Проект «Игровые технологии – как средство развития вокальных данных у детей дошкольного возраста»
проект

Вдовицына Елена Яковлевна

Инновация проекта основывается на внедрении в практику игровой методики обучения детей пению О.В. Кацер. Обучение  пению будет происходить через игровую деятельность. Непроизвольное обучение детей в игре не нарушает их психофизического состояния, потому что в ней есть все необходимое для развития: интерес, положительные эмоции, образ, фантазии, речевое общение, движение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_lena_itog.doc228 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение муниципального образования г. Саяногорск

детский сад комбинированного вида №16 «Дюймовочка»

Проект

«Игровые технологии – как средство развития вокальных данных у детей дошкольного возраста»

                

Автор: Вдовицына Е.Я.

музыкальный руководитель

I квалификационная категория

Саяногорск 2012 г

  1. Обоснование актуальности проекта

Каждый человек при рождении получает уникальный дар – голос. И уникальность его заключается в том, что у него не одна функция, а несколько.

Во-первых, голос является частью той энергии, жизненной силы, которая дарована каждому: ребёнок голосом при рождении сигнализирует о своей жизнеспособности. Взрослые, родители и педагоги, постепенно начинают ограничивать ребёнка в проявлении эмоций через голос, не давая  тем самым возможности выплеснуть накопившуюся энергию. Не осознавая того, родители и педагоги содействуют появлению  речедвигательного дефицита в развитии ребёнка, что задерживает не только развитие голоса и речи, но и способствует постепенному ослаблению  физического и психического здоровья детей.

Следующая функция: голос – это инструмент общения человека с окружающим миром. Когда звучит голос человека, мы не просто слышим его, но и воспринимаем телесно и независимо от нашего сознания резонируем с ним. Человек непроизвольно включает окружающих его людей в процесс проживания своего голоса. При этом всего одна пятая часть производимого человекам звука направлена во внешнее пространство, т.е на других людей. Остальная же часть вибраций охватывает внутреннее пространство нашего тела, вызывая резонанс всех органов и систем собственного организма. Всё вступает во взаимодействие, когда человек кричит, говорит и поёт.

Надо отметить, что голос может не только красиво звучать, приносить удовольствие себе и другим, но  он ещё способен оздоровить поющего человека. Доказано, что пение гармонизирует деятельность всех жизненно важных органов и систем организма. Кроме того, пение освобождает человека от негативных эмоций, мыслей, снимает нервное напряжение, приводит человека к состоянию покоя и радости.

И, наконец, голос человека при его желании и благоприятных условиях может стать музыкальным инструментом, единственным и неповторимым, как отпечатки пальцев. Воспользоваться своим музыкальным инструментом можно всегда и в любое время на протяжении всей жизни. При помощи этого инструмента человек может выразить своё настроение, передать в пении своё эмоциональное и душевное состояние. В связи с этим выявилась проблема в создании этих самых благоприятных условиях.

  1. Проблема, решению которой будет способствовать проект:

Создание благоприятной музыкально-певческой среды, на основе которой формируются музыкальные способности ребёнка.

  1. Сфера использования проекта:

Дошкольные образовательные учреждения.

  1. Цель проекта:

Формирование у детей устойчивого интереса к пению через музыкально-игровую деятельность

  1. Задачи проекта:
  • накопить музыкальные впечатления и слуховой опыт, развить музыкальный слух; способствовать развитию  музыкальных способностей: мелодического и метроритмического слуха, ладового чувства, музыкальной памяти;
  • создать условия для сохранения и укрепления здоровья;
  • развивать и укреплять дыхательную систему;
  • научить петь, расширять диапазон голоса, а значит, речевые и певческие возможности;
  • воспитывать культуру слушания и сценического исполнения.

  1. Участники (возраст):

         Дети дошкольного возраста (4-7 лет) 15 человек.

  1. Сроки реализации проекта:

январь 2012 года – май 2015 года (3 года)

  1. Инновация проекта

Внедрение в практику игровой методики обучения детей пению О.В. Кацер.

Обучение  пению будет происходить через игровую деятельность. Непроизвольное обучение детей в игре не нарушает их психофизического состояния, потому что в ней есть все необходимое для развития: интерес, положительные эмоции, образ, фантазии, речевое общение, движение.

  1. Этапы реализации проекта

                               1 – й этап Организационный

Цель: Изучение литературы по данной проблеме, накопление методического материала, изготовление пособий.

                               2 – й этап Диагностический

Цель: Выявление начального уровня развития музыкальных способностей детей, степени заинтересованности дошкольников песенным видом  деятельности.

