Практикум для педагогических работников по формированию навыков снятия эффекта эмоционального выгорания.
материал

Профилактика эмоционального выгорания.

  •      Снятие тревожности и агрессивности;
  •      Освоение приемов саморелаксации;
  •      Приобретение навыков позитивного мышления;
  •      Нахождение внутренних ресурсов, творческое самораскрыти

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon praktikum_1.doc163.5 КБ

Предварительный просмотр:

Практикум для педагогических работников по формированию навыков снятия эффекта эмоционального выгорания.

Цель: Профилактика эмоционального выгорания.
Задачи:

  • Обучать педагогов способам регуляции психоэмоционального состояния;
  • Формировать в педагогическом коллективе благоприятный психологический микроклимат, способствующий сохранению и укреплению психического здоровья педагогов;

Практические результаты практикума:

  • Снятие тревожности и агрессивности;
  • Освоение приемов саморелаксации;
  • Приобретение навыков позитивного мышления;
  • Нахождение внутренних ресурсов, творческое самораскрытие

Организационная информация:

Продолжительность  практикума – 3 занятия, взаимосвязаны и проводятся с промежутком в 1 неделю, посещение добровольное.

Ход практикума

1 занятие

Ведущий: Эмоциональное выгорание – это своего рода выработанный личностью механизм психологической защиты в виде полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия. Профессиональная деятельность педагогов изобилует факторами, провоцирующими эмоциональное выгорание: высокая эмоциональная загруженность,  ежедневная  необходимость сопереживания, сочувствия, ответственность за жизнь и здоровье детей.  В результате педагог становится заложником ситуации эмоционального выгорания, пленником стереотипов эмоционального и профессионального поведения. Проблемы педагога – это проблемы всего современного общества. Надо признать, что инновации в образовательной системе касаются в основном ребенка. А педагог остается наедине со своими проблемами и растущим объемом отчетной документации.

В нашем дошкольном учреждении проблема эмоционального выгорания, профессиональных деформаций, а по большому счету и сохранения психического здоровья педагогов обозначалась постепенно, поэтапно. Сначала это было недовольство повышением требований при прежних условиях труда. Затем все чаще стало проявляться недовольство педагогов друг другом: ведь каждый знает, как нужно работать, уверен, что именно он «тянет» на себе всю нагрузку, и считает своим долгом научить напарника работать «как надо».  В результате личность педагога претерпевает ряд таких деформаций и он становится абсолютно закрытым и невосприимчивым к любым новшествам и переменам.
Сегодня мы научимся приемам, которые помогут вам избежать и предупредить эмоциональное выгорание.

По статистическим данным в нашем ДОУ значительная часть педагогов имеет педагогический стаж 20 и более лет:

- 18% воспитателей имеют педагогический стаж более 20 лет;

Это является одной из предпосылок эмоционального выгорания педагогов.

В связи с этим возникла необходимость:

- познакомить педагогов с приемами саморегуляции (дыхательная гимнастика, овладение навыками релаксации, мышечного расслабления, визуализации, концентрации);

- развития навыков управления стрессом;

- развития коммуникативных навыков, позволяющих решать конфликтные ситуации в общении;

- развития навыков позитивного мышления .

Ведущий: Любой из нас чего-то ожидает от нового дела. Что вы ждете от этого практикума? (каждый участник озвучивает свои ожидания по кругу, ведущий записывает на доске) На их основе далее вырабатываются правила работы на практикуме, например:

  • доверительный стиль общения (насмешки и злословие исключаются);
  • общение по принципу «здесь и сейчас» (обсуждение только того, над чем ведется работа);
  • персонификация высказываний  (нет безличной речи, вместо «мы», «нас» употребляются «я», «для меня»);
  • искренность в общении (нет желания говорить правду – можно молчать);
  • активность (даже если упражнение кажется неинтересным – нужно его выполнять);
  • конфиденциальность;
  • уважение к говорящему (у каждого должна быть возможность высказаться);
  • позволить себе быть свободным;
  • во всем искать и находить позитив!

Спасибо. Ваши ожидания могут измениться в течение тренинга. Многое будет зависеть от вашей активности. В конце практикума у нас с вами будет возможность проанализировать свои ожидания»

Психологический настрой «Золотая рыбка»

На столе стоит аквариум, в нем находятся картонные рыбки золотистого цвета.

Из ватмана вырезаны контуры большой рыбы (прорисованы только глаза и рот).

Ведущий. Нам всем хочется поймать «золотую рыбку», которая выполнила бы все наши желания. Я попрошу каждого подойти к аквариуму и поймать свою «золотую рыбку». Загадайте желание на сегодняшний практикум. Теперь попытаемся сделать из маленьких рыбок одну огромную «золотую рыбу» (учащиеся приклеивают маленьких рыбок, которые выполняют роль чешуи).

И пусть все желания, которые вы загадали, сбудутся. А с помощью этой «золотой рыбки» нам на практикуме будут сопутствовать удача и успех.

Ведущий: Сейчас вы заполните тест. Эта диагностика позволит вам узнать об уровне и индивидуальных особенностях вашего эмоционального напряжения, которое могло возникнуть в результате ежедневного стресса (ПРИЛОЖЕНИЕ 1). Индивидуальные результаты этой диагностики будут обработаны и на  следующем занятии выданы вам лично в руки в письменном виде, о них никому не будет известно. Точность и полезность интерпретации вашего теста будет напрямую зависеть от честности ваших ответов. В группе будут представлены обобщенные результаты теста.

