Рабочая программа.
рабочая программа (подготовительная группа)

телицына анастасия викторовна

Рабочая программа.  Подготовительная группа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_podgot._gruppa.docx101.87 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 4 комбинированного вида Пушкинского района

г. Санкт – Петербурга

Адрес: 196602, Санкт – Петербург, г. Пушкин, ул. Радищева, д. 7, литера А

ПРИНЯТА

   Решением Педагогического совета  Образовательного учреждения

 Протокол № 1 от 30.08.2018 №

                                Л.Г. Пажильцева                            

                                                                 

УТВЕРЖДЕНА

 Приказом от 01.09.2018 №- ОД

Заведующий ГБДОУ № 4

от                             №      

 ______________Н.В. Костина

           

                                       РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

                            БОГАТЫРЕВОЙ Е.В., ТЕЛИЦЫНОЙ А.В.

ПЕДАГОГОВ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ № 7

                       (ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА)

                                              «КОЛОКОЛЬЧИК»

                                        НА 2018 – 2019 УЧЕБНЫЙ ГОД

                                                          Санкт - Петербург

                                                                 2018


Содержание

1

Целевой раздел

1.1

Пояснительная записка

3

1.2

Нормативные документы для разработки рабочей программы

3

1.3

Цели и задачи

4

1.4

Принципы и подходы к реализации рабочей программы

4

1.5

Возрастные особенности детей седьмого года жизни

5

1.6

Планируемые результаты

8

1.7

 Вариативная часть, формируемая участниками образовательного процесса

8

2

Содержательный раздел

2.1

Содержание образовательных областей

9

2.2

Учебный план подготовительной группы № 7

19

2.3

Календарно-тематическое планирование образовательной деятельности

21

2.4

Организация взаимодействия с семьями воспитанников

26

2.5

Региональный компонент программы

29

2.6

Задачи и содержание деятельности воспитателя в группе для детей с ТНР

30

3

Организационный раздел

3.1

Требования к организации развивающей предметно-пространственной среде

32

3.2

Организация режима дня в подготовительной группе №7

40

3.3

Тематическое планирование событий, праздников, мероприятий

41

3.4

Особенности программы

43

3.5

Перечень методических пособий, необходимых для осуществления образовательного процесса детей

44

  1. Целевой раздел.

  1. Пояснительная записка.

Рабочая программа подготовительной группы №7 компенсирующей направленности «Колокольчик» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155, примерной программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе  для детей с общим недоразвитием речи (с 3 до 7 лет) автор -  Н.В. Нищева, вариативная часть рабочей программы составлена на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой. Рабочая программа является составной частью образовательной программы дошкольного образования ,адаптированной для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья ( с тяжелыми нарушениями речи) ГБДОУ детский сад  № 4 комбинированного вида Пушкинского района Санкт – Петербурга, утвержденной приказом заведующего от            №  

Рабочая программа регламентирует цель, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии организации образовательного процесса и включает в себя учебный план, календарный учебный график, календарное тематическое планирование образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе № 7 «Колокольчик».

Рабочая программа ежегодно пересматривается и обновляется в части содержания учебных планов, состава и содержания образовательной деятельности с учетом достижений современной науки.

1.2. Нормативные документы для разработки рабочей программы.

Нормативно правовую основу разработки рабочей программы составляют:

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155;

приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013
№ 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществлении образовательной деятельности по основным образовательным программам –образовательным программам дошкольного образования»;

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

Уставом ДОУ;

иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Санкт-Петербурга.

1.3. Целевое назначение рабочей программы группы:

  • обеспечение образовательного процесса, предусмотренного учебным планом, разработанного на основе федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования;
  • создание условий равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;
  • обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения;
  • сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования;
  • создание условий для осуществления непрерывного образования.

Задачи рабочей программы:

  • охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
  • обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей;
  • овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонематической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует готовность к обучению в школе.

1.4.Принципы и подходы к реализации рабочей программы:

  •  полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
  • построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  •  поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
  • сотрудничество ДОУ с семьей;
  • приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  • формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
  •  возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
  • учет этнокультурной ситуации развития детей.

1.5.Возрастные особенности развития детей седьмого года жизни

  На седьмом году жизни происходит дальнейшее развитие организма: стабилизируются все физиологические функции и процессы, совершенствуется нервная система, повышается двигательная культура.

  Развитие моторики и становление двигательной активности. Движения детей 6-7 лет становятся все более осмысленными, мотивированными и целенаправленными. Старшие  дошкольники осознанно упражняются в различных действиях, пытаются ставить двигательную задачу, выбирая разные способы ее решения. В процессе выполнения двигательных заданий проявляют скоростные, скоростно – силовые качества, гибкость, ловкость, выносливость.

  Дети способны к продолжительной двигательной деятельности низкой и средней интенсивности, готовы к незначительным  статичным нагрузкам. На основе совершенствования  разных видов движений и физических качеств у детей происходит преобразование моторной сферы. Им доступно произвольное регулирование двигательной активности, стремление достичь положительного результата, а также осознанное отношение к качество выполнения упражнений. В результате успешного достижения цели и преодоления трудностей дети способны получать «мышечную» радость и удовлетворение. Им свойственен широкий круг специальных знаний, умений анализировать свои действия, изменять и перестраивать их в зависимости от ситуации и получаемого результата.. Все это содействует увеличению двигательной активности детей, проявлению их инициативы, выдержки, настойчивости, решительности и смелости. В то же время у старших дошкольников появляется умение самостоятельно пользоваться приобретенным двигательным опытом в различных условиях ( в лесу, в парке, на спортивной площадке) и ситуациях ( на прогулке, экскурсии, в путешествии)

   

      Психическое развитие.  Социальная ситуация развития характеризуется всевозрастающей инициативностью и самостоятельностью ребенка в отношениях с взрослым, его попытками влиять на педагога, родителей и других людей.

  Общение с взрослым приобретает черты вне ситуативно - личностного: взрослый начинает восприниматься ребенком как особая, целостная личность, источник социальных познаний, эталон поведения. Ребенок интересуется рассуждениями взрослого, описывает ему ситуации, в которых ждет моральной оценки поступков людей. Социальный мир начинает осознаваться и переживаться в общении с взрослыми. Таким образом, ребенок приобщается к ценностям общества, прежде всего к ценностям близких людей.

  Общение со сверстниками также приобретает личностные черты- дети становятся избирательны в общении, выбирают друзей, которых бывает трудно заменить, даже если они не устраивают взрослого. Социальные роли в группе становятся устойчивыми, формируется внутренняя позиция ребенка в социальном взаимодействии, он начинает осознавать себе субъектом в системе социальных отношений. Появляется эмоциональное отношение к нормам поведения, ребенок начинает оценивать себя и других с точки зрения норм, критиковать поступки сверстников и взрослых.

  У детей формируется позиция самых старших, умелых и опытных в детском саду.

Сюжетно – ролевая игра достигает пика своего развития. Ролевые взаимодействия детей содержательны и разнообразны, дети легко используют предметы – заместители, могут играть несколько ролей одновременно. Сюжеты строятся в совместном со сверстниками обсуждении, могут творчески развиваться. Дети смелее и разнообразнее комбинируют в игре знания, которые они получили из книг, кинофильмов, мультфильмов и окружающей жизни, могут сохранять интерес к избранному игровому сюжету от нескольких часов до нескольких дней. Моделируют отношения между различными людьми, плановость и согласованность игры сочетается с импровизацией, ролевая игра смыкается с играми по правилам.

  Более совершенными становятся результаты продуктивной деятельности: в изобразительной деятельности усиливается ориентация на зрительные впечатления, попытки воспроизвести действительный вид предметов, в конструировании дети начинают планировать замысел, совместно обсуждать и подчинять ему свои желания. Трудовая деятельность также совершенствуется , дети становятся способны к коллективному труду, понимают план работы, могут его обсудить, способны подчинить свои интересы интересам группы.

  Память становится произвольной, ребенок в состоянии при запоминании использовать различные специальные приемы: группировка материала, смысловое соотношение запоминаемого, повторение и т.д.

