Картотека игр на развитие коммуникативных навыков для детей 5-6 лет
картотека

Грачева Галина Петровна

Картотека игр на развитие коммуникативных  навыков для детей  5-6 лет

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игра «Король»

Цель. Уметь действовать с воображаемыми предметами, на память физических действий (вариант народной игры).

 Исполнителя роли Короля выбирают с помощью считалки:

 Наша Маша рано встала,

 Кукол всех пересчитала:

 Две Матрешки на окошках,

 Две Аринки на перинке,

 Две Танюшки на подушке,

 А Петрушка в колпачке

 На дубовом сундучке.

 (Е. Благинина. Считалка)

 Считать помогают все дети; педагог медленно, четко произносит слова считалки, чтобы ребята могли лучше запомнить их.

 Король сидит на «троне» с короной на голове. Дети делятся на несколько групп. Каждая группа представляет Королю свою профессию, действуя с воображаемыми предметами (повара, прачки, швеи и т.д.).

 Первая группа подходит к Королю.

 Работники. Здравствуй, Король!

 Король. Здравствуйте!

 Работники. Нужны вам работники?

 Король. А что вы умеете делать?

 Работники. А ты отгадай!

 Король должен отгадать профессии работников. Если он отгадал верно, то дети разбегаются, а он догоняет убегающих детей. Первый пойманный ребенок становится Королем. В процессе игры педагог усложняет характер Короля — то он жадный, то злой. Если роль Короля играет девочка (Королева), то она может быть доброй, легкомысленной, сварливой и т.д. Главное в этой игре—действие с воображаемыми предметами.

Коммуникативная игра «Ласковое имя»

Цели: развивать умение вступать в контакт, оказывать внимание сверстникам.

Ход игры: дети стоят в кругу, передают друг другу эстафету (цветок, “волшебную палочку”). При этом называют друг друга ласковым именем (например, Танюша, Алёнушка, Димуля  и т.д.) Воспитатель обращает внимание детей на ласковую интонацию.

Коммуникативная игра «Найди отличие»

Цель: развитие коммуникативных навыков.

Количество играющих: взрослый и ребенок (группа детей).

Необходимые приспособления: лист бумаги, карандаши).

Ход игры: ребенок рисует все, что ему захочется, затем передает листок взрослому. Взрослый добавляет одну или несколько деталей и возвращает рисунок ребенку, который должен найти изменения. Затем взрослый рисует, а ребенок вносит изменения — они меняются ролями.

Коммуникативная игра «Где твой домик?»

Цели: развитие внимательности, командного духа, умение управлять своим поведением.

Ход игры: дети делятся на три команды: рыбки, птички, зайчики. Педагог объясняет детям, что у каждого животного есть своя среда обитания, т. е. птицы летают в небе, рыбки плавают в воде, зайчики прыгают на суше. В середине игровой площадки рисуется небольшой круг диаметром приблизительно 1,5 м. Включается негромкая веселая музыка, под нее дети бегают, прыгают, танцуют. Через некоторое время музыка выключается и педагог командует: «Небо», «Суша» или «Вода». Дети, персонажи которых относятся к названной среде, должны быстро забежать в круг. Дети, которые ошиблись, выбывают из игры. Игра повторяется несколько раз. Затем дети меняются ролями, и игра продолжается до тех пор, пока к ней наблюдается интерес.

Коммуникативная игра «Веселые старты»

Цель: развитие ловкости, быстроты и реакции детей, способствование коллективной сплоченности.

Ход игры: Дети делятся на команды с равным количеством игроков, и проводится сама игра. Победителями считается команда, первой прошедшая все испытания без ошибок. Для малышей игра может состоять из небольшого количества несложных заданий,4–5 заданий будет вполне достаточно.

Приблизительный план соревнований для игроков 3–4 лет.

• Пробежать змейкой между расставленными кеглями.

• Перепрыгнуть полосу шириной 30 см, нарисованную на полу или не земле.

• Пролезть в вертикально стоящий обруч.

