"Вот такого волшебства не видали никогда... или Познавательные фокусы"
материал

Приданова Ольга Анатольевна

Вот такого волшебства не видали никогда... Или Познавательные фокусы

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Методический материал на формирование у дошкольников  познавательного интереса к естественнонаучному образованию в номинации «Познаем мир вместе».

Тема: «Вот такого волшебства, не видали никогда…

или Познавательные фокусы».

Подготовила воспитатель

 Приданова Ольга Анатольевна.

Объект исследования

Виды фокусов.

Предмет исследования

Способы демонстрации некоторых фокусов.

Цель исследования

Доказать, что дети могут быть фокусниками.

Гипотеза исследования

Фокусы – это объяснимое явление.

Задачи исследования

Изучить литературу по данному вопросу и интернет  ресурсы;

Узнать, что такое фокусы и историю возникновения фокусов (какими были первые фокусы);

Провести анкету среди детей и взрослых;

Выбрать и обобщить наиболее интересные, увлекательные фокусы (изучить виды фокусов и их особенности);

Научиться показывать простейшие фокусы.

Методы исследования

Получение информации из  интернета;

Изучение научно - популярной литературы;

Проведение на практике простых фокусов.

Теоритическая значимость

Значимость данной работы состоит в том, что с помощью  современных источников,  были обобщены и систематизированы знания о фокусах, об истории их возникновения и классификации фокусов, освоены методы проведения фокусов.

Практическая значимость

Данное исследование позволит заинтересовать ребят изучать и самостоятельно демонстрировать фокусы; привлечёт внимание детей к изучению физики и химии; расширит кругозор.  Материалы работы могут быть использованы в образовательной  деятельности, в режимных моментах, семейных праздниках.

Результат исследования

Собран краткий материал  об истории возникновения и  классификации фокусов.

Освоены методы проведения фокусов.

Демонстрация фокусов и картотека  «Фокусы для детей».

        Не найдется среди нас того, кто  не наблюдал за представлением фокусников. Иногда фокусников можно встретить на  улицах или в парках больших городов.  Я думаю, у каждого видевшего такое волшебство, появлялось желание узнать,  как это получается, что они делают или может это магия…
       Я смотрела по каналу ТВ3 шоу «Удиви меня». В нем звезды эстрады прошли курс молодого мага у опытных иллюзионистов  и показали   иллюзионные номера. Выходит, это не волшебство и каждый может научиться показывать фокусы?
     Что такое фокусы?  Фокусы – это магия, волшебство, или  фокусы – это научное, объяснимое явление. Чтобы разобраться в этом, я решила провести исследование.

      Фокусы привлекают внимание человечества уже более четырех с половиной тысяч лет. В чем причина такой устойчивой популярности фокусов? Ответ прост – человек всегда стремится к чему-то необычному, фантастическому, мечтает парить в воздухе как птица, исчезать и появляться в любом месте. Человек хочет верить в чудо, и потому так популярны фокусы.

        Изучая литературу по данному вопросу, я обнаружила, что фокусы появились несколько тысячелетий до нашей эры. В древности этим искусством владели жрецы-маги. Фокусники от религии ревностно оберегали тайны своего ремесла, а фокусы выдавали за "чудеса божьи". Это обеспечивало им стабильную и большую прибыль.

        Одно из самых ранних свидетельств датируется приблизительно 1700 годом до нашей эры. На древнеегипетском папирусе был изображен некий Деди из Дедснефу, выполняющий фокус перед фараоном. Именно поэтому Египет и считают родиной иллюзионизма, хотя известно немало фокусов, родиной которых является Индия и Китай.

      В средневековой Европе фокусы считались колдовством и за это фокусники расплачивались своей жизнью.

     В 18 веке в Германии и Голландии большой  популярностью пользовались представления Охес Бохес,  и использовавшего псевдоним “Фокус Покус”. Во время «базарного колдовства» он использовал путанное словосочетания “фокус покус, тонус талонус, вадэ целеритер» для того, чтобы отвлечь внимание зрителей.

      Данное "заклятье" было тут же подхвачено другими фокусниками и через некоторое время стало визитной карточкой всех иллюзионистов.

       В 18 веке, в Англии фокусники обретают некоторое признание и положение в обществе. Благодаря этому к концу 18 началу 19 веков появляются сотни профессиональных фокусников. И широкую популярность приобретают, так называемые, «научные» фокусы, когда исполнители, называвшие себя «докторами» и  «профессорами», описывали сценические действия языком «науки».   В 1873 году, в Лондоне, некий иллюзионист Джон Невил Масклин открывает первый постоянный Цирк фокусов, который существовал еще 40 лет.

       Возможно, величайшим иллюзионистом в мире был  Гарри Гудини, родившийся в 1874 году в Будапеште, который прославился умением выбираться из различных ёмкостей.