  Ребенок овладевает перцептивными действиями, т.е. вычленяет из объектов наиболее характерные свойства и к 7 годам полностью осваивает сенсорные эталоны- образцы чувственных свойств и отношений: геометрические формы, цвета спектра, музыкальные звуки, фонемы языка. Усложняется ориентировка в пространстве и времени; развитие восприятия все больше связывается с развитием речи и наглядно – образного мышления, совершенствованием продуктивной деятельности.

  Воображение становится произвольным. Ребенок владеет  способами  замещения реальных предметов и событий воображаемыми.

  Внимание к 7 годам становится произвольным, что является непременным условием организации учебной деятельности в школе. Повышается объем внимания, оно становится более опосредованным.

   Игра начинает вытесняться на второй план. У ребенка объективное желание стать школьником.

   Кроме того, в этот период ребенок постепенно теряет непосредственность: он освоил нормы общественного поведения и пытается им соответствовать. В процессе совместной деятельности ребенок научается ставить себя на место другого, по  разному ведет себя с окружающими, способен предвидеть последствия своих слов и поступков. Взрослому становится трудно понять состояние семилетнего ребенка – он начинает скрывать свои чувства и эмоции.

   Характеристика речевого развития. У детей подготовительной к школе группы в норме развитие речи достигает довольно высокого уровня.

   Расширяется запас слов, обозначающих названия предметов и действий. Дети свободно используют в речи синонимы, антонимы, существительные с обобщающим значением.  К семи годам в основном завершается усвоение детьми лексической стороны речи.

   Закрепляется умение согласовывать существительные с другими частями речи. Дети образуют однокоренные слова, превосходную степень прилагательных.

   Речь становится объяснительной: ребенок последовательно и логично излагает события.  В процессе развития связной речи дети начинают активно пользоваться разными способами связи слов внутри предложения, между предложениями и между частями высказывания, соблюдая при этом структуру текста.

   Дети седьмого года жизни обычно осваивают построение разных типов текстов: описания, рассуждения, повествования. С помощью выразительных средств дети передают содержание литературных текстов. Совершенствуется умение составлять рассказы по картине, из личного опыта, рассказы творческого характера; дети сочиняют небольшие сказки и истории. Формируется культура речевого общения.

1.6.Планируемые результаты освоения программы

Результаты  освоения  программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой  социально – нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

   Целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от форм реализации Программы, а так же от ее характера, особенностей развития детей и организации, реализующей Программу.

   Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Освоение программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации  воспитанников.

1.7.Вариативная часть,  формируемая участниками образовательных  отношений представлена региональным компонентом и основана на интеграции парциальных и авторских модифицированных программ: ---«Город – сказка, город – быль. Знакомим дошкольников с Санкт – Петербургом»: учебно – методическое  пособие/ О. В. Солнцева, Е. В. Корнеева – Леонтьева.-СПб: Речь, 2013.»

- «Петербурговедение для малышей от 3 до 7 лет» Г. Т. Алифановой (издательство «Паритет»,2008)

- «Основы безопасности детей дошкольного возраста: Программа для дошкольных образовательных учреждений». Авторы – Р.Б. Стеркина, О.Л. Князева, Н. Н. Авдеева. Рекомендована  Министерством образования РФ;

- Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки» И. Каплуновой,  И. Новоскольцевой.

                         2.Содержательный раздел

2.1.Содержание образовательных областей

Содержание  Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие образовательные области:

- социально – коммуникативное развитие;

- познавательное развитие;

- речевое развитие;

- художественно – эстетическое развитие;

- физическое развитие.

Социально - коммуникативное развитие

 Социально - коммуникативное  развитие направлено на усвоение  норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости,  сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к  различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Развитие игровой и театральной деятельности

Подвижные игры

Совершенствование умения самостоятельно организовать  подвижные игры и игры с элементами соревнования, устанавливать правила и следовать им, справедливо оценивать результаты; проявлять инициативность и творчество при организации подвижных игр.

Развитие навыков ориентировки в пространстве, координации движений, подвижности, ловкости.

Совершенствование навыков игры в настольно – печатные игры.

Развитие концентрации внимания, наблюдательности, памяти, интеллектуального мышления.

 Воспитание усидчивости. Развитие концентрации внимания.

 Сюжетно – ролевая игра

Расширение тематики сюжетно – ролевых игр, совершенствование умения организовывать разнообразные игры ( «Школа», «В поликлинике», «В аптеке», «Летчики», «Космонавты» и тд. ), устанавливать и сознательно соблюдать установленные правила, доводить игру до логического конца, творчески выполнять роли в ходе игры, организовывать взаимодействие с другими участниками игры, самостоятельно выбирать атрибуты, необходимые для проведения игры.

Развитие творческой инициативы, индивидуальности, самостоятельно выбирать атрибуты, необходимые для проведения игры.

Развитие творческой инициативы , индивидуальности, самостоятельности при планировании игры, подборе игрушек, атрибутов, предметов заместителей.

Формирование умения вести роль и видеть перспективу роли разрабатывать микросюжеты внутри общего сюжета.

Формирование умения переносить усвоенный социальны опыт в игру и через игру приобретать новый опыт.

Театрализованные игры

Развитие духовного потенциала, мотивации, успешности, умения перевоплощаться, импровизировать.

Создание условий для раскрытия индивидуальности каждого ребенка.

Совершенствование умения творчески преобразовывать сюжет знакомой сказки, создавать выразительные игровые образы.

Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми ( в том числе моральным ).

Формирование представления о том, что дети подготовительной группы – самые старшие в детском саду. Развитие дружеского отношения к сверстникам, уважительного отношения к старшим, желания помогать маленьким и слабым. Развитие коммуникативных навыков.

Формирование мотивации, заинтересованного отношения к школьному обучению. Воспитание  чувства уверенности в себе.

Раскрытие способностей и талантов заложенных природой в каждом ребенке.

Формирование гендерных и гражданских чувств.

Воспитание мужественности у мальчиков и женственности у девочек.

Продолжение чувства любви к родному городу, России, привязанности к родной земле, преданности  Отечесту, своему народу.

Расширение знаний об истории родного края, его достопримечательностях и памятных местах.

Расширение представлений об истории  и культуре родной страны, государственных и народных праздниках.

Совместна трудовая деятельность

Воспитание бережного отношении к результатам чужого  труда, отрицательного отношения к безделью.

Дальнейшее развитие интереса к продуктивным видам труда, желании реализовать вои творческие возможности при изготовлении поделок и подарков для родных и друзей.

Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Закрепление навыков безопасного поведения дома, в детском саду, на прогулочной площадке, на улице, в транспорте, в природной среде.

Расширение и закрепление Правил дорожного  движения.

Расширение представлений о способах безопасного взаимодействия с растениями и животным.

 Познавательное развитие

Познавательное развитие предполагает  развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе; других людях; объектах окружающего мира; о свойствах и отношениях объектов окружающего мира ( форме и цвете, размере и материале, звучании, ритме и тепе, количестве. числе, части и целом, пространстве и времени,, движении и покое, причинах и следствиях и др.); о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных

Ценностях нашего народа, о планете Земля – как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Формирование целостной картины мира. Познавательно – исследовательская деятельность.

Расширение и обобщение представлений об окружающем предметном мире, об осенней одежде, обуви, головных уборах. Углубление представлений о материалах, из которых сделаны одежда, обувь, головные уборы; о процессе производства одежды, обуви, головных уборов.

Ознакомление с адресом детского сада, формирование умения находить детский сад на простейшем плане ( схеме ) микрорайона. Закрепление навыков ориентировки в помещении детского сада и на участке.

Формирование представления о школе и школьной жизни. Формирование интереса к учебе и желания учиться в школе.

Воспитание чувства любви к Родине и интереса к событиям, происходящим  в ней. Расширение представлений о государственных праздниках. Формирование умения находить Россию на глобусе и карте.

Расширение представлений о многообразии растений осеннего леса, уточнение знаний о грибах и лесных ягодах. Закрепление умения узнавать деревья по листьям, плодам, характерным особенностям ветвей и стволов.

Уточнение понятий овощи, фрукты. Расширение представлений о труде взрослых в огородах, садах, на полях осенью.

Систематизация представлений о многообразии насекомых, особенностях их внешнего строения , месте обитания, способах передвижения, питания.

