Статья. Сенсорное развитие-фундамент умственного развития ребенка.
статья (младшая группа)

Тесленко Татьяна Александровна

Статья. Сенсорное развитие-фундамент умственного развития ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.76 КБ

Предварительный просмотр:

Сенсорное развитие-фундамент умственного развития ребенка.

Сенсорное развитие составляет основу умственного развития ребенка. От того, насколько полно ребенок научиться воспринимать объекты, предметы, явления действительности, оперировать этими знаниями, зависит процесс его «вхождения» в окружающий мир, формируются и обогащаются знания о нем.
Сенсорное развитие предполагает обогащение чувственного опыта ребенка через совершенствование работы всех видов анализаторов: слухового, зрительного, тактильно-двигательного, обонятельного, осязательного, вкусового. Большое значение здесь играет и овладение ребенком системой сенсорных эталонов.
Выделение формы, величины, цвета – обязательный этап чувственного познания мира. При знакомстве с этими свойствами предмета расширяется поле восприятия – основа развития интеллекта.
Усвоение сенсорных эталонов происходит через разнообразные виды деятельности. 
1. Познавательно-исследовательская деятельность 
• Наблюдения в природе и экспериментирование с природными материалами (шишки, каштаны, грецкие орехи, камешки, крупы…) «Сравни листочки», «Чьи следы больше?», «Покормим зверюшек», «Что выше куст или дерево?»
• Игры – эксперименты с водой (наливаем, выливаем, кидаем в воду всё подряд, вылавливаем из воды, подкрашиваем, меняем температуру...)
• Игры с песком, землёй и глиной: «Чувствительные ладошки» ...
• Развивающие игры с предметами (сборно-разборные игрушки, матрёшки, пирамидки, объёмные вкладыши, рамки-вкладыши, коробки с отверстиями для проталкивания, кубы, шары...) «Игрушка-матрёшка»; «Соберём пирамидку», «Покажи, о чём я скажу»; «Магазин игрушек», «Почтовый ящик».
• Дидактические игры для формирования представлений о цвете: «Подбери по цвету», «Найди пару», «Посади матрёшку в поезд», «Одень красиво кукол», «Цветные полянки», «Разложи по коробкам», «Спрячь мышку», «Найди палочку», «Воздушные шары», «Собери бусы по цвету»
• Игры с логическими блоками Дьенеша, палочками Кюизенера, развивающими кубиками «Сложи узор», «Ловись рыбка», «Белые и чёрные камешки», «Цветовое лото» ...
• Дидактические игры для формирования представлений о форме: «Передай мяч», «Почтовый ящик», различные «Рамки-вкладыши», рамки Монтессори , «Волшебный мешочек», «Обводим всё (силуэты)», «Найди предмет похожей формы», «Подбери крышку к банке». игры с логическими блоками Дьенеша...
• Дидактические игры для формирования представлений о величине: «Что больше?», «Большой-маленький», «Нанижи бусы», «Матрёшки построились», «Разбери шишки (снежинки, морковки, зайчиков, листочки...), игры с логическими блоками Дьенеша, «Закрой окошки» ...
• Дидактические игры для формирования представлений об ориентировке в пространстве: «Что изменилось?», «Вверх-вниз», «Где шарик?», «Поручения», «Соберём квадраты», «Разрезные картинки», «Где же наши ручки?», «Найди половинку», «Игрушки играют в прятки», «Чего не хватает у мишки, зайки, лисички...» ...
• Дидактические игры для формирования представлений о вкусе, запахе, текстуре, звучании: «Узнай на ощупь», «Чудесный мешочек», «Что и где слышно?», «Музыкальные прятки», «Кто разбудил щенка?», «Кто в домике живёт?», «Овощи и фрукты», «Угощение» ...
• Дидактические игры для формирования представлений о времени: «Когда это бывает?», «Соберём кукол на прогулку» ...
2. Продуктивная деятельность, 
• Конструирование: игры в крупный и мелкий строитель (пластмассовый, деревянный, мягкий...), игры с конструктором-лего (крупным и мелким), игры с развивающими кубиками «Сложи узор», игры с логическими блоками Дьенеша, игры с мозаикой нескольких видов (по форме и величине), «Бусы для нанизывания», игры с различными шнуровками...
• Рисование: игры с красками 8 цветов (на белом фоне, цветном, по мокрому, внутри контура, пальцами...)
• Лепка, аппликация: игры с фольгой, цветной бумагой, картоном, ватой, салфетками, клеем, пластилином, тестом...
3. Игровая деятельность
• Игры с куклами, мишками, собачками: «Катя угощает друзей». «Уложим куклу спать», «Купание кукол», «Куклы собираются на прогулку», «Расчешу волосики».
• Игры с машинками: «Прокати по дорожке», «Поставь в гараж», «Перевези мячи», «Эх, прокачу!» ...
4. Двигательная деятельность
• Игры с крупногабаритными игрушками-двигателями (каталками, качалками, велосипедами, колясками...)
• Двигательные задания с использованием физкультурного оборудования
• Подвижные игры, имитационные упражнения, игры с мячами
• Босохождение по «Дорожкам здоровья» ...
5. Коммуникативная деятельность
• Игры с мячом в кругу
• Игры руками с небольшим предметом (массажный мячик, грецкий орех, шестигранный карандаш, «каталочка» из пробок...)
• Пальчиковые игры 
• «Чудесный мешочек» (один на всех, каждому свой).
6. Музыкально художественная деятельность
• Игры на развитие фонематического слуха
• Игры с различными музыкальными инструментами (бубен, барабан, погремушка, трещотка, дудка...)
• Игры с самодельными звучащими предметами
• Театрализованные игры (плоскостной, пальчиковой театры, куклы бибабо...)
• Народная игрушка (неваляшки, свистульки...)
7. Чтение художественной литературы
• Детские песенки, потешки, стишки (сопровождающие все другие виды деятельности)
• Книжки из разных материалов
• Книжки с музыкальными эффектами
• Красочные книжки разных размеров...
8. Трудовая деятельность
• Трудовые поручения по сбору и группировке по местам игрушек в группой комнате
• Приведение в первоначальный вид разобранных дидактических пособий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сенсорная культура и умственное развитие ребенка

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п....

Сенсорное воспитание — основа умственного развития ребенка

    Сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на ...

Доклад на родительском собрании на тему: «Сенсорное воспитание – фундамент умственного развития ребенка».

Сенсорное развитие (чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Малыш рождается на свет с готовыми к ...

Сенсорная культура и умственное развитие ребенка младшего дошкольного возраста.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ ПО СЕНСОРНОМУ ВОСПИТАНИЮ.  Консультация для родителей «Значение сенсорного воспитания»...

Сенсорное культура и умственное развитие ребенка дошкольного возраста.

Статья для педагогов и родителей о значении сенсорного развития....