Разучивание комплекса упражнений

Цель: нервно-мышечная релаксация, снятие напряжения.

Примечание. На этом этапе рекомендуется привлечь инструктора по физической культуре.

Иструкция ведущего: Ступни ног плотно стоят на полу. Сначала, не отрывая пальцев, поднимите максимально высоко пятки. Задержите их в таком положении и расслабьте. Через 5-10 секунд повторите упражнение. После этого выполняется упражнение для противоположенной группы мышц.  Не отрывая пятки от пола, поднимите носки как можно выше. Мягко расслабьте. Повторите то же самое еще раз.

Сделайте глубокий вдох, как бы вдыхая весь воздух, который вас окружает. После небольшой задержки дыхания – выдохните. Обратите внимание на разницу в ощущениях между периодами энергичного напряжения на вдохе и расслабления на выдохе. Старайтесь почувствовать ощущение тепла внутри туловища, в верхней части живота, которое появляется сразу после полного выдоха.

Сожмите плотно кисти в кулаки. Сделайте это настолько сильно, насколько возможно. После нескольких мгновений напряжения расслабьте их. Для расслабления противоположной группы мышц максимально широко раздвиньте пальцы, задержите их в таком положении, сбросьте напряжение. По ходу выполнения упражнения и в паузах прислушайтесь к возникающим ощущениям, зафиксируйте момент потепления и возникновения приятной тяжести в руках.

Мысленно попытайтесь достать до мочек ушей кончиками плеч.  После сильного напряжения мышц расслабьтесь. Сконцентрируйте внимание на возникающих ощущениях размягченности, тепла.

Широко улыбнитесь. Настолько широко, чтобы получилась «улыбка до ушей». Сбросив напряжение, после 5-10 секундного перерыва сожмите губы в плотную трубочку. Мягко расслабив мышцы, почувствуйте, как в нижней части лица, по щекам, к ушам распространяются легкие волны приятного тепла, исчезают остатки напряжения, нижняя челюсть тяжелеет, рот приоткрывается. После выполнения всех упражнений сделайте паузу 1-2 минуты, чтобы почувствовать полное расслабление всех мышц лица и туловища.

Упражнение «Аукцион качеств»

Цель: развитие навыков анализа самопрезентации, умения различать свои сильные и слабые стороны, определять, чего не хватает для ощущения комфорта.

Материал: квадратные листочки для записей, ручки.

Инструкция: Участникам предлагается подумать о том, какие качества каждому из них мешают, а какие, наоборот, помогают. На листочках необходимо написать те качества, которых, по мнению участника, у него в избытке и которыми он хотел бы «поделиться» с другими.

Примечание. Участники записывают свои «избыточные» качества на листочках. После выполнения первой части упражнения предлагается выписать на листочки те качества, которых им не хватает, чтобы чувствовать себя комфортно. Листочки с ответами участники оставляют у себя.

Ведущий: «Давайте сравним, каких листочков больше: тех, где записаны ваши качества, которыми вы могли бы поделиться, или листочков с качествами, которых вам не хватает.

А теперь мы организуем  аукцион. Лотами будут ваши «избыточные» качества. Каждый из вас оставляет листочки на своем стуле, затем вы перемещаетесь по кругу по часовой стрелке и, читая качества, забираете эти листы, если они вам нужны. Если такое качество находится, желающий может поделиться им – отдать листок, где записано «избыточное» качество. Если такого качества нет, то все смотрят, есть ли у них что-то похожее, чем можно заменить, и предлагают варианты замены».

Коллаж  «Условия эмоционального комфорта»

Цель: приобретение навыков позитивного мышления, осознание возможности положительных изменений в жизни, визуализация желаний.

Материал: фотографии,  вырезки из журналов,  ватманы,  ножницы,  клей,  скотч,  фломастеры,  цветные карандаши.

Инструкция ведущего: «Представьте, что вы не только получили листочек с написанным на нем качеством, но и приобрели само качество. Закройте глаза, если хотите. Помолчите минуту. Почувствуйте, каково это – обладать таким долгожданным качеством.  Как вы изменитесь внешне, как изменится ваше поведение, отношение к людям, интересы, взгляды на жизнь? Может, в вашей жизни произойдут важные перемены благодаря этому качеству? Какие? Как на вас станут реагировать другие люди?

А теперь все участники делятся на две группы. Задача первой группы – создать коллаж (ведущий указывает на стол, на котором лежат вырезки из журналов и газет), рассказывающий об условиях эмоционального комфорта педагога на работе. Задача второй группы – та же, но касающаяся дома, семьи. По окончанию работы мы проведем защиту проектов.»

Обсуждение, итоги 1 дня.

Цель: рефлексия, закрепление позитивных ощущений от занятия, подведение итогов, обратная связь.

Ведущий: Молодцы! А теперь давайте вспомним, что было на сегодняшнем занятии. Поделитесь с группой своими ощущениями.

Вопросы для беседы:

  • Что вам было делать труднее всего?
  • Что не понравилось, что вызвало сопротивление? Как вы думаете, почему?
  • Что вам больше всего понравилось?
  • Что нового вы узнали о себе?
  • Какой полезный опыт получили на этом занятии?

