Организация РППС в группе среднего дошкольного возраста.
презентация к уроку (средняя группа)

Вступившие в силу ФГОС ДО, предъявляют к РППС определенные требования. Она должна быть содержательно насыщенной, трансформированной, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Развивающая предметно - пространственная среда - это определенное пространство, организационно оформленное и предметно насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, труде, физическом и духовном развитии в целом.

Современное понимание предметно-пространственной среды включает в себя обеспечение активной жизнедеятельности ребенка, становления его субъектной позиции, развития творческих проявлений всеми доступными, побуждающими к самовыражению средствами.

Функции предметной развивающей среды

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация РППС в группе среднего дошкольного возраста.

Вступившие в силу ФГОС ДО, предъявляют к РППС определенные требования. Она должна быть содержательно насыщенной, трансформированной, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Развивающая предметно - пространственная среда - это определенное пространство, организационно оформленное и предметно насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, труде, физическом и духовном развитии в целом.

Современное понимание предметно-пространственной среды включает в себя обеспечение активной жизнедеятельности ребенка, становления его субъектной позиции, развития творческих проявлений всеми доступными, побуждающими к самовыражению средствами.

Функции предметной развивающей среды

Развивающая функция . Обеспечивается посредством насыщения среды разнообразными объектами познания, предметами культуры, стимулирующими разные виды активности воспитанников;

Обучающая функция . Обеспечивается включением в ее содержание элементов действуя с которыми ребенок имеет возможность применять усвоенный опыт в новых ситуациях, уточнять и систематизировать свои представления, упражняться в применении усвоенных ранее универсальных способов деятельности;

Социализирующая функция . Обеспечивается таким наполнением и организацией среды, в которой ребенок мог бы выступать как субъект деятельности, а также организацией систематического, ежедневного содержательного общения воспитателя и детей по поводу элементов среды.

Здоровьесберегающая функция . Обеспечивается созданием значительного по объему пространства группы (за счет минимизации количества предметов), постоянной сменой деятельности детей, динамикой и темпами протекания образовательного процесса.

В   соответствии с требованиями ФГОС ДО развивающая предметно  пространственная среда  должна быть насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

При построении   предметно  развивающей среды, учитываются следующие   принципы:

Модель развивающей среды нашей средней группы  создавалась в соответствии с принципами построения развивающей среды  в дошкольных учреждениях, которые были отражены  в концепции В.А. Петровского:

- Принцип позиции при взаимодействии и дистанции при общении -ориентирующей на организацию пространства для общения взрослого с ребенком «глаза в глаза». Реализуется путем подбора мебели с учетом возраста детей (регулируемые ножки у столов, доска на уровне глаз детей и др).

-  Принцип активности предусматривает создание  условий для самостоятельной свободной деятельности.

-  Принцип стабильности, динамичности предусматривает создание условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии со вкусами, настроениями, меняющимися возможностями детей.

- Принцип комплексирования и гибкого зонирования заключается  в организации различных пересекающихся сфер активности. Это позволяет детям заниматься в соответствии с их  интересами и желаниями одновременно разными видами деятельности: рисованием, инсценировать сказки, устраивать игры-драматизации  и не мешать друг другу.

-  Принцип индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого предусматривает личное пространство каждому ребенку, то есть собственное место, где он мог бы хранить свои секреты.  

-   Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды (музыкальные паузы, перед сном спокойную классическую музыку – «минутку тишины» или слушание короткой сказки и т.д.)

- Принцип открытости, закрытости предусматривает создание семейных альбомов, фотоуголков детей группы, декоративно-прикладного искусства. Открытость обществу, народу формируется через расширение знаний о родном городе, о кукол в национальных костюмах,  гербы,  о родном городе или поселке и т.д.)

-  Принцип половых и возрастных различий детей реализуется через сюжетно-ролевые игры для мальчиков и девочек.

Исходя из своих возможностей, мы старались в первую очередь сделать ее насыщенной, чтобы она обеспечивала игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами, а так же двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях.

Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать для себя интересные занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей. Вся мебель группы расположена вдоль стен, что позволило освободить центральную часть для развития двигательной активности детей. Но в то же время все части пространства имеют подвижные, трансформируемые границы. Пространство группы изменяется в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от интересов и возможностей ребёнка.

РППС в нашей группе представлена в пяти образовательных областях

Область социально-коммуникативное развитие.

