ЗНАЧЕНИЕ ДИАГНОСТИКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
консультация

Диагностика игровой деятельности дает возможность контролировать своевременность ее формирования у каждого ребенка.  Педагоги легко смогут определить, на каком уровне развития игры находится каждый ребенок, что позволит им индивидуализировать задачи руководства и определить эффективность осуществляемого воспитателем руководства игрой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        

ЗНАЧЕНИЕ ДИАГНОСТИКИ  ДЛЯ        РАЗВИТИЯ ИГРОВОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное, место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности.

В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, имеющая очень большое значение для развития ребенка дошкольного возраста; в ней развиваются действия в представлении, ориентация в отношениях между людьми, первоначальные навыки кооперации (А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, Л А. Венгер, А. П. Усова и др.). Именно в игровой деятельности формируются те новообразования, которые необходимы ребенку в школьные годы, такие, как воображение, память, речь, конкретно-образное мышление.

Проблеме игры детей дошкольного возраста посвящены многие отечественные исследования. Одни из них направлены на изучение теории ролевой творческой игры (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и т.д.). В других определяются особенности, место и значение дидактических и подвижных игр в педагогическом процессе (Е.И. Радина, А.И. Сорокина, Е.И. Удальцова, В.Р. Беспалова и т.д.). Третьи раскрывают значение игры в художественном воспитании детей (П.А. Ветлугина, Н.П. Сакулина, Н.В. Артемова и др.).

На современном этапе актуальна проблема диагностики игры, что дает:

1. Научно-обоснованный  контроль  за своевременностью развития  игровой деятельности у каждого ребёнка.

2. Поэтапное планирование формирования игру у каждого ребёнка.

3. Повышение качества руководства игрой.

4. Определение развития у детей интегративных качеств и достижений в овладении умениями и навыками в различных образовательных областях.

          1.1 Сущность понятия «диагностика»

            Диагностика - это деятельность по выявлению состояния и качества результатов процесса обучения, а также причин и условий, приведших к этим результатам.

1.2 Сущность понятия «игровая деятельность»

Игровая деятельность – исторически возникший вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними в особой условной форме. И (по определению А.Н.Леонтьева) является ведущей деятельностью ребёнка-дошкольника, т.е. такой деятельностью, благодаря которой развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребёнка к новой, высшей ступени его развития.

 1.3 Критерии для анализа игровой деятельности        

Игровая деятельность, анализируется по следующим критерия:

  •  Распределение ролей (может ли ребенок самостоятельно распределить роли без конфликтных ситуаций или только при помощи взрослых);
  • Основное содержание игры (выполняет ли действие с определенным предметом, направленное на другого, в соответствии с реальностью или связанных с отношением к другим людям);
  • Ролевое поведение, с помощью которого ребенок имитирует характерные для персонажа действия, используя речь, предметы; (роли ясно выделены до начала игры, роль определяет и направляет поведение ребенка, роль называется или определяется игровыми действиями);
  • Игровые действия (игровые действия многообразны, логичны, имеют четкую последовательность, разнообразны, динамичны в зависимости от сюжета или игра заключается в однообразном повторении 1-го игрового действия)
  • Использование атрибутики и предметов–заместителей (использование многофункциональных предметов и при необходимости изготовление небольшого количества ключевых атрибутивных предметов самостоятельно или использование   атрибутики   при   подсказке взрослого);
  • Выполнение правил (соблюдение заранее оговоренных правил на всем протяжении игры, правила выделены, соблюдаются, но могут нарушаться в эмоциональной ситуации или ребёнок категорически не соблюдает правила);
  • Взаимоотношение детей в игре (насколько ребёнок коммуникативный или любит играть в одиночку).

1.4 Значение диагностики в развитии игры дошкольников

Диагностика игровой деятельности дает возможность контролировать своевременность ее формирования у каждого ребенка.  Педагоги легко смогут определить, на каком уровне развития игры находится каждый ребенок, что позволит им индивидуализировать задачи руководства и определить эффективность осуществляемого воспитателем руководства игрой.

В работе можно использовать различные  методики диагностирования сформированности игровой деятельности у дошкольников. Используя их, педагоги могут определить, на каком уровне развития игры находится каждый ребенок, что позволит им индивидуализировать задачи руководства и определить эффективность осуществляемого воспитателем руководства игрой.

        ВЫВОД        

Игра – основной вид деятельности ребенка вплоть до младшего школьного возраста. Игровая деятельность в режиме дня дошкольного учреждения занимает большую часть времени. Игра удовлетворяет основные потребности дошкольника: стремление к самостоятельности, активному участию в жизни взрослых. Ребенок в игре действует самостоятельно, свободно выражает свои желания, представления, чувства. Нет таких положительных качеств, которые нельзя было бы развить у ребенка в ходе игры. Через игру можно развить познавательные характеристики ребёнка, подготовить его к жизни в современном обществе, заставить его поверить в свои силы и возможности. 

Также игра удовлетворяет потребности ребенка в общении, дети вступают в отношения взаимного контроля и помощи, подчинения, требовательности. В игре ребенок учится ставить цель, планировать, добиваться результатов, то есть в ней зарождаются основы трудовой и учебной деятельности, развивается воображение.  
        Являясь самовозникающим явлением, игра, тем не менее, нуждается в руководстве взрослых, которые, управляя игрой, содействуют обогащению кругозора, развитию образных форм познания, упрочению интересов, развитию речи. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение развлечений для дошкольников

Разлечение для ребенка - это положительные эмоции. Давайте об этом помнить!...

Значение плавания для дошкольников с нарушением речи.

Занятия плаванием  укрепляют мышечный аппарат дошкольника. Это актуально и для дошкольников с нарушением речи....

Консультация для воспитателей" Режим и его значение в жизни дошкольника".

Фундамент здоровья человека закладывается в раннем детстве, поэтому для воспитания здорового человека, правильного формирования личности большое значение имеют условия его жизни, особенно в период дош...

Значение рисования для дошкольников

О необходимости рисования детьми. О внимании к творениям детей со стороны родителей....

Значение музыкального воспитания дошкольников

Различные виды искусства обладают специфическими средствами воздействия на человека. Музыка же имеет возможность воздействовать на ребенка на  самых ранних этапах. Доказано, что даже внутриутробн...

Значение эксперементирования для дошкольников

Детское экспериментирование – одна из форм организации детской деятельности...

Значение праздников для дошкольников.

Статья раскрывает значение праздников для детей дошкольного возраста....