Проект по социально-коммуникативному развитию: «Мир вокруг нас»
методическая разработка (младшая группа)

Проект по социально-коммуникативному развитию: «Мир вокруг нас» был разработан воспитателями: Головкиной М.В., Никитиной Е.В.; учителем-логопедом Пичужкиной М.С. Актуальность темы: В ФГОС предусматривается развитие дошкольников по усвоению норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_mir_vokrug_nas.docx160.73 КБ

Предварительный просмотр:

структурное подразделение  государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области начальной школы

с. Красноармейское муниципального района Красноармейский

Самарской области детский сад «Огонек»

Проект

по социально-коммуникативному развитию:  

«Мир вокруг нас»

C:\Documents and Settings\user\Мои документы\Загрузки\8_4.jpg

Авторы-составители: Головкина М.В., Пичужкина М.В., Никитина Е.В.

2018-2019 г.

Актуальность темы:

В ФГОС предусматривается  развитие дошкольников по  усвоению норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные  ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и  сверстниками; становление  самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального  и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых.

Педагоги дошкольных образовательных учреждений обеспокоены изменениями в нравственном, социально-коммуникативном  развитии дошкольников, их поведении. Современные дети с трудом усваивают те или иные нравственные нормы, они стали более эгоистичными, капризными, избалованными, зачастую неуправляемыми. Как следствие, манипулирование родителями, трудности в общении и взаимодействии с взрослыми и сверстниками, это обусловлено комплексом социально-психологических проблем (агрессивностью, застенчивостью, гиперактивностью, пассивностью ребёнка).

Тип проекта: долгосрочный.

Длительность работы над проектом – сентябрь 2018г. – май 2019 г.

 Участники проекта: дети II младшей группы, родители воспитанников, воспитатели группы, учитель – логопед, музыкальный руководитель.

Цель проекта:

позитивная социализация детей дошкольного возраста, через приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи и общества.
Задачи проекта:

  • Способствовать установлению положительных контактов между детьми, основанных на общих интересах к действиям с игрушками, предметами и взаимной симпатии.
  • Развивать эмоциональную отзывчивость, любовь к родителям, привязанность и доверие к сотрудникам детского сада.
  • Помогать детям в освоении способов взаимодействия со сверстниками в игре, в повседневном общении и бытовой деятельности (спокойно играть рядом, обмениваться игрушками, объединяться в парной игре, вместе рассматривать картинки, наблюдать за домашними животными и пр.).
  • Постепенно приучать детей к выполнению элементарных правил культуры поведения в детском саду и дома.
  • Развивать свободное общение со взрослыми и детьми: развивать умение  вступать в общение, узнавать и называть знакомых персонажей на картинках и их действия, отвечать на вопросы о себе, узнавать  на  фотографии  и  называть  членов  своей  семьи,  разговаривать  о  любимых  игрушках.  Проявлять  интерес  к  общению  с  детьми,  называть  знакомых  детей  по именам, по показу педагога включаться в игры с общей игрушкой.  
  • Развивать  в  различных  видах  детской деятельности все  компоненты  устной  речи  детей: развивать умение  вступать  в речевые  контакты  со  взрослыми  и  сверстниками  по разным  поводам;  отвечать на вопросы, обращения взрослого; сообщать о своих впечатлениях, желаниях;  договариваться  со  сверстником  о  совместных  действиях  в  игре,  участвовать  в  общем  разговоре,  задавать  вопросы  в  условиях  наглядно  представленной  ситуации общения.  

Этапы работы над проектом:

I. Подготовительный этап
- постановка цели и задач; информирование родителей по теме проекта;
- пополнение предметно-развивающей среды;
- подборка иллюстраций, картин, презентаций по темам занятий и бесед;
- подборка детской литературы по тематике проекта;
- выбор материалов для реализации проекта.

II. Основной (практический)

Реализация проекта через взаимодействие с детьми, родителями; внедрение различных форм работы во все виды деятельности детей.

№ п/п

Мероприятие

Сроки

Ответственные

1

Фотовыставка «Быть здоровым я хочу – пусть меня научат!»