• Обежать стул, на котором лежит мячик.

• Взять мяч и попасть им в вертикально стоящий обруч.

• Вернуться к своей команде и передать эстафету другому игроку.

Коммуникативная игра «Где мы были, не скажем, а что делали – покажем»

Цель: научить детей выделять характерные черты какого-либо действия и изображать само действие при их помощи; научить детей распознавать через пантомиму смысл изображаемого действия.

Ход игры: при помощи считалки выбирается водящий, которому предлагается выйти в другую комнату. Оставшиеся дети договариваются между собой, какое действие они будут изображать. Водящий возвращается и задает вопрос:

– Где вы были? – дети отвечают:

– Мы не скажем!

Водящий спрашивает:

– А что делали?

– Мы не скажем, мы покажем!

Дети изображают задуманное действие, водящий должен отгадать, что именно делают дети. Изображать задуманное действие могут все дети или только некоторые из них. Затем при помощи считалки выбирается новый водящий, и игра продолжается. Если водящий не смог угадать, что было изображено, ему говорят правильный ответ, и он продолжает водить.

Коммуникативная игра «Что это такое?»

Цель: научить детей выделять характерные признаки предметов и изображать эти предметы; научить детей отгадывать изображаемые при помощи пантомимы предметы.

Ход игры: педагог предлагает детям разделиться на команды с небольшим количеством человек (4–6 детей в каждой группе). Каждая команда получает задание изобразить какой-либо предмет, команды-соперницы должны угадать, что именно было задумано.  Педагог предлагает такие предметы, в которых можно легко выделить отличительные признаки или предметы, находящиеся в определенной заданной ситуации, например, автобус с людьми, стиральную машину, пылесос, подъемный кран и т. д.

Коммуникативная игра «Изобрази эмоции»

Цель: научить детей изображать заданные эмоции, такие  как грусть, радость, восторг, скука, плач, веселье и т. д.

Ход игры: дети при помощи считалки выбирают водящего. Педагог в тайне от других детей называет водящему эмоцию, тот воспроизводит ее при помощи мимики и жестов. Остальные дети угадывают, что именно изобразил водящий. Ребенок, первым назвавший правильный ответ, становится новым водящим. Для детей младшего дошкольного возраста задание можно задавать в ситуативной форме: например, педагог называет условную фразу: «Буратино радуется (грустит, скучает и т. д.)».

Коммуникативная игра «Как меня зовут?»

Цель: познакомить детей друг с другом, помочь в запоминании имен.

Ход игры: дети встают в круг и берут друг друга за руки. Один из детей начинает игру. Он называет свое имя. Стоящий рядом с ним ребенок продолжает игру – называет имя первого ребенка, затем добавляет свое. Следующий ребенок должен назвать имя первого ребенка, затем второго, затем добавляет свое. Все последующие игроки продолжают игру, называя цепочку из имен детей, стоящих перед ними, и свое собственное имя. Цепочка не должна превышать трех имен.

Коммуникативная игра «Самый лучший»

Цель: научить детей находить друг в друге положительные черты, говорить друг другу комплименты.

Ход игры: заранее готовится «трон», например, кресло, обтянутое красивой тканью. Над троном крупными яркими буквами изображена надпись: «САМЫЙ ЛУЧШИЙ». Дети рассаживаются на стулья. При помощи считалки выбирается водящий, который занимает место на троне. В течение нескольких минут (время регулируется педагогом) остальные дети объясняют, почему этот ребенок самый лучший, придумывают уменьшительно-ласкательные производные его имени. По окончанию водящий выбирает следующего ребенка, который займет трон. Педагог может подсказать, что можно поблагодарить детей за комплименты и попросить ребенка описать свои эмоции, которые он испытывал, находясь на этом троне. Все дети должны по одному разу побыть на троне.

Коммуникативная игра «Колючий зверь»

Цель: создание позитивного настроения у детей, создание дружеской атмосферы.

