Организация образовательной деятельности в формах, специфических для детей дошкольного возраста.
статья (старшая группа)

Васильева Татьяна Васильевна

Основу образовательного процесса в дошкольном возрасте составляют специфические виды деятельности,способствующие на данном этапе полноценному развитию ребёнка.Отвечая на вопрос, какой вид деятельности выбрать, важно помнить, что  специально организованная воспитателем специфическая детская  деятельность, должна подразумевать его активность, деловое взаимодействия и общение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_o._d._v_formah_spetseficheskih.docx28.97 КБ

Предварительный просмотр:

Организация образовательной деятельности  в  формах, специфических для детей дошкольного возраста.

    

Сегодня в системе дошкольного образования происходят серьёзные изменения, которых не было с момента её создания.

В связи с введением с 1 сентября 2013 года в действие нового «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первым уровнем общего образования. В связи с этим существенным образом меняется отношение к дошкольному образованию как к ключевому уровню развития ребёнка.

С 1  января 2014 г. введен в действие федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. №1155.

Основу образовательного процесса в дошкольном возрасте составляют специфические виды деятельности, способствующие на данном этапе полноценному развитию ребёнка.

Один из основных принципов Стандарта:

Реализация Программы в формах, специфических  для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской  деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно – эстетическое развитие ребёнка.

Отвечая на вопрос, какой вид деятельности выбрать, важно помнить, что специально организованная воспитателем специфическая детская  деятельность, должна подразумевать его активность, деловое взаимодействия и общение.

Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяется не суммой конкретных знаний, и умений и навыков, а совокупностью личностных качеств.

Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе – это уход от учебной деятельности (занятий), но это не означает переход на позиции «свободного воспитания» дошкольников. Процесс обучения остается.

Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, среде которых:

  • создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
  • поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности

(игровой, исследовательской, проектной, познавательной  и т. д.)

  • поддержку спонтанной игры детей, её обогащение, обеспечение игрового времени и пространства…

Специфические  детские виды деятельности детей дошкольного возраста(1-3 лет)

  • предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками
  • экспериментирование с такими материалами и веществами, как песок, вода, тесто и др.
  • общение с взрослыми  и совместные игры со  сверстниками
  • самообслуживание и действия с бытовыми предметами, ложка, совок, лопатка и др.
  • восприятие смысла музыки, сказок, стихов
  • рассматривание картинок
  • двигательная активность

Специфические виды деятельности детей дошкольного возраста(3 – 7 лет)

  • игровая деятельность - форма активности ребёнка, направленная не на результат, а на процесс действия. И способы осуществления и характеризующаяся  принятием ребёнком условной (в отличие от его реальной жизненной) позиции.  

(включая сюжетно – ролевые игры, режиссёрские, игры – драматизации,  театрализованные, игра с правилами и др.)

  • коммуникативная деятельность – форма активности ребёнка направленная на взаимодействие с другим человеком как субъектом, потенциальным партнёром по общению, предполагающая согласование и объединение усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.

(общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками, устная речь как основное                         средство общения)

  • познавательно – исследовательская деятельность – форма активности ребёнка направленная на познание свойств и связей объектов и явлений, освоение способов познания, способствующая формированию целостной картины мира.

 (исследование объектов окружающей среды и экспериментирование с ними)

  • восприятие художественной литературы и фольклора –  это форма активности ребёнка. Предполагающая не пассивное созерцание, а  деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживанием героям. В  воображаемом  перенесение на себя событий, в «мысленном действии».  В результате чего возникает эффект личностного присутствия, личного участия в событиях.

(чтение, обсуждение, рассказывание, разучивание, ситуативный разговор)

  • самообслуживание и элементы  бытового труда – это форма активности ребёнка,  требующая приложения усилий для удовлетворения физиологических и моральных потребностей и приносящая конкретный результат, который можно увидеть, потрогать, почувствовать.

(самообслуживание, хозяйственно – бытовой труд, труд в природе, ручной труд)

  • конструирование из различных материалов – форма активности ребёнка, которая развивает у             него пространственное мышление, формирует способность предвидеть будущий результат, даёт возможность для развития творчества, обогащает речь.

( включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал)

  • изобразительная  деятельность – форма активности ребёнка, в результате которой создаётся материальный или идеальный продукт.

(рисование, лепка, аппликация)

  • музыкальная деятельность – это форма активности  ребёнка, дающая ему возможность выбирать наиболее близкие  и успешные в реализации позиции: слушателя, исполнителя, сочинителя.

( восприятие музыки:  пение, игра на музыкальных инструментах,музыкально – ритмические движения)

  • двигательная деятельность – форма активности ребёнка, позволяющая ему решать двигательные задачи путём реализации двигательной функции.

