Особенности управления адаптацией педагогических работников образовательной организации
статья

Гераськина Ольга Михайловна

Особенности управления адаптацией педагогических работников образовательной организации

Процесс управления адаптацией педагогических работников обусловлен специфическими требованиями, предъявляемыми к их труду.

Работа педагогов достаточно жестко регламентирована нормативными документами, учебными планами, учебными программами, правилами. 1 января 2017 года вступил в силу новый нормативный документ – профессиональный стандарт педагога, регламентирующий деятельность ДОУ. Новый профессиональный стандарт регулирует не только процесс образования, но и устанавливает требования к уровням подготовленности педагога. С одной стороны, это привело к увеличению заработной платы педагогических работников, а, с другой стороны, вполне логично к повышению требований к ним.

Управление персоналом в детском саду, помимо общих нормативных актов трудового права, регламентируется следующими федеральными, региональными и локальными документами, определяющими специфику этой деятельности:

Письмо Министерства образования и науки РФ «Комментарии к ФГОС дошкольного образования» от 28 февраля 2014 г. № 08-249[4].

• Приказ о порядке организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования (Приказ МОиН РФ от 30.08.2013 г. № 1014)[6].

• Приказ Минтруда РФ № 608ни вступающим в действие с 01.01.2017 г. профессиональным Стандартом «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования»[10].

• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.04.2014 № 276 (далее – Приказ № 276) о порядке проведения аттестации педагогических работников в ДОУ[7].

План введения ФГОС ДО в Санкт-Петербурге[13].

• Положение о наставничестве.         

Положение о порядке разработки, утверждения и структуре основной образовательной программы дошкольного образования.

Положение о рабочей группе по введению ФГОС ДО.

• Положение о рабочей программе педагога ГБДОУ № 60 (Приказ Минтруда РФ № 608н и вступающим в действие с 01.01.2017 г. профессиональным Стандартом «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования»).

• Программа Развития Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 60 Санкт - Петербурга на 2016 - 2020 годы .

• Положение об аттестации педагогических работников ГБДОУ № 60 в 2017 году.

Правила внутреннего трудового распорядка для работников ГБДОУ Детского сада № 60 Санкт-Петербурга.

Коллективный договор[14].

Деятельность педагогов образовательных учреждений на сегодняшний день отличается от других сфер трудовой деятельности тем, что:

- работник должен обладать высокими знаниями;

- работник должен уметь пользоваться методическими техниками и приёмами;

- работник должен обладать быстрой реакцией в принятие решений;

- работник должен творчески подходить к решению педагогической задачи;

- работник должен быть морально устойчивым;

- работник не должен допускать ошибок, которые в дальнейшем могут сказаться на общих результатах труда;

- работник должен постоянно развиваться в своей профессии

- работник должен быть внутренне мотивирован.

Влияние организации на поведение педагога происходит через Правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения. Этот документ является локальным нормативным актом дошкольного учреждения и регламентируется Трудовым кодексом РФ. Все Правила утверждаются администрацией, при приёме на работу сотрудника знакомят под расписку с их содержанием и размещают в доступном месте.

Особенности труда педагога, связанные с организацией и обслуживанием рабочего места, указаны в трудовом и коллективном договоре с учетом требований соответствующих СанПиН и СНиП. На рабочем месте должна быть проведена специальная оценка условий труда (СОУТ), в результате которой ему присваивается итоговый класс условий труда [22]. Ответственность за чистоту, порядок и исправное состояние своего рабочего места лежит на педагоге, как и за рациональное использование энергии и топливных ресурсов.

Организацию воспитательного процесса регламентируют документы на Федеральном уровне. Содержание и порядок организации и осуществления образовательной деятельности указываются в образовательных программах, стандартах. Программы самостоятельно разрабатываются дошкольным учреждением и утверждаются ими же, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом.

Выявленные особенности в работе педагога дают возможность сделать вывод, о том, что важное, значение в освоении им своей профессии имеет процесс быстрой трудовой адаптации[35, С. 187].

Процесс адаптации педагога отличается своей напряженностью, так как для этого периода характерны противоречиями между потребностями работника (хочу), его возможностями (могу) и нормами (должно быть). Именно поэтому управление процедурой адаптации вновь пришедших педагогов должно быть направлено на снижения этих противоречий и нахождения точек соприкосновения, всех этих вещей (потребностей, возможностей и требований к работе).

