КОНСУЛЬТАЦИЯ «АРТ-ТЕРАПИЯ ДЛЯ ВСЕХ»
консультация по аппликации, лепке

Флуднева Оксана Владимировна

КОНСУЛЬТАЦИЯ «АРТ-ТЕРАПИЯ ДЛЯ ВСЕХ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл art-terapiya_dlya_vseh.docx21.23 КБ
Office presentation icon art-terapiya_dlya_vseh_dlya_sayta.ppt2 МБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №119»

КОНСУЛЬТАЦИЯ

«АРТ-ТЕРАПИЯ ДЛЯ ВСЕХ»

Подготовил:

Учитель-логопед ВКК

Флуднева Оксана Владимировна

Воронеж 2019г.

Словом «арт-терапия» сегодня никого не удивить. Люди, хотя бы немного знакомые с английским, знают, что слово «арт» (Art) переводится, как искусство. Получается, что это некий способ исцеления, основанный на искусстве. Понятие «арт-терапия» было введено в обиход в 1938 году Адрианом Хиллом, который в своих исследованиях описывал работу с туберкулезными пациентами в санаторно-профилактических учреждениях. Указанный термин применялся относительно всех видов искусства, которыми пациенты занимались в больницах и центрах обеспечения психического здоровья.

Арт-терапия - это специальная форма психологической помощи, которая базируется на искусстве, в том числе на творческой и изобразительной деятельности. Ключевая цель такой помощи состоит в том, чтобы гармонизировать развитие личности через способность самовыражаться и познавать себя. Такой метод может выступать, как в качестве основного, так и в качестве вспомогательного метода.

Арт-терапия позволят символически исследовать и выражать любую человеческую эмоцию: гнев, любовь, радость и так далее. Причем, способ ее выражения не имеет каких-то правил или стандартов. Залогом успешности такого психологического метода является его индивидуальность. Иными словами, каждый человек выбирает то, что ему более всего подходит. Это вовлечение человека в область искусства, наиболее благоприятную для него. Через творческую деятельность происходит гармонизация его личности и улучшение морального состояния. Рисование, лепка, квиллинг или оригами – видов искусства существует довольно много, и все они по-своему помогают человеку познавать себя, определять причину своего психологического дискомфорта и устранять ее. Здесь нет противопоказаний или ограничений, как нет и побочных эффектов.

Формы арт-терапии. 

Практически с того самого момента, как Адриан Хилл ввел термин «арт-терапия», в среде специалистов появилось условное разделение данное техники на активную и пассивную формы. Первая подразумевает, что человек сам активно занимается определенным видом творчества. В процессе созидания его психика оздоравливается, а настроение – улучшается. Когда арт-терапевтические занятия проходят в пассивной форме, их участники сами ничего не творят, они лишь изучают объекты искусства. Например, слушают музыкальные композиции, рассматривают картины или скульптуры и так далее. По-своему, такое занятие также полезно для психики. У многих оно вызывает умиротворение и покой, а это, в свою очередь, не может не оказывать позитивного влияния на общее психо-эмоциональное состояние человека.

Показания для проведения терапии искусством.

 Поскольку основное предназначение арт-терапии заключается в гармонизации личности и в улучшении психо-эмоционального состояния человека, то показанием для нее может служить любое отклонение в душевном самочувствии. Речь не только о патологиях, но и о вполне нормальных для любого человека отрицательных эмоциях. В качестве наиболее распространенных показаний для такого вида лечения специалисты называют:

  • состояние стресса и депрессии, а также подавленное настроение;
  • эмоциональная нестабильность и импульсивность человека;
  • наличие страхов и фобий;
  • заниженная самооценка и негативное отношение к себе;
  • состояние повышенной тревожности; безосновательная раздражительность и конфликтность человека;
  • замкнутая личность и состояние психического напряжения;
  • полученная психологическая травма; нарушенные коммуникативные качества;
  •  кризисы определенного возраста; задержка в психическом либо речевом развитии у ребенка.