       В 20 веке в мире появляются  великие иллюзионисты: Девид  Девант,который прославился умением читать мысли. Девид Копперфильд - известными его трюками считаются: самый длительный полёт, исчезновение Статуи Свободы, прохождение сквозь Великую Китайскую стену. Дэвид Блэйн - король уличной магии, исполнитель невероятных трюков. Кардини, отточивший технику карточных манипуляций, сидя солдатом в траншеях Первой мировой войны.

        Все эти имена гремели в Европе. А когда же иллюзионное искусство возникло на Руси?

         В древних русских документах фокусы именуются «штуками», а скоморохи-фокусники - «штукарями» и «морочниками».          

        Оживление вареной или жареной курицы — один из любимых трюков ярмарочных иллюзионистов средневековья. «Как сделать, что поданная на стол жареная курица уйдет с блюда?» - этот вопрос служил заголовком к фокусу, который здесь же и описывался: «Взявши поровну макового семени и кукольванцу, накормите этим курицу, которая от этого уснет и будет, как мертвая. В это время ощиплите у нее перья и, обмазав яичным желтком, общипанную, засушите, и тогда она будет казаться жареною; но когда поданную на стол ее слегка потрогают вилкой, она тотчас очнется и встанет».

      Набор трюков русских скоморохов-фокусников XI-XII веков схож с репертуаром их западных собратьев.

       В настоящее время известно много великих российских имен, ничем не уступающим, а как раз наоборот, опережающим своих зарубежных  предшественников: Эмиль Теодорович Кио, Арутюн Амаякович Акопян, Братья Сафроновы.

      Реджинальд Скотт написал  учебник «Открытие колдовства» по практическим фокусам. Он  открыл глаза всему миру и показал, что фокусы – это не происки Сатаны, а всего лишь ловкость рук и результат хорошей работы фантазии.

      Таким образом, фокусы имеют богатые исторические традиции, они являются одним из старейших способов привлечения внимания людей. Главным назначением фокусов во все времена было удивлять, производить впечатление, создавать ощущение чуда.

      Следующим этапом моего исследования было выяснить мнение детей и взрослых нашего детского сада  о фокусах и найти определение этого слова в словарях. Полученные результаты я решила сравнить.

       В анкете  «Фокусы в моей жизни» приняли участие дети и их родители. Анализ  опроса показал, что: фокусы нравятся и взрослым и детям; дети считают фокусы волшебство или чудо, а взрослые - ловкостью рук или научные знания. (см. Приложении 1).

       В толковых словарях я нашла несколько определений слова фокус. Полученные данные были  занесены мною в таблицу.  (см. Приложение 2. Таблица 1)

       Вывод: Проанализировав полученные результаты опроса и данные словарей, я пришла к следующему выводу: фокус — это искусный трюк, поражающий зрителей кажущейся сверхъестественностью, основанный на малоизвестных зрителям физических или химических явлениях или же просто на ловкости рук.

       Также, проведенное мною анкетирование подтвердило актуальность темы исследования - практически все дети  хотят научиться самостоятельно показывать фокусы, и я постараюсь хотя бы некоторым в этом помочь.

Фокусы-опыты.

    Подбирая материалы для своей работы,  мне встретились такие понятия – физический и химический фокус? Что это такое?

Это, чаще всего, тот же демонстрационный эксперимент, но показанный проблемно, может быть парадоксально, с необычным антуражем, в необычной ситуации и "упаковке". Это могут быть и классические фокусы, в которых есть физическое или химическое содержание,  и манипуляции с типовым оборудованием, оформленные как фокус.

      Вывод:   Оказывается физика и химия – это не только научные книги и  сложные законы, не только огромные лаборатории, это еще интересные эксперименты и занимательные опыты,  это фокусы, показанные в кругу друзей, это смешные истории и забавные игрушки-самоделки.  Самое главное, для физических и химических опытов можно использовать любой подручный материал. Опыты можно делать с шарами, стаканами, шприцами, карандашами, соломинками, монетами, иголками и т.д.  

Мой опыт фокусника

      Фокусы любят все, потому что фокусник похож на волшебника. Но ещё интереснее их показывать: чувствуешь себя волшебником,  а психологи утверждают, что  фокусы учат людей работать на аудиторию, быть внимательными, ловкими.

     Я тоже захотела научиться показывать фокусы. Существуют ли такие фокусы, которые мне бы помогли в работе с дошкольниками?

     Из книги «Научные забавы» Тома Тита, в которых описаны  фокусы, основанные на знании физики и химии, я отобрала фокусы, которые мне показались наиболее интересными и доступными каждому.

1 фокус «Танцующее молоко»

2 фокус «Фейерверк из шаров»

3 фокус «Сортировка»

4 фокус «Зубочистки -  лакомки»

5 фокус «Химический вулкан»  

6 фокус «Бурлящая лава»

Эти фокусы сначала я  выполнила самостоятельно, Мне понадобилось немного труда и терпения, чтобы  добиться неплохих результатов (описание фокусов см. Приложение 3).