Ведущий: Большое вам спасибо за плодотворную работу. Я рада, что это занятие было вам полезно. Мы с вами встречаемся через неделю. На следующем занятии я буду раздавать результаты диагностики и объяснять их, поэтому не пропускайте занятие.  Если у вас не получится прийти, мы сможем позже индивидуально встретиться и обсудить результаты. Но, к сожалению, в этом случае вы не сможете поучаствовать в других интересных упражнениях и заданиях, которые я для вас подготовила. Спасибо. До следующей встречи.

2 занятие

Ведущий: Здравствуйте! Сегодня второе занятие группы, на котором вы ознакомитесь с результатами диагностики и получите раздаточный материал.  Я расскажу вам о стрессе и о том, как интерпретировать результаты диагностики. А затем займемся творческой работой, чтобы раскрыть ваш творческий потенциал.

Игра-разминка «Усиль эмоцию»

Цель: настрой на работу, активизация участников, развитие умения действовать согласованно.

Инструкция: Присутствующим предлагается передать друг другу какую-либо эмоцию, добавляя к ней что-то свое и тем самым усиливая ее от участника к участнику.

Ведущий: Например, вам необходимо передать  радость. Первый участник показывает улыбку, второй – повторяет за ним плюс добавляет движение одной рукой, третий – негромкий смешок, четвертый – громкий смех… последний – вскакивает с места, начинает бегать по всей комнате, громко смеяться и хлопать.

Вопросы для обсуждения:

  • Получилось ли усилить эмоцию?
  • Какие были трудности?
  • Понравилась ли игра?

Упражнение-разогрев «Скульптор и скульптура»

Цель: снятие накопившегося напряжения; сплочение, создание ощущения доверия и принятия в группе.

Инструкция: Группа делится на пары, в которых один из участников исполняет роль скульптора, второй – скульптуры. Задача скульптора: не прикасаясь к скульптуре  (не всем приятны прикосновения), плавными движениями показать «скульптуре», в каком направлении она должна повернуться, какую принять форму, как встать. Затем участники меняются ролями. По завершении педагогам можно предложить рассказать об ощущениях, чувствах и эмоциях, которые они испытали при выполнении упражнения, а также определить, какая из ролей им понравилась больше.

Ведущий: Людям с сильным, доминирующим характером нравится быть в роли скульптора. Тем же, кто не любят себя показывать, предпочитают всегда оставаться в тени, нравится быть в роли скульптуры.  Игра необычна для выполнения. Она не только помогает побывать и прочувствовать разные роли, она дает возможность задуматься о том, почему нравиться одна роль и не нравится другая.  Умение  выполнять и следовать за движениями скульптура дает ощущение понимания его, т.е.  рождается взаимопонимание. Чувство сплоченности и взаимопонимания в данном упражнении дает именно то самое умение следовать за движениями скульптора, поддаваться ему.

Ознакомление с результатами диагностики

Цель: ознакомление участников с результатами диагностики, предоставление необходимой для понимания интерпретации теоретической информации о стрессе.

Материал: результаты диагностики и их интерпретация на индивидуальных бланках; раздаточный информационный материал о стадиях выгорания и об антистрессовых  приемах;

Примечание: Данный этап работы начинается с разбора результатов диагностики, поясняются нормы, дается общая картина. Затем следует теоретическая часть, которая поможет участникам уяснить полученную информацию (ПРИЛОЖЕНИЕ 2).

Вот результаты зарубежных психологов, которые исследовали зависимость стрессов от профессии. На 10 месте – шахтеры, на 9 – полицейские, на 8 – учителя, на 7- социальные работники, а на первой строчке – работники музея и библиотекари.

Дистресс – это вредоносный стресс, который может иметь социально опасные последствия, в том числе неадекватное поведение.

Симптомы дистресса:

  • Рассеянность;
  • Ухудшение памяти;
  • Повышенная возбудимость;
  • Постоянная усталость;
  • Потеря чувства юмора;
  • Резкое увеличение количества выкуриваемых сигарет;
  • Пристрастие к алкогольным напиткам;
  • Отсутствие сна и аппетита (или, наоборот, неумеренный аппетит);
  • Иногда психосоматические боли в голове, спине, в области желудка;
  • Полное отсутствие источников радости.

Если у вас присутствуют 5 и более из этих признаков, то нужно срочно «вытаскивать себя из болота».

Упражнение «Сгоревший портрет»

Цель: отреагирование своих результатов диагностики, перевод переживаний из эмоционального в материальное поле; конкретизация и анализ признаков выгорающего человека.

Материал: ручки, лист бумаги с маркерами или доска с мелком, бланк для выполнения задания -  по одному на мини –группу.

Бланк для упражнения:

Семья

Обучающиеся

Коллеги

Реакция на деятельность

Типичные фразы

Примечание: Работа проходит в мини-группах 

Ведущий: На самом деле периодически мы все бываем в состоянии профессионального выгорания. Избежать стресса не дано никому. Важно другое – научится узнавать признаки выгорания и вовремя предпринимать меры. Представим себе выгоревшего педагога, собирательный образ. И запишем в графах таблицы все признаки такого педагога. Затем ответы зачитываются и записываются на доску. Далее происходит обсуждение и анализ того, что каждый человек не может изменить, а что напрямую зависит от него самого в стрессовых ситуациях.

Упражнение «Звуковая гимнастика»

Цель: снятие мышечных зажимов, выплеск негативных эмоций, создание положительного настроя.

