Картотека игр по ТРИЗ
картотека (старшая группа)

Корниенко Наталья Александровна

Картотека игр по ТРИЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kartoteka_igr_po_triz.doc110 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр по технологии  ТРИЗ

Метод мозгового штурма.

Игра: «Хорошо-плохо».

Цель: учить выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны.  

Ход игры: выбирается объект, который не вызывает у ребенка стойких ассоциаций, положительных или отрицательных эмоций. Такими объектами могут стать карандаш, шкаф, книга, лампа, стул, камень, лист бумаги и т.д. Всем играющим необходимо назвать хотя бы по одному разу, что в предлагаемом предмете «плохо», а что «хорошо», что нравится и не нравится, что удобно и неудобно.  

Игра: «Сделай наоборот».

   

Цель: развивать фантазирование детей, способствовать свободному общению малышей друг с другом и с воспитателем, формировать коммуникативные способности.

Ход игры: Детям предлагается ответить на вопросы:  

-Что нужно сделать ребенку, чтобы мама пустила гулять? ( Убрать игрушки, поесть, одеться).  

-Что нужно сделать ребенку, чтобы мама не пустила его гулять на улицу? (насорить, что-то разбить, не есть кашу, разбросать одежду, нагрубить бабушке, разорвать книгу и т.д.).

-Что нужно сделать, чтобы попасть под машину? (Играть с мячом на дороге, бегать по дороге, кататься на велосипеде по дороге и т.д.).

Игра: «Идеальный конструктор».  

Цель: развивать монологическую речь детей, память, внимание, фантазию.

Ход игры: Предложить ребенку построить что-нибудь из ничего, т.е., из того, что есть под рукой.

-Высокую башню из предметов, которые находятся в группе.

-Разложить предметы в группе в порядке возрастания или убывания.  

Игра:«Скажи наоборот»

Цель: учить подбирать анонимы, слова, противоположные по значению.

Ход игры:

1 вариант: дети в кругу, воспитатель в центре с мячом: много-мало; далеко-близко; грустно-весело и т.д.

2 вариант: после нахождения антонима говорим третье слово (горячее-холодное: утюг; кислое -сладкое: яблоко и т.д.).

Игра: «Вперед-назад».

Цель игры: развивать умение детей анализировать объекты, выделяя их отрицательные и положительные качества.

Ход игры: Детям предлагается проанализировать объект, сказав, чем он удобен и не удобен, или чем он нравится, или не нравится.

Условие: называя положительные качества, ребенок делает шаг вперед, отрицательные -шаг назад.

Метод системного анализа

Игра: «Найди общее».

Цель: учить детей находить общее между различными явлениями или предметами; развивать память, обогащать словарный запас детей.

Ход игры: Предложить детям назвать общее между:

- элементами одной системы-человек (руки, ноги)-пальцы;

-однородными или близкими системами-(детский сад-школа), (дерево-цветок);

-различными системами или элементами разных систем (лампочка-крокодил; мяч- калоши).  

Игра: «Чем был - чем стал»

Цель: учить детей устанавливать взаимосвязи предметов и материалов во времени.

Ход игры: ведущий называет материал, а дети называют объекты материального мира, в которых эти материалы присутствуют. Затем, ведущий называет предметы рукотворного мира, а дети определяют, какие материалы использовались при их изготовлении.

Пример: Было раньше тканью, а стало… платьем, одеждой, занавесками, скатертью.

Сейчас это картина, а было… красками, пустым холстом. А что еще стало из красок? Пятно, клякса, грязная вода.    

Игра: «Оператор РВС»

Цель: учить детей ориентироваться в размере, во времени и стоимости, развивать фантазию, творческое воображение.  

Ход игры: воспитатель рассказывает детям истории:  

                                                   (Размер)

  1. Идет маленький человечек, находит билетик и превращается в большого человека (с 9 этажный дом). Что он будет делать: работать, быть подъемным краном, мыть стекла, маяком для кораблей и т.д.
  2. Мальчик стал маленьким с пальчик. Чего, или кого он будет бояться? (людей, птиц, насекомых, и т.д.)

                                                        (Время)

1.Что было со стулом много, много лет назад?

2.Что будет с Димой много, много лет вперед?

3.Маша, ты бабушка, тебе 75 лет. Ты у нас Мария Петровна. Что Вы сейчас будете делать? Что Вы будете есть? и т.д.

                                                         (Стоимость)

1.У кого дороже избушка у зайца, или у лисы? Почему?

2.Сколько продуктов положить, чтобы получился колобок самый дорогой, самый дешевый?

 

Игра: «Назови отличие».

Цель: научить детей определять роль и место объектов, их роль.