Полезна данная психологическая техника для детей и подростков, для зрелых людей и представителей старшего поколения.

Цели методики.

 Арт-терапия дает хороший эффект практически при любой проблеме. Будь это плохое настроение или депрессия, проблемы, связанные с «Я-концепцией» или слишком низкая самооценка, неудовлетворенность собой или некой сферой своей жизни – во всем этом поможет разобраться, проанализировать и найти путь решения искусство, как метод терапии. Арт-терапия позволяет достигать положительных результатов при работе с людьми, имеющими определенные психологические проблемы:

  • выход негативных мыслей и эмоций;
  • облегчение комплексной психотерапии;
  • проведение развернутой психодиагностики;
  •  проработка мыслей и чувств, которые сдерживают в себе пациенты;
  •  установление доверительных отношений между врачом и больным;
  • развитие творческих способностей;
  • повышение самооценки и обеспечение личностного роста;
  • обучение контролю над собственным поведением и эмоциями;
  •  выявление и разбор причин, спровоцировавших эмоциональные расстройства либо трудности.

Данная психо-терапевтическая методика используется в следующих целях:

  • как способ выплескивания положительных и отрицательных эмоций
  • для увеличения эффективности психотерапии
  • ради получения материала, позволяющего диагностировать психическое и психологическое состояние человека
  • для проработки подавляемых мыслей, чувств и эмоций
  • чтобы помочь сконцентрировать внимание на ощущениях или чувствах
  • чтобы установить контакт  
  • для улучшения самоконтроля для развития творчества и, таким образом, повышения самооценки человека.

Для людей с повышенной тревожностью или явными фобиями арт-терапия выступает, как метод успокоения, для тех, кто грустит, она – средство повышения настроения, а людям, уверенным в собственной ничтожности, данная техника помогает поверить в себя и осознать собственную важность и уникальность. Главное – правильно подобрать арт-терапевтический метод, оптимально соответствующий всем особенностям психики пациента.

Направления и методы арт-терапии.

В арт-терапии существует огромное множество направлений. Кроме того, все еще появляются новые и новые. Среди основных направлений можно назвать следующие:

  • Изотерапия – лечение с помощью рисования, изобразительного искусства. Предлагается воспользоваться кистями и красками, карандашами, иногда – фломастерами, мелками, ручками;
  • Мандалотерапия – терапия с использованием мандал. Предлагают создать мандалу – нарисовать ее, сплести из цветных ниток, создать насыпную с помощью песка и т.д.;
  • Музыкотерапия – направление арт-терапии, подразумевающее лечение при помощи музыки. Так, человеку могут предложить прослушать готовую музыку, проиграть ее, или же создать собственные ритмы;
  • Песочная терапия – терапевтическая работа с использованием потенциала песка. Клиент создает картины, проигрывает сюжеты в психологической песочнице;
  • МАК – психологическая работа с применением метафорических ассоциативных карт. На картах изображают людей, их взаимодействие, жизненные ситуации, пейзажи, животных, предметы быта, абстрактные картины. Представленные на них образы становятся зримой метафорой наших ценностей, страхов, желаний или связаны  ассоциативно с нашим внутренним опытом.    Они хорошо помогают сделать выбор, найти неожиданное решение, взглянуть на ситуацию со стороны;
  • Сказкотерапия – терапия с помощью метафоры в сказках, легендах, мифах. Клиенту предлагается прочесть и проанализировать готовую сказку, переписать ее часть, или сочинить свою сказку под запрос;
  • Тканевая терапия – терапевтическая работа с тканями. В данном случае человек создает композиции при помощи разных типов тканей;
  • Библиотерапия – целебное воздействие чтением или другой формой работы с текстом. Здесь человек читает знакомые и незнакомые тексты, выбирает значимые для него слова, составляет послания из этих слов и т.д.;
  • Куклотерапия – лечение при помощи различных кукол. Клиенту предлагается изготовить собственную куклу из различных материалов;
  • Коллажирование – лечение с помощью создания коллажей. Бумага, вырезанные картинки превращаются в карту желаемого;
  • Кинотерапия – терапия с помощью кино и видеороликов. Клиенту предлагается просмотреть ролики, потом идет обсуждение и переосмысление важных для клиента ценностей; (просмотр видио ролика «Моя жизнь»).
  • Фототерапия – лечение с использованием терапевтических возможностей фотографии, для развития и личностного роста человека. Подразумевает работу с фотографиями, своими и чужими;
  • Тестопластика – лечение при помощи работы с пластичными материалами: соленым тестом, глиной, пластилином.