Ход игры: педагог показывает детям рисунок загадочного животного, выполненный на большом листе. Весь зверь исколот зубочистками, воткнутыми в плакат. Педагог объясняет, что это очень злой и страшный зверь. Таким он стал по той причине, что на нем много колючек, поэтому все его боятся и не хотят с ним играть. Педагог просит детей помочь этому животному избавиться от своей злости и раздражения. Задача детей – пожалеть зверя, наградить его хорошими чертами характера. Как только ребенок говорит хорошее слово про это животное, педагог выдергивает из него одну колючку и ломает ее. Постепенно количество колючек на звере уменьшается, он приобретает вполне добрый и симпатичный вид, дети все вместе придумывают ему прозвище. Желательно, чтобы количество колючек было больше количества детей.

Коммуникативная игра «В зоопарке»

Цель: позволить детям примерить на себя различные роли – доброго, злого, хитрого, трусливого и т. д.; повысить уровень самооценки.

Ход игры: педагог предлагает поиграть: «Представьте, что мы пришли в зоопарк. Мы будет прогуливаться, переходить от клетки к клетке, наблюдать за поведением животных. Наша задача – изобразить, как ведет себя хозяин каждой клетки». Педагог включает негромкую музыку, называет различных животных, дети в течение 3–4 минут изображают названного зверя, затем педагог предлагает следующее животное. Лучше всего предлагать детям названия животных в паре с прилагательным, характеризующим его. Педагог может назвать следующих животных: злой волк, трусливый зайчик, сердитый медведь, добрый слон, шустрый мышонок, хитрая лиса, ленивый кот, свирепый тигр и т. д.

«Охота на динозавриков»

Дети встают в круг. Водящий выходит за круг, становится спиной к группе и начинает громко считать до 10. В это время участники передают друг другу маленького игрушечного динозаврика. По окончании счета тот, у кого находится зверек, вытягивая руки вперед, закрывает его ладошками. Остальные участники повторяют этот жест. Задача водящего - найти, у кого в руках динозаврик.

«Чем украсим нашу елку?»

Цель: развивать у детей коммуникативные навыки.

Ход: Один из детей стоит в центре с шишкой в руке - изображает елочку. Ведущий говорит: "Давайте представим себе, что скоро Новый год и нам нужно нарядить елочку. Жаль, конечно, что у нас нет настоящих игрушек. Но мы можем повесить на елочку волшебные игрушки, внутри которых будет что-нибудь спрятано: крепкая дружба, веселый смех, честность, ласковая улыбка и т. д. Пусть каждый из нас придумает, какую игрушку он хочет повесить на нашу елочку, а потом подойдет, повесит и скажет о своей игрушке вслух".

Педагог показывает, как надо "вешать игрушки": обязательно прикасаясь к "веточкам" - телу ребенка.

«Звери на болоте»

Цель: развивать у детей коммуникативные навыки.

Ход: Играют все дети группы. Они "звери", которые попали в "болото". У каждого по три "дощечки" (листы бумаги). Выбраться можно только парами и только по "дощечкам". В одиночку и без "дощечек" перебраться через болото нельзя.

У одного из "зверей" сломались и утонули две "дощечки". Чтобы он не утонул, ему может помочь партнер (его пара).

Партнер должен быстро сообразить, как помочь потерпевшему. В роли потерпевшего и спасающего должен побывать каждый ребенок.

«Скульптура»

Цель: развивать у детей коммуникативные навыки.

Ход: Перед началом игры выбирается 5 человек - "скульпторов". Ведущий дает каждому карточку с изображением того, кого он будет "лепить" ("Тигр готовится к прыжку", "Задумчивый слон", "Веселая обезьяна"). "Скульпторы" выбирают себе "материал" (из участников группы). "Материал" не знает, какую "скульптуру" из него "лепят", а точно выполняет указания "скульптора". После того, как "скульптура" будет готова, ведущий предлагает угадать, кого слепил "скульптор".

Есть или нет?

       Игроки встают в круг и берутся за руки. Ведущий стоит в центре. Он объясняет задание: «Если вы согласны с утверждением, то поднимаете руки и кричите «да!», сели не согласны, опускаете руки вниз и кричите «нет!».