                                 3 – й этап Практический

Цель: Перспективное планирование музыкальной образовательной деятельности с учётом результатов диагностики. Внесение корректировок в образовательный процесс. Разработка цикла музыкальной образовательной деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий и оздоровительных упражнений: релаксация, вокалотерапия, хоровой метод по Базарному, дыхательная гимнастика, динамические упражнения.

Организация  обучения детей пению строится в следующей последовательности:

  1. Развитие речевых  навыков
  • артикуляционная гимнастика;
  • игры и упражнения, развивающие речевое и певческое дыхание;
  • развивающие игры с голосом;
  • речевые игры и упражнения;
  • ритмодекламация.

Задачи:

  • «разогреть» мышцы речевого и дыхательного аппарата;
  • обострить интонационный слух;
  • подвести детей к воспроизведению музыкальных звуков;
  • сделать обучение пению более понятным и привлекательным занятием.

  1.  Обучение пению
  • знакомство с песней;
  • работа над словами и интонацией;
  • работа над движениями;

Задачи:

  • формировать и развивать подвижность голосового аппарата, снимать напряжение артикуляционных мышц (языка, губ, щёк, нёба);
  • формировать и развивать певческое дыхание;
  • формировать и развивать навыки ясной дикции;
  • формировать и развивать певческую интонацию.

                                  4 – й этап Обобщающий

Цель: Исследование результатов практической деятельности.

10. Ожидаемые результаты:

  • повышен уровень развития музыкальных и творческих способностей детей;
  • накоплены музыкальные  впечатления  и слуховой  опыт, развит музыкальный  слух;
  • приобщены к искусству пения;
  •  развиты  музыкальные способности: мелодический и метроритмический слух, ладовое чувство, музыкальная память;
  • расширен диапазон голоса, а также речевые и певческие возможности;
  • развита и укреплена дыхательная система;
  • сформирован устойчивый положительный эмоциональный фон настроения;
  • сформирован устойчивый интерес к искусству пения и исполнительской песенной деятельности.

11. Ресурсы, необходимые для внедрения проекта:

  • музыкальный зал;
  • оборудование: микрофон, CD диски с фонограммами, музыкальный центр;
  • фортепиано;
  • костюмы для концертных выступлений;
  • нотный материал, картотека игр, картотека песенного материала.

12. Краткое описание мероприятий, направленных на осуществление проекта:

 

Участники

Название мероприятия, тема

Срок

Дети дошкольного возраста

  • Цикл занятий

«Через пение к здоровью»

В течение реализации проекта

  • Развлечения:

«Звонкие голоса», «С песней веселее!»,  «Пою я и вся моя семья» и др.

  • Участие в городском фестивале детского творчества «Хрустальный ключик»

Ежегодно

       

       

Родители

  • Консультации:

«Дышать, чтобы жить»;

«Влияние музыки на психоэмоциональное состояние ребёнка»;

«Музыка и мозг ребёнка»;

«Не говорить, а петь!»

«В ритме с ритмом» и др.

В течение реализации проекта

  • Анкетирование:

«Музыкальное развитие ребёнка»

  • День открытых дверей:

«В дружбе с музыкой»;

«Играть и петь»;

«Пение как средство развития речи» и др.

  • Совместные праздники и развлечения:

«День матери», «Мама, папа, я – спортивная семья», «23 февраля», «Музыкальный фестиваль» и др.

Педагоги ДОУ

  • Консультации:

«Музыка и эмоции»;

«Значение диафрагмального дыхания» и др.

В течение реализации проекта

  • Семинар – практикум

«Правильно дышу – красиво пою»

Музыкальные руководители ДОУ города

  • Презентации:

Проект «Прекрасен мир поющий!»

В течение реализации проекта

  • Консультации:

«Ситуация успеха на праздниках и развлечениях»;

«Значение внедрения в образовательный процесс игровых методик»» и др.

        12. Оценка результатов:

Для определения результативности и эффективности реализации проекта используется мониторинг, который проводится в начале и в конце каждого учебного года.

№ п/п

Ф.И. ребенка

Чистота интонации звуко-высотный слух

Пение под сопровождение и пение

a-capella

Вокальная техника

Владение микрофоном

Сценическое исполнительство

Песенные импровизации

Преобладающий фон настроения

ИТОГ

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

Где:

«1» - начало года

«2» -  конец года

3 балла – высокий уровень

2 балла – средний уровень

1 балл – низкий уровень

13. Перспективы дальнейшего развития проекта:

Данный проект может быть использован не только в дальнейшей практике нашего детского сада, но и другими детскими учреждениями.

Развитие вокальных данных средствами игры является значимым и актуальным направлением деятельности, поэтому планируется обобщение и распространение опыта реализации проекта на конференциях, семинарах и публикации в печати.