Опыт работы ПДО Новиковой Ю.И.«Психофизическое развитие на занятиях объединения «Подготовишки».
статья

Новикова Юлия Игоревна

Для того, чтобы более успешно решить задачи по укреплению физического, интеллектуального и эмоционального здоровья дошкольников, важно поддерживать интерес к занятиям, использовать в работе всевозможные игры, физкультминутки, различные вспомогательные предметы. Главной особенностью моей работы было то, что каждое последующее занятие не похоже на предыдущее.

В процессе работы над темой были использованы методы исследования:  анализ специальной литературы по проблеме психофизического развития; анализ методико-педагогической документации; наблюдение; диагностика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty_pdo_novikovoy_yu.i.doc229 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

 «Центр детского творчества»

Обобщенный опыт работы.

                                        

             Педагог дополнительного образования

Новикова Юлия Игоревна

г.Щекино

2017 год

Тема опыта:   «Психофизическое развитие на занятиях объединения «Подготовишки».

Идея опыта:   Система занятий, в ходе которых используются эффективные методы и приёмы, способствующие психофизическому развитию детей.

Содержание

  1. Сведения об авторе.
  2. Условия становления опыта в Центре детского творчества.
  3. Теоретическая база опыта.
  4. Актуальность и перспектива опыта.
  5. Новизна опыта.
  6. Технология опыта.
  7. Результативность.
  8. Методическое обеспечение опыта.
  9. Приложения.

  1. Сведения об авторе.

Ф. И. О.  Новикова Юлия Игоревна

Образование    высшее, 2001 год, Тульский государственный педагогический университет, Педагогика и психология развития ребенка, учитель начальных классов.

Педагогический стаж работы 8 лет

Квалификационная категория II        

Место работы  Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества»

Тема опыта: «Психофизическое развитие на занятиях объединения «Подготовишки».

Адресная направленность: педагогам, родителям воспитанников.

Принципы педагогической деятельности:

  • принцип уважения к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему. 
  • принцип  целостности и системности педагогического процесса.
  • принцип целенаправленности педагогического процесса

  1. Условия становления опыта в Центре детского творчества.

В нашем доме всегда было много книг познавательного характера, поэтому я росла очень любознательным ребенком, читать начала еще в детском саду.

До сих пор остаюсь благодарной своим родителям, а они у меня педагоги, что они всячески поддерживали мой неподдельный интерес к окружающей действительности и старались создать условия для моего полноценного развития.

Сколько себя помню, все время возилась с малышами – и в школе, и во дворе: придумывала для них развлечения, проводила игры, устраивала разные конкурсы. И никогда не сомневалась, кем хочу стать – конечно, учителем.
В 2001 году я стала учителем начальных классов. Я всегда мечтала передать мои знания и умения детям, моим воспитанникам.

Реализовать свои мечты и планы мне удалось в Центре детского творчества. Я стала одним из педагогов Центра и создала своё объединение «Подготовишки».

Опыт формировался в течение 6 –ти лет моей работы в МБУ ДО «Центр детского творчества».

 Работая с детьми, я заметила, что актуальными проблемами детского здоровья сегодня являются:

  • повышенная детская утомляемость (дети с трудом сосредотачиваются, быстро становятся вялыми и раздражительными);
  • детские стрессы (нервные расстройства вследствие отрицательной психологической обстановки в семье, излишнего шума и нервности в детском коллективе);
  • тревожность (недостаток эмоциональной поддержки в семье, недостаток информации);
  • нарушение осанки;
  • сниженный иммунитет и частые простудные заболевания.

Для того, чтобы более успешно решить задачи по укреплению физического, интеллектуального и эмоционального здоровья дошкольников, важно поддерживать интерес к занятиям, использовать в работе всевозможные игры, физкультминутки, различные вспомогательные предметы. Главной особенностью моей работы было то, что каждое последующее занятие не похоже на предыдущее.

