Доклад по развитию мелкой моторики у младшего дошкольного возраста
методическая разработка (младшая группа)

Спицина Екатерина Ивановна

Доклад по развитию мелкой моторики у младшего дошкольного возраста с образцом развивающего пособия созданного своими руками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_po_razvitiyu_melkoy_motoriki.docx555.44 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Калачевская СОШ»

ДО «Березка»

Доклад

Развитию мелкой моторики у младшего дошкольного возраста.

Подготовила: воспитатель

Спицина Екатерина Ивановна

Мелкая моторика – это точные, хорошо скоординированные движения преимущественно небольшой амплитуды и силы. Кончики пальцев рук – это «второй мозг».

У мелкой моторики есть очень важная особенность. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге речевой и моторные центры расположены очень близко друг к другу, поэтому при стимуляции навыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться. Именно поэтому для своевременного развития речи необходимо большое внимание уделить развитию мелкой моторики. Мелкая моторика влияет на ловкость рук, на почерк, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка. По особенностям развития мелкой моторики ребенка в дальнейшем судят о готовности его к обучению в школе. Если все в порядке, то ребенок подготовлен к обучению письму, умеет логически мыслить и рассуждать, имеет хорошую память, концентрацию внимания и воображения, связную речь.

Когда начинать развивать мелкую моторику? Специалисты рекомендуют начинать развивать мелкую моторику у детей в возрасте восьми месяцев. Именно в этот период пальцы рук уже будут поддаваться активной тренировке. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.

Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека –от 3-х до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте надо развивать память, восприятие, мышление, внимание.

Игра в жизни дошкольника – это основной вид деятельности. Через игру он знакомится с окружающим миром, у него формируется психика, происходит становление личности и физическое развитие. Упражнения, связанные с улучшением мелкой моторики, часто построены на повторении небольших движений пальцами. Ребенку быстро надоест выполнять такую работу, если не подать ее в виде игры. Игровая деятельность повышает настроение, развивает воображение и фантазию, совместные игры с ровесниками побуждают чувство коллективизма, а игры с участием родных объединяют семью. В детском саду упражнения по развитию мелкой моторики можно совмещать с разминкой занятия.

При подборе игровых упражнений мы принимаем во внимание следующие принципы:

  • игровые упражнения должны приносить радость детям, а личностные отношения взрослого и ребенка строятся на основе доверия, взаимопонимания, доброжелательности. Ребенок знает, что получит необходимую помощь при затруднениях;
  • постепенное усложнение игрового материала, упражнений, от простого к сложному.

Мы используем множество занятий, игр, упражнений для развития мелкой моторики:

Массаж ладошек, разрывание бумаги, бусы, вкладыши, игры с песком и цветной солью, завинчивание крышек, застегивание и шнуровка, лепка, рисование и раскрашивание, собирание мозаик и пазлов, вырезание.

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются пальчиковые игры. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны, захватывают ребенка своей импровизацией, непосредственностью, театрализацией, элементами сюрпризности и предполагают наличие ситуации успеха. Они способствуют развитию речи, творческой и мыслительной деятельности.

Графическая деятельность способствует лучшей ориентировке в условиях двумерного пространства листа бумаги и готовит руку ребенка к письму. Для рисования выбирают такие объекты как волны, радуга, клубы дыма, чешуйки у рыб. Затем усложняется работа по дорисовыванию орнаментов и лабиринтов. При этом ведется обучение правильным приемам действий: вести линию сверху вниз и слева на право; штриховать ровно, без пробелов, не выезжая за контур; сохранять параллельность и расстояние между штрихами.

Также мы с детьми создаем коллективные работы, выполняя поделки в одной тематике. Здесь также используются разнообразные материалы для развития пальчиков. Например, последняя работа выполнена ко дню космонавтики.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь. Дошкольник с низким уровнем моторики быстро утомляется. Ему трудно рассеивается, появляется чувство тревоги. В дальнейшем это может привести к отставанию к учебе.

Мною была создана доска – стенд по развитию мелкой моторики. Идея создания развивающей доски с замочками принадлежит известному педагогу Марии Монтессори. Основной целью такой конструкции было развить у ребенка интеллект, воображение и многие бытовые навыки, связанные с моторикой. Кстати, упражнения с развивающей доской — это и пальчиковая гимнастика, и умственное развитие малыша. В ее состав обычно входят: на твердую основу прикреплены:

  • Профиль головы из пенопласта с волосами-нитками для плетения косичек
  • Щетка
  • Шнуровка которая на ботиночке и на дверцах
  • Замочек
  • Прищепки с бельевой веревкой
  • Пробки с резьбой для закручивания
  • Пуговицы для тренеровки застегивания
  • Замок с ключиком
  • Выключатель
  • Мебельные колесики
  • Пряжки для одежды
  • Брелки, лего конструктор

Для крепления я использовала саморезы и клей – пистолет.

Я использовала яркие цвета, что привлечь детей. Этой доской я пользуюсь при индивидуальных занятиях с детьми. Также здесь идет закрепления цвета, длины, счета и геометрических фигур.

C:\Users\Systems\Desktop\работа\фото сад 2018-2019гг\IMG_20190409_170858.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста как средство развития речи" (консультация для воспитателей общеразвивающих групп)

   Специалисты в области детской психологии и логопедии уже давно установили, что уровень развития речи детей находиться в прямой зависимости от степени развития тонкой моторики руки....

«Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста по средствам использования элементов нетрадиционных техник в аппликации»

Методическая разработка о специфике освоения аппликации в младшем дошкольном возрасте; об особенностях использования элементов нетрадиционных техник в аппликации у детей младшего дошкольного возр...

Дидактическая игра на развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста "Цветные ленточки"

Почему игры шнуровки полезны1) Игры шнуровки развивают мелкую моторику.2) Игры шнуровки развивают координацию движения ручек (сенсомоторная координация).3) Игры шнуровки развивают усидчивость, терпени...

Дидактическая игра как средство развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста

Развитие ручной моторики у детей младшего возраста связано с речевым, психологическим, а также личностным развитием. Дидактическая игра является одной из форм обучающего воздействия взрослого на ребен...

Самодельные дидактические пособия для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста

В публикации представлен материал направленный на развитие мелкой моторики малышей....

Конспект НОД во второй младшей группе «Путешествие в сказку» (организация игр по развитию мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста).

Конспект непосредственно-образовательной деятельности   во второй младшей группе Тема: «Путешествие в сказку» (организация игр по развитию мелкой моторики детей младшего дошкольн...

«Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста для развития активной речи».

laquo;Развитие мелкой моторики    детей младшего дошкольного возраста для развития активной речи».Тактильно-двигательное восприятие лежит в основе чувственного познания. Именно с помо...