Таблица показателей психологической готовности ребенка к школе.
материал (подготовительная группа)

Егорова Юлия Владимировна
Описаны все компоненты психологической готовности к обучению в школе. Указаны роль и влияние родителей и ДОО в формировании того или иного компонента.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tablitsa_pokazateley_gotoanosti_k_obucheniyu_v_shkole.docx17.46 КБ

Предварительный просмотр:

Таблица показателей психологической готовности ребенка к школе.

Критерии психологической

готовности ребенка к

школе/описание

Роль семьи

Роль ДОО

1. Физическая готовность к школе (фундамент готовности к обучению в школе). Это определенный уровень функциональной зрелости организма, необходимая степень развития двигательных навыков и качеств, физическая и умственная работоспособность.  

Физическая выносливость формирует психологическую выносливость. Физически здоровый и подготовленный ребенок быстрее адаптируется к условиям школьной жизни.

Главную роль в развитие физического здоровья играет семья. Физическое здоровье закладывается на генетическом уровне, зависит от режима и традиций семьи. Основной задачей для родителей является: формирование у ребенка нравственного отношения к своему здоровью, желание и потребность быть здоровым. Родителям необходимо большое внимание уделять укреплению физического здоровья ребенка. Соблюдение режима дня, прививать знания правил личной гигиены, соблюдать правила рационального питания, проводить профилактику заболеваний.

Важную роль в формирование физической готовности к школе играет ДОУ. В ДОО сохраняются физиологические основы (сон, прогулки, двигательная активность). Инструктор по физической культуре проводит занятия направленные на развитие

основных физических качеств (ловкость, скорость, сила, координация движений) и   основных видов движений (бег, прыжки, наклоны, приседания, ползание).

Все педагоги ДОУ уделяют большое внимание развитию мелкой моторики рук (формируют навык правильно держать ручку и карандаш, проводить четкие линии, перекладывать мелкие предметы и т.д.). Закладываются знания по основам здоровья, формируются гигиенические умения, навыки самообслуживания.

Педагогическая готовность к школе. Это тот багаж знаний, умений и навыков, которыми обладает ребёнок. Представления об окружающем мире должны быть достаточно развернуты и конкретны. При сформированной педагогической готовности ребенок любознателен, активен.

Роль родителей в формирование педагогической готовности к школе значительна. Задача родителей с рождения обеспечить условия для полноценного развития ребенка. Необходимо закреплять полученные знания и умения ребенка. Следить то, что изучают в детском саду, быть в курсе тематических недель в ДОО. В домашних условиях стараться систематизировать знания ребенка об окружающем мире. Стараться отвечать на все вопросы, которые интересуют ребенка.

ДОО играет значительную роль в развитие педагогической готовности к школе. ДОО создает условия для развития ребенка. В каждой ДОО имеется программа дошкольного образования, которая включает в себя развитие окружающего мира дошкольника, закладывает основу знаний, умений и навыков. Придерживаясь принципа от простого к сложному, каждый год воспитания и обучения в ДОО, поможет ребенку приобрести определенные знания, умения и навыки по всем направлениям и темам.

Психологическая готовность к школе включает в себя ряд важных аспектов, от сформированности каждого из которых, зависит успешность подготовки к школе и дальнейшее обучение

Интеллектуальная готовность к школе

Это сформированность основных  психических функций (восприятия, внимания, памяти, речи, мышления, воображения). Сформированность мыслительных операций анализа, синтеза, обобщения. У ребенка должна быть определенная широта представлений, в том числе образных и пространственных, соответствующее речевое развитие, познавательная активность. Ребенок должен владеть планомерным и расчлененным восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием.

Интеллектуальная готовность ребенка во многом определяется влиянием, которое повседневно оказывают на него родители, сама атмосфера интеллектуальной жизни семьи, а также целенаправленная деятельность родителей по удовлетворению познавательных интересов детей. Для умственного развития ребенка родителям необходимо организовывать читательскую деятельность, следить за правильной речевой средой в семье. Работа по развитию мышления должна проводиться на протяжении всего предшкольного года. Занимаясь с ребенком индивидуально, родитель может учесть его возможности, способности, характер. Родитель обязательно должен интересоваться уровнем актуального развития ребенка.

Дети посещающие ДОО должны получать необходимую интеллектуальную подготовку на специально организованных занятиях. На которых развивают разнообразные интеллектуальные умения, способы познавательной деятельности, формируют у дошкольников познавательные интересы, мотивы, которые и обеспечивают познавательную направленность ребенка. Также организованные занятия обеспечивают повышения уровня умственной готовности к школе (формирует интеллектуальные и перцептивные действия детей, обучение рациональным способам обследования внешних свойств предметов, развитие образного мышления, воображения, творчества, речи, элементам учебной деятельности внутри других специфических видов детской деятельности (конструирование, рисование, лепка, игра)). Если у ребенка имеются трудности в интеллектуальной готовности к школе, то необходима организовать помощь узких специалистов.

Мотивационная готовность к школе

Это показатель, определяющий уровень стремления ходить в школу, понимание школьных правил и степени их принятия.