В процессе работы над темой были использованы методы исследования:  анализ специальной литературы по проблеме психофизического развития; анализ методико-педагогической документации; наблюдение; диагностика.

Методологической основой стали труды и исследования ученых В.В.Давыдова, Л. А. Венгера, Л.С. Выгодского, А. В. Запорожец, В. Алямовской, Г. Урунтаевой, А. Галанова, В. Кудрявцева, Н. Ефимова  и др. Ими получено большое количество разных фактов, предложены интересные гипотезы для объяснения механизмов развития.

  1. Теоретическая основа опыта.

В старшем дошкольном возрасте отмечается бурное развитие и перестройка в работе всех физиологических систем организма ребенка: нервной, сердечно-сосудистой, эндокринной, опорно-двигательной. Ребенок быстро прибавляет в росте и весе, изменяются пропорции тела.

Происходят существенные изменения высшей нервной деятельности. По своим характеристикам головной мозг шестилетнего ребенка в большей степени приближается к показателям мозга взрослого человека. Организм ребенка  в период от 5 до 7 лет свидетельствует о готовности к переходу на более высокую ступень возрастного развития, предполагающую более интенсивные умственные и физические нагрузки, связанные с систематическим школьным обучением. Формируется физиологическая готовность ребенка к обучению в школе.

Старший дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения.

В этом возрасте закладываются основы будущей личности: формируется устойчивая структура мотивов; зарождаются новые социальные потребности (потребность в уважении и признании взрослого, желание выполнять важные для других, «взрослые» дела, быть «взрослым»; потребность в признании сверстников: у старших дошкольников активно проявляется интерес к коллективным формам деятельности и в то же время – стремление в игре и других видах деятельности быть первым, лучшим; появляется потребность поступать в соответствии с установленными правилами и этическими нормами и т.д.); возникает новый (опосредованный) тип мотивации – основа произвольного поведения; ребенок усваивает определенную систему социальных ценностей, моральных норм и правил поведения в обществе, в некоторых ситуациях он уже может сдерживать свои непосредственные желания и поступать не так как хочется в данный момент, а так как «надо» (хочется посмотреть «мультики», но мама просит поиграть с младшим братом или сходить в магазин; не хочется убирать игрушки, но это входит в обязанности дежурного, значит это надо делать и т.д.).

На седьмом году жизни ребенок начинает осознавать свое место среди других людей, у него формируется внутренняя социальная позиция и стремление к соответствующей его потребностям новой социальной роли. Ребенок начинает осознавать и обобщать свои переживания, формируются устойчивая самооценка и соответствующее ей отношение к успеху и неудаче в деятельности (одним свойственно стремление к успеху и высоким достижениям, а для других важнее всего избежать неудач и неприятных переживаний).

  1. Актуальность опыта.

Одним из условий полноценного развития детей дошкольного возраста является высокий уровень здоровья, его психофизическое и психологическое состояние. В настоящее время в связи со сложившейся экологической ситуацией, неблагоприятными наследственными факторами наблюдается тенденция к увеличению числа детей дошкольного возраста, имеющих отклонения в состоянии здоровья.

В учреждения дополнительного образования приходит большое количество детей с ярко выраженной гиперактивностью, психосоматическими заболеваниями. Кроме того,  по данным медицинской статистики, количество дошкольников с хроническими заболеваниями увеличивается с каждым годом. В школу поступает только несколько процентов абсолютно здоровых первоклассников. В последние годы, к сожалению, отмечается  и увеличение количества детей, имеющих нарушение речи. В век развития телевидения и компьютеризации дети меньше общаются с взрослыми и сверстниками. Да и многие родители предпочитают, чтобы дети сидели за компьютерными играми, смотрели мультфильмы, лишь бы не отвлекали. В результате двигательная активность на низком уровне, речь и чувственная сфера не развивается.

Я обратила внимание на повышенную детскую утомляемость, дети с трудом сосредотачиваются, быстро становятся вялыми и раздражительными; часто болеют простудными заболеваниями, имеют нарушения осанки.  