Инструкция: Участникам предлагается пропеть звуки, которые определенным образом воздействуют на организм. Исходная позиция – стоя с выпрямленной спиной, состояние спокойное, расслабленное. Перед произнесением каждого звука делается глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично произносится звук, насколько хватит дыхания.

Звуки:

  • А – воздействует благотворно на весь организм;
  • Е – воздействует на щитовидную железу;
  • И – воздействует на мозг, глаза, нос, уши;
  • О – воздействует на сердце, легкие;
  • У – воздействует на органы, расположенные в области живота;
  • Я – воздействует на работу всего организма;
  • М – воздействует на работу всего организма;
  • Х – помогает очищению организма;
  • ХА – помогает повысить настроение.

Упражнение «Пожелания по кругу»

Цель: поднять общий эмоциональный настрой и акцентировать доброжелательное отношение друг к другу.

Материалы: не требуются.

Ведущий предлагает членам группы пожелать своему соседу что-нибудь.

Заключение: Давайте вспомним, что было на сегодняшнем занятии. Поделитесь с группой своими ощущениями. Что вам больше всего понравилось? Что нового вы узнали о себе? Какой полезный опыт получили на этом занятии?

Встретимся через неделю. Следующее занятие завершающие, приходите. Спасибо!

3 занятие

Ведущий:   Добрый день, коллеги! Цель нашей встречи - обучение навыкам саморегуляции и расслабления, формирование положительного эмоционального состояния.

Разминка: Упражнение «Интонация» 
           Цель:
 развитие экспрессии, навыков активного слушания, эмоциональной сферы. 
            Ведущий: «Произнесите по кругу свое имя с разными интонациями» 
с благодарностью, с восторгом, иронично, огорченно, гневно, с признательностью, с обидой, с восхищением, искренне, с сочувствием, радостно, сухо, официально, с угрозой, решительно, резко, безразлично, обиженно, зло, громко, тихо; восторженно, задумчиво; и т.д. 

Ведущий: Современный педагог обязательно должен владеть навыками снятия стрессового напряжения, которое может возникать в процессе работы. Это необходимо для сохранения здоровья не только самого педагога, но и воспитанников. Все мы знаем, что существуют разные способы снятия стресса. Предлагаю Вам в течение 3 минут обсудить и предложить свои варианты выхода из стрессовых ситуаций.  Оказывается, каждый из нас прекрасно знает, каким образом снимать стрессовое состояние, как жить полной жизнью и “не сгореть” на работе.

Упражнение «Я сильный – Я слабый»

Цель: помочь членам группы отличить уверенное поведение от неуверенного, способствовать развитию уверенности в себе через ролевое проигрывание.

Материалы: не требуются.

Инструкция: Участники разбиваются по парам и становятся каждый друг напротив друга. Первый участник в паре вытягивает вперёд свою руку. Второй участник в паре пытается опустить руку напарника, нажимая на неё сверху. Первый участник в паре должен постараться удержать руку, говоря при этом громко и решительно: «Я сильный». Теперь повторяем тоже самое, но первый участник в паре говорит «Я слабый», произнося это с соответствующей интонацией, т.е. тихо, уныло. Попробуйте поменяться.

Вопросы для обсуждения:

  • Когда вам было легче удержать руку: в первом или во втором случае?
  • Почему, как вы думаете?
  • Какие чувства Вы испытывали при выполнении этого упражнения?
  • Какое влияние оказывали произносимые Вами фразы «Я сильный», «Я слабый» на выполнение задания?

Упражнение «Рисунок Я»

Цель: расширить представление о себе, самопознание.

Материалы: карандаши или фломастеры, бумага А4.

Инструкция: Взяв карандаши, либо фломастеры, бумагу участники располагаются в любом месте комнаты. Желательно чтобы рядом с друг другом никто не сидел. На листке бумаги им предстоит нарисовать собственный образ в аллегорической форме так, как они себя представляют. Для рисования даётся определённое время. Например, 10 минут, по истечении, которого всё же не следует жёстко требовать окончания рисования, надо дать возможность каждому участнику закончить свой рисунок в спокойной обстановке.

Ведущий: «Можете рисовать всё, что хочется. Это может быть картина природы, натюрморт, абстракция, фантастический мир, остросюжетная ситуация, нечто в стиле ребуса, в общем всё, что угодно, но с чем вы ассоциируете, связываете, объясняете, сравниваете себя, своё жизненное состояние, свою натуру».

Когда рисунки выполнены, ведущий их собирает и перетасовывает в случайном порядке. Ведущий предлагает каждому участнику по очереди выбрать из стопки рисунок и демонстрируя его группе, просит участника поделиться впечатлениями, что за человек мог его нарисовать. Главное – способствовать тому, что бы высказались все, включая и авторов рисунков. Автору предлагается высказаться, что называется, для маскировки.

Вопросы для обсуждения:

  • Поделись впечатлениями, какой человек мог нарисовать данный рисунок.
  • Какими качествами обладает этот человек?
  • Это уверенный в себе человек или наоборот?
  • Когда высказывались по поводу вашего рисунка, какие чувства вы переживали?
  • Всё ли высказанное об этом рисунке совпадает с Вашими качествами?

Релаксация «Воздушный шарик»

Цель: обучить педагогов снятию эмоционального напряжения и мышечных зажимов.

