Деловая игра «Из конструкторов - в инженеры»
методическая разработка

Главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогом в рамках ФГОС -  формирование мотивации развития обучения дошкольника и творческой познавательной деятельности.

Конструирование в детском саду было всегда, но если раньше приоритеты ставились на конструктивное мышление и развитие мелкой моторики, то теперь в соответствии с новыми стандартами необходим новый подход. От обычных кубиков ребенок постепенно переходит на конструкторы, состоящие из простых геометрических фигур, затем появляются первые механизмы и программируемые конструкторы. Поэтому современный педагог, должен знать не только методику обучения детей конструированию и как заинтересовать их этой деятельностью, но и сам умел использовать в своей деятельности разнообразные виды конструкторов, эффективные методы и приёмы.

Предлагаю вашему вниманию деловую игру для педагогов «Из конструкторов - в инженеры».

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Деловая игра «Из конструкторов - в инженеры».

Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать — и я пойму. Конфуций. Современный мир ставит перед образованием не простые задачи:

‒ детям учиться должно быть интересно;

‒ знание должно быть применимо детьми на практике;

‒ обучение детей должно проходить в занимательной форме.

Главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогом в рамках ФГОС -  формирование мотивации развития обучения дошкольника и творческой познавательной деятельности.

Конструирование – это средство комплексного решения воспитательно-образовательного процесса в условиях ФГОС дошкольного образования. Конструирование в детском саду было всегда, но если раньше приоритеты ставились на конструктивное мышление и развитие мелкой моторики, то теперь в соответствии с новыми стандартами необходим новый подход. От обычных кубиков ребенок постепенно переходит на конструкторы, состоящие из простых геометрических фигур, затем появляются первые механизмы и программируемые конструкторы. Поэтому современный педагог, должен знать не только методику обучения детей конструированию и как заинтересовать их этой деятельностью, но и сам умел использовать в своей деятельности разнообразные виды конструкторов, эффективные методы и приёмы.

Сегодня предлагаю вам принять участие в деловой игре «Из конструкторов - в инженеры».

Для этого необходимо разделиться на 3 команды.

Напоминаю вам правила игры:

1. Уметь слушать других.

2. Вырабатывать общее решение вопроса.

3. Принимать активное участие в игре.

4. Соблюдать культуру речи и тактичность.

1. Разминка

     1. Вопрос. «С каким видом детской деятельности тесно связано конструирование?» (Игровой деятельностью)

     2. Вопрос.  «К какой образовательной области относится конструирование»? (Образовательной области «Познание»)

     3. Вопрос.  «С какими образовательными областями происходит интеграция в процессе проведения «Конструирование»?»  ( Художественно – эстетическое развитие, речевое, Социально – коммуникативное)

2. Что такое детское конструирование?

Детское конструирование – это деятельность, в которой дети создают из различных материалов (бумаги, картона, дерева, специальных строительных наборов и конструкторов) разнообразные игровые поделки (игрушки, постройки).

3. Кто из перечисленных педагогов занимался и занимается темой конструирования?

 - Лыкова Ирина Александровна (доктор педагогических наук, профессор кафедры начального и дошкольного образования АПКиППРО, главный научный сотрудник Института изучения семьи, детства и воспитания РАО, ведущий научный сотрудник Института художественного образования и культурологии РАО, главный редактор Издательского дома «Цветной мир».)

 -  Валентина Викторовна Гербова (кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник НИИ общего образования России. автор пособий по методике развития речи детей и приобщению их к художественной литературе)

 -  Людмила Викторовна Куцакова  (педагог-методист, старший преподаватель института, лауреат международного конкурса «Школа 2000», автор более 20 методических пособий, посвященных проблемам художественно-эстетического, интеллектуального и нравственного воспитания детей)

 - Парамонова Лариса Алексеевна (доктор педагогических наук, директор Центра "Дошкольное детство" им. А. В. Запорожца, автор и составитель общеобразовательной программы воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста для детских садов комбинированного вида)

Исследования Л.A. Парамоновой доказали, что конструирование в дошкольном возрасте может быть подлинно творческой, развивающейся и развивающей деятельностью, т.к. в ее процессе у ребенка формируется универсальная способность к построению новых конструкций и наделению их индивидуальным смыслом

4. Виды детского конструирования

1 Команда

Виды детского конструирования (по изображаемому предмету)

ТЕХНИЧЕСКОЕ (Дети в основном отображают реальные объекты из строительного материала, деталей конструкторов, имеющих разные способы крепления; крупногабаритных модульных блоков)

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ (Дети, создавая образы, не только отображают их структуру, сколько выражают своё отношение, передают характер, пользуясь цветом, фактурой, формой. (из бумаги и природного материала).

2 Команда

Виды конструирования (по материалу)

- конструирование из строительных материалов, из деталей конструкторов, из крупногабаритных модулей.

- конструирование из бумаги, картона

- конструирование из природного материала и бросового материала (коробок, катушек и других материалов)

3 Команда

Формы организации конструирования 

• Конструирование по образцу

• Конструирование по нерасчлененной модели

• Конструирование по условиям

• Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам

• Конструирование по замыслу

• Конструирование по теме

5. Определите, к какому возрасту относятся данные основные программные задачи по конструированию (младший, средний и старший дошкольный возраст)

1. Команда

- анализируют образцы готовых поделок, конструкций, выделяют в них существенные признаки, группируют их по сходству основных признаков, понимают, что различия основных признаков по форме и размеру зависят от назначения предмета.

- выделять основные этапы создания конструкций и самостоятельно планировать их изготовление, объективно оценивать качество своей работы и работы товарищей, находить причины неудач.

