Разнообразные формы работы в дошкольной организации
статья

Татьяна Сергеевна Голикова

В статье рассмотрены разнообразные современные виды работы с детьми всех возрастов в дошкольном учереждении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx16.45 КБ

Предварительный просмотр:

Обеспечить детям полноценное и радостное проживание детства как уникального периода развития и формирования личности ребенка через поддержку естественных процессов развития, воспитания и обучения

Актуальные положения Стандарта

Учет современной социокультурной ситуации развития ребенка

Индивидуализация образовательного процесса

Реализация образовательной программы в течение всего времени пребывания ребенка в детском саду

Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений

Реализация образовательных областей через разные виды специфических детских деятельностей

Поддержка детской инициативы

Развивающее обучение

Принцип интеграции образовательных областей

Новый путь ребёнка к знаниям , какой он?

- Педагог создает условия для развития    

самостоятельности и любознательности,     познавательно-исследовательской деятельности

- Педагог поддерживает детский интерес и инициативу

- Педагог организует образовательный процесс с учетом интересов и потребностей самого ребенка

Роль педагога в развитии ребенка

Традиционная:

Педагог-информатор

Педагог – «передатчик» готового знания

Современная в соответствии с ФГОС ДО:

Педагог-организатор

Педагог-координатор

Педагог-инициатор

Педагог - партнер в совместной деятельности с ребенком и семьей

Какова оптимальная модель организации
образовательного процесса?

Оптимальная модель организации образовательного процесса в ДОО =  

+ комплексно-тематическая модель

+ предметно-средовая модель

+ ненавязчивая позиция взрослого

+ разнообразие детской активности

+ формы организации образовательного процесса, позволяющие адаптировать детей к постоянно изменяющейся социальной среде

+ свободный выбор деятельности

«Ситуация» - форма совместной деятельности педагога и детей, в которой дети решают ту или иную проблему, а педагог направляет их на решение проблемы, помогает им приобрести новый опыт, активизирует детскую самостоятельность

Принципы формирования ситуаций:

доступность содержания

возможности для варьирования содержания

соответствие задачам социализации ребёнка-дошкольника

соответствие содержанию деятельности, в которую включены дети

Практическое экспериментирование и исследовательские действия направлены на постижение всего многообразия окружающего мира посредством реальных опытов с реальными предметами и их свойствами. Благодаря практическому экспериментированию дети могут определять плавучесть предметов, свойства воды и луча света, свойства магнита и пр

Умственное экспериментирование в отличие от практической формы осуществляется только в мысленном плане (в уме). Умственные исследования осуществляются с помощью поиска ответов на поставленные вопросы, разбора и решения проблемных ситуаций

Социальное экспериментирование: объект изучения и эксперимента — отношения ребёнка с его социальным окружением: сверстниками, другими детьми (более младшими или более старшими), детьми противоположного пола, со взрослыми (педагогами и близкими). Цель: поиск новых эффективных форм и способов общения, удовлетворение потребности в самоутверждении, «поиск себя» в разных видах детской деятельности: конструировании, музыке, изобразительной деятельности и пр.

«Мастерская» - форма организации совместной продуктивной деятельности педагога и детей, в процессе которой создаются индивидуальные и коллективные работы, имеющие четко определенную социальную мотивацию (украшение группы к празднику, изготовление поделок в подарок родным и близким, младшим детям и т.д.)

Мастерская предусматривает:

1.Самостоятельный выбор детьми вида деятельности в процессе реализации общей цели – свобода выбора между деятельностью и ее содержанием, а не между деятельностью и бездельем

2.Самостоятельность детей и помощь педагога в том случае, если ребенок об этой помощи просит

3.Работа детей в индивидуальном темпе, самостоятельное определение объема работы

4.Обязательное доведение работы до завершения, до получения задуманного результата

5.Организация мастерской возможна в ходе специально организованной образовательной деятельности (вместо или в процессе занятий рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием), а также в ходе режимных моментов

Беседы с детьми

1.Беседа проводится на темы, близки по содержанию к изучаемому материалы и затрагивающую опыт ребенка

2.Вопросы к беседе продумываются и составляются заранее

3.Внимательно выслушайте ответы ребенка

4.Поощряйте его к тому, чтобы он поделился своими чувствами и идеями Поддерживайте его высказываниями: «Как интересно!», «Правда?», «Ну ничего себе!», «Расскажи побольше!», «Ого!»