сентябрь

Головкина М.В.

Пичужкина М.С.

2

Осенний праздник

октябрь

Татаринцева Л.Н.

Головкина М.В.

Никитина Е.В.

Пичужкина М.С.

3

Совместное мероприятие с родителями: «Вся семья вместе, так и душа на месте»

ноябрь

Татаринцева Л.Н.

Головкина М.В.

Никитина Е.В.

Пичужкина М.С.

4

Новогодний праздник

декабрь

Татаринцева Л.Н.

Головкина М.В.

Никитина Е.В.

Пичужкина М.С.

5

Разработка картотеки  дидактических игр и упражнений по социально-коммуникативному развитию  детей II младшей группы, изготовление пособия «Чудо-слова».

январь

Пичужкина М.С.

Головкина М.В.

Никитина Е.В.

6

Фото коллаж «Здесь солнце светит нам всегда»

февраль

Головкина М.В.

Никитина Е.В.

Пичужкина М.С.

7

Праздник для мам и бабушек

март

Головкина М.В.

Никитина Е.В.

Пичужкина М.С.

Татаринцева Л.Н.

8

Фото презентация «Остановись мгновенье...»

апрель

Головкина М.В.

Никитина Е.В.

Пичужкина М.С.

9

Итоговое мероприятие для  родителей по реализации проекта «Мир вокруг нас» (видео презентация)

май

Головкина М.В.

Никитина Е.В.

Пичужкина М.С.

Темы НОД и бесед с детьми:

НОДы: «Я люблю свой детский сад», «Правила дружной игры», «Все привыкли мы к порядку», «Что такое улица», «Не топчи травку», «Машины на нашей улице», « Игрушки в нашей группе», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Дом в котором я живу», «Зимушка хрустальная», «Наши Защитники»,«Кто о нас заботится».

Беседы:  «Овощи и фрукты полезные продукты»,  «Моя семья»; « Мы такие разные», «Профессии», «Как вести себя в детском саду?», «С кем я живу», «Забота о близких, «Хорошо у нас в саду, «Вежливые слова», «Хорошие манеры», Домашние животные».

Игры и упражнения: «Просим извинения»,  «Мы поссоримся и помиримся», «Настроение», «Дружба», «Разное настроение», «Кому что нужно для работы», «Я принёс тебе подарок», «Найди место для игрушки»,  «Помоги Кате навести порядок», «Загадки – движения».

Музыка: Слушание и пение песен о семье, о маме, о животных.

Игровая деятельность: Сюжетно – ролевые игры: «Едем в автобусе»,  «Семья», «Водители», «Ведем куклу на прогулку», «Уложим куклу Катю спать», «Сварим вкусный суп», «У куклы Кати день рождение», «Новоселье куклы».

Дидактические игры: «Что изменилось?», «Чудесный мешочек», «Узнай на вкус», «Такой листок – лети ко мне!», «Большие – маленькие», «На птичьем дворе», «Когда это бывает».

НОД рисование: «Заборчик», «Полосатый коврик», «Солнышко», Елочка нарядная», «Пушистый снег»,  «Книжки-малышки», «Весна пришла», «Одуванчики в траве».

Лепка: «Крендельки», «Баранки», «Шарики», Печенье», «Погремушка», «Пирамидка», «Маленькая куколка», «Самолеты».

Аппликация: «Яблоки», «Красивая салфеточка», «Снеговик», «Красивый цветочек», «Скворечник».   

Художественная литература:

Русский фольклор: Песенки, потешки, заклички. «Пальчик-мальчик...», «Заинька, попляши...», «Ночь пришла,..», «Сорока, сорока...?, «Еду-еду к бабе, к деду...», «Тили-бом! Тили-бом!...»; «Как у нашего кота...», «Сидит белка на тележке...», «Ай, качи-качи-качи », «Жили у бабуси...», «Чики-чики-чикалочки...», «Кисонька-мурысенъка...», «Заря-заряница...»; «Травка-муравка.,.», «На улице три курицы...», «Тень, тень, потетень..», «Курочка-рябушечка...», «Дождик, дождик, пуще...», «Божья коровка..,», «Радуга-дуга...».