Инструкция ведущего:  «Примите удобную позу, закройте глаза, дышите глубоко и ровно. Сейчас мы будем учиться расслабляться с помощью дыхания. Представьте себе, что в животе у вас воздушный шарик. Вы вдыхаете медленно, глубоко-глубоко и чувствуете, как он надувается… Вот он стал большим и легким. Когда вы почувствуете, что не можете больше его надуть, задержите дыхание инее спеша сосчитайте про себя до пяти, после чего начинайте медленно и спокойно выдыхать. Шарик сдувается.. А потом надувается вновь… Сделайте так пять-шесть раз, затем медленно откройте глаза и спокойно посидите одну-две минуты. »

Вопросы для обсуждения:

  • Насколько детально вам удалось представить описываемую ситуацию?
  • Где и как в реальной жизни можно использовать такой прием саморегуляции?

Упражнение «Я – звезда»

Цель: отработка навыков уверенного поведения.

Материалы: не требуются.

Инструкцтия: Упражнение проводится по кругу. Каждый участник выбирает для себя роль значимой для него и в то же время известной присутствующим звезды (Алла Пугачёва, президент Украины, сказочный персонаж, литературный герой и т.д.). Затем он проводит самопрезентацию (вербально или невербально: произносит какую-либо фразу или показывает какой-либо жест, характеризующий его звезду). Остальные участники пытаются отгадать имя «кумира».

Вопросы для обсуждения:

  • Сложно ли Вам было выбрать для себя роль значимой и известной звезды?
  • Что схожего между Вами и выбранной звездой?
  • Какие чувства возникли у вас в ходе презентации?
  • Вы старались показать выбранную Вами звезду так, чтобы было понятно другим?
  • Где было легче, показывать или отгадывать?

Заключительная часть:

Цель: подвести итоги практикума, установить обратную связь с участниками.

Вопросы для беседы:

  • Какое у вас сейчас настроение, что вы чувствуете?
  • Какие упражнения вам запомнилось, что заставило вас задуматься?
  • Считаете ли вы эти упражнения полезными?
  • Какие открытия вы сделали о себе или о других?
  • Какие темы вы предложили бы для следующих встреч?

Давайте обобщим все вышесказанное: подведение итогов, раздаточный материал для участников практикума. (ПРИЛОЖЕНИЕ 3)

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ (В.В. БОЙКО)

Методика диагностики уровня профессионального выгорания представляет собой опросник, который создана Бойко В.В.в 1996 году. Опросник состоит из 84 пунктов, группирующихся в 12 шкал. В свою очередь, шкалы группируются в три фактора, соответствующих трём выделенным Бойко стадиям эмоционального выгорания.

В.В. Бойко предлагает классифицировать синдром эмоционального выгорания по стадиям. А в каждой стадии выделять характерные симптомы. Выделяют (если рассматривать профессиональное выгорание с позиций общего адаптационного синдрома Г.Селье) 3 стадии развития выгорания, каждая из которых проявляется в виде 4 симптомов:

Фаза «НАПРЯЖЕНИЕ».

Переживание психотравмирующих обстоятельств

Неудовлетворённость собой

«Загнанность в клетку»

Тревога и депрессия

Фаза «РЕЗИСТЕНЦИЯ»

Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование

Эмоционально-нравственная дезориентация

Расширение сферы экономии эмоций

Редукция профессиональных обязанностей

Фаза «ИСТОЩЕНИЕ»

Эмоциональный дефицит

Эмоциональная отстранённость

Личностная отстранённость (деперсонализация)

Психосоматические и психовегетативные нарушения

Развитие синдрома эмоционального выгорания зависит от внешних и внутренних факторов.

Проведение методики: Тестируемому предлагается заполнить бланк теста, согласившись или не согласившись с представленными утверждениями.

Инструкция: Читайте суждения и отвечайте «да» или «нет». Примите во внимание, что, если в формулировках опросника идет речь о партнерах, то имеются в виду субъекты вашей профессиональной деятельности — пациенты, клиенты, потребители, заказчики, учащиеся и другие люди, с которыми вы ежедневно работаете.