В данной области реализуются следующие направления развития детей:

— нравственное воспитание,

— патриотическое воспитание,

— правовое воспитание,

— гендерное воспитание,

— коммуникативное развитие,

— трудовое воспитание,

— формирование основ безопасности жизнедеятельности.

Нравственное, патриотическое и правовое воспитание мы осуществляем используя уголки «Наша Родина Россия» и «Мы живем в Югре». Используя эти уголки мы  воспитываем любьк нашей общей Родине России, обучаем бережному отношениюк самым близким: семье, дому, к тому месту, где родился, природе, которая тебя окружает. 

А также даем детям представление о собственных правах и обязанностях.

  1. Учим их оценивать своё поведение и поступки других людей согласно правовых норм.
  2. Учим разрешать конфликты нормативными способами с учётом позиций и потребностей окружающих людей.
  3. Воспитываем в детях такие личностные качества, как активность и инициативность, самостоятельность и вежливость, уважение к другим людям.
  4. Развиваем в ребятах интерес к себе, собственному внутреннему миру, в дальнейшем это трансформируется в потребность к самосовершенствованию.
  5. Знакомим с основными правовыми документами, которые координируют отношения между людьми (включая международные).

Гендерное воспитание представлено в уголке ряжания, а также в уголке «Семья», где тети могут используя различные костюмы почувствовать себя в той или иной роли.

Коммуникативное развитие представлено в уголке

формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Основная цель работы с дошкольниками - расширение представлений воспитанников о том, что безопасность зависит и от них самих, от соблюденияопределенных правил (гигиенических, дорожного движения, жизни в коллективе, от умения предвидеть и избежать возможную опасность. Для достижения цели в группеимеются:

- набор дорожных знаков, макеты светофоров;

- атрибуты инспектора ДПС (жезлы, фуражка);

- набор транспортных средств;

- иллюстрации с изображением транспортных средств, всех частей машин; улицы, различных ситуаций на дороге;

- плакаты по безопасности поведения на улице и в быту;

-папки-передвижки;

- дидактические игры по ПДД, пожарной и электробезопасности.

В группе оборудован уголок сюжетно-ролевых игр, в котором сконцентрированы наборы предметов и аксессуаров к сюжетно-ролевым играм. Опираясь на примернуюобщеобразовательную программу дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой и в зависимости от возраста детей, для младших дошкольников можно выделить следующие сюжетные игры:

«Дом, семья»

«Игры с транспортом»

«Больница»

-«Магазин»

-«Игры в животных и с игрушечными животными»

«Мастерская»

-«Парикмахерская»

-«Почта».

Трудовое воспитание

1. Самообслуживание (труд, направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей)

2. Хозяйственно – бытовой труд (выполнение поручений: убрать игрушки, пособия;собрать листочки на участке; приучение поддерживать порядок в групповой комнате и на участке).

3. Дежурство по столовой и занятиям.

 

Познавательное развитие

Ознакомление с окружающим социальным миром – представлено в уголке «Мы познаем мир».

Ознакомление с окружающим природным миром - представлено в уголке – «Времена года». В этом уголке дети знакомятся с тайнами природы и явлений.

Ознакомление с окружающим предметным миром –  представлено в центре «Предметы вокруг нас»

Формирование элементарных математических представлений – представлено в математическом уголке, где дети познают таинственный и удивительный мир цифр и геометрических фигур.

Экспериментирование и исследовательская деятельность – представлено в центре экспериментирования (лаборатория, центр песка и воды) и центр конструирования.

Речевое развитие

Данная область представлена в двух центрах:

Центр «Речевичок» - данный  центр направлен на формирование звуковой культуры речи, формирование словаря, формирование грамматического строя речи, развитие связной речи, развитие речевого творчества,

Центр «Бмблиотека – направлен  на ознакомление с художественной литературой.

Художественно-эстетическое развитие

Целью уголка изодеятельности является формирование творческого потенциала детей, развитие интереса к изодеятельности, формирвоание

эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности. Здесь используются такие материалы как доски для лепки, пластилин, стеки,  шаблоны, трафареты, бумага разного цвета, ножницы, карандаши, восковые мелки, фломастеры,  и т.д.   В уголке изодеятельности дети обычно проводят много времени, рисуют, делают поделки из пластилина, вырезают из бумаги.

      Работы детей мы размещаем в группе на доске, а также в раздевалке. Поделки из пластилина размещаются на специальной дощечке, которая разделена квадратиками. У каждого ребенка на квадратике свой рисунок.

Музыкальное развитие – представлено уголком музыкальных инструментов, где дети не только знакомятся с музыкальными инструментами, но и пытаются музицировать.