Так как процесс адаптации педагогов является неотъемлемой частью процесса его профессионального развития, установлено, что на снижение противоречий в этот период влияет уровень его мотивации к труду, желания расти и развиваться в своей профессии.

Труд человека имеет целенаправленный характер и подразумевает, в конечном счёте, достижение конкретного результата. Мощным фактором, обеспечивающим достижение запланированных результатов, выступает внутренняя мотивация работников. От способности придавать направленность трудовой деятельности и обеспечивать системный подход к мотивации персонала во многом зависит эффективность труда [36, C. 273].

В связи с этим выделяют следующие параметры, определяющие успешность управление адаптации педагогов: уровень мотивированности к педагогической деятельности, уровень личностного и профессионального развития и особенности образовательной среды.

Планирование работы по управление адаптацией молодых специалистов и педагогов уже со стажем работы имеет свои особенности. Так как, представитель каждой из группы переживает за время адаптационного периода разные кризисы. Для начинающих педагогов характерен профессиональный кризис, который заключается в необходимости вроде как общения с опытными коллегами по работе, а вроде поиском своего «Я» (собственных взглядов). Педагог зачастую испытывает стресс, что и обозначает «напряжение», который мешает быстрому вхождению в должность. Стресс является приспособительным или адаптационным синдромом, одинаково протекающий у всех сотрудников [18, С. 240]. У педагогов со стажем работы, так как уже прошло профессиональное становление, поэтому возникает желание искать творческий поиск в работе, новых способов и приемов работы. Все это способствует развитию индивидуального подхода к выбору адаптационных мероприятий.

В рамках управления адаптацией молодых специалистов  и работников со стажем руководству образовательного учреждения необходимо:

1. Составления плана работы, с указанием целей проведения данной работы, основных мероприятий, результатов, ответственных.

2. Контроль и учет прохождения всех этапов адаптации.

3. Анализ эффективности всех управленческих функций.

Планирование процесса управления адаптации молодых педагогов должен включать следующие направления работы:

- направленность педагогической деятельности на осознание целей адаптации;

- личностно-ориентированный подход к организации процесса адаптации;

- системность в организации профессиональной адаптации;

- моральное стимулирование педагога;

- создание благоприятного социально-психологического климата.

Реализация направленности педагогической деятельности на осознание целей адаптации заключается в проведение таких мероприятий как беседа, разработка плана самообразования, целенаправленный контроль со стороны наставников.

Личностно-ориентированный подход достигается во время проведения диагностики личного развития педагога в ближайшей перспективе, проявление толерантности к ошибкам в работе молодых специалистов, мониторинг важных моментов деятельности воспитателей, предоставление помощи в разрешении жизненных, личных проблемах учителей.

Отличие организации управления адаптационной работой молодого педагога и педагога с опытом заключается в том, что педагогу с опытом работы, и определенным уровнем своего профессионального развития в наибольшей степени важно, создать условия для проявления собственной инициативы и творческого подхода, а также понимания его значимости в достижении общего результата организации, решение возникших проблем. В меньшей степени ему важен выбор направления в своей работе.

Таким, образом, можно, сделать вывод, о том, что особенности системы управления адаптацией именно педагогических работников заключаются в осознание целей адаптации, личностно-ориентированном подходе, морально стимулировании, создание благоприятного психологического климата, и условий для проявления своей инициативы и творчества.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности управления адаптацией педагогических работников образовательной организации

Процесс управления адаптацией педагогических работников обусловлен специфическими требованиями, предъявляемыми к их труду.

Работа педагогов достаточно жестко регламентирована нормативными документами, учебными планами, учебными программами, правилами. 1 января 2017 года вступил в силу новый нормативный документ – профессиональный стандарт педагога, регламентирующий деятельность ДОУ. Новый профессиональный стандарт регулирует не только процесс образования, но и устанавливает требования к уровням подготовленности педагога. С одной стороны, это привело к увеличению заработной платы педагогических работников, а, с другой стороны, вполне логично к повышению требований к ним.

Управление персоналом в детском саду, помимо общих нормативных актов трудового права, регламентируется следующими федеральными, региональными и локальными документами, определяющими специфику этой деятельности:

 Письмо Министерства образования и науки РФ «Комментарии к ФГОС дошкольного образования» от 28 февраля 2014 г. № 08-249[4].