  1. Организационные недостатки на работе постоянно заставляют нервничать, переживать, напрягаться.
  2. Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры.
  3. Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности (занимаю не свое место).
  4. Меня беспокоит то, что я стал хуже работать (менее продуктивно, качественно, медленнее).
  5. Теплота взаимодействия с партнерами очень зависит от моего настроения — хорошего или плохого.
  6. От меня как профессионала мало зависит благополучие партнеров.
  7. Когда я прихожу с работы домой, то некоторое время (часа 2-3) мне хочется побыть наедине, чтобы со мной никто не общался.
  8. Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее решить проблемы партнера (свернуть взаимодействие).
  9. Мне кажется, что эмоционально я не могу дать партнерам того, что требует профессиональный долг.
  10. Моя работа притупляет эмоции.
  11. Я откровенно устал от человеческих проблем, с которыми приходится иметь дело на работе.
  12. Бывает, я плохо засыпаю (сплю) из-за переживаний, связанных с работой.
  13. Взаимодействие с партнерами требует от меня большого напряжения.
  14. Работа с людьми приносит все меньше удовлетворения.
  15. Я бы сменил место работы, если бы представилась возможность.
  16. Меня часто расстраивает то, что я не могу должным образом оказать партнеру профессиональную поддержку, услугу, помощь.
  17. Мне всегда удается предотвратить влияние плохого настроения на деловые контакты.
  18. Меня очень огорчает, если что-то не ладится в отношениях с деловым партнером.
  19. Я настолько устаю на работе, что дома стараюсь общаться как можно меньше.
  20. Из-за нехватки времени, усталости или напряжения часто уделяю внимание партнеру меньше, чем положено.
  21. Иногда самые обычные ситуации общения на работе вызывают раздражение.
  22. Я спокойно воспринимаю обоснованные претензии партнеров.
  23. Общение с партнерами побудило меня сторониться людей.
  24. При воспоминании о некоторых коллегах по работе или партнерах у меня портится настроение.
  25. Конфликты или разногласия с коллегами отнимают много сил и эмоций.
  26. Мне все труднее устанавливать или поддерживать контакты с деловыми партнерами.
  27. Обстановка на работе мне кажется очень трудной, сложной.
  28. У меня часто возникают тревожные ожидания, связанные с работой: что-то должно случиться, как бы не допустить ошибки, смогу ли сделать все, как надо, не сократят ли и т. п.
  29. Если партнер мне неприятен, я стараюсь ограничить время общения с ним или меньше уделять ему внимания.
  30. В общении на работе я придерживаюсь принципа: «не делай людям добра, не получишь зла».
  31. Я охотно рассказываю домашним о своей работе.
  32. Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах работы (меньше делаю, снижается качество, случаются конфликты).
  33. Порой я чувствую, что надо проявить к партнеру эмоциональную отзывчивость, но не могу.
  34. Я очень переживаю за свою работу.
  35. Партнерам по работе отдаешь внимания и заботы больше, чем получаешь от них признательности.
  36. При мысли о работе мне обычно становится не по себе: начинает колоть в области сердца, повышается давление, появляется головная боль.
  37. У меня хорошие (вполне удовлетворительные) отношения с непосредственным руководителем.
  38. Я часто радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу людям.
  39. Последнее время (или как всегда) меня преследуют неудачи в работе.
  40. Некоторые стороны (факты) моей работы вызывают глубокое разочарование, повергают в уныние.
  41. Бывают дни, когда контакты с партнерами складываются хуже, чем обычно.
  42. Я разделяю деловых партнеров (субъектов деятельности) хуже, чем обычно.
  43. Усталость от работы приводит к тому, что я стараюсь сократить общение с друзьями и знакомыми.
  44. Я обычно проявляю интерес к личности партнера помимо того, что касается дела.
  45. Обычно я прихожу на работу отдохнувшим, со свежими силами, в хорошем настроении.
  46. Я иногда ловлю себя на том, что работаю с партнерами автоматически, без души.
  47. По работе встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешь им чего-нибудь плохого.
  48. После общения с неприятными партнерами у меня бывает ухудшение физического или психического самочувствия.
  49. На работе я испытываю постоянные физические или психологические перегрузки.
  50. Успехи в работе вдохновляют меня.
  51. Ситуация на работе, в которой я оказался, кажется безысходной (почти безысходной).
  52. Я потерял покой из-за работы.
  53. На протяжении последнего года была жалоба (были жалобы) в мой адрес со стороны партнера(ов).
  54. Мне удается беречь нервы благодаря тому, что многое из происходящего с партнерами я не принимаю близко к сердцу.
  55. Я часто с работы приношу домой отрицательные эмоции.
  56. Я часто работаю через силу.
  57. Прежде я был более отзывчивым и внимательным к партнерам, чем теперь.
  58. В работе с людьми руководствуюсь принципом: не трать нервы, береги здоровье.
  59. Иногда иду на работу с тяжелым чувством: как все надоело, никого бы не видеть и не слышать.
  60. После напряженного рабочего дня я чувствую недомогание.
  61. Контингент партнеров, с которым я работаю, .очень трудный.
  62. Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю.
  63. Если бы мне повезло с работой, я был бы более счастлив.
  64. Я в отчаянии из-за того, что на работе у меня серьезные проблемы.
  65. Иногда я поступаю со своими партнерами так, как не хотел бы, чтобы поступали со мной.
  66. Я осуждаю партнеров, которые рассчитывают на особое снисхождение, внимание.
  67. Чаще всего после рабочего дня у меня нет сил заниматься домашними делами.
  68. Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий день кончился.
  69. Состояния, просьбы, потребности партнеров обычно меня искренне волнуют.
  70. Работая с людьми, я обычно как бы ставлю экран, защищающий от чужих страданий и отрицательных эмоций.
  71. Работа с людьми (партнерами) очень разочаровала меня.
  72. Чтобы восстановить силы, я часто принимаю лекарства.
  73. Как правило, мой рабочий день проходит спокойно и легко.
  74. Мои требования к выполняемой работе выше, чем то, чего я достигаю в силу обстоятельств.
  75. Моя карьера сложилась удачно.
  76. Я очень нервничаю из-за всего, что связано с работой.
  77. Некоторых из своих постоянных партнеров я не хотел бы видеть и слышать.
  78. Я одобряю коллег, которые полностью посвящают себя людям (партнерам), забывая о собственных интересах.
  79. Моя усталость на работе обычно мало сказывается (никак не сказывается) в общении с домашними и друзьями.
  80. Если предоставляется случай, я уделяю партнеру меньше внимания, но так, чтобы он этого не заметил.
  81. Меня часто подводят нервы в общении с людьми на работе.
  82. Ко всему (почти ко всему), что происходит на работе я утратил интерес, живое чувство.
  83. Работа с людьми плохо повлияла на меня как профессионала – обозлила, сделала нервным, притупила эмоции.
  84. Работа с людьми явно подрывает мое здоровье.