Развитие восприятия произведений искусства и литературы – представлено уголком «Русские народные промыслы».

В театральном уголке ребята учатся быть артистами, примеряя на себе ту или иную роль.

Физическое развитие

Охрана и укрепление здоровья

Для достижения целей здоровьесберегающих технологий в дошкольном возрасте мы используем уголок «Быть здоровыми хотим», который оснащён не только спортивным инвентарем, но и дидактическими, спортивными играми.

Уголок богат разнообразным материалом: обручи, кегли, прыгалки, мячи разных размеров, дидактические игры о спорте. Есть нестандартное оборудование для метания, прыжков, равновесия. Все оборудование доступно и безопасно для детей, соответствует нормам СанПиН.

Здесь находиться спортивный инвентарь для физкультурных занятий, утренней гимнастики, спортивных досугов, спортивных развлечений и праздников.

Для метания мы используем подвижные мишени, обручи, «стену меткости».(дартс)

Для прыжков – используем мягкие коврики.

Использование имеющегося оборудования способствует эффективной организации педагогического процесса, позволяющего успешно решать задачи дидактического и оздоровительного характера:

1. развитие движений и совершенствование двигательных функций;

2. достижение необходимой для возраста физической подготовленности;

3. предупреждение нарушений опорно-двигательного аппарата;

4. воспитание положительных нравственно-волевых черт личности, активности, самостоятельности;

5. создание благоприятных условий для активного отдыха, радостной содержательной деятельности в коллективных играх и развлечениях.

Формирование представлений о здоровом образе жизни.

Представлено в уголке «Чистота –залог здоровья»,  где у детей формируются представления о здоровом образе жизни, а также происходит информирование родителей о правилах здорового образа жизни, полезных привычках, консультирование по вопросам здоровьесбережения.

Всё оборудование многофункциональное и мобильное, вариативное. Можно его использовать в любом виде деятельности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

РППС Группы среднего дошкольного возраста от 5 до 6 лет № 11 «Гномики»

Слайд 2

Социально-коммуникативное развитие — нравственное воспитание, — патриотическое воспитание, — правовое воспитание, — гендерное воспитание, — коммуникативное развитие, — трудовое воспитание, — формирование основ безопасности жизнедеятельности.

Слайд 3

Познавательное развитие — ознакомление с окружающим социальным миром, — ознакомление с окружающим природным миром, — ознакомление с окружающим предметным миром, — формирование элементарных математических представлений, — экспериментирование и исследовательская деятельность, — сенсорное развитие.

Слайд 4

Речевое развитие — формирование звуковой культуры речи, — формирование словаря, — формирование грамматического строя речи, — развитие связной речи, — развитие речевого творчества, — ознакомление с художественной литературой

Слайд 5

Художественно-эстетическое развитие — развитие восприятия произведений искусства и литературы, — музыкальное развитие, — рисование, — лепка, — конструирование, — аппликация.

Слайд 6

Физическое развитие — охрана и укрепление здоровья, — развитие физических качеств, — формирование представлений о здоровом образе жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация трудовой деятельности детей среднего дошкольного возраста в экологическом воспитании

Доклад для методического объединения по экологии и трудовой деятельности детей среднего дошкольного возраста....

Организация развивающей среды в группе среднего дошкольного возраста в области художественно-эстетического развития

Данный материал поможет педагогам организовать развивающую предметно-пространственную среду в группе среднего дошкольного возраста в области художетсвенно-эстетического развития....

Поручения как ведущая форма организации трудовой деятельности детей среднего дошкольного возраста

Психолого-педагогическое сопровождение инноваций в системе образования: теория и практика: сборник методических работ. Вып. 17. Часть 2. Воронеж: воронежский государственный педагогический университет...

Организация РППС для детей старшего дошкольного возраста в условиях работы ФГОС.

Группа «Теремок» является группой компенсирующей направленности. Воспитанники нашей группы-дети  старшего дошкольного возраста. Всего детей - 15 человек, из них мальчиков-8 ч., а дево...

Презентация РППС в группе младшего дошкольного возраста

Презентация на тему: "Предметно - развивающая сред в группе младшего дошкольного возраста"...

Комплекс ситуативных бесед, при организации режимных моментов в группе среднего дошкольного возраста (4-5 лет)

содействовать формированию у детей навыков безопасной жизнедеятельности, ключевых коммуникативных компетенций (ответственного отношения к себе и людям, готовности к действиям в неадекватных ситуациях)...