(гимнастика, строевые упражнения, танцевальные упражнения, подвижные игры, катание на самокате, санках, велосипеде)

В современной теории и практике понятие «занятие» рассматривается как занимательное дело без отождествления его с занятием как дидактической формой учебной деятельности.  

Занятием должна стать интересная для детей, специально организованная воспитателем специфическая детская деятельность, подразумевающая их активность, деловое взаимодействие и общение, накопление  определенной информации об окружающем мире, формирование необходимых знаний, умений и навыков.

Изменяется способ организации детских видов деятельности:

не руководство взрослого, а совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка.

Если раньше взрослый был главным, руководившим и управлявшим ребенком, то теперь ребенок и взрослый  оба являются субъектами взаимодействия,  равными по значимости.

Если раньше активность взрослого (в том числе и речевая, когда взрослый «много» говорит) была выше, чем активность ребенка, то теперь активность ребенка должна быть, по крайней мере, не меньше, чем активность взрослого.

Необходимо отметить, что образовательная деятельность осуществляется на протяжении всего времени нахождения ребенка в дошкольном учреждении.

 Это:

  • образовательная деятельность в режимных моментах;
  • организованная  образовательная деятельность;
  • самостоятельная деятельность детей.

Организованная образовательная деятельность представляет собой организацию совместной деятельности педагога с детьми:

 с одним ребенком;

с  подгруппой детей;

с целой группой детей.

Выбор количества детей зависит от:

возрастных и индивидуальных особенностей детей;

их интереса к данному занятию;

сложности материала;

вида деятельности (игровая,  познавательно - исследовательская, двигательная, продуктивная).

 Но необходимо помнить, что каждый ребенок должен получить одинаковые стартовые возможности для обучения в школе.

Новый документ ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру. Где происходит сохранение самоценности  дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника.

Факт повышения роли игры как ведущего вида деятельности дошкольника и отведение ей главенствующего места положителен, так как  в последние годы всвязи с социальными изменениями в обществе, информатизацией, а также усиленной подготовкой ребёнка к обучению в школе из мира детства игра уходит. Социальный мир ребёнка становится замкнутым, ограниченным общением с близкими людьми или виртуальным общением. Сегодня дошкольное образование призвано вернуть в детство игру познавательную, исследовательскую, творческую, в которой ребёнок учится общаться, взаимодействовать, с помощью которой он познаёт мир, отношения объектов и людей в этом мире. Игру, в которой ребёнок «примеряет» на себя разные роли. В которой развивается его речь, память, внимание, мышление, эмоции, воображение.

«Супермаркет желаний» - работает круглосуточно

«Город мастеров» - на улицах этого города действует школа безопасного движения -

 «Красный, жёлтый, зелёный»

А в «Супермаркете» есть отдел «Умных игр и игрушек», которые помогут и речь исправить и считать научиться и просто отвлечься, раскрыть внутренний мир ребёнка.

Также можно организовать в группе театре – студии «Цветик – семицветик» - где есть и декорации и костюмы

А для организации особого вида деятельности – исследовательской – необходимо создать в группе лабораторию «Любознайка»

  Создать полочку «Умных книг», которую дети называли бы «Хочу всё знать»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы непосредственно образовательной деятельности по физической культуре для детей дошкольного возраста на 2014-2015 учебный год.

Рабочая программа по физическому развитию дошкольников составлена в соответствии с законом «Об образовании в РФ», «Типовым положением дошкольных учреждений», учебным планом МАДОУ, календарным учебным ...

План проведения тематического контроля «Организация образовательной работы по нравственно - патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста»

Цель: Анализ системы образовательной  работы по нравственно - патриотическому воспитанию детей в дошкольном образовательном учреждении.Методы контроля:Посещение непрерывной образовательной деятел...

Методические рекомендации по организации образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию детей раннего возраста дома тема "Ягодки рябины"

Цель: закрепление умения рисовать тычком, заканчивая изображение; располагать изображение в ограниченной плоскости, воспитание бережного отношения к птицам, желание о них заботится....

Методические рекомендации по организации образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию детей раннего возраста дома «Салют в честь Дня Победы»

Цель: Сформировать знания у детей о празднике День Победы.  Задачи:1. Сформировать у детей первоначальные сведения о Великой Отечественной Войне и о празднике «День Победы»....

сборник "Инновации в образовательном пространстве: опыт, проблемы, перспективы. Статья: Приемы организации учебной деятельности при обучении английскому языку детей дошкольного возраста

В сборнике представлены научные статьи, раскрывающие широкий круг вопросов, связанных с инновационными процессами на разных ступенях образования. Авторы приводят основные результаты деятельности образ...

Презентация"Организация образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста"

Детство — жизненный период, в котором закладываются основные черты и способности личности. Ребёнок восприимчив к предметам и явлениям окружающего мира во всём их многообразии и полноте. Образова...