• Приказ о порядке организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования (Приказ МОиН РФ от 30.08.2013 г. № 1014)[6].

• Приказ Минтруда РФ № 608ни вступающим в действие с 01.01.2017 г. профессиональным Стандартом «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования»[10].

• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.04.2014 № 276 (далее – Приказ № 276) о порядке проведения аттестации педагогических работников в ДОУ[7].

План введения ФГОС ДО в Санкт-Петербурге[13].

• Положение о наставничестве.        

Положение о порядке разработки, утверждения и структуре основной образовательной программы дошкольного образования.

 Положение о рабочей группе по введению ФГОС ДО.

• Положение о рабочей программе педагога ГБДОУ № 60 (Приказ Минтруда РФ № 608н и вступающим в действие с 01.01.2017 г. профессиональным Стандартом «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования»).

• Программа Развития Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 60 Санкт - Петербурга на 2016 - 2020 годы .

• Положение об аттестации педагогических работников ГБДОУ № 60 в 2017 году.

Правила внутреннего трудового распорядка для работников ГБДОУ Детского сада № 60 Санкт-Петербурга.

Коллективный договор[14].

Деятельность педагогов образовательных учреждений на сегодняшний день отличается от других сфер трудовой деятельности тем, что:

- работник должен обладать высокими знаниями;

- работник должен уметь пользоваться методическими техниками и приёмами;

- работник должен обладать быстрой реакцией в принятие решений;

- работник должен творчески подходить к решению педагогической задачи;

- работник должен быть морально устойчивым;

- работник не должен допускать ошибок, которые в дальнейшем могут сказаться на общих результатах труда;

- работник должен постоянно развиваться в своей профессии

- работник должен быть внутренне мотивирован.

Влияние организации на поведение педагога происходит через Правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения. Этот документ является локальным нормативным актом дошкольного учреждения и регламентируется Трудовым кодексом РФ. Все Правила утверждаются администрацией, при приёме на работу сотрудника знакомят под расписку с их содержанием и размещают в доступном месте.

Особенности труда педагога, связанные с организацией и обслуживанием рабочего места, указаны в трудовом и коллективном договоре с учетом требований соответствующих СанПиН и СНиП. На рабочем месте должна быть проведена специальная оценка условий труда (СОУТ), в результате которой ему присваивается итоговый класс условий труда [22]. Ответственность за чистоту, порядок и исправное состояние своего рабочего места лежит на педагоге, как и за рациональное использование энергии и топливных ресурсов.

Организацию воспитательного процесса регламентируют документы на Федеральном уровне. Содержание и порядок организации и осуществления образовательной деятельности указываются в образовательных программах, стандартах. Программы самостоятельно разрабатываются дошкольным учреждением и утверждаются ими же, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом.

Выявленные особенности в работе педагога дают возможность сделать вывод, о том, что важное, значение в освоении им своей профессии имеет процесс быстрой трудовой адаптации[35, С. 187].

Процесс адаптации педагога отличается своей напряженностью, так как для этого периода характерны противоречиями между потребностями работника (хочу), его возможностями (могу) и нормами (должно быть). Именно поэтому управление процедурой адаптации вновь пришедших педагогов должно быть направлено на снижения этих противоречий и нахождения точек соприкосновения, всех этих вещей (потребностей, возможностей и требований к работе).

Так как процесс адаптации педагогов является неотъемлемой частью процесса его профессионального развития, установлено, что на снижение противоречий в этот период влияет уровень его мотивации к труду, желания расти и развиваться в своей профессии.

Труд человека имеет целенаправленный характер и подразумевает, в конечном счёте, достижение конкретного результата. Мощным фактором, обеспечивающим достижение запланированных результатов, выступает внутренняя мотивация работников. От способности придавать направленность трудовой деятельности и обеспечивать системный подход к мотивации персонала во многом зависит эффективность труда [36, C. 273].

В связи с этим выделяют следующие параметры, определяющие успешность управление адаптации педагогов: уровень мотивированности к педагогической деятельности, уровень личностного и профессионального развития и особенности образовательной среды.