В свете вышесказанного особую актуальность приобретает проблема здоровьесбережения. Оздоровление детского организма становится приоритетным направлением в работе многих образовательных учреждений. Поэтому на своих занятиях мною решаются задачи психофизического развития ребёнка, подготовки его к школе, широко используя в педагогическом процессе здоровьесберегающие технологии.

  1. Новизна опыта.

Новизна опыта заключается в реализации инновационных здоровьесберегающих  технологий  в процессе психофизического развития дошкольников во время педагогической  деятельности на занятиях объединения «Подготовишки»:

  • Использование здоровьесберегающих технологий в игровой форме на традиционных занятиях, праздниках и развлечениях.
  • Формирование у детей привычки к здоровому образу жизни, на занятиях, развлечениях, праздниках, свободной деятельности.
  • Новые формы воздействия с семьей по воспитанию и приобщению детей к здоровому образу жизни.
  • использование ИКТ для более  наглядной демонстрации     преимущества  здорового образа жизни.

  1. Технология опыта.

В процессе работы над темой были изучены многие методики по психофизическому развитию и оздоровлению дошкольников и были выбраны определенные развивающие упражнения в определенной последовательности.

6.1.На своих занятиях я систематично   провожу физкультминутки на занятиях -  я использую пальчиковую и артикуляционную гимнастику. Артикуляционная гимнастика, пальчиковые и жестовые игры интересны, занимательны, не требуют много времени(1,5-2 мин), легко запоминаются, выполняются по показу взрослого. Они позволяют  отдохнуть детям в течение  малоподвижных видов деятельности – раскрашивания, работы в тетрадях и т.д., и в то же время не дают  детям  отвлечь свое внимание от  слушания, разучивания и других видов деятельности.

Пальчиковые и жестовые игры.

В пальчиковых и жестовых играх содержание стихотворения изображается с помощью движения рук и пальцев.

Такие игры дают нагрузку на мелкую моторику руки, что способствует появлению более тонких, дифференцированных движений, влияет на развитие тактильного чувства. Установлено, что и уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев руки. Таким образом, благодаря связи между движением различных частей нашего тела с корой больших полушарий, что особенно сильно выражено в отношении пальцев рук, данный вид игры способствует активизации деятельности клеток мозга, возникновению связей между последними; способствует подвижности речи и мышления в целом. При этом интеллект ребенка развивается самым естественным, здоровым образом.

Важное значение жестовой игры также заключается в том, что, будучи выразительно и красиво показанной педагогом, она даст импульс к возникновению в ребенке живого образа, стоящего за жестом, способствует развитию своеобразной внутренней, душевной подвижности.

Пальчиковые и жестовые игры обладают способностью «собирать» детей, настраивать их па концентрацию, что также может быть использовано педагогом, но по этой же причине ими нельзя злоупотреблять — в течение занятий к ним можно обращаться несколько раз, но понемногу.

Действия детей в пальчиковых и жестовых играх основаны на подражании взрослому. Одновременно, т.е. в течение трех или более недель педагог должен играть одни и те же пальчиковые игры, лишь постепенно вводя новые.

Отличным материалом для пальчиковых игр могут служить как народные, так и современные детские песенки, потешки, прибаутки, т. п.

Примеры пальчиковых игр.

«Замок»

На двери висит замок —

Кто его открыть бы смог?

(Быстрое соединение пальцев в замок.)

Потянули…

(Тянем кисти в стороны.)

Покрутили…

(Волнообразные движения.)

Постучали…

(Пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладонями.)

И открыли!

(Пальцы расцепились.)

 

 «Белка»

Сидит белка на тележке,

(Исходное положение — кисти рук сжаты в кулак.)

Продает она орешки,

(Круговые движения кистью вправо, влево.)

Лисичке-сестричке,

(Разогнуть большой палец.)

Воробью,

(Разогнуть указательный палец.)

Синичке,

(Разогнуть средний палец.)

Мишке толстопятому,

(Разогнуть безымянный палец.)

Заиньке усатому.

(Разогнуть мизинец.)

Вот так!

(Раскрыть кисть — пальцы в стороны и в исходное положение.)

«Магазин»

Мы пришли в магазин.

(Идут пальчиками по столу. Вытягивают вперед слегка согнутые в локтях руки, сцепив их перед собой.)

Мы купили торт — один,

(Показывают 1 палец.)

Плюшек — две,

(Хлопают в ладоши 2 раза и показывают 2 пальца.)

Ватрушек — три,

(Хлопают в ладоши 3 раза и показывают 3 пальца.)

А киви купили — сразу четыре!

(Вертят кулачками и показывают 4 пальца.)

Примеры жестовых игр.

Как на горке - снег, снег, 
(ручками складываем горку, потом пальчиками перебираем, как будто снег сыплется)

И под горкой - снег, снег, 
(опускаем ручки вниз, сыплем снег внизу)
И на ёлке - снег, снег,
 (из рук складываем елочку, сыплем снегом)
И под ёлкой - снег, снег.
 (опять руки вниз, сыплем)

А под снегом спит медведь.
 (складываем руки под щечку, как будто спим)
Тише, тише… Не шуметь.
 (указательный палец ко рту)

Бом-бом-бом... Стучат часы, ( качаем головой)

Накрутил Мороз усы, (крутим пальчиками усы)

Расчесал он бороду (гладим длинную бороду)

И пошел по городу... (шагаем)

Сто игрушек за спиной. (сгибаемся под тяжелым мешком)

Всем детишкам по одной. (показываем 1 пальчик)

Раз, два, три, четыре, пять
(Загибаем пальчики по одному)

Мы во двор пришли гулять.
(«Идём» по столу указательным и средним пальчиками)
Бабу снежную лепили,
(«Лепим» комочек двумя ладонями)
Птичек крошками кормили,
(Крошащие движения всеми пальцами)
С горки мы потом катались,
(Проводим указательным пальцем пр.р. по ладони л.р.)
А ещё в снегу валялись.
(Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)
Все в снегу домой пришли.
(Отряхиваем ладошки)
Съели суп и спать легли.
(Движения воображаемой ложкой, руки под щёки)

Артикуляционная гимнастика.

Чтобы ребёнок научился произносить сложные звуки, его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому помогут научиться артикуляционные гимнастики и упражнения.

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой.

1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого аппарата дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.

2. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них “каша во рту”.

Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.

3. Занятия артикуляционной гимнастикой позволят детям научиться говорить правильно, четко и красиво.

Как правильно заниматься артикуляционной гимнастикой:

- Сначала знакомим ребёнка с основными положениями губ и языка с помощью весёлых историй о Язычке. На этом этапе он должен повторять упражнения 2-3 раза. Затем повторяйте с ним все упражнения не менее 5-6 раз.

- Не забываем выполнять задания, направленные на развитие голоса, дыхания и речевого слуха. Это очень важно для правильного звукопроизношения.

Все упражнения для развития артикуляционного аппарата направлены на решение трех задач и, соответственно, делятся на три группы.

- Развитие подвижности языка (умение делать язык широким и узким, удерживать широкий язык за нижними резцами, поднимать за верхние зубы, отодвигать его назад и вглубь рта).

- Развитие достаточной подвижности губ (умение вытягивать их вперед, округлять, растягивать в улыбку, образовывать нижней губой щель с передними верхними зубами).

- Развитие умения удерживать нижнюю челюсть в определенном положении, что важно для произношения звуков. Проводя с ребёнком упражнения и гимнастики для развития его речевого аппарата и профилактики речевых проблем, нужно помнить следующее: надо начинать занятия со статических упражнений (где язычок не выполняет постоянные движения, а лишь занимает то или иное положение) и переходить к динамическим лишь тогда, когда малыш освоит первый этап. Упражнения для губ можно делать в любом случае.

Далее приводятся различные игровые упражнения для развития артикуляционного аппарата, следствием чего является улучшение звукопроизношения, которые целесообразно использовать на занятиях по развитию речи.

Примеры упражнений.

Сказочные истории из жизни Язычка.

История №1 “Домик для Язычка”.

Жил – был Язычок, очень грустный Язычок. Да и откуда взяться веселью, если не было у него своего домика? Язычку ничего не оставалось, как жить на улице, а там: осенью – дождь, зимой – снег. Плохо было Язычку. Он часто простужался и болел. Но вот однажды нашёл Язычок себе домик – (какой?) – рот и очень обрадовался. Дом должен быть крепостью, поэтому Язычок установил две двери – (какие?) - первая дверь – губы, вторая – зубы. В доме Язычка не было окон, но зато были построенные стены: они могли раздуваться, как шарики.

Как они называются? Правильно, это щёки. А потолок был твёрдым и назывался нёбо. В домике у Язычка было тепло и не было сквозняков.

История №2 “Язычок делает ремонт”.

Из-за постоянной сырости Язычку часто приходилось делать ремонт. Прежде всего он проветривал свой дом, для чего открывал сначала первую дверь – губы, а потом вторую – зубы. После этого он тщательно протирал их сначала с наружной, а потом с внутренней стороны (дети под руководством учителя делают соответствующие движения, то есть проводят языком по внутренней и наружной стороне губ и зубов). Потом Язычок брал большую кисть и красил потолок – нёбо. Красить надо было хорошо и для этого он крепко прижимал кисточку ( широко открыв рот, ребёнок двигает языком 5-10 раз вперёд – назад – упражнение “Маляр”). Выполнив эту работу, Язычок приступал к оклейке стен – щёк обоями. Делал он это очень аккуратно (дети двигают язычок сверху вниз по внутренней стороне обеих щёк).

После ремонта Язычок мыл пол (дети двигают кончик язычка из стороны в сторону под языком и возле передних зубов, открыв при этом рот).

Примеры артикуляционных упражнений, основанных

 на звукопроизношении.

- Толстый колокольчик (ла-ла-ла), тонкий колокольчик (ля-ля-ля).

- Шарик (т-ссс).

- Пароход (ч-ч-ч).

- Солдат (та-та-та), солдаты (да-да-да).

- Ветер (в-в-в, ф-ф-ф).

- Чайник (пых-пых).

- Сдуваем пёрышко (ф-ф-ф).

- Машина (пи-пи-пи).

- Гудит пароход (ы-ы-ы – громко - большой, ы-ы-ы – тихо – маленький).

- Большой молоток (д-д-д), маленький молоточек (мь-мь-мь).

Примеры артикуляционных упражнений, основанных

 на воображении и представлении.

- “Футбол” (Играем в футбол – забиваем голы то в левые ворота, то в правые. Нужно ударять язычком по-очереди то в левую щёку, то в правую).

- “Грибок” (Язык представляем в виде гриба. Для этого язычок присасывается к нёбу и удерживается в таком положении. При этом нужно открыть рот как можно шире, не отрывая язычок от нёба).

- “Сладкое варенье” (Облизываем языком сначала нижнюю губу, а потом верхнюю. И так несколько раз).

- “Иголочка” (Превращаем язычок в иголочку. Вытягиваем его вперёд как можно дальше).

- “Часики” (Язычок – стрелочка. Вытягиваем его вперёд и водим им влево – вправо).

Примеры артикуляционных упражнений, основанных

на сюжетно – ролевых играх.

- “Снежинка”. У каждого ребёнка на ладошке лежит снежинка, вырезанная из бумаги. Рука мёрзнет, поэтому снежинку нужно сдуть. А так как она очень маленькая и лёгкая, то сдувать её нужно очень осторожно. Поэтому дуть будем на неё вот так: сомкнуть губы, произнести звук п один раз. Не сдули. Тогда произносим звук п несколько раз подряд, пока снежинка не слетит: п-п-п.