Закрепление и расширение знаний о перелетных и водоплавающих птицах, их поведении осенью.

Систематизация представлений об образе жизни домашних животных и диких зверей.

Ознакомление с растениями и животными, занесенными в Красную книгу. Формирование основ экологических знаний, экологической культуры.

Дальнейшее расширение и систематизация знаний о предметном мире               ( посуда, мебель, материалы, из которых они сделаны.

Расширение знаний о семье, членах семьи, профессиях родителей, возрасте и днях рождения всех членов семьи. Воспитание желания поздравлять всех родственников с праздниками. Формировать умение называть свои имя и фамилию, имена и отчества своих родителей, свои дату рождения, домашний адрес и телефон.

Уточнение и расширение представлений о новогоднем празднике, его обычаях, атрибутах, о том, как встречают Новый год. Воспитание желания принимать участие в подготовке праздника в детском саду.

Систематизация представлений о транспорте, видах транспорта, профессиях на транспорте. Закрепление представлений о правилах дорожного движения и привычки соблюдать правила поведения на улице.

Систематизация представлений о зиме, зимних явлениях природы          

  ( мороз, снегопад, метель, буран, поземка и т. д.).

Расширение представлений о поведении и повадках зимующих птиц      

   ( вороны, воробья, синицы, свиристеля ).

Формирование представлений о животных жарких стран, их повадках, образе жизни, местах обитания.

Формирование представлений о жизни животных морей и океанов.

Расширение и систематизация знаний о защитниках Отечества. Воспитание уважения к российским воинам.

Углубление представлений о России. Формирование представлений о нашей стране как о многонациональном государстве.  Формирование знаний о государственном флаге , гербе, гимне, президенте. Воспитание чувства гордости за Родину.

Углубление знаний о покорителях космоса – наших соотечественниках. Формирование представлений о Земле – планете, нашем общем доме.

Обобщение представлений детей о типичных весенних явлениях в живой и неживой природе, о жизни растений, животных и птиц весной.

Развитие математических представлений.

Совершенствование навыков количественного и порядкового счета в прямом и обратном порядке.

Формирование умения считать двойками, считать предметы в разных направлениях. Ознакомление с цифрами от  «0» до «9». Формирование понятия соседние числа. Закрепление навыка называния последующего и предыдущего числа. Формирование умения увеличивать и уменьшать каждое число на 1. Упражнение в решении и придумывании задач, головоломок. Формирование умения при решении задач пользоваться арифметическими знаками: +,-, = .

Формирование умения считать пятерками.

Ознакомление с монетным достоинством 1, 5, 10, 50 копеек, 1 рубль, 5 рублей.

Закрепление умения измерять с помощью условной меры и сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, в классификации и объединении их в множество по нескольким признакам.

Совершенствование навыка измерения объема жидких и сыпучих тел с помощью условной меры. Развитие глазомера.

Закрепление в речи прилагательных шире, уже, выше ниже, меньше, больше, короче, длиннее.

Совершенствование навыка деления целого на 2 и 4 равные части, название части целого; понимая, что часть меньше целого, а целое больше части.

Совершенствование навыков распознавания и преобразования геометрических фигур, воссоздания их по представлению, описанию. Закрепление в речи названия геометрических фигур: квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, овал, четырехугольник; названий объемных геометрических форм: куб, шар, цилиндр. Формирование представлений о многоугольнике.

Формирование умения делить квадрат и круг на равные части.

Совершенствование навыков ориентировки на плоскости и в пространстве. Совершенствование умения использовать слова:  вверху, внизу, слева, справа, выше, ниже, левее, правее.

Закрепление навыков ориентировки на листе бумаги в клетку, использование наречий: левее, правее, выше, ниже.Формирование умения создавать простейшие чертежи, планы, схемы.

Уточнение и расширение представлений о временных отношениях. Введение в активный словарь слов месяц, неделя. Совершенствовать умение называть дни недели и месяцы года. Формирование умения определять время по часам.

Совершенствование умения рассматривать и анализировать сооружения, здания; определять функции , назначение отдельных частей; передавать особенности сооружений в конструктивной деятельности, самостоятельно находить конструктивные решения.

Совершенствование умения сооружать постройки, объединенные общей темой.

Совершенствование навыков работы с пластмассовыми , деревянными и металлическими конструкторами по схеме и  инструкции.

Развитие творческого воображения, фантазии при изготовлении поделок из природных материалов. Формирование умения создавать коллективные композиции из природного материала.

Формирование навыков работы с инструментом – ножницами.

Формирование навыков самостоятельного поиска конструктивных решений и планирования конструктивной деятельности.

Речевое развитие.

Речевое развитие  включает в себя: владение речью, как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной речи, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой  и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов детской литературы различных жанров; формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылке обучения грамоте.

Развитие свободного общения с взрослыми и детьми.

Приучать детей – будущих  школьников – проявлять инициативу с целью получения новых знаний. Совершенствовать речь как средство общения.

Продолжить работу по обогащению бытового, природоведческого, обществоведческого словаря. Побуждать детей интересоваться смыслом слов.

Совершенствовать умение использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания.

Совершенствовать умение различать на слух все звуки родного языка.

Отрабатывать дикцию: развивать умение внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественными интонациями.

Совершенствовать фонематический слух: учить называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове.

Продолжать упражнять детей в согласовании слов в предложении.

Совершенствовать умение образовывать однокоренные слова, существительные с суффиксами, глаголы с приставками, прилагательные в сравнительной и превосходной степени.

Совершенствование умения составлять рассказы о предметах, о содержании картины, по набору картинок с последовательно развивающимся действием.

Развивать умение составлять рассказы из личного опыта.

Продолжать совершенствовать умение составлять короткие сказки на заданную тему.

Продолжать развивать интерес детей к художественной и познавательной литературе. Пополнять литературный багаж сказками, рассказами, стихотворениями, загадками, считалками, скороговорками.

Помогать детям в умении объяснить основные различия между литературными жанрами: сказкой, рассказом, стихотворением.

Продолжать знакомить детей с иллюстрациями известных художников.

Основные задачи в области речевого развития:

  1) .Расширение и активизация речевого запаса детей на основе углубления     знаний об окружающем;

   2).Развитие у детей умения применять сформированные умения и навыки связной речи  в различных ситуациях общения;

   3).Автоматизация в свободной самостоятельной речи детей усвоенных навыков правильного произношения звуков, звуко – слоговой структуры слова, грамматического оформления речи в соответствии  с программой логопедических занятий.

Художественно – эстетическое развитие

Рисование

Совершенствование умения рисовать предметы с натуры и по памяти, передавать форму, величину, цвет в рисунке.

Формирование умения изображать линию горизонта, линейную перспективу в сюжетном рисовании. Совершенствование  умения передавать  движения людей и животных.

Расширение представлений о декоративном рисовании.

Формировать умение работать гуашью « по сухому» и «по сырому», создавать фон для изображения по – разному.

Закрепить умение смешивать краски для получения новых цветов и оттенков. Развитие навыков сюжетного рисования, создание коллективных работ.

Продолжать формировать умение передавать в рисунках как сюжеты народных сказок, так и авторских произведений; проявлять самостоятельность в выборе темы, композиционного и цветового решения.

Продолжать развивать декоративное творчество детей : умение создавать узоры по мотивам народных росписей, уже знакомых детям и новых        ( городецкая, гжельская, хохломская, жостовская, мезенская роспись и другие). Закреплять умение при составлении декоративной композиции на основе того или иного вида народного искусства использовать характерные для него элементы узора и цветовую гамму.

Лепка

Закрепление умения создавать выразительные образы, передавать динамику и статистику при создании фигур и композиций из пластилина, соленого теста.

Учить использовать разные способы лепки ( налеп, углубленный рельеф), применять стеку. Учить при лепке из глины расписывать пластину, создавать узор стекой; создавать из глины, разноцветного пластилина предметные и сюжетные, индивидуальные и коллективные композиции.

Аппликация

Совершенствование умения использовать разные приемы вырезания и наклеивания, умения составлять узоры и композиции из растительных компонентов и геометрических фигур.

Закрепление навыков ажурного и многослойного вырезания. Развитие чувства композиции.

Обучение технике обрывания в сюжетной аппликации и в коллективных работах. Формирование умения создавать аппликацию по мотивам народного искусства.

Музыкальное развитие

Дальнейшее формирование интереса к слушанию музыки, продолжение знакомства с произведениями П. Чайковского, М. Глинки, Н. Римского – Корсакова.

Воспитывать любовь и интерес к музыке. Формирование умения обмениваться впечатлениями о посещении музыкальных театров, концертов.

Развивать умение музицировать на детских музыкальных инструментах.

Совершенствование умения согласовывать движения с музыкой, самостоятельно начинать и заканчивать движения в соответствии с началом и концом звучания. Формирование правильной осанки при выполнении упражнений, танцевальных движений. Продолжение ознакомления с особенностями русских народных хороводов, танцев.

Задачи: - .развитие слухового восприятия, музыкального слуха, фонематического восприятия;

- развитие основных компонентов звуковой культуры речи: интонации, ритмико – мелодической стороны;

- формирование правильного речевого и певческого дыхания, изменение силы и высоты голоса;

- обогащение словаря по лексическим темам логопеда;

- развитие чувства ритма.

- формирование навыков исполнения танцевальных движений;

- знакомство с русским хороводом, пляской, а так же танцами других народов;

- развитие навыков инсценирования песен, умения изображать сказочных животных и птиц в разных игровых ситуациях;

- развитие умения исполнять простейшие мелодии на музыкальных инструментах;

- развитие творческих способностей у детей и самостоятельности.

Физическое развитие

Формирование полноценных двигательных навыков, активная деятельность в процессе конструирования , сюжетной игры, трудовой деятельности, овладение тонко координированными и специализированными движениями рук является необходимым звеном в общей системе коррекционного обучения.

В процессе правильно организованной деятельности необходимо устранить не координированные , скованные, недостаточно ритмические движения.

Дальнейшее формирование интереса к спортивным играм: городкам, бадминтону, баскетболу, футболу. Воспитание навыков игры в спортивные игры.

Совершенствование навыков игры в подвижные игры, игры с элементами соревнования, сформированных ранее.

Особое внимание уделяется развитию тонкой моторики пальцев рук.

Продолжать работу по формированию правильной осанки и свода стопы.

 Формирование установки на здоровый образ жизни.

  Продолжение работы по закаливанию организма с использованием всех доступных природных факторов, совершенствование адаптационных способностей  организма детей, умения приспосабливаться к изменяющимся условиям внешней среды.

Проведение всего комплекса закаливающих процедур.

Формирование потребности в двигательной активности. Ежедневное проведение утренней гимнастики, физкультурных пауз на занятиях познавательного цикла, подвижных игр на прогулке. Воспитание любви к спорту.

Закрепление всех ранее сформированных гигиенических навыков.

Совершенствование целостного отношения к здоровому образу жизни, потребности заниматься физкультурой, закаляться соответственно погоде, есть здоровую полезную  пищу.

Совершенствование первичных представлений о строении организма человека, его  функциональных систем.

Совершенствование знаний об оказании первой помощи.

Основная задача коррекционной работы   - стимулировать позитивные сдвиги, формируя необходимые двигательные умения и навыки, физически качества и способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма. В процессе  физического воспитания наряду с образовательными и оздоровительными решаются специальные коррекционные задачи:

  1. Развитие речи посредствам движения;
  2. Формирование в процессе физического воспитания пространственных и временных представлений;
  3. Изучение в процессе предметной деятельности различных свойств материалов, а так же назначения предметов;
  4. Формирование различных видов познавательной деятельности;
  5. Управление эмоциональной сферой ребенка; развитие морально – волевых качеств личности, формирующихся в процессе специальных двигательных игр – занятий, игр, эстафет.

       


                                                                                                             

 2.2. Учебный план группы № 7 компенсирующей направленности

       направление

Учебная нагрузка: количество и длительность периодов непрерывной образовательной деятельности

                Подготовительная к  школе группа «Колокольчик»

             В неделю

          В месяц

             В год

                                                                                    Познавательное  развитие          

Формирование элементарных математических навыков

         2/25=50мин.

             8

               72

Природа \ ОМ

          1/25

              4

               36

Речевое развитие

Развитие речи

           1/25

              4

                36

Подготовка к обучению грамоте

           1/25

              4

                36

Коррекционная работа (ведет учитель – логопед)

            4/25=100мин.

              16

                 44

Художественно – эстетическое развитие

Рисование

           1/25

                8

                  72

Лепка

         0,5/25

                 2

                18

Аппликация

          0,5/25

                 2

                18

Музыка

          2/25=50мин.

                 8

                 72

Чтение художественной литературы. Обогащение словаря, развитие связной речи

Реализуется в играх, режимных моментах, при непосредственном общении или интегрируются в другие образовательные области

Физическое развитие

Физическая культура

             3/25=75мин.

                 12

                108

Социально – коммуникативное развитие

Познание предметного и социального мира, освоение безопасного  поведения

Реализуется в играх, режимных моментах, развлечениях или интегрируется в другие образовательные области

ОБЖ

             1/25

                 4

36

Итого

             15/25=375мин.

            6ч. 25мин.

                 56

                504

2.3.Календарное тематическое планирование образовательной деятельности

Лексические темы

Месяц, неделя

Лексическая тема

Сентябрь

Обследование детей учителем-логопедом. Заполнение речевых карт.

Мониторинг развития,

заполнение листов оценки.

4 неделя

24.09 – 28.09

«Осень. Осенние месяцы. Деревья осенью»

Октябрь

1 неделя

01.10 - 05.10

«Овощи. Труд взрослых на полях и огородах»

2 неделя

08.10 – 12.10

«Фрукты. Труд взрослых в садах»

3неделя

15.10 –19.10

  «Дары осени. Лес. Грибы, Ягоды»

4 неделя

22.10 - 26.10

«Осенняя одежда. Обувь. Головные уборы»

5 неделя

29.10 – 02.11

«Перелетные птицы. Подготовка птиц к отлету»

Ноябрь

1 неделя

06.11-9.11

«Осень в картинах, музыке, стихах»

2 неделя

12.11 – 16.11

«Домашние животные и их детеныши. Содержание домашних животных»

3 неделя

19.11 – 23.11

«Дикие животные и их детеныши. Подготовка животных к зиме»

4 неделя

26.11 – 30.11

«Животные жарких стран»

Декабрь

1 неделя

03.12 – 07.12

    «Зима. Зимние месяцы. Признаки зимы»»

2 неделя

10.12 – 14.12

«Животные Севера»

3 неделя

17.12 – 21.12

   «Животные морей и океанов»

4 неделя

24.12 – 29.12

   

     «Новогодний праздник»

Январь

2 неделя

09.01 – 11.01

«Зимующие птицы»

3 неделя

14.01 – 18.01

« Дом. Семья»

4 неделя

21.01 – 25.01

«Мебель. Назначение мебели. Части мебели. Материалы ,из которых она сделана»

5 неделя

28.01-1.02

«Посуда. Виды посуды. Бытовая техника. Материалы из которых она сделана»

Февраль

1 неделя

04.02-08.02

«Комнатные растения. Размножение, уход»

2 неделя

11.02 – 15.02

«Транспорт»

3 неделя

18.02 – 22.02

«23 февраля.  День защитника Отечества»

4 неделя

25.02-1.03

«Профессии взрослых. Трудовые действия. Инструменты»

Март

1 неделя

04.03-07.03

«Ранняя весна, весенние месяцы.  Мамин праздник»

2 неделя

11.03-15.03

«Первые весенние цветы.»

3 неделя

18.03-22.03

« Весна в картинах, музыке, стихах»

4 неделя

25.03-29.03

«Мы читаем. Знакомство с творчеством писателей»

Апрель

1 неделя

01.04 – 05.04

«Наша Родина – Россия. Москва – столица России»

2 неделя

8.04 – 12.04

«Космос»

3 неделя

15.04 – 19.04

«Город наш давным-давно звался Царское Село»

4 неделя

22.04 – 26.04

«Мы читаем.

 Знакомство с творчеством А.С. Пушкина»

5 неделя

29.04 – 30.04

«Мы читаем.