Планирование работы по управление адаптацией молодых специалистов и педагогов уже со стажем работы имеет свои особенности. Так как, представитель каждой из группы переживает за время адаптационного периода разные кризисы. Для начинающих педагогов характерен профессиональный кризис, который заключается в необходимости вроде как общения с опытными коллегами по работе, а вроде поиском своего «Я» (собственных взглядов). Педагог зачастую испытывает стресс, что и обозначает «напряжение», который мешает быстрому вхождению в должность. Стресс является приспособительным или адаптационным синдромом, одинаково протекающий у всех сотрудников [18, С. 240]. У педагогов со стажем работы, так как уже прошло профессиональное становление, поэтому возникает желание искать творческий поиск в работе, новых способов и приемов работы. Все это способствует развитию индивидуального подхода к выбору адаптационных мероприятий. 

В рамках управления адаптацией молодых специалистов  и работников со стажем руководству образовательного учреждения необходимо:

1. Составления плана работы, с указанием целей проведения данной работы, основных мероприятий, результатов, ответственных.

2. Контроль и учет прохождения всех этапов адаптации.

3. Анализ эффективности всех управленческих функций.

Планирование процесса управления адаптации молодых педагогов должен включать следующие направления работы:

- направленность педагогической деятельности на осознание целей адаптации;

- личностно-ориентированный подход к организации процесса адаптации;

- системность в организации профессиональной адаптации;

- моральное стимулирование педагога;

- создание благоприятного социально-психологического климата.

Реализация направленности педагогической деятельности на осознание целей адаптации заключается в проведение таких мероприятий как беседа, разработка плана самообразования, целенаправленный контроль со стороны наставников.

Личностно-ориентированный подход достигается во время проведения диагностики личного развития педагога в ближайшей перспективе, проявление толерантности к ошибкам в работе молодых специалистов, мониторинг важных моментов деятельности воспитателей, предоставление помощи в разрешении жизненных, личных проблемах учителей.

Отличие организации управления адаптационной работой молодого педагога и педагога с опытом заключается в том, что педагогу с опытом работы, и определенным уровнем своего профессионального развития в наибольшей степени важно, создать условия для проявления собственной инициативы и творческого подхода, а также понимания его значимости в достижении общего результата организации, решение возникших проблем. В меньшей степени ему важен выбор направления в своей работе.

Таким, образом, можно, сделать вывод, о том, что особенности системы управления адаптацией именно педагогических работников заключаются в осознание целей адаптации, личностно-ориентированном подходе, морально стимулировании, создание благоприятного психологического климата, и условий для проявления своей инициативы и творчества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Введение нового порядка аттестации педагогических работников образовательных организаций Московской области"

Презентацию скачала с официального сайта аттестации АСОУ в помощь инструкторам по физкультуре, которым предстоит аттестация на первую и высшую категории....

"Организация кружковой работы по обучению детей дошкольного возраста игре в шашки".Выступление на Августовской конференции педагогических работников образовательных организаций МО "Кабанский район".

Реализуя вариативную часть программы, мы организуем работу по дополнительному образованию, создавая кружки коррекционной направленности, кружки, направленные на развитие одарённых детей и кружки на ра...

Выступление на муниципальном августовском совещании руководящих и педагогических работников образовательных организаций

Доклад по образовательной области развитие речи на тему: "Развитие связной речи в старшей группе через игру"...

Фестиваль по городошному спорту "Городки для всех" среди педагогических работников образовательных организаций г. Москвы 15.мая 2021 год

Целью Соревнования является:- популяризация и развития исконно русской народной игры «городки», как один из видов физического воспитания. Девиз соревнования – Играем в городки,...

Приказ "Об участии в конкурсе профессионального мастерства среди молодых педагогических работников образовательных организаций города Нижневартовска «Педагогический дебют – 2021»

На основании годового плана, с целью обеспечения условий для развития кадрового потенциала, повышения престижа и значимости педагогической профессии в соответствии с актуальными задачами в сфере образ...

Приказ об утверждении списка победителей, призёров, финалистов конкурса профессионального мастерства среди молодых педагогических работников образовательных организаций города Нижневартовска"Педагогический дебют-2021"

Список победителей, призёров, финалистов конкурса профессионального мастерства среди молодых педагогических работников образовательных организаций города Нижневартовска"Педагогический дебют-2021...