5.В качестве наглядного сопровождения к беседе можно использовать фотографии из семейного архива ребенка

Проектная деятельность – сложно-организованный процесс, предполагающий не частные изменения в методике проведения отдельных занятий, а системные преобразования всего учебного и воспитательного процесса.

Проектная деятельность предполагает различные формы активности детей, логично взаимосвязанные разными этапами реализации замысла, поэтому она выходит за пределы традиционной сетки занятий в детском саду

«Проектная деятельность» — это создание воспитателем условий, позволяющих детям самостоятельно или совместно со взрослым открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путём, анализировать его и преобразовывать. Проектная деятельность основана на сотворчестве всех участников образовательного процесса

«Проект» — это отрезок жизни группы, в течение которого дети совместно со взрослым совершают увлекательную поисково-познавательную творческую работу, а не просто участвуют под руководством воспитателя в серии связанных одной темой занятий и игр

Ребенок — активный субъект образовательного процесса:

он влияет на выбор темы проекта, форм работы в рамках проекта

он самостоятельно выбирает деятельность и устанавливает последовательность и общую продолжительность ее выполнения

он выступает в роди инициатора, активного участника, а не исполнителя указаний взрослых

 он реализует свои интересы, потребности в знаниях, общении, игре и других видах деятельности в основном самостоятельно

Основные компоненты проекта:

1.Обязательное обсуждение темы будущего проекта вместе с детьми

2.Уточнение того, что дети знают, хотят узнать, предполагают сделать, чтобы узнать, а также ведение записей высказываний детей

3.Совместное планирование взрослыми и детьми содержания и действий по проекту, ведение записей идей детей (прежде всего) и взрослых (во вторую очередь) с указанием имен

4.Подготовка и постоянное пополнение взрослыми предметно-развивающей среды (ресурсное обеспечение проекта)

5.Внимательное отношение к ежедневным результатам работы по проекту и всемерное их использование в обеспечении активных действий следующего дня

6.Каждый проект, особенно долгосрочный, многодневный, обязательно предполагает подведение итогов

Права и возможности воспитателей.

Воспитатель:

занимает позицию помощника ребенка, поддерживающего его инициативу и облегчающего решение выбранных им задач

является одним из источников информации

имеет право на импровизацию, на следование за инициативной детей, на реализацию темы вместе с детьми в том темпе и в той направленности, которую задают дети

имеет возможность привлекать к реализации проекта других членов команды – взрослых и детей

Права и возможности детей:

Право свободного общения

Возможность проявления инициативы, самоорганизации и самостоятельности

Возможность свободы выбора деятельности и ответственность за результаты принятого решения

Возможность сотрудничества с разными людьми: сверстниками, педагогами, родителями, приглашенными членами команды

Для успеха дела при использовании разных форм работы с детьми, педагог должен представлять их скрытые возможности и на основе этого наиболее оптимально их организовывать.

Следует помнить, что почти любая форма работы предполагает и воздействие словом, и чувственные переживания, и игру (соревнование), и труд (работу).

Обязательные элементы всех форм работы с ыоспитанниками: информация, переживания, действия.

Информация — это то новое и важное, о чем узнают ученики, участвуя в том или ином деле. Переживания — это их эмоциональное восприятие информации и всего происходящего, оценка, отношение.

Действия — это их совместная (друг с другом и взрослыми) деятельность, которая обогащает и развивает.

Дети, участвуя в различных видах деятельности, познают новое, переживают успехи и неудачи, счастливые минуты творчества, приобретают необходимый им социальный опыт и одобряемую обществом направленность личности.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы «Использование разнообразных форм работы с семьёй в детском саду»

рассматриваются основные и инновационные формы работы детского сада с семьей...

Сообщение из опыта работы на тему: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗНООБРАЗНЫХ ФОРМ РАБОТЫ И АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБЩЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ»

Использование разнообразных форм работы и активных методов общения с родителями....

Развитие представлений у детей старшего дошкольного возраста об обычаях и традициях русского народа с использованием разнообразных форм работы

Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения определяется сегодня как ключевая проблема для отечественной системы образования, начиная с дошкольного образования. Процесс личностного развити...

Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через разнообразные формы работы.

Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через разнообразные формы работы...

Сообщение «Формирование представлений здорового образа жизни у детей дошкольного возраста, через разнообразные формы, работы с семьей»

Сообщение «Формирование представлений здорового образа жизни у детей дошкольного возраста, через разнообразные формы, работы с семьей»...