Обработка и интерпретация результатов:

Из методики может быть извлечено 16 показателей: 12 результатов шкал, 3 результата по факторам и 1 общий показатель.

Каждый из пунктов вносит различный вклад (выраженный в математическом коэффициенте) в значение шкалы. Соответствующее количество баллов (в скобках) зачисляется на ответ «да», если перед номером пункта стоит +, и на ответ «нет», если перед номером пункта стоит -.

Переживание психотравмирующих обстоятельств

+1(2)

+13(3)

+25(2)

-37(3)

+49(10)

+61(5)

-73(5)

Неудовлетворенность собой

-2(3)

+14(2)

+26(2)

-38(10)

-50(5)

+62(5)

+74(3)

«Загнанность в клетку»

+3(10)

+15(5)

+27(2)

+39(2)

+51(5)

+63(1)

-75(5)

Тревога и депрессия

+4(2)

+16(3)

+28(5)

+40(5)

+52(10)

+64(2)

+76(3)

Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование

+5(5)

-17(3)

+29(10)

+41(2)

+53(2)

+65(3)

+77(5)

Эмоционально-нравственная дезориентация

+6(10)

-18(3)

+30(3)

+42(5)

+54(2)

+66(2)

-78(5)

Расширение сферы экономии эмоций

+7(2)

+19(10)

-31(2)

+43(5)

+55(3)

+67(3)

-79(5)

Редукция профессиональных обязанностей

+8(5)

+20(5)

+32(2)

-44(2)

+56(3)

+68(3)

+80(10)

Эмоциональный дефицит

+9(3)

+21(2)

+33(5)

-45(5)

+57(3)

-69(10)

+81(2)

Эмоциональная отстраненность

+10(2)

+22(3)

-34(2)

+46(3)

+58(5)

+70(5)

+82(10)

Личностная отстраненность (деперсонализация)

+11(5)

+23(3)

+35(3)

+47(5)

+59(5)

+71(2)

+83(10)

Психосоматические и психовегетативные нарушения

+12(3)

+24(2)

+36(5)

+48(3)

+60(2)

+72(10)

+84(5)

Показатель выраженности каждого симптома колеблется в пределах от 0 до 30 баллов:

9 и менее баллов – не сложившийся симптом

10-15 баллов – складывающийся симптом

16 и более – сложившийся.

Симптомы с показателями 20 и более баллов относятся к доминирующим в фазе или во всём синдроме «эмоционального сгорания». Методика позволяет увидеть ведущие симптомы «сгорания». Важно отметить, к какой фазе формирования стресса относятся доминирующие симптомы и в какой фазе их наибольшее число.

Для получения результата по факторам необходимо сложить значения четырёх субшкал каждого фактора. Соответственно, количество баллов по каждому фактору может колебаться от 0 до 120. Фактор с наибольшим количеством баллов является ведущим в общей картине синдрома профессионального выгорания у респондента.

Для вычисления общего индекса необходимо сложить значения всех трёх факторов. Итоговый балл может меняться от 0 до 360.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Информация для участников практикума: В настоящее время установлено, что синдрому профессионального выгорания наиболее подвержены педагогические работники, специалисты социальной сферы и руководители разных уровней. Обобщение результатов исследования деятельности вышеуказанных специалистов позволило выделить три основных стадии синдрома.

Первая стадия – на уровне произвольного поведения: забывание некоторых моментов, говоря бытовым языком, провалы в памяти относительно выполнения каких-либо двигательных действий (например, внесена нужная запись или нет в документацию, задан ли планируемый вопрос, какой получен ответ и т.д.). Обычно на эти первые симптомы мало кто обращает внимание, называя это в шутку девичьей памятью или склерозом. В зависимости от характера деятельности, величины нервно-психических нагрузок и личностных особенностей специалиста или руководителя первая стадия может формироваться в течение трех- пяти лет.

На второй стадии наблюдается снижение интереса к работе, потребности в общении (в том числе и дома, с друзьями); не хочется видеть тех, с кем специалист общается по роду деятельности (воспитанников, клиентов); в четверг ощущение, что уже пятница, неделя длится нескончаемо, нарастание апатии к концу недели, появление устойчивых соматических симптомов (нет сил, энергии, особенно к концу недели, головные боли по вечерам, мертвый сон без сновидений, увеличение числа простудных заболеваний); повышенная раздражительность, человек заводится с пол-оборота, хотя раньше подобного за собой не замечал. Период формирования данной стадии в среднем от пяти до пятнадцати лет.

Третья стадия – собственно личностное выгорание: полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, отупение, ощущение постоянного отсутствия сил. Человек стремится к уединению. На этой стадии ему гораздо приятнее общаться с животными и природой, чем с людьми. Стадия может формироваться от десяти до двадцати лет в обычных обстоятельствах, а в условиях экономического кризиса усиливается реакция.

Исследования показывают, что эффективным средством профилактики симптома профессионального выгорания являются способы саморегуляции и самовосстановления. Это своего рода техника безопасности для специалистов, имеющих многочисленные интенсивные контакты с людьми в ходе своей работы.