Ход игры: Даны предметы: шкаф, магнитофон, книга, звонок, самолет. Чем эти предметы отличаются от карандаша, собаки, машины, телевизора. Найти как можно больше отличий.

Игра: «Продолжи предложение».

Цель: научить детей определять роль и место объектов, их роль.

Ход игры: Детям дается задание продолжить предложение:

-В горах нельзя громко кричать потому, что….

-Птицы начали вить гнезда потому, что…..

-Ласточки летают низко потому, что….

-Птицы полетели на юг потому, что…..  

Игра: «Обобщение понятий».

Цель: Развивать мыслительную функцию обобщения для развития творческих возможностей воображения и мышления.

Правила игры: Детям даются карточки, на каждой карточке4 картинки, 3 из которых нужно объединить в одну группу и дать ей название. Одно понятие, не относящееся к данной группе нужно найти и исключить.

Игра «Что это означает?».

Ход игры: Детям предлагается объяснить понятия:  

- Мальчик как медведь;

-Воспитатель, как грозовая туча;

-Девушка как лебедь;

-Человек как стена;

-Трава, как ковер;

-Лед, как камень;

-Ноги, как вата.

Метод фокальных объектов

Игра:«Фоторобот».

Цель: развивать монологическую речь детей, память, внимание, фантазию.

Ход игры: дети составляют героя из частей других объектов, героев других сказок.

Усложнение: придуманного героя зарисовать и «отправить» его в новую сказку.  

Игра: «Что это такое?».

Цель: развивать фантазию, воображение, обогащать словарный запас детей.

Ход игры: берется несколько предметов не имеющих четкого применения (коробки, кубики, палочки и т.д.). Чем они могут быть в игре?

Игра: « Изобрести стул»

Цель: развивать монологическую речь детей, память, внимание, фантазию.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям подобрать определения к словам: медведь, волк, лиса, заяц. Далее подставить эти определения к слову «стул».

Метод каталога  

 

Игра: «Продолжи сказку»

Цель: развивать фантазию, воображение ребенка, его словарный запас.

Ход игры: воспитатель рассказывает детям начало придуманной сказки и просит детей ее продолжить.

Пример: Жил был маленький гиппопотамчик. Многие звери смеялись над ним, что он такой маленький. Больше всего смеялась одна муха. Среди мух она была самой большой. И вот однажды села она на ветку рядом с гиппопотамчиком и стала его дразнить…..

Игра: «Интересные сказки».

Цель: развивать воображение ребенка, его связную и образную речь.  

Ход игры: Воспитатель предлагает детям ответить на вопросы:

-как сделать так, чтобы Ваня напился, а козленочком не стал?

-куда нужно положить яйцо, чтобы оно не разбилось?

-как сделать, чтобы лиса не съела колобка?

-как сделать, чтобы медведь Машу сам выгнал?

Игра: «Новая сказка».

Цель: развивать воображение ребенка, его связную и образную речь.  

Ход игры: Детям предлагается по двум картинкам из разных сказок придумать новую сказку (красная шапочка и вертолет и т.д.).  

Игра: «Придумай сказку».

Цель: учить детей решению сказочных задач, моделированию новых сказок.  

Ход игры: Детям предлагается придумать сказку на темы: «Стул ожил и пошел гулять», «Ты стал домашним животным» и т.д.

Игра: «Круглые очки».  

Цель: развивать воображение ребенка, его связную и образную речь.  

Ход игры: Воспитатель предлагает детям представить, что они одели круглые очки. Это волшебные очки, через которые можно увидеть только круглые вещи. Воспитатель предлагает детям назвать все круглые предметы в комнате.  

Игра: «Почему это произошло?»

Цель: развивать воображение ребенка, его связную и образную речь.    

Ход игры: Детям предлагается составить рассказ на заданные ситуации:

-Во всем доме внезапно погасли все электрические лампы;

-Речка вышла из берегов и затопила окрестные луга;

-Подойдя к дому можно было увидеть, что все окна распахнуты настежь;

-Внезапно из леса раздалось громкое, протяжное, звериное рычание;

-Из крана вместо воды полился сок;

-Вместо слез, когда ты плачешь, падают деньги.

Метод усовершенствования  

Игра: «Что будет, если?

Ход игры: воспитатель предлагает детям ответить на вопросы:

-Что будет, если изменить форму предмета?;

- Что будет, если изменить материал из которого изготовлен предмет?;

- Что будет, если изменить величину?;

-Что будет, если изменить цвет?;

-Что будет, если изменить стоимость предмета?    

Метод исследования

 

Игра: «Животные».

Ход игры: Детям предлагается выбрать одно животное (собака) и рассказать о нем, как можно больше (какие виды собак бывают, какие свойства у собаки, какие функции выполняет, как влияет на семью и т.д.)

Игра: «Группировка слов».

