Эффективные технологии сотрудничества ДОУ с родителями
статья

Горбунова Светлана Валентиновна

С принятием Закона Российской Федерации «Об образовании» возникли предпосылки для равноправного, творческого, заинтересованного взаимодействия семьи и образовательных учреждений (статья 18 Закона РФ «Об образовании»).

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Горбунова Светлана Валентиновна, воспитатель

ГБДОУ детский сад №16 Московского района

Санкт-Петербург

Эффективные технологии сотрудничества ДОУ с родителями

        С принятием Закона Российской Федерации «Об образовании» возникли предпосылки для равноправного, творческого, заинтересованного взаимодействия семьи и образовательных учреждений (статья 18 Закона РФ «Об образовании»).

       Современная семья является одним из главных действующих институтов формирования личности ребенка, формирование у него нравственно-положительного потенциала, именно в семье дети приобретают первый опыт социальной жизни, получают уроки нравственности, в семье формируется их характер, расширяется кругозор, закладываются исходные жизненные позиции. Основной задачей детского сада, педагогов и психологов является установление положительных взаимоотношений между воспитателями и родителями, разработка новых форм работы с родителями для пропаганды педагогических знаний, привлечение внимания родителей к ребенку и освещение последствий негативных отношений в семье.

       Одним из важных принципов реализации технологии взаимодействия с родителями в детском саду является совместное с родителями воспитание и развитие дошкольников, вовлечение родителей в общеобразовательный процесс дошкольного учреждения. При этом сам воспитатель определяет, какие задачи он сможет более эффективно решить при взаимодействии с семьей, как поддерживать с родителями деловые и личные контакты, вовлекать их в процесс совместного воспитания дошкольников.

       Что же включает в себя понятие «взаимодействие»? Большинство ученых характеризуют взаимодействие как механизм межличностной связи участников педагогического процесса, другие исследователи акцентируют внимание на социальном характере связи индивида и сообщества (ближайшего и дальнего окружения).В педагогической литературе взаимодействие трактуется как «особая форма связи между участниками педагогического процесса, предусматривает   взаимообогащение интеллектуальной, эмоциональной, деятельности сферы участников, их координацию и гармонизацию, личностный контакт, имеющий следствием взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений, установок».                                                            

       Таким образом, главный момент в контексте «семья - дошкольное учреждение» - тесное сотрудничество и личностное взаимодействие педагога ДОУ и родителей в процессе воспитания ребенка. Родительская любовь даёт человеку «запас прочности», формирует чувство психологической защищённости. Воспитатели - первые помощники родителей, в их руках дети становятся любознательными, активными, творческими.

Этапы технологии взаимодействия с родителями:

1 этап – поисково-диагностический (предварительное знакомство, предварительная диагностика);

2 этап – организационно-подготовительный (планирование);

3 этап – практическая реализация (реализация технологии через разные формы работы);

4 этап – аналитический (итоговое диагностирование);

5 этап – прогностический (корректировка планов, прогноз на перспективу)

 Принципы взаимодействия педагога с родителями:

  • Целенаправленность, систематичность, плановость.
  • Доброжелательный стиль общения, сотрудничество, а не наставничество.
  • Индивидуальный,  дифференцированный подход к работе с учетом специфики каждой семьи.
  • Динамичность.

Методы изучения семьи: 

  • Анкетирование родителей.
  • Индивидуальные беседы с родителями, изучение запросов семьи.
  • Наблюдение за ребенком.
  • Индивидуальные беседы с детьми.
  • Обследование семьи с помощью проективных методик.
  • Посещение семей воспитанников.
  • Изучение тестов-рисунков детей типа «Мой дом», «Моя семья».
  • Наблюдение за ребенком в сюжетно-ролевой игре «Семья».
  • Наблюдения воспитателем за взаимоотношениями родителей и детей   во  время приема детей в детский сад и ухода детей домой».

Формы работы с семьей: общие, групповые, индивидуальные.

Традиционные формы и методы  работы с родителями:

Наглядная пропаганда: оформление информационных стендов, буклетов, папок-передвижек, выставок детских работ.

- Посещение  семей воспитанников.

-  Родительские собрания.

- Беседы,  консультации,  конференции, встречи «за круглым столом».

 - Анкетирование по разным вопросам.

- Дни открытых дверей: просмотр  режимных моментов,  НООД, утренников.

-  Участие родителей в массовых мероприятиях детского сада, выставках, конкурсах.

- Организация работы родительского комитета группы, сада.

Дни открытых дверей дают родителям возможность наблюдать за своими детьми в ситуации, отличной от семейной. Они могут сравнить  поведение  ребенка в семье и в детском саду, перенять у педагога приемы обучения и воспитательных воздействий.

Нетрадиционные (новые)  формы работы педагогов ДОУ с родителями:

- Создание семейных проектов: «Наша дружная семья», «Семейные гербы и родословные», «Маленькие открытия в моей большой семье», «Семейная мастерская».

- Проект выходного дня: «Разведчики природы», «Поход выходного дня».  «Мой Московский район»

- Тематические мини-проекты.

- Участие родителей в творческих конкурсах.

- Клубы по интересам.

- Организация библиотеки для родителей.

- Выпуск газеты «Веселая семейка».

- Моделирование и решение педагогических ситуаций.

Использование ИКТ является одним из современных методов работы с родителями. На сегодняшний день в общеобразовательных учреждения страны широко используются электронные дневки.  В ДОУ появились такие формы взаимодействия как сайт сада, группы. На которых размещается информация о детском саде, группе,  презентация детского сада, фотоальбом «Давай познакомимся».

Об эффективности проводимой в дошкольном учреждении работы с родителями свидетельствуют:

  • проявление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми;
  • возникновение дискуссий, диспутов по их инициативе;
  • ответы на вопросы родителей ими самими; приведение примеров из собственного опыта;
  • увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка, его внутреннего мира;
  • стремление взрослых к индивидуальным контактам с воспитателем;
  • размышление родителей о правильности использования тех или иных методов воспитания;
  • повышение их активности при анализе педагогических ситуаций, решение задач и обсуждение дискуссионных вопросов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе на тему"Эффективные направления сотрудничества педагогов с родителями".

Эффективное направление сотрудничества педагогов с родителями...

Эффективные направления сотрудничества педагогов с родителями

«Детство – это не «социальный питомник»,а социальное состояние, в которомвзаимодействуют дети и взрослые».Д. И. Фельдштейн...

Эффективные формы сотрудничества воспитателя и родителей

Эффективные формы сотрудничества воспитателя и родителей.Проблема взаимодействия педагога детского дошкольного учреждения  с семьей ребенка является важным аспектом в личностном развитии до...

Статья «Эффективные технологии сотрудничества ДОУ с родителями»

laquo;Эффективные технологии сотрудничества ДОУ с родителями» Технологии эффективного взаимодействия детского сада с семьей.Главным в работе любого ДОУ является сохранение и укрепление физ...

«Организация в ДОУ семейного клуба «Солнышко в ладошке», как эффективная форма сотрудничества и просвещения родителей»

Методическая разработка по организации в ДОУ  семейного клуба как эффективная форма сотрудничества с родителями...