- выполняют работы по образцам, по условиям, предложенным воспитателем, на тему и по собственному желанию.

- сгибают бумагу пополам, вчетверо, в разных направлениях (по диагонали, по средней линии, по диаметру в круге, сглаживая сгибы, делать надрезы по начерченным линиям до следующего сгиба или линии.

-соединяют несколько плоскостей в одну большую, связывают между собой редко поставленные в ряд кирпичики, бруски, цилиндры, подготавливая основу для перекрытий, делать постройки прочными.

-знают все детали наборов и пользоваться правильными названиями: длинная, короткая, широкая, узкая, квадратная, треугольная пластина, большой (маленький) куб, брусок, цилиндр; уметь ориентироваться в форме сторон деталей: у куба стороны квадратные, у бруска боковые стороны прямоугольные, торцовые - квадратные и т. д.

-выполняют коллективные постройки.

(ответ -Старшая)

2 Команда

-выделяют в предметах основные части, части в готовых образцах построек;

-замечают и называют, из каких деталей выполнены постройки;

-устанавливают пространственное расположение всех частей в постройке относительно друг друга;

-употребляют слова, обозначающие пространственные отношения (справа – слева, ближе – дальше, впереди – сзади);

-понимают практическое назначение предметов;

-стремятся выполнять постройки красиво;

-сооружают простейшие постройки разных размеров, высоты, отбирая детали по величине, форме, цвету, устойчивости, которые соответствуют содержанию постройки;

-последовательно выполняют постройку, соразмеряют предметы между собой;

-знают, выбирают новые детали и узнают их (пластины короткие и длинные, узкие и широкие, цилиндры, бруски);

-украшают свои постройки, обыгрывают их.

(ответ - Средняя)

3 Команда        

-различают части постройки по величине, по форме;

-определяют, из каких деталей сделана постройка;

-устанавливают последовательность выполнения работы той или иной модели;

-сооружают постройку по собственному замыслу, применяя усвоенные конструктивные навыки.

(ответ -младшая)

6.  Разновидности конструирования.

    1 команда. Что можно отнести к плоскостному конструированию? (Плоскостной конструктор из геометрических фигур, дидактическая игра «Геометрическая мозаика», разрезные картинки, пазлы, «Танграм», «Колумбово яйцо», «Вьетнамская игра» и др.)

    2 команда. Как называются детали деревянного строительного набора для конструирования? (призма, куб, кирпичик, полукуб, цилиндр, полуцилиндр, конус, пластина, брусок, арки, полуарки).

    3 команда. Как называются детали конструктора Лего? (кубики, кирпичики, пластины, скосы, техник, арочные элементы, плитки, панели, конусы, пластины – основы).

7. Угадай вид конструктора.

Задание: одна команда составляет загадку-описание о конструкторе, другая старается отгадать. Есть 2 попытки.

1 Команда – загадка про ТИКО

2 Команда – загадка про конструктор Поликарпова

3 Команда – загадка про ЛЕГО

8. Вопросы к кроссворду «Виды конструкторов».

1. По горизонтали: Большие и маленькие детали для постройки домов, как в рост ребёнка, так и в кукольный рост (Напольный).

2. По горизонтали: Конструкторы, типа «Лего», с помощью которых можно создавать различные объекты с помощью блоков, к примеру, «Лего – пожарная часть», «Лего – ферма», «Лего – пиратский корабль». Помимо строительных пластмассовых блоков, такие конструкторы содержат и тематические детали – фигурки людей, животных. Отличительной чертой этих конструкторов является совместимость деталей из разных наборов. (тематический)

3. По горизонтали: конструктор, в котором соединительные детали похожи на суставы (суставной).

4.По горизонтали: Фигурки воинственных животных или людей, супергероев (Трансформер)

5. По вертикали: Пластины различной формы или палочки с шариками ( Магнитный)

6. По горизонтали: Металлические, пластмассовые конструкторы с болтовым соединением.(болтовой).

7. По вертикали: С помощью разнообразных деталей можно собрать целый городок с туннелями и горками, по дорогам которого можно катать шарики или машинки ( конструктор-лабиринт)

8. По горизонтали: различные запчасти на основе электросхем (Электронный)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Подвижная игра, как средство здоровьесбережения у дошкольников". Деловая игра с воспитателями ДОУ.

"Подвижная игра, как средство здоровьесбережения у дошкольников" Деловая игра с воспитателями дошкольного учреждения  Деловая игра  способствует повышению интереса у педагогов к...

Деловая игра "Основы делового общения"

Материал игры позволит педагогам выстроить взаимодействие с родителями и коллегами на основе принятий решений при общении:в различных положениях;специальных приемов техники установления контакта;измен...

Деловая игра "Учите играя"

В ходе деловой игры педагоги уточнят знания  по проблеме формирования фонематического слуха у детей дошкольного возраста.Поупражнятся в умении общаться и вырабатывать единое мнение в группе...

Деловая игра «Сюжетно-ролевая игра «Клубный час по сюжетно-ролевым играм»

Повышение педагогической компетенции педагогов по проблеме активизации игровой деятельности дошкольников в условиях детского сада....

Семинар-практикум в форме игры деловой игры «Дидактическая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Семинар - практикум в форме игры "Дидактическая игра, как средство развития детей дошкольного возраста"...

деловая игра для воспитателей игра «Игра – это серьезно!»

Человек рождается и сразу начинает играть, игра сопровождает его всю жизнь. Каждый ребенок от рождения уникален и наделен неограниченными способностями к развитию. Именно в играх и через игру реализуе...

Дидактическая игра Тема : "Игры с конструктором"

Схемы для конструирования. 1 младшая группа...