•        Есть ли в поле светлячки?

•        Есть ли в море рыбки?

•        Есть ли крылья у теленка?

•        Есть ли клюв у поросенка?

•        Есть ли гребень у горы?

•        Есть ли двери у норы?

•        Есть ли хвост у петуха?

•        Есть ли ключик у замка?

•        Есть ли рифма у стишка?

•        Есть ли в нем ошибки?

Дотронься до…

       Все участники игры одеты по- разному.  

    Выбирается ведущий игры (по желанию, считалкой и т.д.).

     Начинается игра. Ведущий говорит: «Дотронься до …синего».  Все играющие должны быстро сориентироваться, обнаружить в одежде детей что-то синее и дотронуться до этого цвета.

     Цвета постоянно меняются.

     Кто не успел сориентироваться, тот становится ведущим.

Радио

Выбирается ведущий.    

        Дети садятся в круг.  Ведущий садится спиной к группе  объявляет: «Внимание! Внимание! Потерялся ребенок! (ведущий подробно описывает кого-либо из детей – цвет волос, глаз, одежду…).

     Дети внимательно смотрят друг на друга. Они должны определить, о ком идет речь, и назвать имя этого ребенка.

     В роли ведущего может побывать каждый желающий.

Звёздочка

    Дети стоят в кругу. Начинает игру воспитатель. Он идет по кругу, в руках у него золотая звездочка. Воспитатель говорит слова:

На ладошке я держу

Золотую звездочку.

И тому, кого люблю,

Я звезду передаю.

     Воспитатель останавливается около одного из детей и передает ему звездочку.

     Теперь этот ребенок идет по кругу, проговаривает волшебные слова, и передает звездочку другому ребенку.

Акула.

     

     Все играющие плавают в море (бегают или барахтаются в воображаемом море). По сигналу «Акула!» дети объединяются в группы по два-три человека. Акула ест только одиночек. Того, кто остался один, акула уводит на сушу, и игра продолжается.

Муравейник.

       Дети распределяются в две группы. Первая группа встает в круг, держась за руки. Это  муравейник.  Вторая группа  – муравьи. Пока дети, стоящие в кругу, считают до десяти и держат руки вверх, муравьи бегают из круга в круг. При счете «десять» дети,  стоящие в кругу, опускают руки и приседают на корточки. Муравьи в это время должны быть все внутри круга, в муравейнике. Потом группы меняются местами.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЗАНЯТИЕ ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНЫХНАВЫКОВ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

занятие педагога - психолога с детьми младшей группы....

Картотека игр по развитию речи для дошкольников и картотека с/р игр

Картотека игр по развитию речи для дошкольников и здесь же картотека с/р игр....

Буклет РАЗВИВАЕМ ПАМЯТЬ С ПОМОЩЬЮ «МНЕМОТЕХНИКИ»;Буклет УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ; Буклет УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ РАЗНЫХ ВИДОВ ПАМЯТИ ПО КЛАССИФИКАЦИИ П.П. БЛОНСКОГО;Картотека игр на развитие памяти у детей старшего дош.возрас

Буклет РАЗВИВАЕМ ПАМЯТЬ С ПОМОЩЬЮ «МНЕМОТЕХНИКИ»;Буклет УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ; Буклет УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ РАЗНЫХ ВИДОВ ПАМЯТИ ПО КЛАССИФИКАЦИИ П.П. БЛОН...

Картотека игр для развития навыков общения детей раннего возраста Картотека игр для развития навыков общения детей раннего возраста.

Игра - один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения.[...

картотека игр на развитие слухового восприятия, артикуляционного аппарата, речевого дыхания , на развитие темпа речи и громкости голоса, а так же на развитие мелкой моторики рук.

картотека игр на развитие слухового восприятия, артикуляционного аппарата, речевого дыхания , на развитие темпа речи и громкости голоса, а так же на развитие мелкой моторики рук....