      1 – 4 фокусы мы выполнили в группе с детьми, а 5 - 6 опыты я предложила родителям провести дома и поделиться своими результатами и впечатлениями.

Для разнообразия, я разучила еще несколько фокусов и поместила в картотеку «Фокусы для детей».

     Вывод: умение показывать фокусы — одно из умений, которым может овладеть каждый. Показывая фокусы, учишься быть терпеливым, сдержанным, можешь заинтриговать зрителей, а также открываешь для себя, что многие фокусы основаны на знании законов физики,  химии.

При выполнении большинства фокусов, нужно соблюдать меры безопасности!

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

        В результате работы, я для себя сделала следующие выводы:

  • фокусы имеют ценные исторические традиции, они являются одним из старейших способов привлечения внимания людей;
  • знания детей и взрослых о фокусах неоднозначны и в большей части неверны. Все дети хотят научиться самостоятельно показывать фокусы;
  • фокус – это не только ловкость рук, но и, прежде всего научные знания;
  • физика и химия – это не только научные книги и  сложные законы, это ещё и фокусы.         Самое главное, для  опытов можно использовать любой подручный материал.

       Умение показывать фокусы — одно из умений, которым может овладеть каждый. Это умение развивает познавательные способности, которые помогают в учебе, позволяет занять достойное место внутри детского коллектива, способствует формированию хорошей самооценки ребенка. Показывая фокусы, учишься быть терпеливым, сдержанным, можешь заинтриговать зрителей, а также открываешь для себя, что многие фокусы основаны на знании законов физики,   химии. Они развивают логическое мышление и фантазию.

        Гипотеза  исследования  подтвердилась: фокусы – это объяснимое явление.

        Таким образом, я справилась с поставленной целью исследования - доказала, что дети могут быть фокусниками.

        Работа над проектом была интересной и увлекательной. Проведенное исследование не является исчерпывающим.

          Меня ждёт ещё много открытий!

Приложение.

Приложение

Таблица 1.

Фокус – это искусный трюк, основанный на обмане зрения, внимания при помощи ловкого и быстрого приема, движения.

Лопатин В.В. Русский толковый словарь/В.В. Лопатин, 2002.-882с.

Фокус– ловкий приём, трюк, поражающий зрителей кажущейся сверхъестественностью.

Иллюстрированный словарь иностранных слов: ок. 5000слов и словосочетаний.  Е.А. Гришина.-М.: АСТ: Астрель,2008.-319с.:ил.

Фокус– фиглярство, штука, морока, отвод глаз, непонятное явление, основанное на искусстве и проворстве фокусника.

Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4т. Т4: ТЕРРА, 1995.-688с.

Фокус1 – Показ чего-нибудь, основанный на обмане зрения при помощи ловкого и быстрого приёма, движения.

Фокус2- Ловкая проделка, уловка.

Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 53000 слов/С.И. Ожегов; ООО «Издательство «МИР и Образование», 2003.-896с.

Фокус- ловкий приём, основанный на малоизвестных зрителям физических или химических явлениях или же просто на ловкости рук.

Баханьков А.Е. и др. Толковый словарь русского языка:  /А.Е. Баханьков, И.М. Гайдукевич, П.П. Шуба, 1985г.-335с.

Фокусом1называют наглядную демонстрацию чего-либо необычного, невероятного, которая основывается на обмане зрения, внимания при помощи специально разработанных приёмов, движений, которые по общеизвестным представлениям не могут происходить, не могут быть осуществлены.

Фокусом2называют действие, которое требует от человека особой ловкости, умения.

Фокусом3называют хитроумный приём, уловку.

https://dic.academic.ru/dic.nsf/dmitriev/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Предметно-развивающая среда как условие реализации интегрированных видов детской деятельности (Познавательно-игровая: игра-моделирование «Животные жарких стран»)»

Характеристика условий реализации интегрированных видов детской деятельности и  интегрированных видов детской деятельности...

Развитие творческого воображения и формирование способности к наглядному моделированию (использование моделей и схем) в разных видах деятельности на познавательных играх-занятиях.

Углубленное изучение особенностей дошкольного детства привело к выводу, что на каждом возрастном этапе по ходу освоения детьми разных видов деятельности складывается как своё место в структуре целостн...

Такие розы не увянут никогда!

Очень интересно работать с ватными дисками!Из них получаются красивейшие розы!...

Сказка "Вот такое волшебство"

Какое волшебство происходит весной? А вы почитайте......

Что такое дыхательная гимнастика? Виды дыхательной гимнастики.

Сохранение и укрепление здоровья детей — ведущая задача концепции модернизации российского образования, в том числе его первой ступени — дошкольного. Для достижения этой задачи в ДОУ испол...

«Вы такой красоты не видали, как родимые наши края»

интерактивная игра-занятие (по аналогии с телепередачей «Сто к одному»...

Сценарий открытого мероприятия «Что такое волшебство?»

МКДОУ Бобровский детский сад №4 ОВ                         ...