«Формирование творческой личности»
статья

Наталия Александровна Афонина

Нетрадиционная художественная деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_opyta_raboty_afonina_n_a_kopia.docx28.38 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское Государственное Автономное Дошкольное

образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 15

Колпинского района Санкт-Петербурга»

«Формирование творческой личности»

(опыт работы)

Воспитатель: Афонина Наталия Александровна

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД

 «Формирование творческой личности»

«В каждом ребёнке лучик солнца таится,

Ему лишь нужно помочь пробудиться»

Творческие способности - далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызвала огромный интерес людей во все времена.

В прошлом,  у общества не возникало особой потребности в овладении творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растёт, а всё большая часть исполнительской деятельности автоматизируется,  становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития - одной из важнейших задач в воспитании современного человека о чем и говорится во ФГОС ДО.

В ФГОС ДО указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей. В целях пробуждения у дошкольников инициативности и самостоятельности, применяю продуктивные виды деятельности (лепка, аппликация, рисование и т.п., в том числе в нетрадиционных техниках).

Работая с детьми дошкольного возраста в течение нескольких лет, обратила внимание на результаты диагностик по изобразительной деятельности. Дети хорошо осваивают приемы и способы рисования, лепки, аппликации, повторяя за воспитателем, но при этом не проявляют в своих работах творчество. Подводя итоги, я понимала, что детям не хватает уверенности в себе, воображения,  самостоятельности. Для решения этой проблемы стала углубленно изучать методическую литературу. Я заинтересовалась нетрадиционными способами рисования и ручного труда,  с помощью которых возможно развивать у детей интеллект, учить нестандартно мыслить и активизировать творческую активность. На мой взгляд, использование нетрадиционных техник в системе необходимо взять за основу для развития творческой деятельности воспитанников.

Поэтому тема моего опыта работы: «Развитие творческих способностей детей, через   нетрадиционные техники рисования и ручного труда» 

Цель: на основе инициативы и самостоятельности развивать творческие способности детей с использованием нетрадиционных техник рисования и ручного труда.

Слайд 4

Я поставила перед собой задачи:

Самой главной задачей я считаю

- развитие  детской  инициативы и самостоятельности;

-развивать художественный вкус, творчество, фантазию, наблюдательность и воображение ;

- развивать и  совершенствовать творческие способности у детей, оригинальность подхода к решению задач;

- развивать желание экспериментировать;

- расширять представления детей о нетрадиционных способах рисования и ручного труда;

- формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ;

- научить детей манипулировать с разнообразными по качеству, свойствам материалами, использовать нетрадиционные способы выражения;

- совершенствовать мелкую моторику рук.

В целях пробуждения у дошкольников инициативности и самостоятельности, применяю продуктивные виды деятельности (лепка, аппликация, рисование и т.п., в том числе в нетрадиционных техниках).

Идея моего опыта – сформировать у дошкольников   способности  творчески выражать восприятие окружающего их мира, совершенствовать их интеллектуальные и творческие способности с помощью нетрадиционных техник рисования и ручного труда.

Главный смысл - это развитие личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала, основанное на принципах сотрудничества и сотворчества со взрослым.

Новизна опыта заключается в том, что в процессе продуктивной деятельности с использованием нетрадиционных техник формируются такие важные качества личности, как умственная активность любознательность, самостоятельность, инициатива, которые являются основными компонентами творческой деятельности. Ребенок приучается быть активным в наблюдении, выполнении работы, учится проявлять самостоятельность  и инициативу в продумывании содержания, подборе материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности.

Адресность опыта. Данный педагогический опыт может быть полезен воспитателям дошкольных учреждений, педагогам дополнительного образования, заинтересованным и внимательным родителям, студентам педагогических колледжей.

Свою работу по формированию творческих способностей, используя нетрадиционные техники рисования и ручного труда, я построила  поэтапно:

1 этап  -   «Использование  нетрадиционных техник в изобразительной деятельности» - 2я младшая и средняя  группа.

2 этап  -   «Развитие творческих способностей детей посредством ручного труда» - старшая и подготовительная группа.  

У дошкольников огромный потенциал фантазии, который с возрастом снижается, поэтому свою деятельность строю так, чтобы удержать и развить этот потенциал, сформировать и усовершенствовать уникальные детские способности.

Для этого разработала свою модель развития художественно-творческих способностей детей в изобразительной деятельности:

  1. Демонстрация образца творческой деятельности (процесс творения на глазах у детей).
  2.  Совместное творчество взрослого (педагога) и детей.
  3. Творчество детей с минимальной помощью взрослого.
  4. Самостоятельное творчество детей.

Свою работу с детьми я начала в 2015 с детьми второй младшей группы.

Первый этап моей работы «Использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности». Работа велась в течение двух лет с детьми от 3 до 5 лет.

В процесс обучения я включаю самые необычные средства изображения: размывание краски пальцами, рисование воском, мылом, песком, солью, нитками, пластилином, манкой, по ткани (батик), по наждачной бумаге, по клею,  а также комбинируя разные материалы: коктейльные трубочки, парафиновую свечку, расчёску, зубную щётку, ватную палочку. Использую смешанные изобразительные техники: рисование солью + рисование пальчиками + рисование ватными палочками + набрызг.   Это свободный творческий процесс, когда не присутствует слово нельзя, а существует возможность нарушать правила использования некоторых материалов: рисовать не кисточкой, а ватной палочкой, да ещё и подуть на краску можно через трубочку.

