цель: закрепить у детей знания правил дорожного движения....