Знакомство с творчеством писателей»

Май

1 неделя

06.05 – 08.05

«День Победы»

2 неделя

13.05 – 17.05

«Скоро в школу. Школьные принадлежности»

3 неделя

20.05 – 24.05

«Насекомые»

4 неделя

27.05 – 31.05

«Лето. Летние месяцы»

Непрерывная образовательная деятельность в подготовительной группе компенсирующей направленности № 7  «Колокольчик»

понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

Познавательное развитие (природа/ОМ)

9.00-9.25

Лепка/Аппликация

9.35-10.00

Физическое развитие

10.10- 10.35

      ФЭМП/логопедическое занятие по подгруппам

9.00- 9.50

Музыка

12.00-12.25

Петербурговедение

15.15-15.40

Психолог

16.35-17.05

Познавательное развитие (развитие речи)

9.00-9.25

Рисование

9.35-10.00

Физическое развитие

10.10-10.35 (улица)

Доп. ИЗО (по подгруппам)

15.20-16.10

ФЭМП/

Логопедическое занятие ( по подгруппам)

9.00-9.50

Музыка

15.50-16.20

Досуг (3 нед. Музыка)

16.20- 16.45

Досуг ( 4 нед. Физо)

16.40-17.10

ОБЖ

9.00-9.25

Физическое развитие

15.45-16.10

ИТОГО:  15  НОД  по   25 минут, 6часов  15 минут

Перерыв между непрерывной образовательной деятельностью 10 минут.

2.4.Организация взаимодействия с семьями воспитанников

Вид  деятельности

 Тема

                                                                                         

                                                                                              Сентябрь                                                                                      

Родительское  собрание

Консультация по физическому развитию

Консультация (влияние семьи на развитие ребенка)

Подготовка и участие в конкуре

Участие во всероссийском конкурсе по БДД

Консультация для родителей

 Последний год перед школой  (задачи работы на год/ПДДТТ)

Оказание помощи в изготовлении нестандартного оборудования для  физкультурного уголка.

«Семья – мой дом родной»

«Осенний калейдоскоп»

«Безопасная дорога детям»

«Внимание дети»

                                                                                                Октябрь

Подготовка к конкурсу по БДД

Викторина для родителей по ПДД

Совместная трудовая деятельность родителей и детей

Консультация

Конкурс

Статья в родительский уголок

«Социальна реклама»

«Автомобилисты»

«Субботник по уборке участка от листьев и мусора»

«Профилактика ОРВ»

«Осенний калейдоскоп»

«Составляющие готовности выпускника детского сада к обучению в начальной школе»

                                                                                                 

                                                                                                  Ноябрь

Консультация

Индивидуальные беседы

Подготовка и участие в выставке

Досуг ко Дню матери

Информация для родителей по региональному компоненту программы

Участие в районном конкурсе по БДД

Выставка творческих работ

«Секреты психологического здоровья»

«Формируем навыки самообслуживания у ребенка»

«Мамочки любимые»

«Я люблю тебя, мама»

«Милый сердцу уголок - моя малая Родина г.

Пушкин»

«Пушкинский Талисман БДД – 2019»

«День памяти жертв ДТП»

                                                                                                 Декабрь

Родительское собрание

Совместная подготовка и украшение группы к Новому году

Консультации

Подготовка и проведение новогоднего праздника

Подготовка и участие в конкурсе

Подготовка  и участие в районном этапе конкурса

«Здоровый образ жизни. Нужные советы»

«Новогодняя сказка»

«Безопасные каникулы»

«Готовим руку ребенка к письму»

«С Новым годом»

«Рождественская сказка»

«Дорога и мы»

                                                                                                 Январь

Совместная игровая деятельность

Беседы

Консультации

«Спортивные игры на свежем воздухе»

«Закаливание – одна из форм профилактики простудных заболеваний детей»

«Все о детском питании»

                                                                                                Февраль

Подготовка и участие к районному отборочному туру агитбригад  ЮИД

Консультация

Подготовка и участие к выставке ко дню защитника отечества

Совместный праздник

«Я  люблю тебя, Россия»

«Как сделать зимнюю прогулку с ребенком приятной и полезной»

«Наша армия – сильна»

«Нашей армии салют»

                                                                                               

                                                                                                   Март

Совместный праздник

Домашние поделки

Подготовка и проведение праздника к 8 Марта

консультация

«Масленица»

«Веселая масленица»

«Для вас родные»

«Осторожно гололедица»

                                                                                                 Апрель

Подготовка к викторине по ПДД

Совместная трудовая  деятельность родителей и детей

Консультация

Итоговое родительское собрание

«Уберем свой участок»

«Режим будущего школьника»

«Готов ли ваш ребенок к школе»  «ПДДТТ»

                                                                                                 

                                                                                                   Май

Консультация

Праздник к Дню Победы

Выпускной вечер

«Клещи»

«Салют победы»

«До свидания, детский сад»


2.5. Региональный компонент программы:

Региональный компонент адаптированной образовательной программы дошкольного образования на доступном детям уровне знакомит их с наиболее интересными достопримечательностями г. Санкт – Петербурга: архитекторами, скульпторами, людьми, которые прославили город.

Ознакомление с городом отвечает современным задачам образования таким, как усиление внимания к ценностям традиционной духовной культуры и исторической преемственности.

Программа построена на основе главных методических принципов

- учет возрастных особенностей детей;

- доступность материала;

- постепенность его усвоения.

Материал предназначен для детей 4-7 лет. Работа проводится в течении 3-х лет.

Цель: создание оптимальных условий для углубленного развития детей в знакомстве с родным городом, через грамотное построение целостного педагогического процесса на основе синтеза опыта традиционной системы дошкольного образования и обобщения, систематизации , интеграции достоверных исторических материалов.

Основные задачи программы

  1. Формирование эстетически развитой личности, эмоционально отзывчивой на исторические факты становления и развития родного города, его традиции и обычаи, различные виды национального, в т. ч. Петербургского, искусство – архитектура, живопись, народный фольклор, музыка и  театр.
  2. Соприкосновение дошкольника с нравственными идеалами общечеловеческих ценностей и культуры родного города, планомерное воспитание в детях толерантности к культурному наследию разных народов, патриотических и нравственно – эстетических чувств, направленных на развитие эмоционального, бережного отношения к родным местам, историческому прошлому, мировому культурному наследию.
  3. Создание целеполагающей, педагогически обоснованной, развивающей среды в группах, направленной на ознакомление детей с основами истории Санкт – Петербурга и национальной культуры ( центр Петербурговедения  -  иллюстративный материал, книги, альбомы, предметы прикладного искусства, макеты, репродукции картин, собственная деятельность детей , аудио и видео материалы)

Взаимосвязь Петербурговедения с различными видами детской деятельности

Образовательная

область

Взаимосвязь

Речевое развитие   (чтение художественной литературы)  

Развитие лексики, грамматического строя речи, связной речи в контексте заданной темы

Ознакомление с литературными произведениями по теме

Социально – коммуникативное развитие

Овладение принятыми в обществе нормами и правилами поведения и взаимоотношений

Воспитание гуманных чувств по отношению к историческому наследию города

Художественно – эстетическое развитие

Закрепление восприятия по теме

Использование музыкальных произведений для обогащения содержания Петербурговедения

               

2.6 Задачи и содержание деятельности воспитателя в группах для детей с ОНР

Компенсация речевого недоразвития ребенка, его социальная адаптация и подготовка к дальнейшему обучению в школе диктуют необходимость овладения воспитанниками теми же видами деятельности, которые предусмотрены массовой программой детского сада. Поэтому в задачи воспитателя группы входит обязательное выполнение требований образовательной программы воспитания и обучения, а так же решение коррекционных задач по развитию речи в процессе формирования элементарных математических представлений, на занятиях по конструированию и изобразительной деятельности, в связи с усвоением навыков самообслуживания и элементов труда.

  1. Проведение занятий в рамках определенных лексических тем;
  2. Изменение задач и содержания занятий: расширение, уточнение и активация словарного запаса, обеспечивающая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых умений; закрепление грамматических категорий, изученных на занятиях учителя – логопеда, контроль над грамматической правильностью речи; совершенствование связной речи в различных ее видах, применение сформированных умений и навыков связной речи в различных ситуациях общения.
  3. Максимальное обеспечение всех занятий наглядным материалом.
  4. Уточнение и активизация значительно большего количества понятий, чем в общеобразовательных группах.
  5. Использование определенной последовательности в видах рассказывания.