Техники, которые я использовала в работе с детьми второй младшей группы 3-4 лет:

  • Пальчиковое рисование: «Лебеди»
  • Тычок жесткой кистью: «Лесные звери зимой»

Помимо этого использовались техники: оттиск, Рисование по сырой бумаге,

рисование крупой, рисование нитками.

Техники, которые я использовала в работе с детьми средней группы возраста 4-5 лет:

  • Пуантилизм. Ватные палочки: «Волшебные листочки»
  • Рисование свечой: «Морозные узоры»
  • Граттаж. Восковые мелки: «Волшебные цветы»
  • Кляксография: «Осьминожки»
  • Штампование: «Полет в космос»
  • Батик. Роспись по ткани: «Подарок Фее цветов»

Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая работоспособность на протяжении всего времени, отведённого на выполнение задания.

В группе, с которой я работала, 24 ребенка. Их рисунки сейчас отличаются разнообразием, высокой техничностью, оригинальностью, широким выбором  выразительных средств, дети не боятся экспериментировать, пробовать, придумывать свои рисунки, комбинируя несколько техник.

Второй этап: «Развитие творческих способностей детей посредством ручного труда», начала в 2017 году с детьми старшего дошкольного возраста.

Для ручного труда,  я использую не только бумагу, но и   различные материалы: бросовый материал, газеты, нитки, пластилин,  использованные и природные материалы, нитки, ткани,  для того, что бы сформировать у дошкольников познавательную и исследовательскую активность, стремление к умственной деятельности, приобщить детей к миру технического и художественного изобретательства; развить эстетический вкус, конструкторские навыки и умения. Я считаю, что нетрадиционные техники в продуктивной деятельности - это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

Техники, которые я использовала в работе с детьми старшего дошкольного возраста 5-7 лет:

  • Рамка из медицинских шпателей «Портрет моей бабушки»
  • Объёмная аппликация «Открытка для мамы»
  • Пластилинография на коробках из под дисков «Угадай, что за зверь?»
  • Ёлочная игрушка, в технике декупаж.
  • Изготовление птичек из шерстяных ниток.

Поделка - копилка из картонных стаканчиков.

  • «Волшебное  дерево» рисование мятой бумагой.
  • Рисование гуашью на клее ПВА«Снежинки-льдинки»

Рисование-экспериментирование на молоке

Техники,   которые   планирую использовать в работе с детьми подготовительной группы:  

Аппликация с использованием бросового материала.

Аппликация с использованием пены для бритья и клея ПВА.

Арт-панно «Зайчик»

Рисование по соли

Работая с ребенком, неизбежно сотрудничаешь с их родителями. Провожу для родителей консультации и беседы, занятия, развлечение, дни открытых дверей, посиделки, мастер - классы. Приобщение родителей к творческой деятельности детей по моим наблюдениям способствует воспитанию стремления поддерживать семейные традиции, умению учиться добродетелям у тех, кто ими обладает, развивать интерес к творческой деятельности.  С этой целью был организован и проведен  мастер-класс для родителей «Фотоальбом» в технике скрапбукинг.  Планирую провести мастер-класс для родителей с детьми «Семейное дерево», где работа выполняется с использованием природного и бросового материала.

За истекший период второго этапа определились результаты: у детей сформировался  интерес к итогам своей работы, они стали  внимательнее, аккуратнее, усидчивее, научились обдумывать замысел, мотивировать выбор изобразительных средств, научились самостоятельно создавать художественные образы,  ставить цели и выполнять их.

Таким образом, использование нетрадиционных техник в изобразительной и продуктивной деятельности, способствует  всестороннему развитию детей. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для воплощения. Работы детей стали интереснее, содержательнее, замысел богаче. Дети обрели уверенность в себе. Показателем и результатом работы можно считать то, что мы с детьми постоянно устраиваем творческие выставки ,  украшаем группу своими работами, готовим подарки взрослым к праздникам.

Самое главное в  моей работе - это каждый день удивлять детей новыми идеями, интересовать незнакомыми фактами, учить проявлять любознательность, развивать мышление и фантазию, совершенствовать навыки и умения, просто любить, дарить им счастливые дни детства и не мешать познавать мир.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Роль театра в работе с неуверенными детьми по формированию творческой личности."

  Театрализованная игра как один из ее видов является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного п...

Консультация для воспитателей Формирование творческой личности ребенка и развитие речи детей средствами театрализованной деятельности.

Консультация для воспитателейФормирование творческой личности ребенка и развитие речи средствами театральной деятельности.Творческая деятельность и развитие творческих способностей человека – эт...

Формирование творческой личности

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической практики и теории на современном этапе. Наиболее эффективное средство для всестороннего развития детей является для них сомой инт...

"Формирование творческой личности ребенка средствами театральной деятельности"

Консультация для родителей.Театральная деятельность может удовлетворить любые интересы и желание ребенка. Участвуя в театральной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообраз...