Тренинг для педагогов «Развитие и поддержка детской инициативы и самостоятельности в рамках реализации ФГОС ДО»
методическая разработка

Пшеничная Ольга Эдуардовна

В Конституции Российской Федерации, в «Концепции модернизации российского образования», в Законе Российской Федерации «Об Образовании» сформулирован социальный заказ государства - системе образования - воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.

В соответствии с ФГОС ДО в образовательной программе каждого дошкольного учреждения появился такой раздел как: «Поддержка детской инициативы» основным принципом, которого является - построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, по поддержке своей инициативы в разных видах деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening.docx22.69 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг для педагогов

«Развитие и поддержка детской инициативы и самостоятельности

в рамках реализации ФГОС ДО»

Цель: Демонстрация способности к анализу, осмыслению и представлению своей педагогической деятельности в соответствии с новыми требованиями ФГОС ДО.

Задачи:

• Повысить профессиональную компетентность педагогов ДОУ в способах поддержки детской инициативы.

• Познакомить с вариантами создания условий для поддержки детской инициативы, с методическим обеспечением, формами, принципами работы по данной теме.

Добрый день, уважаемые коллеги.

Тема сегодняшнего методического семинара «Поддержка детской инициативы в дошкольном возрасте в соответствии с ФГОС ДО».

Разделитесь на две команды.

В Конституции Российской Федерации, в «Концепции модернизации российского образования», в Законе Российской Федерации «Об Образовании» сформулирован социальный заказ государства - системе образования - воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.

В соответствии с ФГОС ДО в образовательной программе каждого дошкольного учреждения появился такой раздел как: «Поддержка детской инициативы» основным принципом, которого является - построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, по поддержке своей инициативы в разных видах деятельности.

Что же такое детская инициатива?

Игра-ассоциация «Что такое инициатива?»

Детская инициатива – это самостоятельное внутреннее побуждение ребёнка к деятельности, к познанию окружающего мира.

Упражнение «Где проявляется инициатива?»

Где может проявить свою инициативность дошкольник? Предлагаю выбрать те ответы, которые на ваш взгляд характеризуют проявление инициативы. (Ведущий раздает на листах бумаги разные варианты ответов, участники зачитывают лишь те, которые правильные)

Варианты ответов:

-исследовательская деятельность,

-коллекционирование,

-игра с правилами,

-уборка игрушек,

-застегивание пуговиц,

-выполняет прямые указания взрослого,

-задание по образцу,

-сюжетно-ролевая игра,

-коммуникативная игра,

-игра – импровизация,

-моделирование,

-просмотр телепередачи.

Упражнение «Инициативная личность».

Цель: систематизировать знания о качествах инициативной личности.

Инструкция участникам: Что же такое детская инициативность?

Предлагаю обсудить это всем вместе. Перед вами несколько вариантов ответа. Вам нужно выбрать из них те, которые подходят к определению инициативной личности. (Ведущий раздает на листах бумаги разные варианты ответов, участники зачитывают лишь те, которые правильные)

произвольность поведения;

отсутствие творческого воображения

самостоятельность;

замкнутость

развитая эмоционально волевая сфера;

инициатива в различных видах деятельности;

стремление к самореализации;

общительность;

боязнь порицания, наказания

творческий подход к деятельности;

пассивность

высокий уровень умственных способностей;

ожидание указаний воспитателя

познавательная активность.

Упражнение «Придумай проект».

Придумайте некий проект, который бы способствовал поддержке детской инициативы. И обыграйте часть этого проекта со второй группой, как будто они и есть ваши воспитанники.  

Упражнение “Сочини сказку”.

Цель: развитие воображения, творческих способностей.

Материал: распечатанные на бумаге фразы с началом и окончанием сказки.

Инструкция участникам: участники делятся на команды, каждая команда получает бланк с началом и окончанием истории. Задача каждой команды придумать сюжет истории, используя предлагаемые фразы.

1 команда: Сочините сказку, которая начинается с фразы:

«мужчина читал газету в троллейбусе…» и заканчивается фразой: «…поэтому всем было холодно».

2 команда: Сочините сказку, которая начинается с фразы:

«в сумочке лежал пистолет…» и заканчивается фразой: «…поэтому собачка уснула на диване».

Упражнение «Ситуация».