К коррекционным задачам воспитателя в группе для детей с ТНР относятся:

  1. Закрепление речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию учителя – логопеда;
  2. Проведение фронтальных занятий по развитию речи по системе, предусмотренной коррекционной программой;
  3. Развитие артикуляционной и пальцевой моторики – процессов, связных с речевой функцией;
  4. Систематический контроль над поставленными звуками и грамматической правильностью речи;
  5. Развитие внимания, памяти, словесно – логического мышления – высших психических функций, тесно связанных с речевой деятельностью.

К образовательным задачам воспитателя в группе для детей с ТНР относятся:

  1. Обучение на занятиях по всем разделам массовой программы ДОУ        (кроме занятий раздела «Развитие речи»);
  2. Воспитательная работа в соответствии с массовой программой ДОУ                    

(нравственное, патриотическое, эстетическое, экологическое воспитание и прочее);

  1. Работа с родителями (законными представителями) воспитанников.

                  3.Организационный раздел

3.1.Требования к организации развивающей предметно-пространственной среде

Материалы и оборудование группового помещения подобраны в целях создания оптимально насыщенную (без чрезмерного обилия и без

недостатка) целостной, многофункциональной, трансформирующейся среды и обеспечивают реализацию основной общеобразовательной программы в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов.

Аналитическая справка развивающей предметно – пространственной среды в подготовительной группе компенсирующей направленности № 7 «Колокольчик»

В группе  16 детей, из них 14 мальчиков и 2 девочки. На сентябрь месяц их возраст колеблется от 5 лет до 6 лет.   Группа  –  компенсирующей  направленности. Все дети с задержкой речевого развития, которым требуется помощь учителя – логопеда.

Создавая среду развития в группе, учитывались следующие параметры:

  • содержательно – насыщенная, развивающая;
  • трансформируемая;
  • полифункциональная;
  • вариативная;
  • доступная;
  • безопасная;
  • здоровьесберегающая;
  • эстетически – привлекательная.

Детский сад работает по общеобразовательной программе ГБДОУ детский сад № 4 Пушкинского района Санкт – Петербурга, поэтому все центры в развивающей среды созданы в соответствии с этой программой, с рекомендациями по развивающей среде: учтены основные требования и основные принципы организации среды.

1.Безопасность и психологическая комфортность                

пребывания детей в ДОУ.

 Создавая развивающую среду в подготовительной группе, прежде всего, уделялось внимание созданию условий, обеспечивающих безопасность и психологическую комфортность каждого ребенка в группе, а также, чтобы обстановка в группе была приближена к домашней, уютной обстановке. Предметы мебели в группе расставлены вдоль стен и окон, это максимально освобождает центр для игр детей, развития их двигательной активности. Все пространство предметно-пространственной среды группы безопасно, соответствует санитарно- гигиеническим требованиям, правилам пожарной безопасности: детская мебель соответствует возрасту и росту детей группы, мебель не загораживает запасные выходы, позволяя детям свободно двигаться в пространстве групповой комнаты, все стеллажи и полки закреплены, наглядные пособия, игры и игрушки имеют сертификаты соответствия.

Некоторые предметы мебели переставляются в игровых зонах, что позволяет уйти от надоедливой однообразной обстановки и внести в интерьер что-то новое и свежее. Мебель в центрах разнообразная, часто меняются варианты расстановки столов в обеденной части группы. В группе есть мягкая мебель (детский диванчик), что создаёт уютную атмосферу, а также игрушки детей, принесенные ими из дома.

В работе с детьми используется не авторитарная, а личностно – ориентированная модель воспитания, тесно взаимодействуя с родителями с целью изучения потребностей ребенка. Сотрудничество детского сада с семьей идет по единому воспитательному плану и приводит к достижению максимальных результатов в формировании личности ребенка.

 

  1. Учет возрастных особенностей детей.

 

Развивающая предметно-пространственная среда подготовительной    группы содержательно насыщена и соответствует возрастным возможностям     детей группы.  Образовательное пространство группы оснащено:  мебелью по возрасту детей,  дидактическими играми и пособиями на данный возрастной период, содержит современные материалы (конструкторы для девочек и мальчиков, наборы для экспериментирования и проведения опытов, разнообразные материалы для проявления творчества в изобразительной деятельности, для проявления актерского мастерства, в свободном доступе детей виды театра  (пальчиковый,  деревянный,  мягкой игрушки, театр масок и т.д.), костюмы для организации сюжетно- ролевых игр, обменом  опыта между детьми, нравственно- исторического воспитания.  

 Пространство группы  трансформируется в зависимости от образовательной ситуации,  смена сезонной тематики (библиотечная зона – детская литература, стихи, иллюстрации осенней тематики, в изобразительной деятельности добавляем осенние листочки для печатания, гербарии, пейзажи и натюрморты, раскрывающие красоту осенней поры, раскраски для девочек и мальчиков  (меняющихся по тематике) книжки – самоделки, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. Трансформация помещения обеспечена перегородки из детской мебели, когда с помощью перестановки можно изменить площадь и планировку помещения. 

Игры, пособия, мебель в группе полифункциональны и пригодны для использования в разных видах детской активности: игра «поликлиника» может по желанию быть как детской, офтальмологической, больницей с различными специальностями врачей, ветеринарной клиникой. Игры и пособия игры «Поликлиника» могут быть использованы в образовательной деятельности по развитию речи, в изобразительной деятельности, в познавательной деятельности (ФЭМП, экспериментирование).

Организация предметно-развивающей среды в группе построена не только в соответствии с возрастными, но и с гендерными особенностями воспитанников. Игры и игрушки соответствуют возрастным особенностям воспитанников, так в зоне настольно – печатных игр есть игры для девочек и мальчиков; уголки сюжетно - ролевых игр ориентированы на мужские профессии (моряки, водитель, строители) и женские профессии (парикмахер, повар, доктор). Уголок ряжения в группе оснащен в соответствии с темами ознакомления воспитанников. Костюмы и атрибутика систематически меняются.  

Все игры и пособия в группе доступны всем детям, обеспечена доступная среда, где осуществляется образовательная деятельность. В группе имеется свободный доступ детей, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.    

Игровой материал периодически меняется, появляются новые предметы или «преподносятся», как новые, стимулирующие игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей, так как используется метод проект - это предполагает внесение в среду иллюстраций, фотографий, ЭОР, аудиозаписей, предметов, атрибутов по теме проекта, стимулирующих познавательную активность детей;  дидактических игр, игрушек,  пособий, стимулирующих игровую деятельность; проведение эксперимента педагога вместе с детьми, детей вместе с родителями, создание педагогом проблемной ситуации - стимулирует исследовательскую активность, осуществляя свободный и осознанный выбор (варианта задания, средств и способов его выполнения, партнеров для совместной работы), дети учатся принимать самостоятельные и ответственные решения, искать новые и творчески использовать имеющиеся знания, планировать и анализировать свою деятельность, строить с другими людьми отношения сотрудничества, таким образом, развивающая среда группы является вариативной.

Оснащение пространств меняются в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса: - пространство для театра;

-пространство творческой деятельности;

- пространство «Физического развития»;

- пространство для конструирования;

- пространство для  сюжетно- ролевых игр;

- пространство для уединения.

3. Реализация образовательных программ дошкольного образования

 Предметно-развивающая среда спроектирована в соответствии с образовательной программой, реализуемой в ДОУ  созданы условия реализации образовательных областей:  

 социально - коммуникативное развитие: В группе созданы условия для организации сюжетно-ролевых игр разнообразного содержания: семья, поликлиника, магазин, салон красоты, мастерские, ресторан – кафе, школа,  (атрибуты, костюмы) в совместной игре с детьми педагог развивает умение принимать игровую роль, выбор сюжетной линии игры, участвовать в несложном диалоге; побуждает детей самостоятельно использовать детали костюмов для выполнения роли; разворачивать игру в игровом уголке; при поддержке и помощи воспитателя дети учатся вступать в игровое общение со сверстниками.  