- “Греем руки”. Можно эту игру использовать как продолжение предыдущей. А можно придумать новый сюжет. Например, такой: мы лепили снеговика и у нас очень замёрзли руки. Нужно их согреть. Подносим руки ко рту и дуем на них вот так: х-х-х. - “Подуй на шарик”. Представим, что у нас на ладошках лежит воздушный шарик. Объявляется соревнование, кто быстрее сдует его. Но сдувать нужно аккуратно и медленно.

- “Лошадки”. Дети, изображая лошадок, стоят в “конюшне”. Учитель говорит: “Наступило утро. Все лошадки идут гулять”. Дети друг за другом идут по комнате, высоко поднимая ноги, как лошадки. По сигналу: “Лошадки идут домой!” - дети произносят “и-го-го” и быстро бегут в “конюшню”.

- “Автомобили”. Дети делятся на две группы и становятся дуг за другом у противоположных стен. На команду: “Поехали!” дети, изображая руками движения руля, идут друг за другом навстречу. Встречаясь, они дают сигналы “Би-би, би-би”, чтобы автомобили не столкнулись.

6.2.В течении занятии использую игры для развития эмоциональной сферы восприятия у детей.

Проблема эмоционального развития детей дошкольного возраста всё чаще привлекает внимание педагогов и психологов, т.к. нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, характеризующие взрослого человека, не даны ребёнку в готовом виде от рождения.

Дошкольник не умеет самостоятельно выражать свои чувства, эмоциональные переживания без специального обучения и воспитания, так как способность произвольно управлять своими действиями и эмоциями складывается на протяжении всего дошкольного детства.

Эмоциональная сфера является ведущей сферой психики в дошкольном детстве. Она играет решающую роль в становлении личности ребенка, регуляции его высших психических функций, а также поведения в целом.

Характерная особенность формирования эмоциональной сферы заключается в том, что эта задача решается в процессе всего времени пребывания ребенка на занятиях в учреждении дополнительного образования.

Совместная деятельность ребенка с педагогом, со сверстниками (на занятиях, в игровой или бытовой деятельности) постоянно оказывает влияние на его эмоциональную сферу.

Общение с ребенком необходимо организовать так, чтобы он сам понял и открыл для себя, как ему следует реагировать и поступать в различных ситуациях. И пример взрослого здесь – один из решающих факторов. Прямое или косвенное подражание педагогу в проявлении чувств – в своем роде, обучающий тренинг. Учитывая это, педагогу необходимо уметь «смотреть на себя со стороны», проявляя эмоциональную культуру и такт. Он – образец для ребенка.

Только полноценное формирование эмоциональной сферы ребенка дает возможность достичь гармонии личности, «единства интеллекта и аффекта» (Л.С. Выготский).

Примеры игр.
Игра «Четвертый лишний».


Цель: развитие внимания, восприятия, памяти, распознавание различных эмоций.

Педагог предъявляет детям четыре пиктограммы эмоциональных состояний. Ребенок должен выделить одно состояние, которое не подходит к остальным:

-радость, добродушие, отзывчивость, жадность;

-грусть, обида, вина, радость;

-трудолюбие, лень, жадность, зависть;

-жадность, злость, зависть, отзывчивость.

В другом варианте игры педагог зачитывает задания без опоры на картинный материал.

-грусти, огорчается, веселиться, печалиться;

-радуется, веселиться, восторгается, злиться;

-радость, веселье, счастье, злость;

Игра «Кого - куда»

Цель: развивать способность распознавать различные эмоции.

Педагог выставляет портреты детей с различными выражениями эмоциональных чувств, состояний. Ребенку нужно выбрать тех детей, которых:

-можно посадить за праздничной стол;

-нужно успокоить, подбирать;

-обидел воспитатель;

Ребенок должен объяснить свой выбор, называя признаки, по которым он понял, какое настроение у каждого изображенного на рисунке ребенка.