Групповой прием арт-терапии:  «Кактус»

Предлагается нарисовать кактус на листе бумаги, при помощи простого карандаша.

Оценка рисунка:

  • Положение на листе бумаги: в центре – адекватная самооценка, сосредоточенность на настоящем; внизу – низкая самооценка, вверху - завышенная самооценка, слева –сосредоточенность на прошлом, справа – на будущем. Размер – меньше 1/3 листа, заниженная, больше 2/3 завышенная.
  • Линии: четкость – уверенность;  штриховка – признак тревожности;  прерывистость – импульсивность; сильный нажим – напряжение; слабый – пассивность, уныние.
  • Иголки: чем их больше, тем выше агрессия.

В заключении прослушивание лечебной музыки для снятия усталости и стресса.




 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

АРТ-ТЕРАПИЯ ДЛЯ ВСЕХ Флуднева О.В.

Слайд 2

Арт-терапия - это специальная форма психологической помощи, которая базируется на искусстве, в том числе на творческой и изобразительной деятельности. Ключевая цель такой помощи состоит в том, чтобы гармонизировать развитие личности через способность самовыражаться и познавать себя. Такой метод может выступать, как в качестве основного, так и в качестве вспомогательного метода.

Слайд 3

ФОРМЫ АРТ-ТЕРАПИИ АКТИВНАЯ ПАССИВНАЯ

Слайд 4

Показания для проведения терапии искусством состояние стресса и депрессии, а также подавленное настроение; эмоциональная нестабильность и импульсивность человека; наличие страхов и фобий; заниженная самооценка и негативное отношение к себе; состояние повышенной тревожности; безосновательная раздражительность и конфликтность человека; замкнутая личность и состояние психического напряжения; полученная психологическая травма; нарушенные коммуникативные качества; кризисы определенного возраста; задержка в психическом либо речевом развитии у ребенка.

Слайд 5

Цели методики как способ выплескивания положительных и отрицательных эмоций для увеличения эффективности психотерапии ради получения материала, позволяющего диагностировать психическое и психологическое состояние человека для проработки подавляемых мыслей, чувств и эмоций чтобы помочь сконцентрировать внимание на ощущениях или чувствах чтобы установить контакт для улучшения самоконтроля для развития творчества и, таким образом, повышения самооценки человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. Начало всех начал - воспитываем патриотов и творцов.

Любовь к Родине  рождается из мелочей повседневной жизни. И именно от взрослых зависит, как сформируется личность ребенка.Сегодня никто не поручится, что наши дети, став взрослыми, будут жить и р...

Консультация "Арт-терапия в работе с детьми"

Арт-терапия в работе с детьми: изотерапия, музыкотерапия, песочная терапия, фототерапия, игровая терапия, сказкотерапия....

Консультация для родителей "Приглашаем всех в театр!"

Кукольный театр не только создает детям хорошее настроение, но и вызывает у малышей разнообразные эмоции, обогащает впечатлениями, способствует их общему развитию и эстетическому воспитанию....

Консультация «Детское автокресло – важнее всех игрушек»

Консультация «Детское автокресло – важнее всех игрушек»...