 познавательное развитие: Детям предоставляются разнообразные игрушки и предметы с различными сенсорными качествами и свойствами, а также используются образовательные ситуации (картотека), игры, продуктивные виды деятельности, дидактические и развивающие игры по ФЭМП, экспериментирование, чтение художественной литературы, рассматривание картин.  

 речевое развитие: в группе в достаточном количестве игры и пособия на развитие звуковой культуры речи, для развития грамматически правильной речи, связной речи, на развитие словаря. Воспитатель организует индивидуальное общение с детьми на основе совместной деятельности с игрушками и предметами: вносятся и обыгрываются новые игрушки, создаются игровые ситуации. Воспитатель организует игры – драматизации по хорошо знакомым произведениям, стимулирует детей воспроизводить ролевые диалоги, развивая творческое мышление.  

 художественно - эстетическое развитие: в группе созданы условия для образовательной деятельности и самостоятельной деятельности детей.  Изобразительные материалы в достаточном количестве: бумага разного цвета и фактуры, пластилин. глина, гуашевые краски, акварель, кисти разных толщин, цветные карандаши, пастель, фломастеры, трафареты. У детей активизируется стремление создавать в разных видах деятельности образы, которые вызвали интерес. Активизирует желание детей принимать участие в создании как индивидуальных, так и коллективных композиций в рисунке, лепке, аппликации, конструировании.

 

физическое развитие: С детьми проводятся беседы с привлечением наглядности (алгоритмы процессов личной гигиены, мытье рук, последовательность режимных моментов). Наличие художественной литературы, стихов, потешек о гигиенических процессах, режиме дня, опасных для здоровья и жизни ситуациях и правильном поведении в случаях их возникновения. Созданы условия для систематического закаливания организма (картотека комплексов утренней гимнастики, бодрящей гимнастики), формирования и совершенствования основных видов движений (мячики, скакалки, маски, султанчики, кольцеброс, кегли, картотека подвижных игр).

 

Дети этой возрастной группы соответствуют физическим и психологическим данным детям старшего дошкольного возраста.  

Основная группа: 12 детей - 2 группа здоровья , 3 ребенка - 1 группа здоровья, 1 ребенок - 3 группа здоровья. Инвалидов и детей с задержкой психического развития - нет.

 

Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»

 Пространство сюжетно - ролевой игры

Основной целью этого направления является позитивная социализация детей старшего дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. В связи с этим стоит задача создания условий для усвоения общепринятых моральных и нравственных ценностей и норм. Неотъемлемой частью в приобретении ребенком социального опыта является семья, именно там ребенок приобретает свой первый социальный опыт. Основные этапы формирования личностных качеств ребенка закладываются именно в дошкольном возрасте и преимущественно посредством игры. Я в своей группе постаралась создать среду и условия для развития именно игровых качеств у детей.  

Используются разные виды игр: дидактические, подвижные, театрализованные, сюжетно – ролевые.

Сюжетно-ролевые игры: Почта, Салон красоты, Супермаркет, Семья, Поликлиника.  

Пространство безопасности. 

Создавая развивающую среду в группе, немало внимания уделяется созданию комфортных условий для развития навыков безопасного поведения детей. В уголке имеется разнообразный материал по правилам безопасного поведения на дорогах, во время пожара: сюжетные иллюстрации, раздаточный и демонстративный материал, игры, папки – передвижки, картотека по ОБЖ, настольно – печатные игры.  

 

Образовательная область  «Познавательное развитие»

 

Пространство «Познание»

Имеются разнообразные игры и пособия на развитие логики, мышления, внимания. Счётный наглядный и раздаточный материал. Игры типа «Числа и цифры». «Учись считать», «Цвет», «Форма», «Размер».  

Дидактические игры:  «Геометрическое лото», «Геометрическое домино», «Чудесный мешочек», «Геометрическая мозаика», Целое из частей, «Сложи фигуру», «Какой цифры не хватает», «Числовой ряд», «Математические домики», «Составь число», «Математическая рыбалка», «Детям о времени», «Измеряем всё подряд», «Составь задачу».  

Развивающие игры: Блоки Дьенеша и схемы к ним, Палочки Кюизенера и схемы, счётные палочки и схемы к ним. «Сложи узор», «Сложи квадрат»,  «Прозрачный квадрат», «Логический пояс».

Игры на плоскостное моделирование: Танграм.  

Игрушки для сенсорного развития детей: пирамидки, вкладыши, пазлы, кубики с картинками, домино, парные картинки.

 

Пространство природы

В центре природы имеется: календарь погоды, инвентарь за уходом комнатных растений, муляжи фруктов, овощей, фигурки животных, демонстрационный материал, дидактические и развивающие игры. 

 Пространство экспериментирования

В центре экспериментирования имеются: различные емкости для воды и сыпучих материалов, весы, микроскоп, песочные часы, предметы разной величины, веса, формы. Имеется картотека проведения экспериментов в старшем возрасте, природный материал для проведения экспериментов; знакомство с растениями и животными различных климатических зон, живая и неживая природа и т.д.

        

 Образовательная область «Речевое развитие»

Пространство «Развитие речи»

В центре развития речи имеются игры на развитие звуковой культуры речи, грамматического строя речи, формирования словаря, мнемотаблицы.

Сделаны пособия, раздаточный материал на развитие устной речи, игры по звуковой культуре речи, игры на звукоподражание: «Звуковой куб», Кубик «Кто кричит», «Мамы и     малыши», «Позови громко», «Эхо».  

Игры и пособия на развитие речевого дыхания: «Надуй шарик», «Снежинка», «Мыльные пузыри», «Вертушка», «Султанчики», «Кораблики».

Игры и пособия на развитие фонематического слуха и звукопроизношения    «Дин-дон», «Чьи игрушки», «Логопедическое лото»,   «Чудесный мешочек», «Ромашка», «Кто в домике живёт», «Подбери картинку».

Картотека         артикуляционных         игр         и         упражнений.

Игры на развитие словаря, и грамматического строя речи «Глаголы в картинках»,  «Учимся использовать предлоги», «Предлоги»,  «Ёлочка», «Назови одним словом», «Четвёртый лишний», «Подбери слова к картинке», «Где я это видел»,«Тактильные мешочки».

Игры на развитие связной речи «Расскажи сказку», «Истории в картинках», «Что сначала, что потом», «Иллюстрации к сказкам», «Алгоритм для составления описательного рассказа», «Предметы из сюжетов», «Расскажи про детский сад», «Телефон», «Сам себе сказочник».

Пространство книги. 

В старшем возрасте в центре книги находится художественная литература соответственно возрасту и тематике. Привлечение внимания к оформлению книг, к иллюстрациям. Знакомство с писателями и их произведениями.

 

Образовательная область  «Художественно – эстетическое развитие»

 

Пространство для театра

Имеются виды театров: пальчиковый, настольный, на фланелеграфе, деревянный,  напольный, теневой. Также в группе имеется уголок «Ряжение», где дети очень любят надевать разнообразные наряды. Театральные уголки часто пополняются новыми атрибутами.

 

В музыкальном пространстве  имеется разнообразные детские музыкальные инструменты, иллюстрации с портретами композиторов, иллюстрации с музыкальными инструментами, дидактические игры на развитие музыкального слуха.

 

Пространство творческой деятельности

В         центре         творческой         деятельности         имеется:         разнообразный демонстрационный материал.  Различные материалы  для рисования: краски, кисточки разной величины, карандаши, мелки, трафареты, фломастеры, раскраски,         бумага разной фактуры,  настольно -  печатные  игры.  

 

Образовательная область  «Физическое развитие»

 

Пространство «Физического развития»

Одной         из         основополагающих         областей         развития         ребенка         является «Физическое развитие». Создавая условия для реализации задач этой области в группе, делался акцент на охрану жизни и укрепления физического и психического здоровья ребенка. Имеются картотеки: комплекс утренней гимнастики, профилактика плоскостопия, подвижных игр, загадки о спорте, наглядные пособия по видам спорта. Имеется спортивный инвентарь, сделанный своими руками.