Коллеги, следующим заданием предлагаю рассмотреть и проанализировать ситуации (работа в группах):

1. Дима строит большой гараж для машин. Всё делает сам. Весь строительный материал держит возле себя. Ребята сидят рядом и просят: «Дай мне одну пластину положить!» А Дима в ответ: «Сам справлюсь!».

Вопросы: как вы оцениваете поступок Димы? Каковы действия воспитателя?

2. Между детьми завязалась игра "Семья", но они не могут распределить между собою роли. Что должен делать взрослый?

Итак, подведём итоги. Что же необходимо сделать педагогу для поддержки детской инициативы?

1. предоставлять детям самостоятельность во всём, что не представляет опасности для их жизни и здоровья, помогая им реализовывать собственные замыслы;

2. отмечать и приветствовать даже минимальные успехи детей;

3. не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как личность.

4. формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия; приучать свободно пользоваться игрушками и пособиями;

5. поддерживать интерес ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает в разные режимные моменты.

6. для поддержки инициативы в творческой, досуговой деятельности по указанию ребёнка создавать для него все необходимые условия;

7. содержать в открытом доступе различные атрибуты к развлечениям;

8. поощрять различные творческие начинания ребенка.

Рефлексия 

Уважаемые коллеги, я попрошу вас подняться со своих мест. Кто взял, что-то новое для себя – поднимите руки вверх; кто считает, что было интересно – поднять руки на пояс; кто считает, что было неинтересно – обычная поза, стоя, руки по швам. Наш тренинг закончился.  Нам приятно видеть, что ваши представления о формировании активности и инициативы значительно пополнились, мы надеемся, вы будете использовать полученные знания в своей практике.

Спасибо всем за работу!

произвольность поведения;

отсутствие творческого воображения;

самостоятельность;

замкнутость;

развитая эмоционально волевая сфера;

инициатива в различных видах деятельности;

стремление к самореализации;

общительность;

боязнь порицания, наказания;

творческий подход к деятельности;

пассивность;

высокий уровень умственных способностей;

ожидание указаний воспитателя;

познавательная активность.

произвольность поведения;

отсутствие творческого воображения;

самостоятельность;

замкнутость;

развитая эмоционально волевая сфера;

инициатива в различных видах деятельности;

стремление к самореализации;

общительность;

боязнь порицания, наказания;

творческий подход к деятельности;

пассивность;

высокий уровень умственных способностей;

ожидание указаний воспитателя;

познавательная активность.

Сочините сказку, которая начинается с фразы:

«мужчина читал газету в троллейбусе…» и заканчивается фразой«…поэтому всем было холодно».

Сочините сказку, которая начинается с фразы:

«в сумочке лежал пистолет…» и заканчивается фразой«…поэтому собачка уснула на диване».

Дима строит большой гараж для машин. Всё делает сам. Весь строительный материал держит возле себя. Ребята сидят рядом и просят: «Дай мне одну пластину положить!» А Дима в ответ: «Сам справлюсь!».

Как вы оцениваете поступок Димы? Каковы действия воспитателя?

Между детьми завязалась игра "Семья", но они не могут распределить между собою роли. Что должен делать взрослый? 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов «Развитие и поддержка детской инициативы и самостоятельности в рамках реализации ФГОС ДО»

Дошкольное детство – период интенсивного развития ре-бенка, появления ряда психических новообразований, становления черт личности, возраст формирования особенностей психики, которые опреде-ляют ...

ТЕЗИС ВЫСТУПЛЕНИЯ НА РМО Тема: «Использование инновационных образовательных технологий для поддержки детской инициативы и самостоятельности в условиях внедрения ФГОС ДОО».

материал о том, что такое детская инициатива и какие задачи стоят перед педагогом при использовании инновационных технологий в условиях ФГОС ДО....

Семинар-практикум для педагогов «Развитие и поддержка детской инициативы и самостоятельности в рамках реализации ФГОС ДО»

Дошкольное детство – период интенсивного развития ребенка, появления ряда психических новообразований, становления черт личности, возраст формирования особенностей психики, которые определяют по...

тренинг для педагогов " Развитие и поддержка детской инициативы и самостоятельности "2023г ноябрь

Повысить профессиональную компетентность педагогов ДОУ в способах поддержки детской инициативы...