Игра «Что было бы, если бы».

Цель: развивать способность распознавать и выражать различные эмоции.

Взрослый показывает детям сюжетную картинку, у героя (ев) которой отсутствует (ют) лицо (а). Детям предлагается назвать, какую эмоцию они считают подходящей к данному случаю и почему. После этого взрослый предлагает детям изменить эмоцию на лице героя. Что было бы, если бы он стал веселым (загрустил, разозлился и т. д.?

Можно разделить детей на группы по количеству эмоций и каждой группе предложить разыграть ситуацию. Например, одна группа придумывает и разыгрывает ситуацию, герои которой злятся, другая – ситуацию, в которой герои смеются.

6.3. В начало и конец  занятия внедряю элементы психогимнастики, позволяющие настроить детей на нужный лад (взбодрить, успокоить).
        Активные мимические и пантомимические проявления чувств помогают предотвращать перерастание некоторых эмоций в патологию, благодаря работе мышц лица и тела обеспечивается активная разрядка эмоций. Это особенно важно потому, что в силу своих возрастных особенностей дети часто не осознают своих “психических заноз”. При произвольном воспроизведении эмоций могут возникать яркие воспоминания о неотреагированных ранее переживаниях, что имеет значение для нахождения первопричины напряжения у некоторых детей.

Включение в занятия элементов психогимнастики помогает создать положительный эмоциональный настрой, устранить замкнутость, закомплексованность, снять усталость, преодолеть застенчивость, робость. У детей развиваются более быстро навыки концентрации, пластики, координации движений.

Упражнения сопровождаются опорными сигналами (зрительными ориентирами), показом упражнений и имитацией.

Путем имитаций дети самостоятельно воспроизводят виденное в окружающей обстановке, при этом ребенок приобретает известное умение распоряжаться своими силами. Показ и имитация оказывают различное воздействие на приобретение навыка. Подражая явлениям и объектам окружающей действительности, ребенок способен определить какая часть тела может наиболее точно передать наблюдаемое движение, в каком направлении должно быть произведено действие, с какой амплитудой следует его выполнять. Важно улучшать качество выполнения движений, научить выделять характерные позы и движения различных животных, растений, наблюдаемых в жизненных ситуациях, на картинках, в рассказах.

Примеры упражнений.
Этюд «Возьми и передай».

Цель этюда: тренировка выразительности движений.

Дети сидят на стульях, расставленных по кругу, и передают друг другу некий воображаемый предмет. Сбоку, несмотря на движения детей, должно складываться впечатление, что они действуют с реальными предметами.

Этюд «Праздничное настроение».

Цель этюда: выражение радости.

Дети делятся на две группы. Первая группа стоит вдоль стены. Вторая группа идет по кругу под музыку Н. Римского-Корсакова (вступление к 1-го акта оперы «Сказка о царе Салтане», отрывок) торжественным маршем и, проходя мимо группы, стоящей у стены, приветствует ее поднятием вверх правой руки. (Дети должны представить, что они в праздничной одежде идут на праздник. Настроение у них радостное, праздничное). Выразительные движения: идти уверенным, решительным шагом; спина прямая, голова поднята, на лице - улыбка.

Этюд «Капитан».

Цель этюда: выражение смелости, уверенности.

Ребенок представляет себя капитаном. Капитан стоит на мостике корабля и смотрит вперед. Вокруг темное небо, высокие крутые волны, свищет ветер. Но не боится капитан бури. Он чувствует себя сильным, смелым, уверенным. Он поведет свой корабль в порт назначения. Выразительные движения: спина прямая, ноги расставлены, взгляд устремлен вперед, иногда подносит к глазам воображаемый бинокль.

Этюд «Нахал».

Цель этюда: выражение наглости.