Первым определение стресса дал канадский ученый Ганс Селье: «Стресс – это все, что ведет к быстрому старению организма или вызывает болезни», «Как мы мыслим, так мы себя и чувствуем» - так сказал Альберт Эллис. То есть все зависит от умения правильно реагировать на те или иные события.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ЕСТЕСТВЕННЫЕ СПОСОБЫ РЕГУЛЯЦИИ ОРГАНИЗМА 
• Главный секрет – улыбка, смех, юмор!! Начните свой день со смеха и улыбки. Проснувшись, покривляйтесь и похихикайте перед зеркалом. Улыбнитесь своему отражению, близким и новому дню. 
• Действуйте! 
• Наведите порядок дома или на рабочем месте (Создайте из хаоса порядок. Организуйте Ваш дом и рабочее место так, чтобы Вы всегда могли найти вещи, которые ищите. Поместите их туда, где они должны быть, и не надо будет разыскивать в панике нужную Вам вещь и подвергаться стрессу.); 
• Устройте прогулку по городу пешком 
• Пройдите по магазинам 
• Побейте мяч или подушку. 
• Отвлекайтесь! Много пользы приносит прогулка на природе, на свежем воздухе. Чаще общайтесь с природой, с животными. 
• Сделайте что-нибудь лучшее для вашего внешнего вида. Если Вы будете выглядеть лучше, это заставит Вас и чувствовать лучше. Модная прическа, новый костюм могут придать Вам жизненного тонуса, в котором Вы нуждаетесь. 
• Уходя с работы, оставьте и мысли о ней на завтра. 
• Не забывайте, что массаж, баня, сауна – прекрасные средства для расслабления и отдыха 
• Творите! Любая творческая деятельность может исцелять от переживаний: Рисуйте, Пойте, Шейте, Лепите, Конструируйте, Готовьте новые блюда и т.д. 
• Движение, танцы, музыка – это ЖИЗНЬ! 
• К естественным способам регуляции организма относится также вкусная и полезная еда, фрукты и фруктовые соки. 

РЕЛАКСАЦИЯ 
• Глубоко и медленно дышите. Когда люди испытывают стресс, они дышат поверхностно. Это может привести к мышечному напряжению вследствие недостаточного снабжения тканей кислородом. Расслабьте мышцы и сделайте несколько глубоких вдохов. 
• Представьте, что перед вашим носом на расстоянии 10–15 см висит пушинка. 
Дышите только носом и так плавно, чтобы пушинка не колыхалась. 
Способы, связанные с использованием образов 
Специально запоминайте ситуации, события, в которых вы чувствовали себя комфортно, расслабленно, спокойно, — это ваши ресурсные ситуации. Делайте это в трех основных модальностях, присущих человеку. 
• Поддерживайте хорошую физическую форму 
• Правильный отдых – залог хорошей работоспособности! 

ВИЗУАЛИЗАЦИЯ. 
Представьте себе все, что вас беспокоит, после этого, мысленно помещайте всё это в шар, и отправляйте вдаль, в пустоту. 
• Представьте как вещь, которая вас беспокоит, изменяет свой цвет, будучи чёрной, окрашиваясь в белый цвет. После этого, уменьшите эту проблему насколько возможно и удалите от себя на большое расстояние. 

Литература:

1. Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие.-Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 1998.

2. Горбушина О.П. Психологический тренинг. Секреты проведения. – СПб.: Питер, 2008. – 176 с.: ил. – (Серия «Практическая психология»). 105 с.

3. Кирейчева Е.В., Кирейчев А.В. Психологический тренинг развития Я-концепции. – Ялта, 2006. – С. 80. 11 с.

4. Психомоторика: практикум. Навчальний посібник. – К.: Р59 Главник, 2006. – 144с. – (серія «Психол. Інструментарій»). 55-56 с.

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №52 комбинированного вида Кировского района Санкт-Петербурга

.

Практикум для педагогических работников

по формированию навыков снятия

эффекта эмоционального выгорания.

Подготовила материал: Корсакова О.И.

Санкт-Петербург

2019 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по формированию навыков снятия эффекта эмоционального выгорания у педагогов "Гармония"

В последние годы проблема сохранения психологического здоровья педагогов стала особенно актуальной. Профессия педагога является одной из самых энергоемких. Для ее реализации требуются огромные интелле...

Педагогическое сопровождение процесса формирования навыков творческого рассказывания у старших дошкольников с ОНР

Участниками проекта являются  дети, учитель-логопед, воспитатель, родители группы.  Проект применялся с целью развитие словесного творчества и активизация творческого рассказывания старших д...

Практикум для педагогических работников "Детское экспериментирование"

Практикум для педагогических работников "Детское экспериментирование"...

Семинар-практикум для педагогических работников «Информационно-коммуникационные технологии - как эффективный прием для развития познавательной активности детей».

Семинар-практикум для педагогических работников «Информационно-коммуникационные технологии - как эффективный прием для развития познавательной активности детей» состоялся с целью повы...

Семинар практикум для педагогических работников ДОУ «Дети с ОВЗ в ДОУ. Особенности организации работы.»

Семинар практикум для педагогических работников ДОУ«Дети с ОВЗ в ДОУ. Особенности организации работы.»Цель:Повышение психолого-педагогической компетентности педагогов по организации работы...