Во время образовательного процесса устраиваются динамические паузы, на прогулках дети вовлечены в спортивные и подвижные игры. В работе с детьми старшего возраста используются различные виды гимнастики:

пальчиковая, дыхательная, для глаз, бодрящая, гимнастика под музыку.  

 

Учет образования детей с ограниченными возможностями здоровья, особыми потребностями в обучении, других категорий детей:

 В группе трое мальчиков с высокой подвижностью.  Для комфортного пребывания в группе была создана картотека игр для детей  с гиперактивностью  ( «Кораблик», «Пуговицы» и т.д.). В группе обустроены трансформирующиеся зоны для отдыха и уединения для  детей с настольными играми, картотекой аудиозаписей для релаксации. В программе предусмотрена расширенная индивидуальная работа с гиперактивными детьми. Для родителей  гиперактивных  детей подобраны консультации.

 

 

 

Выводы:  Развивающая предметно - пространственная среда в группе  создана с учетом ФГОС ДО и дает возможность эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности, обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей, взрослых, содержательно насыщена, трансформируема, полифункциональна, вариативна,  доступна и безопасна.  

 

3.2. Организация режима пребывания детей в подготовительной группе «Колокольчик» (компенсирующей направленности) № 7

        Наименование  мероприятий

  Время

1

Прием, осмотр детей. Свободные игры, труд в игровых уголках, уголке природы, индивидуальная работа.

7.30 - 8.20

2

Утренняя гимнастика

8.20 – 8.30

3

Гигиенические процедуры, подготовка к завтраку, завтрак

8.30 – 8.50

4

Подготовка к  занятиям, занятия. Свободные игры, самостоятельная деятельность

Вторник

8.50 – 10.35

9.00 – 10.00

5

Второй завтрак

10.00 – 10.10

6

Второе занятие

Вторник (музыка)

10.10 – 10.35

12.10 – 12.35

7

Гигиенические процедуры, подготовка к прогулке,  прогулка

вторник

10.35 – 12.30

10.10 – 12.00

8

Гигиенические процедуры, подготовка к обеду, обед

12.40 – 13.10

9

Подготовка ко сну, чтение художественной литературы, дневной сон

13.10 – 15.00

10

Подьем, бодрящая гимнастика, воздушные, водные, закаливающие процедуры

15.00 – 15.15

11

Подготовка к занятию, занятие. Коррекционная работа, свободная деятельность

15.15 – 16.20

12

Подготовка к полднику, полдник

16.20 – 16.40

13

Досуг ( четверг 3 неделя музыка, 4 нед. Физо) в другие дни сюжетно – ролевые,  развивающие и др. игры

16.40 – 17.10

14

Подготовка к прогулке, прогулка, уход домой

17.10 – 18.30

3.3. Тематическое планирование событий, праздников, мероприятий.

Мероприятие

срок

ответственные

1

Ознакомление с планом на новый учебный год

до

Члены  родительского совета

Педагогический коллектив ДОУ

2

Составление план работы с родителями на год

октябрь

3

Организовать родителей  на просмотр НОД  и воспитательной работы с детьми

В течении года

4

Оказывать систематическую помощь в проведении Дня открытых дверей.

По плану

5

Оказывать помощь в организации праздников и развлечений.

В  течении года

6

Помогать в организации и проведении смотров- конкурсов.

В течении года

7

Организовывать субботники о помощь  по уборке территории.

В течении года

8

Активизировать работу родителей по участию в конкурсах на 2018 – 2019 учебный год.

  1. «Осенний праздник»
  2. «День матери»
  3. «Новогодний утренник»
  4. «Рождественские колядки»
  5. «День защитника отечества»
  6. «Праздник 8 Марта»
  7. «Выпускной бал»
  8. «Досуг организованные совместно с родителями»

Участие в конкурсах:

Семейный досуг «Папа, мама, я – спортивная семья»

Акции ДОУ (районные)

Утренники и досуги совместно с родителями

Мастер – классы

День открытых дверей

Интернет общение на страничке сайта детского сада

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

В

течении года

В течении года

9

10

Участвовать в анкетировании по вопросам организации деятельности в ДОУ.

В течении года

3.4.  Особенности образовательной работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи  

Основными направлениями работы в течении обучения  в группах с ОНР являются:

  1. Диагностика познавательной, мотивационной  и эмоционально – волевой сфер личности воспитанников.
  2. Коррекционно  -  развивающая работа ( индивидуальные,  подгрупповые и  фронтальные НОД с детьми с ОНР).
  3. Консультативная работа с педагогами, воспитанниками и родителями.
  4.  Информационно – просветительская работа.
  5. Организационная работа.

Диагностическая работа включает:

- своевременное  выявление детей с ОНР;

- раннюю (с первых дней пребывания ребенка в ДОУ) диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации;

- комплексный сбор сведений о ребенке на основании диагностической информации  от специалистов разного профиля;

- определение уровня актуального и зоны ближайшего развития воспитанника с ОНР, выявление его резервных возможностей;

- изучение развития эмоционально – волевой сферы и личностных особенностей воспитанников;

- изучение социальной ситуации  развития и условий  семейного воспитания детей с ОНР;

- изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребенка с ОНР;

- системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития ребенка;

- анализ успешности коррекционно – развивающей работы.

Коррекционно – развивающая работа включает:

- выбор оптимальных для развития ребенка с ОНР коррекционных программ/методик и приемов обучения в соответствии с его особыми потребностями;

- организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно – развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;

-  коррекцию и развитие высших психических функций;

- развитие эмоционально – волевой сферы и личностных сфер ребенка и психокоррекцию его поведения;

- социальную защиту ребенка в случаях неблагоприятных условий  жизни при психотравмирующих обстоятельствах.

Консультативная работа включает:

- выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с детьми с ОНР; единых для всех участников образовательного процесса;

- консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально – ориентированных методов и приемов работы с воспитанниками с ОНР;

- консультативную помощь в семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приемов коррекционного обучения ребенка с ОНР.

Информационно – просветительская работа предусматривает:

- различные формы просветительской  деятельности (лекции, индивидуальные беседы, консультирование, анкетирование,  индивидуальные практикумы, информационные стенды, печатне материалы, СМИ, презентации, ЦОС), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса – детям с ОНР, их родителям ( законным представителям), педагогическим работникам, вопросов, связанных с  особенностями образовательного процесса и сопровождения.

 

  1. Учебно – методическое  и информационное обеспечение образовательного процесса

Образовательная область

Педагогические технологии с указанием выходных данных

Социально -  коммуникативное развитие

Р. С. Буре  «Социально – нравственное воспитание дошкольников 3-7 лет», М., 2016 год

О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным» (  6-7 лет), Мозаика – Синтез ., 2014 год.

 О.А. Скоролупова «Тематическое планирование образовательного процесса в ДОО», М.,2017 год

Л. В. Абрамова, И.Ф. Слепцова «Социально – коммуникативное развитие дошкольников» ( 6-7 лет), Мозаика – Синтез, 2017 год.

Познавательное развитие

О. А. Соломенникова  «Ознакомление с природой в детском саду» ( 6-7 лет ), Мозаика – Синтез, 2016 год

Л. В. Куцакова «Конструирование», М., 2017год

Н. Е. Веракса  «Познавательно – исследовательская деятельность в дошкольников 4 -7лет», М., 2017 год

Л.Ю. Павлова «Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром» , М.,2017 год.

Н.В. Нищева «Развитие математических способностей» ( подготовительная группа ), Детство – Пресс,М.,, 2017год.

И.А. Помораева,  В. А. Позина «Формирование элементарных математических способностей» ( 6-7 лет) Детство – Пресс,, М.,  2017 год.

Речевое развитие

Н. В. Нищева  «Хрестоматия» для детей 6-7 лет, М. 2017 год

О. С. Ушакова  «Занятия по развитию речи  для детей 5 – 7 лет», ТЦ «СФЕРА», М., 2017 год.

Н.В. Нищева «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста»,  ДЕТСТВО – ПРЕСС, М., 2017 год.

Художественно – эстетическое развитие

Н. В. Дубровская  «Цвет творчества», Детство – Пресс, 20017 год.

Т.С.Комарова «ИЗО деятельность в детском саду»  ( 6-7 лет), Детство – Пресс, М., 2017 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР

Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...