Мальчик с гармошкой сел на скамейку под окнами жилого дома и громко заиграл. Из подъезда вышла женщина и попросила мальчика перейти на другое место: «Ты играешь как раз под нашими окнами, а у меня только заснула больная дочка! » - « А мне что? »- сказал сквозь зубы мальчик и заиграл еще громче.

Этюд «Муравей».

Цель этюда: напряжение и расслабление мышц ног.

На пальцы ног залез и бегает муравей. С силой натянуть носки на себя, ноги напряжены, прямые (на вдохе). Оставить носки в этом положении, прислушаться, на каком пальце сидит муравей (задержка дыхания). Мгновенным снятием напряжения в стопах сбросить муравья с пальцев ног (на выдохе). Носки идут вниз - в стороны, расслабить ноги (ноги отдыхают). Повторить 2-3 раза.

Применение здоровьесберегающих технологий для психофизического развития дошкольника может варьироваться на каждом занятии, в зависимости от темы, задач, использования тех или иных видов педагогической деятельности.

  1. Результативность.

Использование здоровьесберегающих технологий не только на занятиях в моем объединении, но и в семейном воспитании помогает более эффективно развивать психофизические способности дошкольников, сохранять и укреплять их здоровье. Родители, посетившие занятия, с удовольствием повторяют игры и упражнения дома. В этом также помогают дидактические материалы, консультации.
      Применение современных методов здоровьесбережения, организация оздоровительной работы на занятиях объединения «Подготовишки», обеспечивает  каждому ребенку укрепление психического и физического здоровья, способствует психофизическому развитию и выявлению творческих способностей.  

Таким образом, результатами работы являются:

  • повышение уровня психофизического развития и творческих способностей детей;
  • стабильность эмоционального благополучия каждого ребенка;
  • повышение уровня речевого развития;
  • снижение уровня заболеваемости;
  • стабильность физической и умственной работоспособности.

Результаты мониторинга

(сравнительные, по годам обучения).

Ориентировка во времени (%).

Логические задачи (%).

Фонематический слух (%).

Рассказ по картинке (%).

Анализ звука (%).

Раскрашивание картинки (%).

Обведение по точкам (%).

Копирование узора (%).

Ориентировка на листе (%).

Положение ручки (%).

  1. Методическое обеспечение опыта
  1. Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры. М., 1999.
  2. Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций: Пособие для практических работников ДОУ. - М.: Айрис-пресс, 2004.
  3. Кудрявцев В.Т., Егорова Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст): Программно-методическое пособие. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2000.
  4. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста/Под ред. А.В. Запорожца, Я.З. Неверович. - М., 1986.
  5. Чистякова М.И. Психогимнастика/Под. Ред. М.И. Буянова. -2-е изд. -М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.
  6. Эмоциональное развитие дошкольника/Под ред. А.Д. Кошелевой. - М., 1985.
  7.  «Веселая артикуляционная гимнастика Н.В.Нищева» http://zanozka.ucoz.ru/
  8. «Мир дошкольников» http://mirdoshkolnikov.ru/
  9.  «CHILDSCHOOL: ВСЕ О ДЕТЯХ» http://childschool.ucoz.ru/blog/igry_dlja_razvitija_ehmocionalnoj_sfery_u_rebenka/2014-07-19-813


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕСТОПЛАСТИКИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Пособие адресовано педагогам  учреждений образования, работающих с детьми с особенностями психофизического развития...

Опыт работы по формированию фонематического слуха у дошкольников на методическом объединении учителей-логопедов

Работа по формированию фонетических представлений и развитию фонематического слуха у дошкольников - одно из основных направлений в работе учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения. Без ...

Опыт работы «Методы и приемы формирования метапредметных результатов на занятиях по развитию речи и обучению грамоте»

Метапредметность – это универсальная деятельность, которая является «надпредметной». Предметная - это любая деятельность с предметом Метапредметный подход обеспечивает переход о...