Критерии сформированности мотивационно готовности:

1) принятие новой социальной роли (роли ученика);

2) позитивное отношение к школе, учителям, учебной деятельности, самому себе;

3) развитие любознательности;

4) развитие желания идти в школу;

5) объективная самооценка;

6) потеря «детскости», непосредственности

Семья, в которой растет будущий первоклассник для развития мотивационной готовности к школе, прежде всего должна формировать позитивное отношение к школе. Распространять позитивную информацию о школе, об учебной

деятельности. Родители должны с пониманием и уважением отнести к кризису 7-ми лет, когда развивается внутренний мир дошкольника, и происходит потеря «детской непосредственности».

ДОО играет важную роль в формирование мотивационной готовности к школе. Ведь лишь целенаправленным педагогическим воздействием можно сформировать правильную мотивацию к школе. Педагоги стараются организовывать и экскурсии в школу, повышая интерес и желание идти в школу;  развивают объективную самооценку, любознательность.

 

Эмоционально-волевая готовность к школе (достаточно высокий уровень произвольной регуляции эмоциональных состояний, сопровождающие учебный процесс). Характеризуется этот критерий эмоциональной устойчивостью;

сформированностью небоязни трудностей;

 умением оценить результат своей деятельности; умением систематически выполнять задания; умением доводить начатое дело до конца.

Главный акцент в развитие эмоционально-волевой готовности к школе родители должны делать на воспитание мотивов достижении цели (не бояться трудностей, стремление преодолевать их, не отказываться от намеченной цели. Родителям необходимо вводить для ребенка поручения и обязанности, следя в дальнейшим, чтобы ребенок их выполнял. Поощрять его за выполнение поручения.

Педагоги ДОО в формирование эмоционально-волевой готовности к школе развивают у детей умение слушать и умение слушаться. Показывают план действий и как проявлять усилия, в случае возникновения препятствий. Педагоги должны создавать игровую мотивацию и оценку со стороны сверстников. Создавать ситуации успеха, развивая уверенность в себе. Необходимо подробно знакомить ребенка с эмоциями и чувствами человека, чтобы ребенок адекватно проявлял те или иные чувства. Если у ребенка возникают трудностях в   формирование эмоционально-волевой готовности к школе, то необходимо организовать коррекционно-развивающие занятия с педагогом-психологом.

Коммуникативная готовность к школе

Это способность ребенка осознанно организовать свое взаимодействие с учителем и сверстниками. Характеризуется данный критерий наличием следующими умениями у ребенка:

гибкое владение способами установления взаимоотношений;

развитие потребности в общении;

умение подчиняться правилам и нормам; умение действовать совместно, согласовывать свои действия.

 

Под руководством родителей ребенок учится взаимодействовать с окружающими. Семья – первая школа общения. Эмоциональные связи в семье должны быть сильными, только тогда у ребенка сформируется коммуникативная готовность к школе. В общение с родителями формируется потребность в общение с другими людьми, эмоциональное отношение к ним. Родители должны постараться, чтобы ребенок не боялся проявлять своих чувств и эмоций, ведь это залог успешной коммуникации. Самое главное, чтобы ребенок усвоил позитивную схему общения, которую потом перенесет на своих сверстников.

В процессе формирования коммуникативной готовности к школе, педагоги ДОО должны применять активные игровые, коррекционные и развивающие технологии. ДОО должна создать необходимые условия по формированию коммуникативной готовности к школе:

анализировать коммуникативную готовность каждого ребенка; составлять план групповой и индивидуальной работы с детьми на основе диагностики и анализа; вести педагогическое наблюдение, охватывающее компоненты структуры коммуникативной готовности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы к родительскому собранию «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» Психологическая готовность ребенка к школе имеет сложную структуру.

Материалы к родительскому собранию «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» Психологическая готовность (ПГ) ребенка к школе имеет сложную структуру. Компоненты ПГ: мотивационная гото...

РЕБЕНОК НА ПОРОГЕ ШКОЛЫ. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ. ЧТО ЭТО ТАКОЕ?

Наверное, каждый ребенок идет в первый класс с надеждой, что в школе все у него будет хорошо. И учительница будет красивая и добрая, и одноклассники будут с ним дружить, и учиться он будет на пятерки....

Основа подготовки ребенка к школе – психологическая готовность ребенка к школе

Статья о том, какую важную роль в подготовки ребенка к школе имеет психологическая подготовка к школе....

Показатели психологической готовности ребенка к обучению в школе. Рекомендации для родителей.

Готовность к школе – очень актуальный вопрос для многих родителей шестилетних деток. Они часто задаются вопросами: «Пускать ли ребенка в школу? Готов ли он к школьной программе? Не тяжело ...

Показатели психологической готовности детей к школе

Сводная ведомость показателей психологической готовности детей к школе...

Показатели математической готовности ребенка к школе

Показатели математической готовности ребенка к школе Готовность к школе подразумевает наличие определенных компонентов: развитие всех видов деятельности детей (предметной, игровой, трудовой, изоб...

Семинар для родителей детей подготовительной к школе группы "Психологическая готовность ребенка к школе"

laquo;Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться». Л.А. Венгер...