Ход игры: Детям предлагается назвать как можно больше слов, обозначающих, что может: давить, летать, свистеть и.т.д.  

Игра: «Объяснялки».

Ход игры: Детям предлагается объяснить выражения:

-Золотая середина;

-Золотые руки;

-Козел отпущения;

-Буря в стакане воды;

-Рыльце в пуху;

-А Васька слушает да ест;

-Умывать руки;

-Белая ворона;

-Не все золото, что блестит;

-Не красна изба углами, а красна пирогами;

-Семь раз отмерь, один отрежь;

-Не плюй в колодец, пригодится воды напиться.

 

Игра: «Узнай объект по описанию».

Ход игры: Детям предлагается узнать объект по описанию:

 

-По снегу покатите -я подрасту,

На костре согреете -я пропаду.

(снежный ком)

 

-Новый дом несу в руке,

Дверца дома на замке,

Тут жильцы бумажные

И ужасно важные.

(портфель).  

-Держит девочка в руке

Облачко на стебельке.

Стоит дунуть на него-

И не будет ничего.

(одуванчик).  

-Очень любят дети

Холодок в пакете

Холодок-холодок,  

Дай лизнуть еще разок.

(мороженое).  

-Нагнут меня ребятки

Дождь пойдет на грядке.

(лейка).  

-В этом домике жильцы

Все умелые пловцы

Что за дом у них такой

До краев налит водой.

(аквариум).  

-Маленькое, сдобное

Колечко съедобное,

Я одна тебя не съем,

Разделю ребяткам всем.

(бублик).

Игры на воображение

(выявление художественных способностей)

Игра: «Кляксы»

Ход игры: Лист бумаги на нем клякса, его сгибают несколько раз. Затем рассматривают, на что похоже.

Игра: «Наскальные рисунки»

Ход игры: Ребенок должен зарисовать значками понятие или явление: зима, бабушка, лето, новый год и т.д. Чем яснее выражено понятие или явление в рисунке, тем выше уровень воображения и восприятия у ребенка.

Игра: «Волшебный листок»

Ход игры: Детям предлагаются листки с нарисованными геометрическими фигурами, на каждом разные, но одной формы (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, овал).Дорисовать, чтобы получился оконченный рисунок.

Игры на воображение  

Игра: «В мире животных»

Цель: показать характерные особенности зверей, используя мимику и жесты.

Ход игры: детям дается задание показать мимикой и жестами животных: слон, жираф, верблюд, обезьяна и т.д.

Игра: «Скульптура».

Цель: дать детям почувствовать уверенность в своих силах.

Ход игры: 

1 вариант. Дети разбиваются на пары. 1-скульптор, 2-скульптура. Задача скульптора мелкими движениями сделать какую-то скульптуру.

2 вариант. Скульптор -1 ребенок. Скульптуры -несколько детей.

   

Игра: «Замороженный»  

Ход игры: Группа ребят разбита на пары, в паре-замороженный. Задача другого рассмешить, используя мимику и жесты.

Игра: «На что похоже?»

Ход игры: Вырезать и раскрасить геометрические фигуры. Дети должны ответить: на что похоже: желтый кружок (яйцо, цыпленок, солнце, репка, яблоко и т.д.).

Метод моделирования маленькими человечками

Цель: Объяснить детям связь между живой природой и человеком.  

Ход игры: Детям предлагаются схемы изображения маленьких человечек: человечки держатся за руки-твердые тела; человечки касаются только локтями-жидкости; человечки бегают-дым, пар. Далее детям предлагается сравнить человека и дерево, найти общее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр по ТРИЗ.

В данной картотеке собраны игры по триз для детей с 3 - 7 лет....

Картотека игр по ТРИЗ-технологии

Игры для занятий по ТРИЗ развивают не только мыслительные процессы, фантазию, воображение, но и речь ребенка....

Картотека игр по ТРИЗ

Картотека игр по ТРИЗ - технологии для детей от младшей до подготовительной группы. Отлично развивает творческое мышление и воображение....

Картотека игр по ТРИЗ

Картотека игр по ТРИЗУ поможет педагогам развить внутренний мир ребёнка без каких-либо трудностей....

Картотека игр по ТРИЗ

Игры  учат детей выявлять противоречия, свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению....

Картотека игр по ТРИЗ экологического содержания

Вашему вниманию предоставляю игры по ТРИЗ экологического содержания. Эти игры помогут дошкольникам расширить, систематизировать, закрепить знания по экологии, развить логическое внимание....

КАРТОТЕКА ИГР ПО ТРИЗУ

Триз - творческое решение изобретательских задач, область знаний, исследующая механизмы, развития технических систем с целью создания проектных методов, решения изобретательских задач.Пусть вас не сму...