  Сказки. «Колобок», обр. К. Ушинского; «Волк и козлята», обр. А. Н. Толстого; «Кот, петух и лиса», обр. М. Боголюбской; «Гуси-лебеди»; «Снегурочка и лиса»; «Бычок — черный бочок, белые копытца», обр. М. Булатова; «Лиса и заяц», обр. В. Даля; «У страха глаза велики», обр. М. Серовой; «Теремок», обр. Е. Чарушина.

 Фольклор народов мира: Песенки. «Кораблик», «Храбрецы», «Маленькие феи», 

Сказки. «Рукавичка», «Коза-дереза» укр., обр. Е. Благининой; «Два жадных медвежонка», венг., обр. А. Краснова и В, Важдаева; «Упрямые козы», узб., обр. Ш. Сагдуллы; «У солнышка в гостях», пер, с словац. С. Могилевской и Л. Зориной; «Лиса-нянька», пер. с финск. Е. Сойни; «Храбрец-молодец», пер. с болг. Л. Грибовой.

III. Заключительный этап: Видео презентация «Мир вокруг нас».

Используемая литература:

  1. «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы. М.; Мозаика – Синтез, 2011 год
  2. Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду». М., Просвещение, 1991
  3. Смирнова Е.О., Богуславская З.М. «Развивающие игры для детей». – М.,Просвещение, 1991
  4. Михайленко И.Я., Короткова Н.А. «Игра с правилами в дошкольном возрасте». – М.; Сфера,2008
  5. Михайленко И.Я., Короткова Н.А. «Как играть с ребенком?». – М.; Сфера,2008
  6. Губанова Н.Ф. «Игровая  деятельность в детском саду». – М.; Мозаика – Синтез, 2007 -2010
  7. Л.Н. Павлова и др. Ранее детство: познавательное развитие. Методическое пособие.- М.: Мозайка -Синтез, 2000г.
  8. К.Л. Печора и др. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: Кн.для воспитателя дет.сада.-М.:Просвещение,1986.
  9. О.В. Полищук. Использование развивающих игр в работе с детьми        

младшего   возраста. – Снежногорск

10.Дурова Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно      

                 произносить   звуки. Методическое пособие. – М.: мозаика-Синтез,          11.Маханева М.Д. Подготовка к обучению грамоте детей 3-4 лет. М.:  

                   ТЦ Сфера,2007.

12.Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом:  

                 пособие для  воспитателя дет. сада / Под ред. Ф.А. Сохина. М.:  

                 Просвещение,  1991

   13.  Выготский Л. С. Вопросы детской психологии.  – СПб.,1997.

   14. Виноградова Н. Ф. Программа обучения и развития детей 5 лет «Предшкольная        

         пора». – М. : ИЦ «Вентана – Граф»., 2011.

    15. Дыбина О. В. Предметный мир как источник познания социальной  

          действительности. – Самара, 1999.

     16. Козлова С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной  

            действительностью. – М., 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр (Социально - коммуникативное направление развития)

Социально- коммуникативное направление развития.ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА....

Конспект непосредственно- образовательной деятельности по социально-коммуникативному, познавательному развитию «Огонь- друг, огонь- враг» с детьми среднего дошкольного возраста

Занятие о пожарной безопасности,о представлении труде пожарных,о формировании элементарных навыков в поведении при возникновении пожара.Дать понятие о том, что огонь может приносить пользу и вред....

Цифровой образовательный ресурс по социально-коммуникативному направлению развития ребенка

Данный вид ЦОР предусмотрен для обучения детей правилам пожарной безопасности....

Конспект занятия по формированию ценностной культуры мира с интеграцией образовательных областей «социально коммуникативное », «познавательное развитие», «речевое развитие», «художественно эстетическое» ,«физическое развитие» в группе раннего развития.

Конспект занятия по формированию ценностной культуры мира с интеграцией образовательных областей «социально‑коммуникативное », «познавательное развитие», «речевое развити...